Экологический проект по теме «Мир насекомых» для детей второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)

Чигаева Татьяна Владимировна

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_nasekomyh.docx666.82 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                  г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                   fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Экологический проект по теме

«Мир насекомых»

для детей второй младшей группы  

Воспитатель 1 кв. категории Чигаева Татьяна Владимировна

Клин, 2020

Пояснительная записка:

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Дети 3-4 лет – это большие «почемучки». И, однажды, увидев на участке божью коровку, у них возникло много вопросов: «Кто это? Почему у неё так много ножек?», «А умеет ли она летать?», «А какие насекомые есть ещё?» Реакция же у детей на этого безобидного жучка была разная. Часть детей обрадовались и заинтересовались, другие - напугались.

Проведённая нами диагностика выявила следующие проблемы: у 64% детей отсутствует познавательный интерес к насекомым, 78% мало знают о пользе и вреде насекомых.

Это навело нас на мысль организовать экологический проект «Мир насекомых». Данный проект позволит расширить кругозор наших «почемучек», обогатить и систематизировать их знания по теме «Насекомые».

Цель: формирование представлений о жизни насекомых, их характерных признаках.

Вид проекта: творческий, познавательно – исследовательский. Продолжительность: средней продолжительности (1 месяц). Состав участников: групповой (дети, родители, педагоги).

Продукты проекта: выставки творческих работ детей «Божья коровка», «Гусеница» (из пластилина), «Бабочка» (рисование ватными палочками), «Стрекоза» (рисование ладошками). Выставка совместных работ детей и родителей «Удивительный мир насекомых». Дидактические игры по теме проекта. Электронная презентация проекта.

Проблемная ситуация: недостаточный уровень знаний детей по теме

«Насекомые».

Задачи проекта.

Для детей.

Образовательные: познакомить с разными видами насекомых: бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка; учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики); формировать представления о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые.

Развивающие: развивать и поддерживать интерес детей к жизни насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, бережное отношение к живому.

Для педагогов:

  • создать условия в группе для знакомства детей с насекомыми.
  • создать        информационную        базу  для  родителей        по  данной        теме.

Для родителей:

  • вовлечь родителей воспитанников        в педагогический процесс ДОУ.

Предполагаемый результат.

Для детей:

  • знают и называют насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, стрекоза, кузнечик);
  • имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения;
  • знают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
  • владеют обобщающим понятием «насекомые»;
  • бережно относятся к природе, в частности к насекомым;
  • дети любознательны, активны, проявляют интерес к объектам природы.

Для педагогов:

  • созданы условия для проявления у детей познавательного интереса по теме проекта;
  • приобретение        нового        опыта        работы        по воспитанию        экологической культуры дошкольника.

Для родителей:

  • повысится        экологическая        культура        родителей,        появится        понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
  • заинтересованность и активное участие в совместных с детьми и воспитателями мероприятиях.

Интеграция видов деятельности.

Познавательное развитие формирование познавательных действий, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Социально – коммуникативное развитие развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками посредством развивающих игр.

Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной речи посредством ознакомления с художественной литературой, устного народного творчества.

Художественно – эстетическое развитие — проявление и совершенствование эстетического отношения к окружающему миру, художественных, музыкальных, творческих наклонностей.

Физическое развитие — создание условий для правильного формирования опорно-двигательного аппарата через организацию подвижных игр, физминуток.

Средства и оборудование.

Технические: фотоаппарат, магнитофон, мольберт, ноутбук.

Методические:        наглядные        пособия,        подборка        художественной        и методической литературы, атрибуты для дидактических и подвижных игр.

Организационные: столы, бумага, пластилин, гуашь, кисточки, баночки, игрушки.

Литература:

  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Веракса, Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5
  3. Веретенникова, С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
  4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  5. Зенина, Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. – М., педагогическое общество России, 2010.
  6. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. ФГОС. Библиотека современного детского сада: - М.: Сфера, 2019. - 176 с.
  7. Лисина, Т.В., Морозова, Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015 г.,- 115с.
  8. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  9. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  10. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.: ил.
  11. ФГОС в ДОУ: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2015 г.-52с.
  12. Шорыгина, Т.А. «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
  13. Интернет – источник: http://www.maam.ru
  14. Интернет – источник: https://nsportal.ru
  15. Интернет – источник: https://infourok.ru
  16. Интернет – источник: https://planetadetstva.net

Сценарий совместной деятельности по решению задач

Этапы проекта

Формы

взаимодейс твия

Содержание деятельности

Сроки

Ответствен

-ные

Поиско- вый

Педагог - дети

Выявление интереса и знаний детей по теме «Насекомые».

Проведение диагностики по теме

проекта.

1 неделя

Педагоги группы

Педагог- родители

Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта.

Подбор информации для консультаций с родителями.

Педагоги, родители

Деятельнос ть педагогов

Определение цели и задач проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта.

Составление перспективного

планирования проекта.

Педагоги группы

Аналити- ческий

Педагог -

дети

Беседа: «Что мы знаем о насекомых?»

2 – 3

недели

Педагоги

группы

Педагог-

родители

Разработка консультации для родителей

«Первая помощь при укусах насекомых»

Педагоги

группы

Деятельнос

- Подбор подвижных, дидактических,

Педагоги

ть педагогов

пальчиковых игр, потешек;

- Подбор методической и художественной литературы.

группы

Практи- ческий

Педагог - дети

  • Беседы: «Насекомые».
  • Наблюдение за насекомыми на прогулке;
  • Потешки «Божья коровка черная головка» и др.
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов по теме.
  • Рассматривание муляжей насекомых.
  • Рассматривание и изучение насекомых через лупу.
  • Опыт «Большой – маленький».
  • Пальчиковая гимнастика «Насекомые»,

«Пчела и жук», «Улей», «Жук», «Божья коровка».

  • Артикуляционная гимнастика:

«Пчелки», «Комарик».

  • Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок», «Бабочка».
  • Чтение худ. лит.: произведения

(К. Чуковский «Тараканище», «Муха- Цокотуха», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»)

  • Дидактические игры «Кто что умеет?»,

«Собери насекомое», «Кто лишний»,

«Доскажи словечко».

  • Настольные игры «Ходилка», «Жучки»,

«Кот и бабочка».

  • Подвижные игры: «Поймай комара»,

«Медведь и пчелы», «Паучок», «Жуки».

  • Физминутки «Кузнечик», «Бабочки».
  • НОД(рисование) «Бабочка».

