Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный отклик на происходящие события и желание передать это в рисунке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

- уточнять, углублять, закреплять знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты;

- уточнять знания о появлении их детенышей, об образе жизни в разные сезоны, о пользе ежей для леса и человека;

- познакомить детей  со  стихотворением В. Осеевой, имеющим ласковое название «Ежинка»;

- помочь детям понять содержание стихотворения, почувствовать тревогу, волнение героев, помочь осмыслить их поступки;

- вызвать эмоциональный отклик на происходящие в стихотворении события, желание передать это в рисунке;

-   учить  пользоваться  разными изобразительными средствами (гуашевые краски, восковые мелки) и разными способами передачи образа (способом тычка, концом кисти, восковым мелком);

 - продолжать учить подбирать цвета для передачи замыслов, готовить на палитре оттенки цвета (серый);

- формировать пространственную ориентировку в процессе изображения, развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки;

- через песенку счастливого ежика   подвести итог полученным знаниям и получить разрядку  эмоциональному  переживанию;

- воспитывать чуткое, нежное, заботливое, внимательное отношение к животным, к чужому горю, желание прийти на помощь.

Оборудование:

иллюстрации ежей, игрушечные ежи, стихотворение В. Осеевой «Ежинка», все необходимое  для рисования, музыкальное сопровождение к песенке Ежа.

             Ход занятия.

1. Вхождение в занятие.

     Загадка «Что за елочка такая?

                     Это елочка живая.

                     В серенькой одежке

                     Ходит по дорожке» .

2.Появление  ребенка в костюме Ежа.

      Я – обыкновенный еж,

      Ежик маленький, ну что ж!

      Я больших зверей не хуже,

      Потому что лесу нужен!

      Подметаю я тропинки,

      Все листочки, все соринки

      Хороши мои иголки –

     Обхожусь я без метелки.

А что ты нам принес? – посмотрите, как выглядит семейка, но вы много знаете про ежей, видели на рисунках, в мультфильмах, многие видели живого.

Сегодня будем говорить о ежах.

Описание внешнего вида:

Туловище похоже на яйцо

- мордочка (треугольник) маленькая с вытянутым носом,  на конце носика блестящий  шарик, черные как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными, а дальше у него ушки,  коричневые  лапки (овалы)  с маленькими коготками.

- Где живут ежи? Где еще их  можно встретить? (на лесных опушках, в  заросших кустарником оврагах, летом приходят в огороды).

- Чем питаются?

- Какую пользу приносят?

- Как защищаются от животных и людей?

 - Где устраивают ежи себе норку для зимней спячки?

 Еж – единственное дикое животное, которое может подпустить человека довольно близко, не потому, что он храбрый, просто еж плохо видит, надеется на свой нюх. Почему не убегает? – у него другой способ защиты, чем у быстроногих животных, почуяв опасность, он сворачивается в клубок, выставляя свои острые иглы, фыркает угрожающе и подпрыгивает, пытаясь уколоть  иголками. Ноги у него короткие. Он неуклюжий, но на охоте проворен и ловок – уничтожает мышей и других грызунов, червей, жуков, ящериц, ядовитых змей, лягушек, любит лакомиться ягодами, грибами, зеленью – любит хорошо поесть, наедает жировые прослойки для зимы.

- А как еж переносит листья в гнездо?

 - Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иголки. Встает охапкой и несет  листовой матрац в норку. Идет чудище, копна копной, принесет и устелет зимнюю постель. Умный, хитрый зверек и полезный. Весной появляются в норе малыши с закрытыми глазами и ушами, без иголок. А через 1 – 1.5 часа появляются светлые, мягкие иголки, затем темнеют, крепнут, становятся колючими. Ежиха любит детей, кормит их молоком. Хорошо им живется только в природе – в неволе все не в радость.

3. Словарная работа:

 ложбинка – углубление в земле с пологими краями,

парное молоко – только что подоенное,

ощетинившись – поднять иголки вверх.

оружье – оружие, его носят, как правило, стволом вверх.

4.Чтение стихотворения В. Осеевой (эмоциональное восприятие).                       «Ежинка»

Внимательно слушайте, так как потом будем иллюстрировать это стихотворение.

В глyбокой прохладной ложбинке

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внyчке Ежа.

Весь день она тихо играет,

Шyршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кyстом.

Однажды надвинyлась тyчка,

Стал ветер деревья качать,

И Ёжик любимyю внyчкy

Заботливо вышел встречать.

И вдрyг, запыхавшись, Зайчишка

Бежит, перепyган до слез:

Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинкy в корзинке yнес!

Мелькали берёзы и ёлки,

Зелёный кyстарник и рожь.

Подняв, как орyжье, иголки

Бежал, ощетинившись, Ёж!

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчyгана искал,

Он по лесy бегал в тревоге

И внyчкy по имени звал!

Стемнело... И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измyченный дедyшка Ёж!

А дедова внyчка сидела

За шкафом, свернyвшись клyбком.

Она и взглянyть не хотела

На блюдце с парным молоком!

И yтром к зелёной ложбинке                          

Из города дети пришли

И дедовy внyчкy Ежинкy

В корзинке назад принесли.

Пyстили на мягкyю травкy:

- Дорогy домой ты найдешь?

- Найдет! - Закричал из канавки

Взволнованным голосом Ёж.


5. Физпауза

1, 2, 3, 4, 5 – вышли ежики гулять,

вправо, влево посмотрели: нет лисы за веткой ели?  

 Присели, встали, поморгали, поморгали и домой все побежали.

6. Повторное чтение стихотворения

7. Практическая деятельность детей.

     Пальчиковая гимнастика.

«Повстречал ежонка еж:

Здравствуй, братец!

Как живешь?» - одновременно кончиками пальцев правой  и левой поочередное касание.

7. Оформление выставки детских рисунков, дети комментируют свои рисунки.

8. Итог занятия. 

 Человек – часть природы, должен вести себя так, чтобы ей не навредить. А что для этого он должен делать?  ( беречь, охранять, не разорять гнезда, не убивать, защищать, заботиться, в лесу не шуметь, громко не петь, не ловить бабочек) .

 9.  Исполнение детьми песенки счастливого Ежа.

        С бугорка на бугорок

        Я хожу в лесочке.

        Под осиной и сосной

        Я ищу грибочки.

Припев: Раз, два,  гриб сорви,

               На иголках унеси – 2 раза повторить.

        Ждет меня моя семья:

        И сынок,  и дочки.

       Ждут,  когда я принесу

       Вкусные грибочки

У меня иголки,

Как в лесу на елке.

Очень я люблю плясать,

Быстро ножками стучать.

   Припев: Топ, топ, попляши,

                  Всех ребяток пригласи – 2 раза повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Караван пустыни"

Цель нашего занятия - научить детей отражать в рисунке представление о пустыне и ее обитателях .Достигали цели путем решения следующих задач:вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов на бумаге; у...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе. Тема: «Рыжая сестрица - хитрая лисица"

( Образовательные области : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию. «Дымковская лошадка».

дымковские игрушки (для демонстрации);бумажные силуэты лошадки;гуашь, ватные палочки.Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, цветосочетании рассматривание изделий д...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию бумагой во второй младшей группе «Бумажная фея» (тема недели: «Что из чего сделано)

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).Познакомить детей с использованием...