Хлеб - всему голова.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гришина Анна Владимировна

Воспитание бережного отношения к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_-_vsemu_golova.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект: «Хлеб – всему голова».

Авторы проекта: Гришина А.В.

Продолжительность проекта: Ноябрь.

Тип проекта: исследовательский, творческий, краткосрочный, коллективный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5-6 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:

«Бережное отношение к хлебу».

Цель проекта: 

- формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

- закрепить названия профессий людей, растящих хлеб;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.

Задачи проекта

Для детей:

Обучающие:

  • Приобщение к процессу познания, побуждение интереса к предлагаемой деятельности;
  • Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.
  • Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе.
  • Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий.
  • Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб.

Развивающие:

  • Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
  • Развитие познавательно-поисковой активности ребенка.
  • Развитие чувства толерантности к сверстнику и взрослому. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.
  • Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Для педагогов:

  • Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта;
  • Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей;
  • Дать первичные представления о профессии пекаря. Воспитывать уважение к представителям данной профессии;
  • Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека;
  • Закрепить знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России;
  • Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми;
  • Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта.

Для родителей:

  • совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка;
  • формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность;
  • наполнение жизни семьи созидательной энергией.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуговая.

Продукты проекта

Для детей:

  • Лепка: «Хлебный колос»;
  • Рисование: «Колосья в вазе»;
  • Аппликация: «Колосок»;
  • Опыт: Изготовление солёного теста;
  • Лепка изделий из солёного теста по образцам.

Для родителей:

  • Предложить родителям придумать совместно с детьми сказку на тему: «Приключения хлебного зёрнышка»;
  • Выставка домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!»;
  • Поделки.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

  • Освоение бережного отношения к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
  • Овладели средствами общения со взрослыми и сверстниками, адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Для педагогов:

  • анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач и их причин);
  • оценка проекта в целях определения его актуальности (продолжение или закрытие проекта).

Для родителей:

  • позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений с ребенком;
  • усиление взаимодействия педагогов с родителями и повышение роли семьи в воспитании детей.

Краткое содержание проекта  «Хлеб – всему голова».

Авторы проекта: Яковлева Ю. В., Дымова М. Ю.

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия членов семьи

Подготовитель

ный

(формулировка

проблемы,

планирование,

прогнозирование

результатов /

продуктов

проекта)

Избрание позиции

сотрудничества,

позитивной установки.

На

основе изученных

проблем постановка цели проекта.

Подбор материала и ознакомление с методической литературой, знакомство с нетрадиционными формами работы. Составление плана-схемы проекта. Разработка собственных инновационных форм работы, направленных на осознание детьми значения хлеба в жизни людей.

Модернизация

развивающей

среды с учетом

возрастных и

индивидуальных

особенностей

детей с помощью

активного

участия

родителей.

Участие в тематических беседах: «Откуда хлеб пришёл», «Народные пословицы  о хлебе»

Просмотр презентации «Выращивание хлеба»

Активное участие в предполагаемых формах работы с родителями (информационно-аналитических ).

Деятельност

ный

(непосредствен

ная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Формирование

мотивации,

связанной с внутренним желанием узнавать что-то новое.

Организация и

проведение

различных

обучающих и

развивающих

форм

деятельности. Поощрение проявления самостоятельнос- ти в решении проблемных ситуаций. Создание «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка. Модернизация развивающей среды и изучаемого материала в соответствии с интересами детей. Организация различных форм работы с родителями

Активное

непосредственное участие в формах работы, предлагаемых педагогами и самими детьми. Проявление самостоятельности и творческих способностей. Накопление и осмысление норм- регуляторов поведения. Проявление умения самостоятельно оценивать свою деятельность.

Непосредствен-ное участие в жизни ДОУ, в предполагае-

мых формах работы с родителями. Расширение познавательного интереса, информирова- ние о

проводимых

мероприятиях

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия - размышление над новым знанием или опытом)

Организация досуговой формы с привлечением родителей.

Оптимизация знаний о хлебе. Осознание значимости хлеба в жизни людей. Расширение норм- регуляторов . Презентация продуктов проекта.

Предполагаемое активное участие в досуговой форме «Вот он – хлебушек душистый!».

Системная паутинка по проекту «Хлеб – всему голова».