3 - 4

недели

Педагоги группы

  • НОД (рисование) «Стрекоза».
  • НОД (лепка) «Божья коровка».
  • НОД (лепка) «Гусеница».
  • Прослушивание музыкальных

произведений «Полет шмеля», «Добрый жук»

Деятельнос ть педагогов

  • Оснащение материально - технической базы по теме проекта.
  • Организация и проведение подвижных

и дидактических игр.

Педагоги группы

Педагог- родители

  • Консультация «Первая помощь при укусах насекомых»
  • Папка – передвижка «Опасные

насекомые»

Педагоги группы

Рефлек- сивный

Педагог – дети - родители

  • Проведение итоговой диагностики по теме проекта.
  • Подведение итогов, оформление материалов проекта.
  • Выставка совместных работ детей и родителей «Удивительный мир

насекомых».

  • Проведение театрализованной сказки

«Муха-Цокотуха».

  • Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта "Мир насекомых".

4 неделя

Педагоги, родители

Технологическая карта проекта

Образователь-

ная область

Вид деятельности

Содержание

Познавательное

развитие

Познавательно -

исследовательская

- беседы «Что мы знаем о насекомых?»,

«Насекомые»

  • рассматривание иллюстраций, альбомов

«Такие разные насекомые», «Насекомые», «Мир насекомых».

  • рассматривание муляжей насекомых.
  • наблюдение за насекомыми на прогулке (кузнечик, бабочка, божья коровка, пчела).
  • рассматривание и изучение насекомых через лупу.
  • опыт «Большой – маленький».

Речевое развитие

Коммуникативная, восприятие художественной литературы.

  • потешки «Божья коровка черная головка»,

«Комарик», «Кузнечик», «Бабочка».

  • пальчиковая гимнастика «Насекомые», «Пчела и жук», «Улей», «Жук», «Божья коровка».
  • Артикуляционная гимнастика: «Пчелки»,

«Комарик».

  • Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,

«Бабочка».

- чтение худ. лит.: произведения (К. Чуковский

«Тараканище», «Муха-Цокотуха»,

Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»), стихи о насекомых.

- Дидактическая игра «Кто что умеет?»,

«Доскажи словечко».

Физическое

Двигательная

  • п/и «Медведь и пчелки», «Жуки», «Паучок»,

«Поймай комара».

  • физминутки «Кузнечик», «Бабочки».
  • артикуляционная гимнастика: «Пчелки»,

«Зудит комар».

  • дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,

«Подуй на бабочку».

Социально –

коммуникатив- ное развитие

Игровая, двигательная

  • дидактическая игра «Собери насекомое», «Кто лишний».
  • настольная игра «Ходилка», «Жучки», «Кот и

бабочка»

  • игры с насекомыми пальчикового театра.
  • настольный театр «Муха – Цокотуха».

Художественно - эстетическое развитие

Музыкально - художественная, продуктивная.

  • рисование «Бабочка», «Стрекоза».
  • лепка «Божья коровка», «Гусеница».
  • прослушивание музыкальных произведений

«Полет шмеля», «Добрый жук».

  • просмотр мультфильмов «Муха – Цокотуха»,

«Тараканище», «Лунтик и его друзья», «Под грибом».

Перспективный план по проекту «Мир насекомых» для детей 3-4 лет

группы «Морячок».

Неделя

Совместная деятельность взрослого и детей с

учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятель- ной деятельности

Взаимодейс твие с родителями

/ социаль- ными партнера- ми

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных

областей

Индивиду- альная деятель- ность с детьми

Образова- тельная деятельность в режимных моментах

1 неделя

  1. НОД (рисование)

«Бабочка».

  1. Беседа: «Что мы знаем о насекомых?»
  2. Рассматривание муляжей

насекомых.

  1. Рассматривание альбома «Такие
  1. Индивидуа льные беседы по теме

проекта.

  1. Проверить знания с помощью диагностики
  1. Потешки

«Бабочка»,

«Божья коровка черная

головка».

  1. Артикуляци онная гимнастика:

«Пчелки»

  1. Подготовка средств и оборудования для реализации проекта.

  1. Внести книгу К. И.

Чуковского

«Муха – Цокотуха».

Обсужде- ние с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.

Попросить родителей

разные насекомые»

5. Подвижная игра: «Поймай комара». 6.Физминутка

«Кузнечик»

  1. Чтение К. И. Чуковского

«Муха – Цокотуха»

  1. Чтение стихов о насекомых.
  2. Наблюдения за насекомыми на прогулке

(бабочка) 10.Дидактическая игра «Кто лишний»,

«Жучки»

  1. Пальчиков ая гимнастика

«Пчела и жук».

  1. Активизир овать знания детей о разнообрази и насекомых

  1. Пальчикова я гимнастика

«Пчела и жук»

  1. Ситуатив- ная беседа

«Что вы знаете о бабочке?»

  1. Приготовить дидактическую игру «Кто лишний».

  1. Внести иллюстрации и муляжи

насекомых.

  1. Подготовить атрибуты для подвижной игры.

  1. Внести раскраски

«Такие разные бабочки».

сходить в парк и понаблю- дать за

насекомыми.

2 неделя

  1. НОД (лепка)

«Божья коровка».

  1. Беседа

«Насекомые»

  1. Рассматривание муляжей

насекомых.

  1. Прослушивание музыкальных произведений

«Полет шмеля»

  1. Подвижные

игры: «Медведь и пчелы».

  1. Пальчиков ая гимнастика

«Жук»

  1. Дидактиче ская игра

«Собери насекомое»

  1. Артикуляц ионная гимнастика:

«Пчелки»

  1. Потешки

«Кузнечик»,

«Божья коровка черная

головка».

  1. Пальчикова я гимнастика

«Насекомые».

  1. Дыхательна я гимнастика

«Понюхай

  1. Подготовить материал для лепки.

  1. Подготовить иллюстрации к беседе.

  1. Внести

магнитофон для прослушивания

.

Консульта- ция для родителей

«Первая помощь при укусах насек омых»

Порекомен- довать рассмотреть насекомых и их части

тела.

  1. Чтение К. И. Чуковского Тараканище» и стихов о

насекомых.

  1. Наблюдения за насекомыми на прогулке (кузнечик)
  2. Дидактическая игра «Собери насекомое» 9.Физминутка

«Бабочки»

10. Настольная игра «Ходилка»,

«Кот и бабочка».

  1. Закрепить знания о строении тела

насекомых.

  1. Продолжат ь закреплять знания о разнообрази и

насекомых.

цветок».

  1. Проблемная ситуация

«Почему кузнечик зелёный»

  1. Ситуативна я беседа «Как передвигается кузнечик»
  1. Подготовить атрибуты для подвижной игры.

