Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный отклик на происходящие события и желание передать это в рисунке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программное содержание:

    - уточнять, углублять, закреплять знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты;

    - уточнять знания о появлении их детенышей, об образе жизни в разные сезоны, о пользе ежей для леса и человека;

    - познакомить детей  со  стихотворением В. Осеевой, имеющим ласковое название «Ежинка»;

    - помочь детям понять содержание стихотворения, почувствовать тревогу, волнение героев, помочь осмыслить их поступки;

    - вызвать эмоциональный отклик на происходящие в стихотворении события, желание передать это в рисунке;

    -   учить  пользоваться  разными изобразительными средствами (гуашевые краски, восковые мелки) и разными способами передачи образа (способом тычка, концом кисти, восковым мелком);

     - продолжать учить подбирать цвета для передачи замыслов, готовить на палитре оттенки цвета (серый);

    - формировать пространственную ориентировку в процессе изображения, развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки;

    - через песенку счастливого ежика   подвести итог полученным знаниям и получить разрядку  эмоциональному  переживанию;

    - воспитывать чуткое, нежное, заботливое, внимательное отношение к животным, к чужому горю, желание прийти на помощь.

    Оборудование:

    иллюстрации ежей, игрушечные ежи, стихотворение В. Осеевой «Ежинка», все необходимое  для рисования, музыкальное сопровождение к песенке Ежа.

                 Ход занятия.

    1. Вхождение в занятие.

         Загадка «Что за елочка такая?

                         Это елочка живая.

                         В серенькой одежке

                         Ходит по дорожке» .

    2.Появление  ребенка в костюме Ежа.

          Я – обыкновенный еж,

          Ежик маленький, ну что ж!

          Я больших зверей не хуже,

          Потому что лесу нужен!

          Подметаю я тропинки,

          Все листочки, все соринки

          Хороши мои иголки –

         Обхожусь я без метелки.

    А что ты нам принес? – посмотрите, как выглядит семейка, но вы много знаете про ежей, видели на рисунках, в мультфильмах, многие видели живого.

    Сегодня будем говорить о ежах.

    Описание внешнего вида:

    Туловище похоже на яйцо

    - мордочка (треугольник) маленькая с вытянутым носом,  на конце носика блестящий  шарик, черные как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными, а дальше у него ушки,  коричневые  лапки (овалы)  с маленькими коготками.

    - Где живут ежи? Где еще их  можно встретить? (на лесных опушках, в  заросших кустарником оврагах, летом приходят в огороды).

    - Чем питаются?

    - Какую пользу приносят?

    - Как защищаются от животных и людей?

     - Где устраивают ежи себе норку для зимней спячки?

     Еж – единственное дикое животное, которое может подпустить человека довольно близко, не потому, что он храбрый, просто еж плохо видит, надеется на свой нюх. Почему не убегает? – у него другой способ защиты, чем у быстроногих животных, почуяв опасность, он сворачивается в клубок, выставляя свои острые иглы, фыркает угрожающе и подпрыгивает, пытаясь уколоть  иголками. Ноги у него короткие. Он неуклюжий, но на охоте проворен и ловок – уничтожает мышей и других грызунов, червей, жуков, ящериц, ядовитых змей, лягушек, любит лакомиться ягодами, грибами, зеленью – любит хорошо поесть, наедает жировые прослойки для зимы.

    - А как еж переносит листья в гнездо?

     - Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иголки. Встает охапкой и несет  листовой матрац в норку. Идет чудище, копна копной, принесет и устелет зимнюю постель. Умный, хитрый зверек и полезный. Весной появляются в норе малыши с закрытыми глазами и ушами, без иголок. А через 1 – 1.5 часа появляются светлые, мягкие иголки, затем темнеют, крепнут, становятся колючими. Ежиха любит детей, кормит их молоком. Хорошо им живется только в природе – в неволе все не в радость.

    3. Словарная работа:

     ложбинка – углубление в земле с пологими краями,

    парное молоко – только что подоенное,

    ощетинившись – поднять иголки вверх.