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

  • Рассматривание колосьев в вазе.
  • Выстраивание схемы «Река времени» (Этапы появления хлеба)
  • Рассматривание сюжетных картинок и  рассказ воспитателя на тему «Кто хлеб растит».
  • Обучающий цикл:  игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке),

игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье)

  • Игра-эксперимент:  «Узнай по запаху, что под салфеткой»
  • Рассматривание хлебного колоса
  • Просмотр презентации  на тему: «Выращивание хлеба».
  • Дидактическая игра «Разрезные картинки».
  • Дидактическая игра «Подбери пару».
  • Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос».
  • На развитие мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…», «Тесто», «Хлебушек», «Пекарь», «На блины».

  • Опыт: изготовление солёного теста.

  • Чтение стихотворений: В.Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день, пахать пора…», С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…», Я.Аким «Хлеб ржаной, батоны, булки…», П.Каганов «Хлеб – наше богатство!», Н.Самков «О хлебе»
  • Настольный театр «Колобок»

  • Загадки о хлебе.
  • Сюжетно-ролевая игра  «Экскурсия в хлебный магазин»
  • Беседы : «Народные пословицы  о хлебе», «Откуда хлеб пришёл».
  • Словесная игра «Продолжи пословицу»
  • Словесная игра «Образуй словечко».
  • Рассказывание творческих сказок «Приключения хлебного зёрнышка».
  • Этюды «Тесто», «Росток»

Социализация

Труд

Безопасность

  • Упражнение «Сядет тот, кто назовёт хлебобулочное изделие»
  • Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т.п.)
  • Дидактическая игра «Река времени».
  • Обучающий цикл: «Разложим столовые приборы», «Постелем салфетки на стол»; «Уберем игрушки на место».
  • Развивающий цикл (проявление самостоятельности). Дидактические игры «Угостим кукол чаем», «Пригласим гостей».
  • Совместный труд «Помоем посуду», «Накроем на стол»
  • Знакомство с нормами поведения в доме, на улице, в общественных местах, со сверстниками.
  • Опытно-исследовательская деятельность: что можно делать ножницами, иголкой, кнопками и др.опасными предметами.
  • Игра-ситуация по изучению правил поведения за столом
  • Дидактические и развивающие игры  «Отбери предметы, которые нельзя трогать», «Можно-нельзя», «Если кто-то заболел».

Здоровье

Физическая культура

Формы взаимодействия с семьей

  • Физминутки.
  • Оздоровительные мероприятия: закаливание «воздушные» ванны, «обширное умывание».
  • Бодрящая гимнастика после сна - слова с движениями.
  • Игровые упражнения:

 «По - неровной дорожке шагают наши ножки» - профилактика плоскостопия. «Прямая спинка» (мешочек с песком на голове. «Волшебная вода» - полоскание рта после еды.

«Мы делаем зарядку, чтоб было все в порядке»

  • Подвижные игры (в группе, на улице): сюжетные (народные, хороводные) «Шел козел по лесу», «Золотые ворота», «Капуста»; бессюжетные «Стоп, действуют или только малыши, или только девочки»
  • игры – забавы «Мыши и кот», «Мельница».

  • Предложить родителям испечь вместе с детьми любые изделия из теста и принести в детский сад для выставки: «Вот он – хлебушек душистый!»
  • Предложить родителям придумать совместно с детьми сказку на тему: «Приключения хлебного зёрнышка».
  • Изготовление поделок .

Художественное

творчество

Музыка

Режимные моменты

  • Лепка: « Хлебный колос».
  • Рисование: «Колосья в вазе»
  • Лепка изделий из солёного теста по образцам
  •  Аппликация: «Колосок».
  • Конструирование из строителя: «Хлебозавод»
  • Слушание русской народной  песни «Блины» в обработке А.Абрамского.
  • Слушание музыки Г.Струве «Моя Россия».
  • Способы организации по индивидуальным особенностям детей: «Ручки идут мыть сначала девочки, потом мальчики»
  • Чтение потешек, художественного слова о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Беседа о хлебе. 

Цель:

  • Дать детям понятие о том, как раньше на Руси выращивали хлеб.
  • Показать детям, как русские поэты А. В. Кольцов и Н. А. Некрасов отражали в своих стихах тяжёлый труд хлеборобов.
  • Продолжать воспитывать уважение и интерес к труду земледельцев, бережное отношение к хлебу.
  • Словарная работа:

Соха, сноп, крестьянин, гумно, скирда, серп, жница, пахарь.