  1. Внести художественну ю литературу по теме

проекта.

  1. Подготовить иллюстрации к беседе.

  1. Приготовить дидактическую игру «Собери насекомое».

  1. Внести раскраски

«Насекомые»

Рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

3 неделя

1. НОД (рисование)

«Стрекоза». 2.Рассматривание иллюстраций

«Мир насекомых» 3.Прослушивание музыкальных произведений

«Добрый жук».

4. Игра «Доскажи словечко»

  1. Пальчиков ая гимнастика

«Божья

коровка»

  1. Дидактиче ская игра

«Доскажи словечко»

  1. Артикуляц
  1. Потешки

«Комарик»,

«Божья коровка черная

головка».

  1. Пальчикова я гимнастика

«Божья

коровка».

  1. Подготовить материал для рисования.

  1. Внести иллюстрации по теме.

  1. Подготовить материал для опыта.

Предложить родителям поучаствова ть в

выставке работ

«Удивитель ный мир насекомых».

Дать

рекомендаци

5. Подвижные игры: «Жуки» 6.Физминутка

«Кузнечик»

  1. Наблюдения за насекомыми на прогулке (божья коровка)
  2. Опыт «Большой

– маленький»

9. Чтение Г. Скребицкий

«Счастливый жучок». Стихи про насекомых.

ионная гимнастика:

«Комарик»

  1. Активизир овать познаватель ный интерес по теме проекта.

  1. Беседа

«Как передвигают ся

насекомые».

  1. Артикуляци онная гимнастика:

«Комарик».

  1. Ситуативны й разговор

«Чем питается божья

коровка».

  1. Проблемная ситуация

«Почему нельзя давить насекомых»

  1. Внести

магнитофон для прослушивания

.

  1. Подготовить атрибуты для подвижной игры.

  1. Внести художественну ю литературу по теме

проекта.

и родителям, рассказать ребенку,

какую пользу приносят насекомые, учить бережному отношению к природе.

Папка – передвижка

«Опасные насекомые»

4 неделя

  1. НОД (лепка)

«Гусеница».

  1. Рассматривание альбома «Мир насекомых»
  2. Подвижные игры: «Паучок». 4.Физминутка

«Бабочки»

  1. Дидактическая игра «Кто что

умеет»

  1. Наблюдения за насекомыми на прогулке (пчела)
  2. Чтение басни
  1. Пальчиков ая гимнастика

«Жук».

  1. Беседа

«Кто что умеет».

  1. Дыхательн ая гимнастика

«Понюхай цветок».

  1. Закрепить
  1. Ситуативны й разговор

«Как насекомые нам

помогают».

  1. Потешки

«Кузнечик»,

«Божья коровка черная

головка».

  1. Пальчикова я гимнастика
  1. Подготовить материал для лепки.

  1. Внести альбом и плакат «Мир насекомых».

  1. Внести раскраски

«Пчелки».

  1. Внести

художественну ю литературу

Предложить родителям посмотреть мультфильм ы о

насекомых и почитать художествен ную литературу.

Побеседоват ь с детьми о вреде и пользе

насекомых.

Крылова

«Стрекоза и муравей», стихи о насекомых.

8. Настольный театр «Муха – Цокотуха»

навыки лепки.

5.Закрепить знания об отличительн ых

признаках насекомых.

«Жук»

  1. Дыхательна я гимнастика

«Понюхай цветок».

  1. Ситуативна я беседа «Что ты знаешь о пчелке».

  1. Игры с насекомыми пальчикового

театра.

по теме проекта.

5. Подготовить атрибутов для настольного театра «Муха – Цокотуха»

В ходе реализации проекта «Мир насекомых» предполагаемые результаты были достигнуты:

  • пополнили словарный запас детей; познакомили с художественными произведениями по теме;
  • на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов живой природы;
  • дети стали различать и называть насекомых, их особенности и различия;
  • родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.

Приложения к проекту

Приложение 1

Диагностическая карта экологических знаний о насекомых детей второй младшей группы

Дата проведения диагностики:

ФИ ребенка

Назови насекомое (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья

коровка)?

Назови особенности внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев,

Как передвигается (прыгает, летает,

бегает)?

Что вредного и полезного приносят людям и растениям?

Назови сходства и различия между

насекомыми?

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Итоговый результат

Высокий

Средний

Низкий

Высокий – проявляет интерес к образовательной деятельности по теме

«Насекомые», на вопросы отвечает уверенно. Имеет прочные знания о насекомых. Использует полученные знания в практической деятельности. Сформированы навыки безопасного поведения в природе

Средний - проявляет интерес к образовательной деятельности по теме

«Насекомые»; отвечает на вопросы не уверенно. Не всегда применяет полученные знания на практике. При ответе путается в понятиях.

Низкий – отсутствует познавательный интерес к образовательной деятельности по теме «Насекомые»; экологические навыки не сформированы. Не применяет полученные знания на практике. На вопросы не отвечает, проявляет упрямство.

Приложение 2

Результаты диагностики экологических знаний о насекомых детей второй младшей группы

Результаты на начало проекта

Дата проведения диагностики: 1-я неделя июля

ФИ ребенка

Назови насекомое (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья

коровка)?

Назови особенности внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев,

Как передвигается (прыгает, летает,

бегает)?

Что вредного и

полезного приносят людям и растениям?

Назови сходства и

различия между насекомыми?

Итого

1

Саша А.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

2

Слава Б.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

3

Рома В.

Н

Н

С

Н

Н

Н

4

Дима Г.

С

Н

С

С

С

С

5

Ксюша И.

С

Н

С

С

С

С

6

Кирилл И.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

7

Катя К.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

8

Никита К.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

9

Саша К.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

10

Марат М.

С

С

С

С

С

С

11

Ярослав С.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

12

Ангелина Ф.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

13

Антон Э.

С

Н

С

Н

С

С

14

Илона Х.

С

Н

С

Н

С

С

Итоговый результат

Высокий

0

0

0

0

0

0%

Средний

5

1

6

3

5

36%

Низкий

9

13

8

11

9

64%

Высокий – проявляет интерес к образовательной деятельности по теме

«Насекомые», на вопросы отвечает уверенно. Имеет прочные знания о насекомых. Использует полученные знания в практической деятельности. Сформированы навыки безопасного поведения в природе.

Средний - проявляет интерес к образовательной деятельности по теме

«Насекомые»; отвечает на вопросы не уверенно. Не всегда применяет полученные знания на практике. При ответе путается в понятиях.

