"Тонет - не тонет"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Дудина Елена Юрьевна

Нод по иследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dudina_zanyatie.docx23.39 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytoe_2019.odt19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета-заявка

 на участие в Конкурсе

1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Дудина Елена Юрьевна

2. Должность  воспитатель

3. Педагогический стаж работы

4. Преподаваемый предмет

5. Группа проведения занятия II «А» младшая группа количество детей в группе 25 детей

6. Телефон для связи 8-983-202-73-44

Дата заполнения 04.12.2018 г.                                                                    Подпись  

«Источники света»

Дудина Елена Юрьевна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

 образовательного учреждения

 «Детский сад № 16 «Тополек»

Телефон:

8-983-202-73-44

г. Енисейск

2018 г.

Пояснительная записка

Тема занятия: «Источники света».

Цель занятия: Расширять представления детей об источниках света и его свойствах.

Задачи:

- актуализировать имеющиеся у детей представления по теме;

- создать условия для детского экспериментирования;

- обогатить представления детей о разнообразных источниках света.

Характеристика группы:

В нашей группе 25 воспитанников, в том числе: 13 девочек и 12 мальчиков. Из них 5 детям уже исполнилось 4 года, остальным же воспитанникам по 3 года. Наш возраст – возраст почемучек. Поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло нам помогают обсуждения «на равных» детских вопросов и проблем, интересные занятия, выставки книг, иллюстраций, совместных работ детей и взрослых по изобразительной деятельности и ручному труду. Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда умеют сами их находить.  Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи.  Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Необходимо обогащение активного и пассивного словаря, развитие у воспитанников диалогической и связной речи.

Представленный конспект   является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности)

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;

Речевое: участие детей в диалоге, желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (тень – возможно для детей это новое слово).

Познавательное направление: расширение представлений об окружающем мире - о источниках света и его свойствах - через активизацию детского опыта.

Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:

- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;

- игровой прием (проблемно-игровые ситуации);

- наглядно-практический метод (наличие предметов познания и исследования);

- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);

- смена детских видов деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная;

- смена тембра и звука голоса, удерживание паузы воспитателем;

- смена позиций взаимодействия: организатор, наблюдатель, «некомпетентный партнер» (сделать вид, что не знаю);

- незаметное «подбрасывание» предметов;

- прием сравнения, аналогии.

Оборудование: 2 одинаковых коробки с крышкой, в которых сделаны прорези (внутри обоих коробок изображение звездного неба), фонарики (по количеству детей и один фонарик лежит в комнате помощника воспитателя), настольная лампа, зеркала (по количеству детей), картон, тряпочки разной плотности и цвета.

Приложение 2

Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой «Здравствуйте, ладошки»

Создает атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Создана благоприятная эмоциональная обстановка.

Мотивационно-побудительный.

Организовать внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Внесение в предметную среду группы двух одинаковых ярких коробок для детей.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой ситуации.

Воспитатель - режиссер, наблюдатель заинтересованный.

Организует познавательное пространство группы.

Обращает внимание детей на пространство.

Наблюдает за действия детей.

(При необходимости обращает внимание детей на прорези в коробках).

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на новые для них предметы, свободно с ними действуют (рассматривают коробки), включаются в диалог с педагогом.

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание подействовать, посмотреть, что спрятано в коробках.

Актуализация опыта детей, практическая деятельность

Актуализировать опыт и представления детей, организовать детское  исследование, поддерживать  выдвижение детьми гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей.

Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования у каждого ребенка).

Подвижная игра «Поймай солнечных зайчиков».

Незаметное внесение предметов (коробки, фонарики, зеркала, кусочки ткани).

Прием сравнения, аналогии.

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.

Инициирует проговаривание свойств, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Переключает внимание детей на вновь появившиеся предметы (фонарики, зеркала). Привлекает внимание детей к новому неизвестному объекту, создает ситуацию выяснения (лампа).

Активно рассматривают, изучают и действуют с предметами (фонарики, зеркала, кусочки ткани).

Обнаруживают новые объекты (лампа), рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию.

Все дети включаются в практическую деятельность. В деятельности опираются на собственный опыт.

 Найдены и присвоены новые способы определения свойств «нематериальных» объектов.

