Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Снежинка и Льдинка" (по одноимѐнной сказке М. Ковба)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ионцева Наталья Владимировна

Программное содержание: расширить представления детей о

свойствах воды, о том, что снег и лѐд при нагревании превращается в воду.

Расширить представление детей о физических свойствах снега и льда,

подвести к пониманию, что снег и лѐд - производные от воды (вода имеет

четыре состояния); развивать у детей интерес к экспериментированию,

умению обследовать объекты и называть их свойства; воспитывать

любознательность, интерес к неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111a.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

"Снежинка и Льдинка"

(по одноимѐнной сказке М. Ковба)

Программное содержание: расширить представления детей о

свойствах воды, о том, что снег и лѐд при нагревании превращается в воду.

Расширить представление детей о физических свойствах снега и льда,

подвести к пониманию, что снег и лѐд - производные от воды (вода имеет

четыре состояния); развивать у детей интерес к экспериментированию,

умению обследовать объекты и называть их свойства; воспитывать

любознательность, интерес к неживой природе.

Оборудование и материалы: нарисованные персонажи сказки, макеты

снежинки и льдинки, ѐмкости для снега и льда, объекты исследования - снег

и лѐд, спиртовая горелка, пробирки, мнемотаблицы ,нагрудные эмблемы.

Ход занятия: Дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними -

магнитная доска.

Воспитатель: Удивлѐнно смотрят глазки

На меня со всех сторон:

Попадѐм сегодня в сказку?

Непременно попадѐм!

Далее идѐт рассказывание сказки "Снежинка и Льдинка" , и по ходу

сказки на магнитной доске выставляются нарисованные персонажи.

-Высоко в небе среди туч гуляли две сестрички- капельки. Они были очень

дружны и никогда - никогда не разлучались.

Однажды на тучи налетел страшный мороз.

Одна сестричка съѐжилась от холода и так замѐрзла, что превратилась в

Льдинку и упала на землю. А вторая сестричка в эту минуту расчѐсывала

волосы перед зеркалом, да так и застыла, превратившись в Снежинку.

Глянула на себя и не узнала. Ох, и хороша! Заважничала! Хотела перед

сестрой похвастать своей красотой, но еѐ не было среди туч. Стала Снежинка

спускаться на землю плавно, грациозно. Долго кружилась она в воздухе,

даже глаза закрыла от удовольствия. Наконец приземлилась. Открыла глаза и

увидела Льдинку.

-Ты кто такая?- надув губы, спросила Снежинка.

-Я - Льдинка!- приветливо ответила та. "Сестричку жду. Одной так скучно!"

-И ты думаешь, что я твоя сестра?- удивилась Снежинка.

-Ага. Думаю.- Ответила Льдинка.

-Присмотрись повнимательнее. Я же вся из серебра и солнца, а ты из мутной

воды, замарашка! И разговаривать я с тобой не стану! - отвернулась

Снежинка. А Льдинка громко заплакала.

Воспитатель ( держит в руке макеты Снежинки и Льдинки):

Ребята, а ведь и вправду Снежинка и Льдинка совсем не похожи друг на

друга. Посмотрите на Снежинку. Какая она? (ответы детей). А Льдинка

какая? (ответы детей).

Ну разве могут они быть сѐстрами? Как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Как же нам решить спор Снежинки и Льдинки?

Может прочитать об этом в книге?

Посмотреть телепередачу?

Или спросить умный компьютер?

Но ничего этого у нас сейчас под рукой нет.

Но мы же с вами живѐм не в Африке, где нет снега и льда - они у нас есть,

поэтому я предлагаю решить этот спор, проведя эксперимент (показ

мнемотаблицы) .Согласны?

А чтобы провести эксперимент, нам нужно превратиться в учѐных.

Чтобы правду нам узнать

Нужно учѐными стать,

А чтобы истину найти

Нужно в лабораторию пройти

1, 2, 3 покружись

И в учѐных превратись!

Сейчас сядем в автобус, и он привезѐт нас в лабораторию.

(Физкультминутка с движениями).

Вот мы в автобусе сидим

Мы сидим, мы сидим

И из окошечка глядим

Всѐ глядим

Глядим назад, глядим вперѐд

Вот так вот, вот так вот

Ну что ж автобус не везѐт

Не везѐт

Колѐса закрутились

Вот так вот, вот так вот

Вперѐд мы покатились

Вот так вот!

Остановка "Лаборатория".