Низкий – отсутствует познавательный интерес к образовательной деятельности по теме «Насекомые»; экологические навыки не сформированы. Не применяет полученные знания на практике. На вопросы не отвечает, проявляет упрямство.

Результаты на конец проекта

Дата проведения диагностики: 4-я неделя июля

ФИ ребенка

Назови насекомое (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья

коровка)?

Назови особенности внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев,

Как передвигается

(прыгает, летает, бегает)?

Что вредного и

полезного приносят людям и растениям?

Назови сходства и различия между

насекомыми?

Итого

1

Саша А.

С

Н

С

Н

С

С

2

Слава Б.

В

В

В

В

В

В

3

Рома В.

В

В

В

В

В

В

4

Дима Г.

В

В

В

В

В

В

5

Ксюша И.

В

В

В

В

В

В

6

Кирилл И.

С

Н

С

Н

С

С

7

Катя К.

В

В

В

В

В

В

8

Никита К.

В

С

В

С

В

В

9

Саша К.

В

С

В

В

В

В

10

Марат М.

В

В

В

В

В

В

11

Ярослав С.

В

С

С

С

С

С

12

Ангелина Ф.

С

С

С

С

С

С

13

Антон Э.

В

В

В

В

В

В

14

Илона Х.

В

В

В

В

В

В

Итоговый результат

Высокий

11

8

10

9

10

71%

Средний

3

4

4

3

4

29%

Низкий

0

2

0

2

0

0%

Высокий – проявляет интерес к образовательной деятельности по теме

«Насекомые», на вопросы отвечает уверенно. Имеет прочные знания о насекомых. Использует полученные знания в практической деятельности. Сформированы навыки безопасного поведения в природе.

Средний - проявляет интерес к образовательной деятельности по теме

«Насекомые»; отвечает на вопросы не уверенно. Не всегда применяет полученные знания на практике. При ответе путается в понятиях.

Низкий – отсутствует познавательный интерес к образовательной деятельности по теме «Насекомые»; экологические навыки не сформированы. Не применяет полученные знания на практике. На вопросы не отвечает, проявляет упрямство.

Результаты диагностики на начало и конец проекта

Вывод: из диаграммы видно, что на начало проекта уровень знаний детей о насекомых на недостаточном уровне и требуется плодотворная работа по данной теме.

Вывод: на конец проекта виден положительный результат, а именно снижение низкого уровня до 0% и значительное увеличение высокого уровня.

Сравнительная диаграмма по проекту «Мир насекомых»

Таким образом, по результатам        диагностики детей второй младшей группы видно, что, благодаря нашей творческой и целенаправленной работе, цель проекта достигнута.

Приложение 3

Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) во второй младшей группе «Лепим гусеницу»

Цель: формирование элементарных экологических знаний детей. Программное содержание.

Обучающие задачи: актуализировать знания детей о гусенице, бабочке. Продолжать формировать умения работать с пластилином: делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы.

Развивающие: развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества: любовь к природе, трудолюбие; воспитывать терпеливость, усидчивость; формировать взаимоотношения детей в ходе совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное        развитие»,        «Познавательное        развитие»,

«Речевое развитие».

Интеграция        детских        видов        деятельности:        игровая,        двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: гусеница, бабочка.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за насекомыми. Рассматривание иллюстраций с изображением гусеницы и бабочки. Чтение стихов о гусенице.

Планируемый результат.

Дети проявляют активность и инициативность для расширения своих знаний; имеют сформированные представления о насекомых; обладают элементарными представлениями о живой природе.

Материал: пластилин, картонный лист, ножницы, игрушка «гусеница».

Наглядный материал: картинка с гусеницей, бабочкой.

Методические        приемы:        вопросы        к        детям,        указания,        объяснения, художественное слово, игровые приемы, похвала, поощрения.

Ход НОД

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Все приготовились? Молодцы. А теперь послушайте меня внимательно.

Со мной всегда происходят какие-то истории. Наверно, потому, что я внимательно смотрю по сторонам и под ноги и замечаю много всего интересного и необычного. И недавно со мной опять приключилась интересная история, с которой я бы хотела вас познакомить. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте.

  1. Основная часть.

Воспитатель: (выкладываю листок из пластилина)

  • Иду я однажды, вижу – лежит листок. Ну, листок и листок, обыкновенный такой, зелененький. Я бы дальше пошла, но мне показалось, что на нем блеснула бусинка (скатываю на глазах у детей шарик, прикрепляю его к листу).
  • Я остановилась, смотрю – а их уже 2, присмотрелась уже 3… Ну, тут я просто встала рядом и смотрю, а бусинки все появляются и появляются – уже 4, 5, 6… Седьмая была самая большая. А на ней появились глазки, носик и ротик… (из бисера делаю глаза, нос и рот)
  • Как вы думаете, кто это был? Дети. Гусеница!

Воспитатель

  • Да, правильно. Посмотрите, какая гусеница пришла к нам в гости (показ игрушки). Она мне сказала: «Спасибо, ты заметила меня, не наступила на листок и теперь случится чудо».
  • Какое? – спросила я.
  • Появится бабочка (показать картинку). Красивая бабочка? Дети. Да!

Воспитатель.

  • А если бы я наступила, то ее не было бы. А вы видели когда-нибудь бабочку?

Дети. Да!

Воспитатель.

  • А теперь, ребятки, мы с вами слепим гусениц. И посмотрим, у кого получится самая красивая. Но сначала мы немножко разомнемся. Встаем и сделаем физминутку.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу. Мы немножко отдохнем и снова в путь пойдем!

(выполнение работы)

Дети лепят своих гусениц, прикрепляя детали к заранее подготовленным картонным листикам).

  1. Заключительная часть.

Воспитатель. Вот мы с вами каких гусениц слепили. Какие красивые получились. Давайте посмотрим друг у друга.

Что сегодня вам запомнилось больше всего?

Как вы думаете, наши гусеницы смогут превратиться в бабочек? Почему? Чья гусеница вам понравилась больше всего и почему?

Литература:

1. Интернет – источник: http://www.maam.ru

Приложение 4

Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) во второй младшей группе «Божья коровка»

Цель: формирование экологических представлений у детей.

Задачи:

Образовательные. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. Побудить интерес детей к знаниям о божьей коровке.

Развивающие. Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке. Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

Воспитательные. Воспитывать интерес к музыке. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.

Интеграция  образовательных областей: «Познавательное  развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: божья коровка.

Предварительная работа: накануне с детьми проводится беседа о божьей коровке, рассматривание картинок и иллюстраций.

Планируемый результат

Дети проявляют активность и инициативность для расширения своих знаний; имеет сформированные представления о насекомых; обладают элементарными представлениями о живой природе.