Ход занятия:

Труд хлеборобов всегда был тяжёлым. Особенно трудно было выращивать хлеб, когда не было ни машин, ни тракторов, ни комбайнов. Землю пахали деревянной сохой, в которую впрягали лошадь. За сохой шёл пахарь. Поэт А. В. Кольцов писал отличные стихи о людях, пашущих землю, сеющих хлеб. Когда читаешь его стихи, кажется, что это звучит голос крестьянина, вышедшего в поле рано – рано утром.

«Ну! Тащися, сивка,

Пашней, десятиной,

Выбелим железо

О сырую землю.

Красавица зорька

В небе загорелась,

Из большого леса

Солнышко выходит…

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зёрнышку сготовим

Колыбель святую.

Его вспоит, вскормит Мать – земля сырая;

Выйдет в поле травка - Ну! Тащися, сивка! »

Когда поле было вспахано, его засевали вручную. На шею вешали лукошко с зерном, брали горсть зерна и размашистым, плавным движением руки бросали его в землю. Вот как об этом пишет А. В. Кольцов:

«… Чем свет по полю

Все разъехались –

И пошли гулять

Друг за дружкою,

Горстью полною

Хлеб раскидывать;

И давай пахать

Землю плугами,

За кривой сохой

Перепахивать,

Бороны зубьём

Порасчёсывать… »

Несмотря на тяжёлый труд, люди радовались, когда на поле появлялись первые всходы, говорили с любовью о поле, о земле, ждали дождя, чтобы был хороший урожай. Н. А. Некрасов в стихотворении «Колосья» так рассказывает об этом:

«Уж налились колосики.

Стоят столбы точёные,

Головки золочёные,

Задумчиво и ласково шумят.

Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

 Богаче нет поры!

Ой, поле многохлебное!

Теперь и не подумаешь,

Как много люди божии

Побились над тобой,

Покамест ты оделося

Тяжёлым ровным колосом

И стало перед пахарем,

Как войско пред царём!

Не столько росы тёплые,

Как пот с лица крестьянского

Увлажили тебя. »

Когда хлеб созревал, приступали к уборке урожая. А. В. Кольцов писал:

«… Посмотрю пойду,

Полюбуюся,

Что послал господь

За труды людям:

Выше пояса

Рожь зернистая

Дремлет колосом

Почти до земи.

Ветерок по ней

Плывёт, лоснится,

Золотой волной

Разбегается…

Люди семьями

Принялися жать,

Косить под корень

Рожь высокую… »

Рожь жали серпом. Чаще всего эту работу выполняли женщины. Их называли жницами.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Жница»:

«Это не люди лихие,

Не бусурманская рать,

Это колосья ржаные,

Спелым зерном налитые,

Вышли со мной воевать!

Машут, шумят, наступают,

Руки, лицо щекотят,

Сами солому под серп нагибают –

Больше стоять не хотят!

Жать принялась я проворно,

Жну, а на шею мою

Сыплются крупные зёрна –

Словно под градом стою! »

Эта работа была очень тяжёлой. Вот как об этом писал В. А. Кольцов в стихотворении «Молодая жница»:

«Высоко стоит Солнце на небе,

Горячо печёт Землю – матушку.

Душно девице, Грустно на поле,

Нет охоты жать Колосистой ржи.

Всю сожгло её Поле жаркое,

Горит – горма всё Лицо белое.

Голова со плеч На грудь клонится,

Колос срезанный Из рук валится… »

Пшеницу связывали в снопы и собирали в копны. Копны грузили на телеги и везли на гумно, где складывали в скирды. Когда весь хлеб был убран, на гумнах начинали его молотить.

Конспект занятия «Хлеб – наше богатство»

Программное содержание:

  • Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
  • Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
  • Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.           (Хлеб)

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?» (Подбор определений к существительному).  Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч. Называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети: Его покупают в магазине.

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Дети: Пекут из муки.

Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?

Дети: Из зёрен.

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Рассказ воспитателя сопровождается просмотром презентации «Выращивание хлеба».

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнёр.

 Воспитатель: Что же делает комбайн?

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу.

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню.

 Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

 Переваливай, валяй.(2 раза)

Воспитатель:  И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

Пословицы и поговорки про хлеб:

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?

Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

 Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....