Конспект занятия-викторины по познавательному развитию "Мы друзья природы" в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Липкина Надежда Андреевна

Систематизировать представления детей о многообразии природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_my-druzya_prirody.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №83 комбинированного вида Приморского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия-викторины по познавательному развитию

на тему: «Мы – друзья природы»

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

Автор: Воспитатель Липкина Надежда Андреевна

2021

Цель:

Систематизировать представления детей о многообразии природы.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
  2. Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
  3. Закрепить правила поведения в природе
  4. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

Оборудование: запись «Звуки природы»; эмблемы с изображением ручейка и леса; фишки синего и зеленого цвета для подсчета баллов; д/и «Чьи следы?», д/и «С чьей ветки детки?»; природоохранительные знаки

Ход ООД:

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

Воспитатель:

Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами. У нас будет две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса».

За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать синюю фишку, а команда «Защитники леса» - зеленую фишку.

Встречайте команды.

Представление.

1 Команда «Чистый ручеек»:

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним мы красоту природы,

Пусть журчит, искрится

Чистый ручеек!

2 Команда «Защитники леса»:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим,

И его мы защитим.

 (команды получают по одной фишке)

Воспитатель:

Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

1 конкурс. Д/и "Чьи следы?"

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, вы будете отгадывать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2) Рыжая кума всех провела (Лиса)

3) Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

4) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

5) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

6) Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. 
(Кабан)


7) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)

2 конкурс. Вопросы:

1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)

1 команда – Назовите перелетных птиц.

2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.

1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?

2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.

1 команда - Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

2 команда - А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)

3конкурс. 1) Игра «Закончи предложение»

Голодный, как…

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Неуклюжий, как…

Проворная, как...

Дикий, как...

Могучий, как...

2) Игра «Отгадай и назови»

(Кто) забрался под листья.

(Кто) залез в берлогу.

(Кто) юркнул в дупло.

(Кто) укрылся под кустом.

(Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) спряталась в нору.

- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

4 конкурс. "Этажи леса"

1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

Воспитатель:

- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

Воспитатель:

- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

5 конкурс. «Загадки- задачки»

- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

- кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать?» (лиса)

- про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать?» (еж)

6 конкурс. Д/и "С чьей ветки детки?"

А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, рябины. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, ягоды. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает фишку.

7 конкурс. «Узнай по описанию»

1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый).

(Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт)

2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок)

(Ребенок работает у мольберта)

3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).

(Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт)

4. Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного.  (лисички)

(Ребенок работает у мольберта)

5. Этот гриб особенно дружен с осиной. И его шапочка ярко-красного цвета – такая же, как листья осины осенью. (подосиновик)

(Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт)

6. Всеобщий любимец, царь соленых грибов. Эти грибы растут плотно прижавшись друг к другу, кучками, грудами. Отличается необычной формой и короткой ножкой. (груздь)

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

8 конкурс. А теперь небольшой блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

- Какое животное называют “кораблём пустыни”

- Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

- Какие звери летают? – летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

- Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)

- Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

Воспитатель:

- Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы викторины. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

9 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

  • Не лови красивых насекомых.
  • Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
  • Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
  • Не жги костры
  • Не рви цветы
  • Не руби деревья
  • Не ломай ветки
  • Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам предлагаю нарисовать правила поведения в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии. Викторина " Мы друзья природы!" подготовительная группа

Занятие направленное на закрепление знаний о природе, правил поведения, бережном и заботливом отношении....

Занятие – викторина по экологическому воспитанию «Мы - друзья природы»

Цель: Систематизировать представление детей о многообразии природы.Задачи:  Закреплять умение правильно вести себя в природе, знакомить с Красной книгой с представителями животного и растительног...

План работы кружка " Мы твои друзья, природа" подготовительной группы

laquo;Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский...

Конспект открытого занятия-викторины по экологии "Мы друзья природы" подготовительная группа

Конспект открытого занятия - викторины по экологии "Мы друзья природы"  подготовительная группа...

Конспект занятия-викторины по экологическому воспитанию "Мы-друзья природы"

Дети  в игровой форме систематизировали свои знания о жизни животных, птиц и растительного мира в лесу....

Конспект занятия «Друзья природы». Подготовительная группа. Воспитатель: Воложанина Олеся Александровна.

Конспект занятия «Друзья природы». Подготовительная группа. Воспитатель: Воложанина Олеся Александровна. Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, фо...