Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Данько Татьяна Александровна

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»

Цель: Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках. Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания. Развивать зрительное восприятие. Повышать остроту зрения. Стимулировать зрительную функцию глаз. Развивать воображение, умение формулировать свои ответы. Обогащать словарь.

Материал: Игрушечные жужелица, майский жук, кузнечик, муха, божья коровка, жук-олень, паук, бабочка. Письмо. Схема развития бабочки. Картинки с изображением насекомых. Листы белой бумаги формата А4, акварель, кисточки, стаканы с водой, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы идём в гости к маленьким жителям полянки - насекомым.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

Подходят к полянке - столу, накрытому зелёной скатертью. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит только письмо, из которого дети узнают, что злая Стужа заколдовала насекомых. В письме также сказано, как спасти насекомых: прогнать Стужу и отгадать загадки.

Воспитатель: Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа?

Дети: Солнца, тепла, весны.

Воспитатель: Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».

Динамическая пауза «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).

 Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

 Побежал в саду ручей,                                   (дети бегут по кругу).

 Прилетело сто грачей,                                    (дети машут руками, стоя на месте).

 А сугробы тают, тают,                                     (дети приседают на месте).

 А цветочки подрастают.                                (дети медленно встают).

Воспитатель: Стужу мы прогнали. А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки. (Выставляет на полянку животное, которое надо угадать.) Дети отгадывают загадки.

Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук-олень.)

***

Спинка в веснушках.

«Ах, как неловко!» -

И покраснела... (Божья коровка.)

***

Наткёт, наплетёт,

Сядет и добычу ждёт. (Паук.)

***

Жу-жу-жу,

Жу-жу-жу,

Я на ветке сижу

И звук «ж» всё твержу. (Майский жук.)

***

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет - тогда перестанет. (Муха.)

***

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

***

Шесть ног без копыт,

Бежит - жужжит,

Сядет - землю роет. (Жужелица.)

Воспитатель: Вот сколько маленьких жителей полянки мы расколдовали! Как их можно назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: А все ли здесь насекомые?

 Дети: Паук не насекомое.

Воспитатель: Почему?

Дети: У паука восемь лапок, а не шесть, как у насекомых, и нет крылышек на спинке, значит, паук не насекомое.

Воспитатель: Пусть паучок погостит у насекомых, а мы с вами превратимся в кузнечиков.

Разминка «Кузнечики».

Поднимайте плечики!

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Опять прыгай высоко,

Прыгай ловко и легко!

Воспитатель: Нравятся вам чудеса?

Дети: Да.

Воспитатель: Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо - это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут висеть, как мокрые тряпочки, но пройдёт час - другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими и улетит.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: (держит в руках игрушечную бабочку). Следите глазами за бабочкой.

Бабочка летает повсюду:

Налево летит, направо летит.

Бабочка порхает по кругу,

Вверх, вниз... и назад спешит.

Упражнение повторяется 2 раза. Затем воспитатель предлагает ещё раз назвать, используя схему, этапы развития бабочки.

Воспитатель: Что сначала откладывает бабочка?

Дети: Яйца.

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Дети: Гусеница.

Воспитатель: В кого она превращается?

Дети: В куколку.

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Дети: Бабочка.

Воспитатель приглашает детей вернуться на полянку.

Воспитатель: Есть ли у насекомых враги?

Дети: Есть. Птицы, люди.

Воспитатель:  Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание детей на окраску насекомых.) Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый?

Дети: Кузнечик живёт в траве, майский жук - на ветках деревьев.

 Воспитатель:  Зачем им нужна такая окраска?

Дети: Защищаться от врагов, прятаться.

Воспитатель:  Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться?

 (Предположения детей.)

Воспитатель:   Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Давайте послушаем стихотворение о божьей коровке.

Ребёнок:

Платье в горошек у божьей коровки,

Божьей коровке плохо в коробке.

Божью коровку пальцем не трогай.

Пусть уползает зелёной дорогой,

Пусть улетает синей дорогой.

Пожалуйста, божью коровку не трогай!

Воспитатель: Почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?

Дети: Они живые.

Воспитатель: Как можно доказать, что они живые?

 Дети: Дышат, двигаются, питаются, размножаются, растут.

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться; интересно смотреть, как они летают, бегают, прыгают, играют; слушать, как они жужжат.

А теперь давайте немножко отдохнем и превратимся в бабочек

Физкультминутка  «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем для жителей полянки друзей.

(Дети садятся за столы).

Посмотрите на насекомых (показ картинок с изображением бабочки, божьей коровки), их тело симметрично. У божьей коровки одинаковое количество лапок с одной и с другой стороны, у бабочки одинаковые крылышки с одной и с другой стороны. Я покажу как легко и быстро нарисовать насекомое. Нужно взять лист бумаги и сложить его пополам. Развернуть лист. Изгиб разделил лист пополам. На одной стороне листа рисуем половинку насекомого, затем складываем лист и проглаживаем его ладошкой (показ техники рисования). Разворачиваем лист. Вторая половина насекомого отпечаталась на другой части листа.

Дети выполняют работу. Индивидуальная помощь воспитанникам.

В конце занятия устроить выставку рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

«Весенняя полянка» конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе

                               «Весенняя полянка» Интеграция образовательных областей:«Познание» (формирование це...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе. Тема: «Рыжая сестрица - хитрая лисица"

( Образовательные области : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию бумагой во второй младшей группе «Бумажная фея» (тема недели: «Что из чего сделано)

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).Познакомить детей с использованием...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПРАЗДНИК ПАП"

Формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества.Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах.Обогащать лексический запас слов по теме (Отечеств...