    оружье – оружие, его носят, как правило, стволом вверх.

    4.Чтение стихотворения В. Осеевой (эмоциональное восприятие).                       «Ежинка»

    Внимательно слушайте, так как потом будем иллюстрировать это стихотворение.

    В глyбокой прохладной ложбинке

    Где летняя травка свежа,

    Привольно живется Ежинке,

    Единственной внyчке Ежа.

    Весь день она тихо играет,

    Шyршит прошлогодним листом,

    Еловые шишки бросает

    И дремлет в тени под кyстом.

    Однажды надвинyлась тyчка,

    Стал ветер деревья качать,

    И Ёжик любимyю внyчкy

    Заботливо вышел встречать.

    И вдрyг, запыхавшись, Зайчишка

    Бежит, перепyган до слез:

    Скорее! Какой-то мальчишка

    Ежинкy в корзинке yнес!

    Мелькали берёзы и ёлки,

    Зелёный кyстарник и рожь.

    Подняв, как орyжье, иголки

    Бежал, ощетинившись, Ёж!

    В прохладной пыли на дороге

    Он след мальчyгана искал,

    Он по лесy бегал в тревоге

    И внyчкy по имени звал!

    Стемнело... И дождик закапал,

    Живого следа не найдешь.

    Упал под сосной и заплакал

    Измyченный дедyшка Ёж!

    А дедова внyчка сидела

    За шкафом, свернyвшись клyбком.

    Она и взглянyть не хотела

    На блюдце с парным молоком!

    И yтром к зелёной ложбинке                          

    Из города дети пришли

    И дедовy внyчкy Ежинкy

    В корзинке назад принесли.

    Пyстили на мягкyю травкy:

    - Дорогy домой ты найдешь?

    - Найдет! - Закричал из канавки

    Взволнованным голосом Ёж.


    5. Физпауза

    1, 2, 3, 4, 5 – вышли ежики гулять,

    вправо, влево посмотрели: нет лисы за веткой ели?  

     Присели, встали, поморгали, поморгали и домой все побежали.

    6. Повторное чтение стихотворения

    7. Практическая деятельность детей.

         Пальчиковая гимнастика.

    «Повстречал ежонка еж:

    Здравствуй, братец!

    Как живешь?» - одновременно кончиками пальцев правой  и левой поочередное касание.

    7. Оформление выставки детских рисунков, дети комментируют свои рисунки.

    8. Итог занятия. 

     Человек – часть природы, должен вести себя так, чтобы ей не навредить. А что для этого он должен делать?  ( беречь, охранять, не разорять гнезда, не убивать, защищать, заботиться, в лесу не шуметь, громко не петь, не ловить бабочек) .

     9.  Исполнение детьми песенки счастливого Ежа.

            С бугорка на бугорок

            Я хожу в лесочке.

            Под осиной и сосной

            Я ищу грибочки.

    Припев: Раз, два,  гриб сорви,

                   На иголках унеси – 2 раза повторить.

            Ждет меня моя семья:

            И сынок,  и дочки.

           Ждут,  когда я принесу

           Вкусные грибочки

    У меня иголки,

    Как в лесу на елке.

    Очень я люблю плясать,

    Быстро ножками стучать.

       Припев: Топ, топ, попляши,

                      Всех ребяток пригласи – 2 раза повторить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Караван пустыни"

    Цель нашего занятия - научить детей отражать в рисунке представление о пустыне и ее обитателях .Достигали цели путем решения следующих задач:вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов на бумаге; у...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе. Тема: «Рыжая сестрица - хитрая лисица"

    ( Образовательные области : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию. «Дымковская лошадка».

    дымковские игрушки (для демонстрации);бумажные силуэты лошадки;гуашь, ватные палочки.Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, цветосочетании рассматривание изделий д...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в нетрадиционной технике – точкование «Рассказ о весне».

    Интеграция образовательных областей:          - «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с миром природы),...