Оборудование.

Для воспитателя: игрушка – божья коровка, аудио проигрыватель.

Для        детей:        заготовки        -        цветок        с божьей        коровкой (аппликация) по количеству детей; пластилин черного цвета.

Ход НОД

  1. Вводная часть.

Воспитатель включает запись «Полёт шмеля».

В: Ребята, вы слышите, кто – то жужжит? (Ответы детей)

В:Давайте        посмотрим,        кто        это        мог        быть?        Воспитатель        с        детьми обходят группу и находят божью коровку на столе под комнатным цветком.

В: Кто это, ребята?

Дети: Божья коровка (если дети затрудняются, воспитатель помогает

им).


Воспитатель берёт в руки игрушку и читает от её имени стихотворение:

Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого.

  1. Основная часть.

В: Сегодня мы с вами будем лепить вот такую божью коровку.

Рассматривание божьей коровки.

В: Давайте её рассмотрим. Её спинка какого цвета? (красная) В: Правильно. А какого цвета пятнышки? (черного)

В: Головка у неё какого цвета? (черная)

В: Что ещё есть у божьей коровки?

Дети: Усики, ещё у неё есть ножки и животик.

В: Правильно. А перед тем, как мы начнем, давайте поиграем в игру.

Подвижная игра «Жуки»

Ход игры. Дети-«жуки» сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я

жук, я жук, я тут живу, жужжу, жужжу: ж-ж-ж».

По сигналу педагога «жуки» летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь» возвращаются в домики.

На мольберте для детей прикреплена заготовка с изображением божьей коровки.

  • Посмотрите, у нас на картине тоже нарисована божья коровка. Только чего- то у неё не хватает. Вы догадались? Правильно, чёрных пятнышек на спине. Давайте сделаем пятнышки!

А как мы будем делать пятнышки? Отщипывая маленькие кусочки пластилина большим и указательным пальцами правой руки, скатать из них шарики. Затем прикрепим шарики к спинке божьей коровки, используя метод надавливания. Помощь детям в выполнении задания, проследить за выполнением.

Предложить детям самостоятельно изготовить по 2-4 шарика и прикрепить их к спинки божьей коровки. Если малыши затрудняются, можно нарисовать точки в местах, куда следует прилепить шарики, чтобы было легче ориентироваться.

  1. Заключительная часть.

Какие красивые божьи коровки у вас получились! Молодцы!

Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием.

Дети дышат на ладошки. Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки (дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдыхают через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под струйки воздуха ладошки).

Какие красивые божьи коровки получились у вас, ребята. Как настоящие, живые божьи коровки. Молодцы!

Литература:

1. Интернет – источник: http://www.maam.ru

Приложение 5

Конспект НОД по художественному творчеству

(рисование)

во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования ватными палочками

«Бабочка»

Цель: формирование элементарных экологических знаний детей. Программное содержание:

Обучающие: актуализировать знания детей о гусенице, бабочке. Закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику - рисование ватными палочками, закреплять знание цветов.

Развивающие: развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней; формировать взаимоотношения детей в ходе совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное        развитие»,        «Познавательное        развитие»,

«Речевое развитие».

Интеграция        детских        видов        деятельности:        игровая,        двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: бабочка.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за насекомыми. Рассматривание иллюстраций с изображением бабочки.

Чтение стихов о бабочках. Планируемый результат.

Дети проявляют активность и инициативность для расширения своих знаний; имеют сформированные представления о насекомых; обладают элементарными представлениями о живой природе.

Оборудование. Образец картинки с красочным изображением бабочек, вырезанный контур бабочек, гуашь, ватные палочки, салфетки.

Ход НОД

  1. Вводная часть.

Дети под музыку заходят в группу. На незаметной леске висит бабочка. Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети. Бабочка.

Воспитатель. Посмотрите, что есть у бабочки? Дети. Крылышки.

Воспитатель. Какого цвета у нее крылышки? Какого цвета точки на крылышках?

  1. Основная часть.

Воспитатель.  Посмотрите,  какая  красивая бабочка  к  нам  прилетела.

Давайте с ней поиграем.

Ветер бабочек качает, Влево, вправо наклоняет. Раз наклонились,

Два наклонились

И на цветочки они приземлились.

(Бабочку положить на цветок)

Воспитатель. Ребята, а сейчас посмотрите на иллюстрации. Что вы видите?

(Бабочки на лужайке)

Воспитатель. Какого цвета бабочки? (разноцветные: красные, синие, желтые)

Воспитатель. Ребята, вам нравятся бабочки? (да) Все они очень красивые, нарядные, веселые. Ой, к нашей бабочке прилетели подружки, посмотрите, они у вас на столах. Но они очень грустные - их забыли раскрасить. Поможем бабочкам стать красивыми? (Да)

Воспитатель. Для этого нам понадобится краска, а вместо кисточек возьмём волшебные палочки (ватные палочки). Мы с вами не простые художники, а волшебные. Давайте вспомним, как надо рисовать (показ с комментированием).

Воспитатель. Нужно правильно взять палочку, обмакнуть кончик палочки в краску, а потом аккуратно наносить точки на крылышки бабочек. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Прежде, чем мы начнем рисовать, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

(Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.)

Ах, красавица, какая- Эта бабочка большая! Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

(Упражнение повторить 2 раза)

Вот теперь ваши пальчики готовы к рисованию, можно приступить к работе.

(Практическая        деятельность        детей,        оказание        помощи        по        мере необходимости)

  1. Заключительная часть.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Наша бабочка снова стала веселой.

(Индивидуальная оценка деятельности детей)

Воспитатель. А пока наши бабочки сохнут, мы с вами немножко поиграем.

Подвижная игра «Бабочки на цветочках»

Наши бабочки летали (дети бегают, машут руками)

И немножечко устали (приседают)

На цветочки сели отдохнуть,

Чтоб опять пуститься в путь! (бегают, машут руками) Воспитатель. Что сегодня вам запомнилось больше всего? Чья бабочка вам понравилась больше всего и почему?

Литература:

  1. Интернет – источник: http://www.maam.ru

Приложение 6

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование ладошками) во второй младшей группе

«Красавица стрекоза»

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о строении насекомого: шесть ножек, пара усиков, тело состоит из трёх частей – голова, грудь, брюшко.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать внимание, воображение, трудовые навыки: умение пользоваться пластилином, природным бросовым материалом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе родного края и бережное отношение к ней. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за насекомыми.

Рассматривание иллюстраций с изображением стрекоз. Чтение стихов о стрекозах.

