Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Данная статья описывает особенности использования опытно-экспериментальной деятельности в ДОО с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделяется классификации опытно-экспериментальной деятельности и роли воспитателя в ее организации.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. В них входит и «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста

В.С. Че,

Сахалинская область,

ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» Южно-Сахалинский педагогический колледж,

студентка

Аннотация. Данная статья описывает особенности использования опытно-экспериментальной деятельности в ДОО с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделяется классификации опытно-экспериментальной деятельности и роли воспитателя в ее организации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. В них входит и «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»  

Одной из разновидностей познавательно-исследовательской деятельности выступает экспериментирование (опытно- экспериментальная деятельность). Экспериментальная деятельность детей (детское экспериментирование) - это форма деятельности детей, которая направлена на изменение предмета, явления действительности с целью познания. Результатом экспериментов является формирование обобщенных методов практического изучения ситуации.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это является основой для внедрения детского экспериментирования в практику дошкольных учреждений. Экспериментальная деятельность включает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивая процесс получения детьми не только новых знаний и информации, но и новых способов знакомства с ними.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОО является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

  • формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;
  • развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
  • создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Главное преимущество метода экспериментирования состоит в том, что он дает детям реальное понимание различных аспектов исследуемого предмета, его отношения к другим предметам, окружающей среде. В ходе эксперимента память ребенка будет обогащаться, а мыслительные процессы активизироваться, так как возникает постоянная потребность в операциях анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и экстраполяции. В результате ребенок не только вводит новые факты, но и накапливает основы умственных приемов и операций, которые мы рассматриваем как умственные умения.

Помимо вышесказанного, детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности, как:

Наблюдение. Оно является неотъемлемой частью любого эксперимента, так как служит для выявления хода и результатов работы.

•Развитие речи. Это видно на всех этапах эксперимента – когда мы формируем цель, в процессе обсуждения методов и хода опыта, когда мы обобщаем и сообщаем устно то, что видели, и прочее. Необходимость учитывать увиденное, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.

Изобразительная деятельность. Чем более развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет результат эксперимента, потому что ребенок более точно передает детали во время зрительной деятельности.

•Формирование элементарных математических представлений. Опыты должны проводиться на постоянной основе для расчета, измерения, сравнения, определения формы и размеров и т.д.

Экспериментирование связано с другими видами деятельности-чтением художественной литературы, музыкой и физкультурой-но эти связи не настолько сильны.

Эксперименты можно классифицировать по следующим принципам:

Принципы

Описание

1.

По направлениям:

  • - “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
  • -. “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).
  • - “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
  • - “Человек” (функционирование организма и др.).
  • - “Рукотворный мир” (материалы и их свойства).

2.

По месту проведения опытов: 

- в групповой комнате;

- на участке и т. п.

3.

По количеству детей (форма организации):

- индивидуальные (1—4 ребенка);

- групповые (5—10 детей);

- коллективные (вся группа).

4.

По причине их проведения: 

- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

- запланированные опыты проводятся на выраженном предмете, объекте.

5.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

 

- однократные;

- многократные, или циклические.

6.

По продолжительности: 

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

7.

По месту в цикле:

 

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые.

8.

По характеру включения в педагогический процесс:

 

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

9.

По характеру познавательной деятельности детей:

 

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

- фронтальные.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

  • осознание того, что хочешь узнать;
  • формулирование задачи исследования;
  • продумывание методики эксперимента;
  • выслушивание инструкций и критических замечаний;
  • прогнозирование результатов;
  • выполнение работы;
  • соблюдение правил безопасности;
  • наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов;
  • анализ полученных результатов;
  • словесный отчет об увиденном;
  • формулирование выводов.

Какова же роль воспитателя в организации опытно-экспериментальной деятельности? Воспитатель создает педагогические условия, способствующие формированию умений и навыков опытно-экспериментальной деятельности.

Работа строится поэтапно:

I этап

Обогащая предметно-пространственную среду в группе, воспитатель работает соответствии требованиям ФГОС ДО:

  • среда для экспериментирования содержательно насыщенна;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
  • среда даёт возможность выбора детьми материалов;
  • в группе имеются в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
  • безопасность предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности находятся в свободном доступе для детей.

Обогащая предметно-развивающую среду, необходимую для практической реализации экспериментальной деятельности детей, педагог оснащает экспериментальный центр:

  • специальной посудой (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
  • природным материалом (камешки, песок, семена и т.п.);
  • утилизированным материалом (проволока, скрепки, нитки…);
  • прочими материалами – лупами, термометрами и т.д.

В центре экспериментирования проводится опытно-экспериментальная деятельность.

II этап

На втором этапе ставятся следующие задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – переход в различные состояния)
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.
  6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  9. Развивать интеллектуальные эмоции детей.
  10. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
  11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы.

Среди множества педагогических технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников нам хотелось бы остановиться на следующих:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, поскольку оно позволяет средства мультимедиа развивать логическое мышление детей наиболее доступным, привлекательным, игровым способом и усиливать творческую составляющую образовательного процесса.

Технология проектной деятельности. Проект – этот метод заключается в педагогическом освоении окружающей среды ребенком в ходе заранее запланированной поэтапной практической деятельности для достижения запланированных целей. Проект также рассматривается как самостоятельная и коллективная творческая работа с социально значимыми результатами. В основе проекта лежит проблема, а для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса детского сада: детей, педагогов, родителей.

Технология исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность — это особая интеллектуально-творческая деятельность, основанная на поисковой деятельности и на базе исследовательского поведения. Это деятельность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми воспитатель должен соблюдать определённые правила:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
  6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
  7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
  8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Особенностью экспериментальной деятельности дошкольников является то, что роль воспитателя в экспериментировании ведущая во всех возрастах. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть равноправным партнером для детей и руководить экспериментом так, чтобы дети сохраняли чувство самостоятельности от открытия.

Во ФГОС ДО составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации, одним из пунктов портрета является: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ФГОС ДО, ежедневно организовывает ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.


Список используемых источников

Официальные документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. М.: ТЦ «Сфера», 2015. 192 с.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 2009. 376 с.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2013. 80 с.
  4. Маневцова Л.М.  Мир природы и ребенок. М.: Детство-Пресс, 2013. 152 с.
  5. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. 304 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 720 с.
  7. Современный словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова, Л.С. Шаумяна. М.: Сирин, 2016. 608 с.

Электронные ресурсы удаленного/локального доступа

  1. Зрячева Е. Г. Роль экспериментально-поисковой деятельности в познании старшими дошкольниками мира природы [Электронный ресурс] // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников [сайт]. [2021]. URL: http://www.kids.covenok.ru (дата обращения 01.04.2021).
  2. Кулипова М.В., Гамова Е.Н., Радюков И.А. Технология детского экспериментирования в ДОУ [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Elibrary.ru [сайт]. [2021]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29180398 (дата обращения 09.04.2021).
  3. Ватлина, Е. А. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду / Е. А. Ватлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55604/ (дата обращения: 27.04.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей.Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал...

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»....

«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно про...

«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при д...

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста...