На встречу с удивительным окружающим миром
видеоурок по окружающему миру (подготовительная группа)

Латыпова Роза Саитгараевна

Мы все мечтаем, чтобы наши дети были любознательными, активными, интересными собеседниками. Где бы мы не находились, природа предлагает нам множество тем для размышления.

Природа учит нас быть внимательнее, наблюдательнее. Давайте вместе отправимся с детьми на прогулку, на встречу с удивительным окружающим миром.

https://www.instagram.com/tv/CVxyN3RIumS/?utm_medium=share_sheet

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ СШ № 23 «Менеджер»

На встречу с удивительным окружающим миром

Составила воспитатель

1 квалификационной категории

 Латыпова Р,С,

Альметьевск 2021г.

Мы все мечтаем, чтобы наши дети были любознательными, активными, интересными собеседниками. Где бы мы не находились, природа предлагает нам множество тем для размышления.

Природа учит нас быть внимательнее, наблюдательнее. Давайте вместе отправимся с детьми на прогулку, на встречу с удивительным окружающим миром.

Как ученые изучают мир.

Много знаний о мире ученые получили путем наблюдений и опытов. Наблюдать- значит внимательно рассматривать, а также слушать, определять запах, пробовать на ощупь. Наблюдая, ученые сравнивают предметы, разделяют их на группы, делают выводы.

Активация мышления.                                                                                                              Понаблюдайте за растением. Как выглядит растение, если его долго не поливали? Как оно выглядит после полива. Результаты наблюдения нарисуйте.

Кроме наблюдений ученые проводят опыты. Для проведения опытов создают специальные условия; нагревают или охлаждают, освещают или затеняют.

Активация мышления.                                                                                                              

Возьмите три различные баночки. Заполните водой. Определите, в какой баночке больше всего воды, а в какой – меньше всего.

Умейте видеть.

Дети должны запомнить: «Мало смотреть, надо уметь видеть» и научиться наблюдать. Чем больше дети будут наблюдать, тем больше интересного смогут увидеть. Наблюдая учитесь задавать вопросы и пытаться найти на них ответ.

Активизация мышления. Понаблюдаем за птицами, как ведут себя воробьи и голуби у кормушки. А потом расскажем. Какое впечатление на вас произвело наблюдение?

Тренируйте свою наблюдательность.

Активизация мышления. Одну-две минуты рассматривайте предмет. Затем закройте глазки и попробуйте отчетливо его представить Опишите нам свой   предмет, а мы попытаемся назвать его.

Пришло время рассказать детям о таких обитателях земного шара, как птицы, моллюски и насекомые.  

Что же можно рассказать о птицах на прогулке?

Правила наблюдения за птицами.                                                                                                             Птицы нас всегда привлекают, своим поведением удивляют. Мир птиц богат и разнообразен. Есть птицы маленькие и большие, яркие и незаметные, смелые и осторожные. Птицы живут везде: в городе, в лесу и в поле; на болотах, возле рек, на берегу морей и океанов; на холодном Севере и в жарких странах, в горах и в пустыне. И в нашем городе живёт много птиц, поэтому люди чаще, чем со всеми остальными животными сталкиваются с птицами, больше наблюдают их в природе, а нередко и непосредственно у своего жилища. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь. Нельзя подбегать к птицам, вы помешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Мир птиц богат и разнообразен. Поиски пищи основное занятие для птицы. Есть птицы, которые насекомых уничтожают – таких птиц называют насекомоядные. Есть птицы, которые растительные пищу предпочитают – зерно, плоды, семена собирают. А есть птицы, которые разную пищу поедают, птиц таких  называют всеядными .

Зачем птицы поют?                                                                                                                                     Пение – это птичий язык, на котором они общаются между собой. Также при помощи пения птицы охраняют свою территорию, предупреждают друг друга об опасности и ищут себе пару. Петь умеют не все птицы, как правило, крупные птицы издают резкие отрывистые звуки (например, ворона каркает. Те птички, умеют петь называются певчими. Они умеют выводить красивые мелодии, которые похожи на музыку.

Есть ли птицы, которые умеют говорить?                                                                                                                                                Говорить, как человек птицы не могут. Однако есть птицы, которые могут повторять любые звуки, которые слышат, в том числе и человеческую речь.                                     Особенно известны в этом попугаи: они могут выучить и произносить несколько сотен человеческих слов. Также могут научиться говорить   вороны, скворцы, галки, канарейки. А удивительная птица лирохвост, которая обитает в Австралии умеет повторять самые необычные звуки: лай собак, ржание лошадей, звук сигнализации, бензопилы, работающего двигателя и т.д.    