Осмысление (итог)

Созданы условия для осмысления деятельности самими детьми

Наглядно-игровой метод

Воспитатель организует осмысление деятельности детей на занятии с помощью карточек, где изображены фонарь выключенный и фонарь включённый; солнце и тучи; настольная лампа включенная и настольная лампа выключенная. Их нужно разложить по коробкам, которые были внесены в начале занятия.

Дети раскладывают карточки-схемы по коробкам, в одной из которых фонарь включен и мы увидели звездное небо в начале НОД, а в другой фонарь выключен, и мы не увидели звездное небо.

Дети сами зафиксировали полученные знания

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее).

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего.

Выясняет эмоциональные состояния детей, используя смайлики.

Проговаривают и проявляют свои эмоции.

Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности.

Приложение 3

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Воспитатель организует внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Здравствуйте, ладошки».

2.Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель обращает свое внимание на пространство групповой комнаты и спрашивает у детей, что нового появилось у них в группе.

До этого помощник воспитателя вносит две одинаковые коробки с прорезями, в обоих коробках «звездное небо», но в одной из них включен фонарик, в другой выключен. Выясняем, почему в одной коробке видим звездное небо, а в другой нет?

3. Актуализация, практическая деятельность детей

1. Задается вопрос: Есть ли в нашей группе место, где сейчас темно? Дети сами ходят и ищут по группе такое место (им оказывается комната помощника воспитателя, где заранее оставлен фонарик на полке.

2. Педагог организует проблемно-игровую ситуацию: подкидывает на стол ткани различной плотности и картон, организуя смену детской деятельности и предлагает поиграть с детьми в игру «Спрячь свет».

Наблюдает за действиями детей, выдерживает паузу, выслушивает версии детей, помогает появиться разным версиям, используя выясняющие вопросы, н-р:

- А у Насти получилось спрятать свет?

- А какую ты Артем взял тряпочку?

- Что же у вас получилось, ребята?

Дети сравнивают свет от фонариков по величине, цвету, форме, предполагают -  на что они похожи?

(предполагаемые детские версии: свет от фонарика похож на цветок, на ракету, круг, солнышко).

Выслушиваются все детские варианты ответов.

Воспитатель и дети вместе обнаруживают зеркала на другом столе, воспитатель  дает детям (всем) выбрать зеркало, потрогать его, рассмотреть и предлагает половить солнечных зайчиков.

3. Если детский интерес к деятельности не угасает и не наблюдается детская усталость, организуется новый игровой момент: солнечный зайчик при помощи фонарика ловим.

Воспитатель поощряет детские действия и наблюдает за детьми.

Осмысление (итог)

Педагог раздает всем детям карточки-схемы и предлагает разложить по коробочкам, в одной из них мы в начале увидели звездное небо, а в другой не увидели. При этом воспитатель принимает любые решения детей и лишь задает наводящие вопросы, н-р:

- Аделина, а почему ты положила в эту коробку карточку с солнцем?

- Тимофей, куда ты положил карточку с изображением выключенного фонаря?

4.Заключительный - рефлексия

Педагог предлагает детям продемонстрировать   эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует проговаривание детьми своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности.

Педагог раздает детям смайлики и предлагает положить их каждому туда, где больше всего понравилось играть: темная комната, игры с фонариками и зеркалами или же рассматривание и «заглядывание» в одинаковые коробки.

Дети проговаривают свои версии, воспитатель все версии детей принимает и предлагает положить свои смайлики.



Предварительный просмотр:

«Тонет — не тонет»

Дудина Елена Юрьевна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 16 «Тополек»

г. Енисейск

2019 г.

Пояснительная записка

Тема занятия: «Тонет — не тонет».

Цель занятия: формирование у детей представлений о свойствах предметов и материалов.

Задачи:

- создать условия для детского экспериментирования;

-побуждать детей к исследованиям, инициировать детские вопросы,

-актуализировать имеющиеся у детей представления по теме;

-активизировать в речи детей слова: прозрачная, холодная, теплая, тонет, не тонет, плавает,

-формировать детскую любознательность, эстетическое восприятие.

Интеграция образовательных направлений: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое.