Интеграция образовательной области:

«Социально-коммуникативное        развитие»,        «Познавательное        развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция        детских        видов        деятельности:        игровая,        двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: стрекоза.

Планируемый результат:

Проявляет активность и инициативность для расширения своих знаний; Имеет сформированные представления о насекомых;

Обладает элементарными представлениями о живой природе.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации стрекозы, кисточки, гуашь, салфетки.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела Тетя Мотя со своим сыночком Федей (божьи коровки).

Во время прогулки на пруду они встретили незнакомое насекомое. У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела, И большие – большие глаза. Называют её…

Дети: Стрекоза.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Но Федя ее так испугался, что не хочет больше никогда гулять на пруду. Давайте поможем тете Моте успокоить Федю и расскажем ему, что же за насекомое – стрекоза?

Воспитатель: Где живет стрекоза? (ответы)

Воспитатель: Чем питается стрекоза? Полезное или вредное насекомое стрекоза? (ответы)

Воспитатель: А посмотрите какая она красавица, как переливаются на солнце ее крылышки. (рассматриваем)

Воспитатель: Ребята, Федя понял, что стрекозу вовсе не стоит бояться. А что бы помочь ему с ней подружиться, предлагаю ему сделать подружек. Вы готовы?

Физминутка: «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

Воспитатель:        У стрекозы        есть        туловище,        голова,        большие        глаза        и крылышки. Давайте мы с вами нарисуем крылышки нашими ладошками.

Рисование крылышек ладошками.

Воспитатель: Какие замечательные стрекозы у нас получились! Федя очень вам благодарен, ребята!

  1. Итог занятия:

Воспитатель: Кто к нам прилетал? Дети: Тетя Мотя и Федя.

Воспитатель: Что есть у стрекозы? Дети: Ответы детей.

Дети: А давайте поставим стрекоз на выставку, пусть наши папы и мамы посмотрят.

Литература:

  1. Интернет – источник: http://www.maam.ru
  2. ФГОС в ДОУ: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2015 г.-52с.
  3. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова «Подвижные тематические игры для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015 г.,- 115с.

Приложение 7

Беседы по теме проекта

  1. «Что мы знаем о насекомых»

Цель: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

Воспитатель. Знаете ли вы, что бабочки и стрекозы, шмели и пчелы, муравьи, божьи коровки и кузнечики – животные? Они относятся к группе насекомых. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело их состоит из трех частей: головы, на которой находится два ушка, средней части тела и брюшка. У большинства насекомых в определенные периоды жизни появляются крылья. Это самые многочисленные обитатели нашей планеты.

ТЫ САЧКОМ ИХ НЕ ЛОВИ.

Насекомые хлопочут, наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут, тут комарики звенят. Каждый занят важным делом: золотистая пчела На цветок душистый села, сок медовый собрала. Вот в кустах возле тропинки деловитый муравей, Уцепившись за травинку, доит усиками тлей.

Ты не трогай их не надо, ты сачком их не лови! Пусть живут с тобою рядом мотыльки и муравьи!

Воспитатель: А чем питаются насекомые, вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Большая часть насекомых поедает зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения. Без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов!

Есть в природе и насекомые хищники, которые питаются другими насекомыми. Быстрокрылая стрекоза, симпатичная божья коровка, зеленый кузнечик – хищные насекомые. В природе у насекомых немало врагов. Но хитрые бабочки и жуки научились ловко прятаться, а если надо, то защищаться от них. Защитная окраска помогает кузнечикам стать совсем незаметными среди зеленых стеблей трав. Бабочки, когда садятся отдохнуть, складывают пестрые крылышки и становятся похожими на лепестки цветов. Гусеницы бабочек часто напоминают обломки веточек или сучков. У некоторых насекомых есть острое жало, которым они прокалывают кожу врага и впрыскивают в рану яд.

Воспитатель: Знаете ли вы, что это за насекомые? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Шмели, пчелы и осы могут больно ужалить.

Распознать жалящих насекомых можно по черно-желтой окраске.

Гуляя по цветущему, зеленому лугу не пытайтесь поймать красивую бабочку или стрекозу, легкомысленного мотылька или жука-солдатика. Лучше понаблюдайте за ними, и вы узнаете много интересного о жизни этих хлопотливых маленьких обитателей нашей планеты.

  1. «Насекомые»

Цель: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания пользе и вреде насекомых; воспитывать любознательность, любовь к живой природе.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает отправиться в лес, на поезде. — Поезд едет «чух- чух-чух». Остановка на поляне, на которой много цветов и насекомых.

Воспитатель: Что мы видим вокруг? Кого вы видите рядом с цветами? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Сейчас я вам расскажу, по каким признакам можно определить, что это насекомое. Их

тело состоит как бы из нескольких частей, почти у всех насекомых по 6 ножек, есть крылышки и усики.

Воспитатель: Чем же полезны насекомые? Вы, конечно, слышали, что есть насекомые, которые поедают стебли и листья растений, портят посевы, грызут корни и древесину деревьев, их называют вредителями. С ними хорошо справляются наши крылатые помощники-птицы. А вот муравьи, пчелы, бабочки, шмели и стрекозы, божьи коровки и многие другие насекомые приносят пользу растениям и людям. Муравьи переносят по лесу семена растений - кислицы, хохлатки, незабудки и способствуют их росту. Божьи коровки уничтожают вредных тлей. Бабочки, шмели опыляют растения. Стрекозы ловят разносчиков болезней комаров. Пчелы дают людям янтарный мед, воск, из которого делают свечи, и целебное вещество - прополис. Знаете ли вы, что для того, чтобы накопить килограмм меда, пчелам нужно собирать нектар с 19 миллионов цветов.

Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое и о каждом зачитывает стишок.

«Божия коровка, улети на небо, принеси нам хлеба; черного и белого, только не горелого! Муравей.

Он работник настоящий, Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом.

Пчела.

Сок цветов душистый пьет, Дарит нам и воск, и мед, Людям всем она мила,

А зовут ее пчела.

Бабочка.

Она легка, красива, Изящна, легкокрыла, Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. Жук.

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.

Воспитатель: По каким признакам мы отличим насекомое от животных?

Какую же пользу нам приносят насекомые?

Литература:

  1. Интернет – источник: http://www.maam.ru
  2. Интернет – источник: https://nsportal.ru

Приложение 8

Наблюдения за насекомыми на прогулке

Наблюдение за кузнечиком

Цель: продолжать расширять знания детей о насекомых, формировать представление о внешнем строении кузнечика, пользе или вреде для растений, воспитывать познавательный интерес к насекомым, бережное отношение к природе.