Почему летом нет снегирей, а зимой ласточек?                                                                                                         Есть птицы, которые живут на одном и том же месте круглый год:например, воробьи, вороны, сороки. А многие птицы — перелетные- это значит, что лето они проводят в одном месте, а на зиму улетают в другое. К примеру, ласточки и стрижи прилетают к нам летом, когда у нас тепло и есть насекомые, которыми они питаются. А когда становится холодно, они улетают в теплые страны. Снегири наоборот, появляются у нас зимой, летом они живут намного севернее и зимой летят к нам, потому что у нас теплее. А когда у нас наступает весна, они вновь улетают в свои северные леса.                                                                    

Почему птицы откладывают яйца?                                                                                                                                                                                                Животные и человек рождают живых и уже сформировавшихся детенышей. Но у птиц и у некоторых животных (крокодилов, черепах), все немножко по-другому. Самки откладывают яйца внутри, которых есть зародыши, они еще не готовы к появлению на свет. Яйца лежат в гнезде, где мама еще какое-то время высиживает их, согревая своим телом. В это время внутри яиц, детеныши формируются. Когда приходит время, они вылупляются  из яиц.

Активизация мышления

 Соберите коллекцию картинок или фотоснимков. Пусть ребенок представит коллекцию своим бабушке и дедушке, расскажет о каждом персонаже снимков (как называется, чем питается, где и как строит гнездо).Это поможет не только лучше закрепить изученный материал  на ФЦКМ, связанный с природой, но и будет способствовать развитию лексики ребенка, его наблюдательности.

Птицы нашей местности.

 Среди птиц есть оседлые (которые весь год живут в одной местности, например воробей, голубь, синица, дятел, филин, сорока), и перелетные(которые на зиму улетают в теплые края, например грач, скворец, кукушка, ласточка)

Интересные факты о  птицах

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.                                                      Кукушка за час съедает 800  личинок разных вредных насекомых.                                                Ласточка за лето ловит до миллионов мошек.                                                                       Одна сова за лето уничтожает до тысячи серых полевок (мышеобразных грызунов) и мышей.

Как же птицы приспосабливаются к жизни в местах своего обитания?

Кроме известных детям птиц на Земле есть еще тысячи других видов птиц, обитающих в других странах и на других континентах. Как же птицы приспосабливаются к жизни в местах своего обитания?                                                                                                                  Колибри - самая маленькая птица на Земле, самый мелкий вид бывает размером чуть больше шмеля. Колибри живет только в Америке. Питается сладким нектаром цветом. Это единственная в мире птица, способная летать назад.                                                                                                                         Фламинго – высокая птица с тонкими длинными ногами, гибкой шеей и опереньем белого, розового и даже красного цветов. Обитают фламинго в Южной Европе, Африке, Северной Америке, на Кавказе(в Азербайджане), в Средней Азии и Казахстане. Живут они большими колониями, в которых нередко насчитывается несколько тысяч особей, на берегах рек, морей, озер. Гнезда строят на мелководье из ила и глины. Питаются мелкими водными животными.

Тукан - родственник дятла. Шумная птица, живущая в тропическом лесу.                                                             У него очень  огромный и очень легкий желтый клюв, длина которого составляет почти половину длины тела. Туканы населяют джунгли Центральной Америки. Питаются плодами растений, насекомых.                              

Страус- это птица гигант, которая не летает из-за слишком большого веса. Это самая крупная из птиц. Взрослый страус может достигать до 2-2,5 метров в высоту и весит от 70 до 135 кг.

Пингвин – единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину на суше и в основном в самых холодных областях южного полушария.

Киви- забавная птица с очень маленькими крылышками(длиной 5 см), которых даже не видно под ее оперением. Поэтому киви летать не может. А само оперение напоминает скорее шерсть- оно длинное и мягкое.

Активизация мышления                                                                                                                                                                                                                                                                     Обсудите с детьми ответ на вопрос, зачем птицам крылья. Порассуждайте с детьми  о том, почему некоторые птицы не летают. Причиной могут быть особенности их строения или большая масса тела птицы(т.е. если птица тяжелая, она не может взлететь), а также обилие корма в местах обитания(тогда у птиц отпадает необходимость охотиться за мошками, которые летают) и др.