Характеристика группы:

В нашей группе 25 воспитанников, в том числе: 13 девочек и 12 мальчиков. В основном воспитанникам по 3 года, но есть две воспитанницы, которым пока еще полных 2 года. Наш возраст – возраст почемучек. Поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло нам помогают обсуждения «на равных» детских вопросов и проблем, интересные занятия, выставки книг, иллюстраций, совместных работ детей и взрослых по изобразительной деятельности и ручному труду. Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда умеют сами их находить.  Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи.  Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Необходимо обогащение активного и пассивного словаря, развитие у воспитанников диалогической и связной речи.

Представленный конспект   является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности)

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;

Речевое: участие детей в диалоге, желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря.

Познавательное направление: расширение представлений об окружающем мире - - через активизацию детского опыта.

Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:

- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;

- игровой прием (проблемно-игровые ситуации);

- наглядно-практический метод (наличие предметов познания и исследования);

- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);

- смена детских видов деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная;

- смена тембра и звука голоса, удерживание паузы воспитателем;

- смена позиций взаимодействия: организатор, наблюдатель, «некомпетентный партнер» (сделать вид, что не знаю);

- незаметное «подбрасывание» предметов;

- прием сравнения, аналогии.

Оборудование: бассейн большой, камни, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи, кораблики из потолочной плитки, 2 коробочки: одна красного цвета, на ней изображен стакан с водой, в нем плавает мячик, а вторая коробочка синего цвета, на ней изображен стакан с водой с камнем на дне.

                                                           Технологическая карта НОД

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Мотивационно-побудительный.

Организовать внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Создание условий для детского экспериментирования (большой бассейн с водой стоит по середине группы)

Внесение в предметную среду группы сундучка.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой ситуации (а что же в сундучке спрятано?).

Воспитатель - режиссер, наблюдатель заинтересованный.

Организует познавательное пространство группы.

Обращает внимание детей на пространство.

Наблюдает за действиями детей.

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на новые для них предметы, свободно с ними действуют (рассматривают сундучок, открывают его и изучают предметы,  находящиеся в нем), включаются в диалог с педагогом.

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание подействовать, посмотреть, что спрятано в сундучке.

Актуализация опыта детей, практическая деятельность

Актуализировать опыт и представления детей, организовать детское  исследование, поддерживать  выдвижение детьми гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей.

Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования у каждого ребенка).

Действия с предметами (выяснение: тонет-не тонет).  

Прием сравнения, аналогии.

Прием подбрасывания

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.

Инициирует проговаривание свойств, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Переключает внимание детей на вновь появившиеся предметы (сундучок с корабликами). Привлекает внимание детей к новому неизвестному объекту, создает ситуацию выяснения (что сделать, чтобы кораблик поплыл?)

Активно рассматривают, изучают и действуют с предметами (камни, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи).

Обнаруживают новые объекты (сундучок с корабликами), рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию.

Все дети включаются в практическую деятельность. В деятельности опираются на собственный опыт.

 Найдены свойства (прозрачная, холодная, теплая, тонет, не тонет, плавает)

Осмысление (итог)

Созданы условия для осмысления деятельности самими детьми

Наглядно-игровой метод

Воспитатель организует осмысление деятельности детей на занятии с помощью двух коробок: одна красного цвета, на ней изображен стакан с водой, на дне которого лежит камень, а вторая коробочка синего цвета, на ней изображен стакан с водой и в нем плавает мячик.

Предлагаю каждому ребенку поместить свой предмет в коробочку того или иного цвета (т.е. предметы, которые тонут (камни, магниты, ложки) складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные, пластмассовые, резиновые) - в красную)

Дети раскладывают предметы по коробкам.

Дети сами зафиксировали полученные знания

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее).

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего.

Выясняет эмоциональные состояния детей.

Проговаривают и проявляют свои эмоции.

Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности.

Сценарный план занятия.

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1.Мотивационно-побудительный этап

Пока дети на занятии по физической культуре, воспитатель создает условия для детского экспериментирования -  устанавливается бассейн с водой, а после возвращения в группу обращает внимание на пространство групповой комнаты и выясняем, что нового появилось у них в группе, а так же что находится в бассейне: Что это? А бассейн пустой? А что в нем находится? (ответы детей) Ребята, давайте опустим ручки в наш бассейн и скажем, какая вода в нем? Холодная или теплая? (Ответы детей) А теперь давайте поднимем руки над ванночкой и сделаем дождик. (Делают дождик). Молодцы! Вот какой сильный дождик у нас прошел.