Методические приемы: организационный момент, загадывание загадки, рассматривание кузнечика, проблемные вопросы к детям, строительные игры из песка «Планета насекомых».

Ход наблюдения: Ребята, отгадайте загадку:

Он зеленый, попрыгучий, Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет, Удивить нас песней хочет.

Ну, конечно, это кузнечик. Посмотрите внимательно, как устроено тело насекомого, сколько у него ног. Задние ноги у него очень длинные и нескладные, и, кажется, что они мешают ему ходить. Но вот кузнечику почудилась опасность – он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась – так быстро выпрямляются эти ноги – скачок – и он уже далеко. Попробуйте, попрыгайте как кузнечик! Молодцы, ребята! А как вы думаете, что и как едят кузнечики? (ответы детей). Кузнечик грызет травинку.  Зубов  у  кузнечика  нет,  он  грызет  челюстями  с твердыми зазубринками.

Кто подскажет, как передвигается кузнечик? (Прыгает). Ребята, а какого цвета кузнечик? А почему он зеленый? Подумайте над этим вопросом вместе с родителями. Ребята, давайте сейчас из песка построим настоящую «планету насекомых». (Дети строят «планету» из песка с использованием игрушек насекомых.)

Чем питается божья коровка?

Цель: рассказать о том, что жучок — хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю).

Ход наблюдения

Воспитатель организовывает наблюдение различными способами. Например, предлагает детям найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки, или помещает часть растения в прозрачный сосуд и пускает в него одного-двух жучков. В процессе беседы уточняет, что хищник — это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения об- усилиями поставленной цели.

Подвижные игры

«Найди свой цвет».

Цели:

  • упражнять в беге;
  • закреплять знания об основных цветах спектра.

«Мыши в кладовой».

Цель: упражнять в беге и пролезании в низкие ворота, не касаясь руками пола.

Выносной материал

Метелки, грабли, ведерки, носилки.

Наблюдение за пчелой

Цель: создать условия для формирования представления о том, что пчелы

–        полезные        насекомые        (собирают        цветочный        сок-нектар,        из        которого получается мед). Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах.

Ход прогулки:

Педагог: ребята отгадайте загадку.

Хоть они и жалят больно, Их работой мы довольны (пчела)

Педагог продолжает:

Посмотрите внимательно на этих пчел, летающих возле цветов. Обратите внимание, какой они окраски? (желто с коричневым полосками).

Почему они такого цвета? (ответы детей) Правильно, это окраска, отпугивающая любых врагов: насекомых, животных, людей, чтобы не трогали. Ведь у пчелы есть ядовитое жало и оно очень больно жалит. Скажите, чем в данный момент занимаются пчелы? (собирают пыльцу)

А зачем они это делают? (чтобы делать мед)

А какой он, мед? (сладкий, пахучий, помогает от ангины)

А если она собирает нектар, из которого пчелы делают мед, который так полезен для организма человека, можно ли их убивать? (нет)

Педагог делает вывод:

Они опыляют растения. Поэтому, на наших огородах осенью появляются ягоды или семена у цветов.

Речевая игра

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу, Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу. Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Наблюдение за бабочкой

Цели: расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе; способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку. Не птица, а с крыльями.

Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.)

Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Летом самка откладывает яички в почву. Через некоторое время из них появляются личинки — гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками. Бабочки тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают шелк.

Трудовая деятельность. Уборка мусора на участке.

Цель: формировать трудовые умения, желание самостоятельно наводить чистоту и порядок.

Подвижные игры Медведь и пчелы.

Цель: упражнять в лазанье, беге по сигналу воспитателя.

Бабочки, лягушки и цапли.

Цель: учить бегать, свободно подражая движениям животных.

Литература:

  1. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. ФГОС. Библиотека современного детского сада: - М.: Сфера, 2019. - 176 с.
  2. Интернет – источник: https://nsportal.ru
  3. Интернет – источник: https://infourok.ru

Приложение 9

Стихи и потешки о насекомых

Бабочка

Белыми крыльями Машет капустница. Только поднимется – Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

Автор: Г. Глушнев

Бабочка

Бабочка-красавица, Очень мне уж нравится Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай Крылышки ее!»

Автор: Евгений Корюкин

Бабочка

Живёт, собою Землю украшая, Порхая с лепестка на лепесток! При этом тишину не нарушая, Она сама – летающий цветок! Автор: И.Ефремов

Божья коровка

Точка, точка,

Два крючочка – Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка, В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука – Улетай за облака!

Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдёт.

Автор: Ф. Грубин

Божья коровка

У божьей коровки крылышки тонкие,

Надкрылки красные в чёрных крапинках. На кончик травинки она заполозает, -

Надкрылки подняв, вертолётом взлетает.

Автор Лев Постолов

Комары

На лужайке у горы Под зелёной липой Потеряли комары Маленькую скрипку. На лужайке у горы У тропы-петлички Ищут, ищут комары Скрипку-невеличку.

«Светлячок, сюда иди, Посвети под липкой.

Без тебя нам не найти Маленькую скрипку!» Светлячок то там, то тут Светится, как спичка, Ищут, ищут – не найдут Скрипку-невеличку.

Распищались комары Зло и недовольно

И, наверно, с той поры Всех кусают больно!

Автор: А. Екимцев

Комариха Дождь прошел. Свежо и тихо.

Распищалась комариха: — Радостно на свете жить, Но кого бы укусить?

Автор: Алена Зачиняева

Кузнечик

Кузнечик прыгнул и исчез

С травой зеленой слился весь.

«Попробуйте на грядке

Со мной сыграйте в прятки».

Автор: Виталий Сибирцев

Муравьи

В лесу мурашки-муравьи Живут своим трудом,

У них обычаи свои И муравейник-дом.

Миролюбивые жильцы Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы, А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит В траве и под листвой.

Автор: С. Михалков

Муравей

Муравьишка маленький, Маленький — удаленький, Ты работаешь всегда,

Но блуждаешь иногда. Опоздал ты

В свой домишко, Только ты ведь Не трусишка —

Под грибочком ночевал... Утром с бабочкой играл, И так резво веселился —

Чуть с грибочка не свалился.

Автор: Степан Козлов

Муха

Летним днём мешает муха

Спать: куснёт то в нос, то в ухо. Люди с мухами не ладят. -

То на мусор муха сядет, То усядется на хлеб,-

Не почистив свои лапки,- То на пряник сядет сладкий.

Спасаясь от такой назойливой соседки, Вставляют люди летом в окна сетки.

Автор: Лев Постолов

Потешки

Комарик

Нас, комарик, не кусай! Возле нас не зависай!