Читайте детям больше книг известных авторов(например В.Бианки, М.Пришвина) о живой природе вообще и о птицах в частности.

Наблюдение за перелетными птицами

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.

Каких птиц называют перелетными? Почему птицы выводят птенцов летом? Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны? Каких перелетных птиц вы знаете?

Наблюдение за зимующими птицами 

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Насекомые.

Обычно эти крошечные создания вызывают восторг и массу положительных эмоций у детворы. Дети с удовольствием наблюдают, разглядывают их, а потом подражают их жужжанию, изображают полет. Давайте познакомимся с царством насекомых поближе.

Словарик. Насекомые беспозвоночные членистоногие животные, имеющие хитиновый, состоящий из отдельных подвижных частей наружный скелет. Обладает наибольшим разнообразием среди всех остальных животных на Земле и являются самым многочисленным классом живых существ на планете.

Прежде всего рассказать детям, что насекомые – это жуки, пчелы, мухи, бабочек пауки, мелкие многоногие существа, которые лазают, прыгают или летают. рассмотрите с детьми картинки с изображением различных насекомых. Обсудите окрас и изображение насекомых. Обговорите с детьми названия изображенных насекомых и поинтересуйтесь, знают ли они, что умеет делать каждое из них. Например: паук-плести паутину, муравей-бегать, комар-летать и жалить, шмель летать и жужжать.                                                                                               Расскажите, чем питаются муравьи. Муравьи питаются тлей, мелкими насекомыми, соком растений, семенами, грибами, очень любят сладкое осы питаются соками из плодов, другими насекомыми, медом. Бабочки питаются цветочным нектаром, древесным соком, соком переспевших фруктов. Майские жуки –листьями деревьев. Комары-соком растений и кровью людей и животных. Божья коровка поедае6т других насекомых. Стрекоза питается насекомыми, комарами, мошками и другими вредными насекомыми. Кузнечики- почками, листьями, побегами, цветами. Пчелы-пыльцой растений и нектаром. Мухи питаются соком растений, нектаром цветков, органическими остатками.

Активизация мышления.

Понаблюдайте за насекомыми во время прогулки. На прогулку захватите лупу (чтобы понаблюдать за малоподвижными насекомыми и сачок, чтобы поймать и посадить в банку с листьями и веточками деревьев и накрыть насекомое, которое находится в активном движении. При этом соблюдайте меры безопасности. Понаблюдав за насекомым обязательно его отпустите, пожелав счастливого пути. Побеседуйте с детьми о том, какую пользу и какой вред приносят насекомые.

Читайте детям загадки, а их задача – найти среди картинок соответствующую отгадку.

В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий, целый день хлопочет. (муравьи)

Что за пуля- летит и жужжит (майский жук)

Не птичка, а с крыльями. Над цветами летает, нектар собирает (бабочка)

Наблюдение за бабочкой.


У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки – ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги – птицы и пауки.

Не моторы, а шумят. Не пилоты, а летят. Не змеи, а как обидишь –ужалят (осы)
Как выглядит бабочка? Как она передвигается? Чем питается бабочка? Какую пользу приносит? Есть ли дом у бабочки?  Есть ли у нее враги?

Наблюдение за пауком

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки – хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети – паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине – жди сухих солнечных дней

Как выглядит паук?  Как он передвигается?  Где живет и чем питается?  Как паук ловит насекомых?  Есть ли враги у паука? Как по поведению пауков можно предсказывать погоду? Где зимуют пауки?

Наблюдение за муравьем

Муравей – самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи – великолепные строители. Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.                            

Как выглядят муравьи?  Как они передвигаются? Чем питаются? Как называется муравьиный дом? Из чего муравьи строят свой дом?  Какие враги есть у муравьев?

Как готовятся муравьи к зиме?

Наблюдение за мухой

Муху видел каждый. У нее огромные глаза, облегающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому к ней нелегко подобраться.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Мухи очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные микробы. Мухи разносят многие тяжелые инфекционные болезни. У них много врагов: пауки, лягушки, жабы, ящерицы.

 Как выглядит муха? Что помогает ей ловко ползать по стеклам, стенам и потолку?

