Формирование элементарных экологических представлений у дошкольников с помощью игровой деятельности
статья по окружающему миру (средняя группа)

Андрейчук Ксения Игоревна

В данной статье представлены материалы о формировании экологических представлений у дошкольников с помощью игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_1.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных экологических представлений у дошкольников с помощью игровой деятельности.

В первые 7 лет жизни ребенка закладываются все самые важные качества человека. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.  Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Неконтролируемое вторжение человека в природу, ее бездушная эксплуатация в течение столетий, особенно с началом промышленной революции, привели к тому, что состояние экологии стало угрожать качеству жизни людей и самому существованию человеческого общества.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Для первоначального знакомства детей с экологическими проблемами можно использовать экологические сказки, например: серии книг Е. Ульева «Тима и Гриня спасают планету», «Спасай планету», «Дружи с природой», «Жизнь в городе»; Райтмейер Андреа «Как малыш Робби спасал океан» и другие. На занятии по социальному миру можно показать наглядные пособия о проблемах в экологии: картинки с загрязненным лесом, океаном; картинки «хорошо-плохо».

Психологи рассматривают игровую деятельность, как проявление у ребенка 
положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или 
какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на 
природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало. Поэтому, познакомив детей с проблемами окружающего нас мира, можно подключить дидактические игры по экологическому воспитанию ( «Хорошо – плохо», «Что будет, если…?», «Угадай, какая птица поет», «Где что зреет?», «Природа и человек», «Цветочный магазин», «Мое облако», «Что лишнее?», «Живая и неживая природа», «Отгадайте, что за растение?» и др., игра-сортер «Сортируем правильно мусор")

При более глубоком изучении проблемы можно устраивать квест-вечера, викторины для умения детей применять свои знания.

Так же хотелось бы обратить внимание на серию готовы игр «Игротека Эколят», в данную серию входят: настольная игра-ходилка «Азбука природолюбия», «Уроки Эколят», «ждем твоей помощи», «Учимся дружить с природой», «Собери картинку с Эколятами». Сюжет представленных игр направлен на ознакомление детей с экологическими проблемами и их решениями. В процессе игры ребенок узнаёт, какие поступки являются созидательными, несущими пользу нашей природе, а какие несут вред и разрушение.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Игры по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников»

Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающ...

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) у дошкольников с помощью дидактических игр

Презентация на тему "ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) у дошкольников с помощью дидактических игр". Классификация и виды....

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного в...