Не пищи нам в ушко! Кыш, комарик Зюшка!

Кузнечик

Эй, кузнечик-скакунок – Два крыла, три пары ног! Прыгай, прыгай выше – От земли до крыши!

Бабочка

Бабочка-коробочка, Улетай под облачко! Твои детки на лугу Гнут черемуху в дугу, Тебя ожидают,

Зайчиков гоняют!

Божья коровка

Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого

Литература:

  1. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.: ил.
  3. Интернет – источник: https://planetadetstva.net

Приложение 10

Пальчиковые игры про насекомых

Насекомые

Дружно пальчики считаем Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Пчела и жук.

(Во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая

стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую)

Жу-жу-жу - Пчела жужжит

И вокруг цветка кружит. Жу-жу-жу -

В цветке том жук:

Хря, пчела, жужжишь вокруг!

Жук.

Я веселый майский жук. (сжать кулачок)

Знаю все сады вокруг.

(указательный палец и мизинец) Над лужайками кружу,

(развести в стороны - «усы») А зовут меня Жу-Жу. (шевелить пальцами-усами)

Улей.

Вот маленький улей, там пчелки сидят.

(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)

Спрятались пчелки - И их не видать.

(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)

Вот солнце пригрело - И пчелки летят,

(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)

Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»

Божья коровка.

По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -

На ней красная рубашка.

Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.

Маленькая крошка

(правой рукой погладить «божью коровку») - На спине горошки.

(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)

Литература:

1. Интернет – источник: https://planetadetstva.net

Приложение 11

Подвижные игры и физминутки

«Жуки»

Цель: развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети-жуки сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу:ж-ж-ж». По сигналу педагога «жуки» летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь» возвращаются в домики.

«Пчелки и медведь.»

Пчелка-ребенок (или дети) «летает» по полянке-комнате, размахивает руками (крылышками), жужжат. Появляется медведь-папа. Мама: «Мишка идет, мед у пчелок унесет. Пчелки, домой!». Пчелки возвращаются в улей (определенное место в комнате). Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Дети с мамой произносят вместе: «Этот улей – домик наш.

Уходи медведь от нас Ж-ж-ж-ж!»

Пчелки машут крылышками, жужжат. Медведь-папа уходит, пчелки опять летают по комнате.

«Поймай комара»

Количество игроков: любое.

Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек. Хо игры:

К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка.

Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями. Вариант:

вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

« Паучок»

С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка.

Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг. Паучок садится в центр круга на корточки.

Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:

— Паучок-паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили. (игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)

Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь! (паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону)

После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».

Физминутки

Кузнечик.

Я гуляю по дорожке, Шаги на месте.

А кузнечик скачет рядом. Прыжки на месте.

Наклонюсь, возьму в ладошки Наклониться «взять кузнечика».

Здесь скакать ему не надо Погрозить пальчиком.

Пусть сидит он лучше в травке Шаги на месте, ладошки «держат кузнечика».

Там с ним будет все в порядке. Наклониться «отпустить кузнечика».

Бабочка.

Бабочка летала, Медленный бег на носочках,

Над цветком порхала. руки делают взмахи вверх-вниз.

Села, посидела Присесть, покачать головой

И нектар поела. вниз – вверх.

Два своих больших крыла Встать опустить и поднять выпрямленные руки.

Опустила, подняла.

Полетела дальше, Медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз.

Чтобы мир был краше.

Литература:

  1. Лисина, Т.В., Морозова, Г.В.        «Подвижные тематические игры для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015 г.,- 115с.
  2. Интернет – источник: http://www.maam.ru
  3. Интернет – источник: https://nsportal.ru

Приложение 12

Дидактические игры

«Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку; развитие у детей наглядно-образного, словесно-логического мышления, обогащение словаря, диалогической и монологической речи.

Кто лишний, объясните свой выбор:

  1. Ворона, паук, ласточка;
  2. Бабочка, стрекоза, медведь;
  3. Кузнечик, божья коровка, воробей;
  4. Пчела, стрекоза, волк;
  5. Ромашка, кузнечик, пчела.

«Кто что умеет»

Цель. Расширять и активизировать глагольный словарь.

Материал. Картинки с изображением насекомых. На наборное полотно выставляют картинки с изображением насекомых. Воспитатель рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).

Бабочка, что делает? (Летает, порхает) Гусеница, что делает? (Ползает, ест, прячется)

Дидактическая игра «Собери насекомое»

Цель: формировать представление о насекомых; упражнять складывать целое изображение из нескольких частей; развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цель:        развивать        логическое        мышление,        чувство        рифмы;        расширить словарный запас, кругозор; развивать творческое воображение.

  1. Мёд душистый принесла

С луга вешнего … (пчела).

  1. Слышим мы гудящий звук – То летит к нам майский … (жук).

  1. Зелен он, как огуречик,

Быстрый лёгонький…(кузнечик)

  1. «Больше всех мои глаза!» - Любит хвастать … (стрекоза).

  1. Лезут в немытые чашки, стаканы

В доме грязнуль любят жить … (тараканы).

  1. Бежит по ладошке быстро и ловко,

В точечках чёрных вся … (божья коровка).

  1. В лесном небоскрёбе на тыщу семей Живёт работяга – малыш … (муравей).

  1. Кровь попить у детворы Любят летом (комары).

  1. В нос медведю, как игла, Вмиг вонзилася (пчела).

  1. Согнувшись под ношей тяжёлой своей, Тащит травинку в дом (муравей)

Литература:

  1. Алябьева,        Е.        А.        Тематические        дни        и        недели        в        детском        саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.: ил.
  3. Интернет – источник: https://planetadetstva.net

Приложение 13

Дыхательная гимнастика

http://900igr.net/up/datas/154308/008.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/011b/000014a2-dc262074/img7.jpg

Приложение 14

Артикуляционная гимнастика

https://bigslide.ru/images/18/17998/831/img4.jpg

https://myslide.ru/documents_4/2712eeb3238d06734c513b5bde6b1c6c/img3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе

Предлагаю вашему вниманию экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы....

Презентация. Экологический проект на тему «Огород на подоконнике динозаврия» (вторая младшая группа)

Презентация экологического проэкта с детьми второй младшей группы....

Методическая разработка. Экологический проект на тему:"Огород на подоконнике"во второй младшей группе.

                Методическая разработка .    Экологический проект на тему «Огород на подоконнике»...

Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе

Предлагаю вашему вниманию экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы....

Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе

I. Аннотация проекта Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.Социальная...

Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе

Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы, родители.Социальная значимость проекта: ...