 Чем питается муха?  Есть ли дом у мух?  Почему мух называют вредными насекомыми?

 Какие враги есть у мух?


Наблюдение за божьей коровкой

У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья.

Окраска божьей коровки – предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные.

Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов.

Божья коровка – хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу.

На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

 

Как выглядит божья коровка?  Как она передвигается?  На кого охотятся божьи коровки?

Где они живут? m Какую пользу приносят божьи коровки?  Где зимуют?  Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке?

Наблюдение за комаром

У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах.

Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.

Комары – вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.

Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Как выглядит комар?  Как он передвигается? Есть ли у комаров уши?  Чем питаются комары?  Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?  Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров?  Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?


Наблюдение за стрекозой

У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.

Стрекоза – хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками.

Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны/

 Как она передвигается?  Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики?

 Где живет стрекоза? На кого она охотится?  Чем питается? Есть ли враги у стрекозы?

Моллюски

Словарик. Моллюски или мягкотелые- высокоорганизованные первичноротые животные, принадлежат к тому же типу животных, что и насекомые. Предками моллюсков были кольчатые черви.

Моллюски также относятся к представителям животного мира, это дети должны четко уяснить. На Земле их насчитывают около 120 тысяч видов. Большая часть видов – обитатели морей и океанов. Это устрицы, мидии, кальмары, осьминоги и др. значительно меньше моллюсков обитает в пресных водоемах. Здесь встречаются беззубки, прудовики и др. Есть моллюски, которые живут на суще, например: улитка, слизень. Рассмотрите с ребенком, как выглядят морские, пресноводные и сухопутные моллюски. После рассмотрения сухопутных моллюсков обсудите вместе с детьми вопрос, зачем улиткам такое разнообразие цветов и рисунков.

Коричневую раковину без полос труднее заметить на стволе дерева или прошлогодних листьях, полосатую –среди веток и кустарников. Более светлые раковины меньше нагреваются на солнце. Перегрев грозит моллюску высыханием. Наоборот в тени деревьев или среди густых кустов, широкие темные полосы или коричневая раковина позволяет быстрее согреться.

Активизация мышления. Расскажите детям, что собирать и коллекционировать можно лишь те раковины, которые пусты. Убедиться, что моллюска внутри раковины нет, можно посмотреть на свет. Если она не просвечивается, то внутри есть жизнь, возможно моллюск прячется от опасности. Учите детей бережно относиться ко всему живому. Воспитывайте вдумчивое и бережное отношение к природе.

Наблюдение за березой
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Почему листья на березе стали желтые? Что происходит с деревьями осенью? Как деревья готовятся к зиме?
Наблюдение за тополем
В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима».                                Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление?

Воспитатель проводит с детьми беседу.

Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?

Многие думают, что причина листопада – заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заметить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя.

Что производят из древесины тополя? Прежде всего бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов. Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему? Что такое тополиный пух?                                                                            Наблюдение за снегопадом.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег – это очень много снежинок.

 Почему скрипит снег?   Где образуются снежинки?   Какой на ощупь снег?  Когда снег бывает мокрый, когда сухой?  Из какого снега легче лепить?  Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

 На что похожи снежинки?  Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Наблюдение за елью на участке

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.        

Почему ель относят к хвойным деревьям?  Что является основным признаком хвойных деревьев?  Сравните деревья, в чем их различия?  Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое?

Наблюдение за зимующими птицами 
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Каких птиц называют зимующими? Чем они питаются? Каких зимующих птиц вы знаете?

 Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

 Как человек может помочь зимующим птицам?

Наблюдение за ветром
Ветер – движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.

Наблюдение за ветром и листопадом.

Послушайте с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят. Обратить внимание, что в ветреную погоду листья начинают облетать сильнее.                                                                                                                               Что такое листопад? Почему осень называется золотой? Предложить детям походить по опавшим листьям и послушать, как они шуршат.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят…летят
Е.Трутнева.
Учить определять силу ветра наблюдая за деревьями. Обратить внимание, что при сильном ветре начинается листопад.
  Как объяснить ребёнку, почему небо голубое                                                                                                                 Дети любят спрашивать у взрослых, почему небо голубое.                                                                        