Итак, юные учѐные, мы с вами в лаборатории. Настоящие учѐные работают

группами, а поэтому я предлагаю вам объединиться, согласно рисункам на

ваших эмблемах(дети разбиваются на группы).

В итоге образуются две группы- "Снежинки" и "Льдинки".

Дети занимают свои рабочие места.

На столах для каждого ребѐнка приготовлены ѐмкости со снегом (для

"Снежинок") и льдом (для "Льдинок") и салфетки для вытирания рук.

Воспитатель предлагает детям приступить к изучению свойств снега и

льда.

Дети исследуют- обмениваются впечатлениями.

Воспитатель сидит за столов в центре - наблюдает и молчит. Через

некоторое время спрашивает детей, что же они узнали о свойствах снега

и льда в результате своих исследований (ответы детей).

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что общее у снега и льда

то, что оба они холодные, а в основном они разные.

Воспитатель: Как же нам решить спор Снежинки и Льдинки? Как выяснить

сѐстры они или нет?

Воспитатель слушает ответы детей. Если дети затрудняются с ответами или

молчат, воспитатель с помощью наводящих вопросов (а что произойдѐт со

снегом и льдом, если они постоят в тѐплой комнате? и др.) подводит их к

решению, что снег и лѐд нужно нагреть. А как это сделать? (ответы детей).

Воспитатель убирает салфетку под которой находится спиртовая горелка

(или таблетки сухого спирта) ,объясняет, что это и как с еѐ помощью можно

нагреть снег и лѐд (не забывая напомнить о технике пожарной безопасности).

Затем набирает в две пробирки снег и лѐд , и поочерѐдно нагревает их над

спиртовой горелкой, побуждая детей (высказывать) проговаривать свои

впечатления от происходящего. Затем начинается обсуждение результата

эксперимента.

Воспитатель: Во что превратился снег после нагревания?

Дети: В воду.

Воспитатель: А лѐд? Что с ним случилось?

Дети: Он тоже стал водой!

Воспитатель: А как вы думаете, решили мы с вами спор Снежинки и

Льдинки?

Дети: Да.

Воспитатель: Так они всѐ- таки сестрички?

Дети: Да.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что при нагревании снег и лѐд стали водой.

Воспитатель: Правильно, мама у Снежинки и Льдинки одна- это вода. А в

природе в какое время года снег и лѐд тает? Почему?

(Физкультминутка с движениями).

1, 2, 3, 4 мы с тобой снежок слепили

Круглый, гладкий

Но совсем - совсем не сладкий

Раз - подбросим

Два - поймаем

Три - уроним

И сломаем!

Воспитатель: А хотите узнать, как закончилась сказка про Снежинку и

Льдинку?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда опять вы покружитесь

И в ребяток превратитесь

На стульчики шагайте

И продолженья сказки ожидайте!

Дети проходят и садятся на стульчики перед магнитно доской, воспитатель

продолжает рассказывать сказку.

-Вдруг откуда ни возьмись ,прилетел тѐплый весенний Ветер.

-Чего это ты слѐзы льѐшь? -спросил он у Льдинки.

Льдинка ему всѐ рассказала.

-Ах, она негодница, эта Снежинка. Сейчас я еѐ проучу!

Завьюжил ветер, закружился над дорогой.

Не удержалась Снежинка на своих хрупких ножках- лучиках, и упала.

-Противный, Ветрище, что ты делаешь! Всю мою красоту испортил. Хочешь,

чтобы эта Замарашка Льдинка надо мной смеялась?- рассердилась Снежинка.

-Это ты так говоришь о своей сестре?- сердито загудел Ветер.

- Фи, разве может Льдинка быть моей сестрой?

-Глупая,- сказал Ветер,- я тебе покажу, кто ты есть!

Дохнул Ветер теплом. Растаяла Снежинка и превратилась в капельку воды, и

Льдинка, растаяв, тоже стала капелькой воды. Посмотрела бывшая Снежинка

на неѐ и воскликнула: - Ты? Я узнала тебя! Ты моя сестричка- капелька!

-Да,- ответила Льдинка.

Они обнялись, влились в ручеѐк и весело переговариваясь ,поплыли.

Воспитатель: Вы рады, что Снежинка и Льдинка подружились? (ответы

детей).__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»

Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека»

Цель: Закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментированияЗадачи:Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, расте...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности(ледяная горка, каток, ледяная дорожка).Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.Воспитывать интерес...