2. Актуализация, практическая деятельность детей

1.  Задается вопрос: А скажите ребята наши ручки видно в воде? (Ответы детей). А почему мы видим ручки в воде? (ответы детей: потому что вода прозрачная). Давайте вместе скажем, почему видно ручки в воде? (Дети вместе с воспитателем проговаривают, что вода прозрачная).

2.  Педагог организует проблемно-игровую ситуацию: помощник воспитателя незаметно подбрасывает сундучок на стол, где находятся предметы из различных материалов, тем самым организуя смену детской деятельности: Интересно, а что же находится в нем? А давайте откроем его и посмотрим? (воспитатель наблюдает за действиями детей, выдерживает паузу, выслушивает версии детей)

Дети сравнивают предметы по величине, цвету, форме (предметов по количеству детей).

Если дети сами не догадываются о последующих действиях с предметами, то воспитатель с помощью наводящих, проблемных вопросов, создает ситуацию, в которой возникает необходимость в получении новых представлений: А что мы будем делать с этими предметами? У меня камень, я его хочу опустить в бассейн и посмотреть, что-то произойдет? (предполагаемые детские версии: если бросить камень в воду, то будут брызги).  Далее этот процесс повторяется со всеми предметами (киндер-яйца, кубики из дерева, пластмассы). После того, как все предметы будут опущены в воду, совместно с воспитателем проговариваем результат деятельности (кубики и мячики не тонут, а плавают в воде, потому что они легкие, а магнит, ложка и камешек утонули в воде, потому что они тяжелые).

Выслушиваются все детские варианты ответов, каждое высказывание фиксируется воспитателем и «обнаруживается» для других детей.

Воспитатель поощряет детские действия и наблюдает за детьми.

3.  Если детский интерес к деятельности не угасает и не наблюдается детская усталость, организуется новый игровой момент: подбрасывается помощником воспитателя сундучок, в нем по количеству детей находятся кораблики из плитки потолочной.  Воспитатель задает наводящие вопросы: А что же мы будем делать с корабликами? (Ответы детей)

А теперь возьмите в руки кораблики и пустите их на воду. Что делают кораблики? (Ответы детей) Давайте подуем на кораблики. (Дети дуют на кораблики). Как плывут кораблики, когда мы на них дуем? (Ответы детей)

3. Осмысление (итог)

Осмысление деятельности детей на занятии с помощью двух коробок, а именно: пока проводили исследования, в группе появились 2 коробочки: одна красного цвета, на ней изображен стакан с водой, в нем плавает мячик, а вторая коробочка синего цвета, на ней изображен стакан с водой с камнем на дне. Предлагаю каждому ребенку поместить свой предмет в коробочку того или иного цвета.

При этом воспитатель принимает любые решения детей и лишь задает наводящие вопросы, н-р:

- Степа, а почему ты положил свое киндер-яйцо в синюю коробочку?

-Варя, а ты в коробку какого цвета положила свой пластмассовый шарик?

4.Заключительный - рефлексия

Педагог предлагает детям продемонстрировать   эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует проговаривание детьми своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности опыт "Тонет - не тонет, плавает. Чтение потешки "Водичка, водичка..."

Данный конспект включает две части "опыт и чтение". Дети с удовольсвием проделывают  опыты с водой. Конспект предназначен для детей первой младшей группы....

Занятие по природному миру "Тонет - не тонет"

Методическая разработка  по познавательному развитию "Тонет - не тонет " в  группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....

Конспект СНОД по образовательной области "Познание". Познавательно-исследовательская деятельность на тему "Тонет - не тонет"

Конспект  совместной непосредственно-образовательной познавательно - исследовательской деятельности для детей первой младшей группы на тему "Тонет - не тонет"...

Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе на тему «Тонет – не тонет»

Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию  в первой младшей группе на тему  «Тонет – не тонет»...

ОПЫТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НАЗВАНИЕ ОД «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».

ОПЫТ «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  познавательно – исследовательская, игровая,  чтение художественной литературы,  продуктивная,  безопасность....

Тонет,не тонет-плавает.

Занятие по экспериментальной деятельности....

Тонет,не тонет-плавает.

Занятие по экспериментальной деятельности....