Солнечный свет белый, то есть включает в себя все цвета спектра. Казалось бы, небо тоже должно быть белым, но оно голубое. Наверняка ваш ребёнок знает фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. А радуга — лучший способ понять, как свет распадается на волны разной частоты. Наибольшая длина волны — у красного цвета, наименьшая — у фиолетового и синего.             Воздух, в котором есть молекулы газов, микрокристаллы льда и капли воды, рассеивает свет с короткой длиной волны сильнее, поэтому синего и фиолетового цвета в небе в восемь раз больше, чем красного                                                                                                              Что такое атмосфера                                                                                                                                       Вся наша планета окутана плотным слоем воздуха. Называется этот слой атмосферой Земли. Чем ближе воздух к поверхности, тем он плотнее. Поднимаясь выше, можно почувствовать, как плотность воздуха уменьшается, он становится разреженным. А там, где кончается атмосфера и начинается космос, — безвоздушное пространство.                                                                                    Без атмосферы на Земле не было бы жизни, потому что живым существам нечем было бы дышать. Воздушная оболочка влияет на климат на планете, защищает Землю от испепеляющего солнечного жара и космического холода.                                                                                                        Если бы Земля не была покрыта воздушной оболочкой, человечество страдало бы от небесных снарядов-метеоритов. Прежде чем упасть на землю, метеориты сталкиваются со слоями атмосферы, их полет замедляется, они раскаляются и сгорают, не причиняя землянам вреда.         

 «Как обнаружить воздух».                                                                                                              Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проёма . Тёплый воздух поднимается и идёт снизу  вверх (так как он тёплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.                                                                                                                    «Свойства воздуха».                                                                                                                                      Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.                                                                                                     Итог. Воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.                                                                                                                           Что такое ветер?                                                                                                                            Сначала нужно уяснить для себя, что же такое ветер. Научное определение довольно пространно, в минимизированном виде звучит приблизительно так: «Движение воздушных масс между зонами разного давления». Но ребенку такая формулировка мало о чем скажет. Наглядность – наиболее эффективный способ объяснения чего-либо.                    Итак, рассмотрим способ  наглядного объяснения природы ветра.                                                                                                          Просим  набрать побольше воздуха и потом его медленно выдуть. Вот это будет ветер. Воздух в сжимающихся легких подвергается давлению и выходит наружу. Так и с ветром. Небольшое теоритическое отступление о том, что теплый воздух легче холодного упростит пояснение. Тяжелый холодный воздух создает такое же давление, как и стенки легких. От этого холодный воздух движется туда, где был теплый.                                                  Вот и получается ветер.

Чтобы  обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность , необходимо максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира. Способствовать развитию творческого начала ребенка.

В своей работе  собрала разнообразные  наблюдения, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка..

Литература: Рыжова Н.А.» Лаборатория в детском саду и дома»                            Степаненкова  Э.Я. « Сборник подвижных игр»                                                          Н.Е.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»                                                       Николаева С.Н. « Теория и методика экологического образования детей»                                                     Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе                                                                           О,В Дыбина « Ребёнок и окружающий мир»                                                                                    О.В.Дыбина «Я узнаю мир»                                                                                                          Каменева Л.А  «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»                                                                                Лучич М.В. « Детям о природе»                                                                                                                      Прудникова О.А.«Экологические наблюдения в детском саду старшая  группа»

 Сухарева Л.С. «Готовим ребенка к школе»                                                                                                                                                                                            Саломатина А.А.«Картотека экологических наблюдений на прогулке»

 https://razvitie-krohi.ru/otchego-i-pochemu/pochemu-duet-veter.html « Я Ваша Кроха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Занятие по окружающему миру в средней группе "Встречаем весну"

Занятие дает представление о весне, как о времени года, закрепляет знание о сезонных изменениях в живой и неживой природе.Развивает память, речь, учит детей любить и беречь природу....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  НА ТЕМУ: «ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией в старшей группе тема "Удивительный мир цветов" "

конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме Комнатные растения. На занятии идет закрепление знаний о комнатных растениях (название, строение, необходимые условия для роста, польза, на...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Встречаем гостей»

Программные задачи:1.Развивать  умения выполнять действия пальчиками в соответствии с текстом,      развитие координации движений; активизация словаря.2.Выработка у ребён...

Методическая разработка по окружающему миру (здоровьесберегающие технологии) по теме: "Удивительная вода"

Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Закреплять знания детей о пользе и вреде воды в жизни человека, закрепить представления детей о здоровье; расширять представления  что полез...