Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в старшей группе "Необыкновенные птицы - пингвины"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
. Воспитатель МБДОУ №15 «Светлячок» Морозова Лена Викторовна. Город Коломна, Московская область.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.
На протяжении 4 лет, я работаю над проектом «Интегрированный подход к развитию познавательных и творческих способностей детей», который плавно «перерос» в программу дополнительного образования детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Веселые мастерилки», по развитию художественно - творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. И я не раз убедилась в этом, рисуя с детьми и старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.
Я хочу поделиться некоторым наработанным материалом, который может кому-нибудь пригодится.
Детишки, с которыми я работаю, пока малыши. Не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Мы, любим - заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, рисовать! А раз мои малыши, всё любят красивое, я стараюсь одеваться со вкусом, и детей к этому приучать, особенно девочек, постаралась оформить работы эстетично в группе (из бисера, фольги, клейкой цветной бумаги). И я считаю, что эстетический вкус детей, развивается изо дня в день.
А рисовать, мы любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике "свободных ассоциаций", нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Следует помнить, что творческие способности, следует необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге! Когда - то видный педагог Е.А. Флерина писала: «Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав её, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т.п.» А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки оживут и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру.
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. Ведь это никем не запрещается и не возбраняется. А позже переработала его, внесла свои коррективы. Исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои наработки и хочу предложить вашему вниманию развернутые конспекты двух занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования.
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«НЕОБЫЧНЫЕ ПТИЦЫ – ПИНГВИНЫ», ПРОВЕДЕННОГО НА ГМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Воспитатель МБДОУ №15 «Светлячок» Морозова Лена Викторовна. Город Коломна, Московская область.
Программное содержание:
-познакомить детей с пингвинами и средой их обитания;
-расширять представление об окружающем мире;
-закреплять умение рисовать методом тычка;
-развивать познавательный интерес и творческие способности детей.
Материал: магнитофон, телевизор, кассета с видеофильмом «Пингвины», музыкальный диск с записью инструментальной музыки, альбомный лист, жесткая кисть, гуашь: белая, черная, красная, стакан-непроливайка, иллюстрации с изображением пингвинов, мольберт, салфетка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живем в одном краю –
Я вас всех приветствую!
2. Целевая установка:
- Ребята, сегодня мы узнаем много интересного о необычных птицах.
Послушайте загадку.
Вразвалочку идет, как моряк.
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои …(пингвин)
-Покажите, как это они ходят «вразвалочку»?
-Мы с вами отправимся в холодный край, в Антарктиду.
-А, как вы думаете, где находится Антарктида?
-Давайте найдем ее на глобусе.
3. Рассматривание глобуса. Беседа с детьми.
-Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом?
(земля, материки).
-А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).
-А что же белым цветом отмечено на глобусе? (снег, льды).
-А как вы думаете, где находится Антарктида?
-Чем она отличается от других материков?
4. Сюрпризный момент «перемещение в Антарктиду».
-А вы хотите побывать в Антарктиде?
Сейчас мы перенесемся с вами в Антарктиду. Садитесь поудобнее, приготовьтесь.
(Дети садятся на пол в кучку, воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом, звучит музыка).
Дети: Волшебное покрывало над нами расправь,
И в Антарктиду нас отправь!
- Где же мы очутились?
Это какая-то неведомая земля. Оказывается, что и здесь есть жизнь.
- А кто здесь живет?
5. Встреча с пингвиненком.
- смотрите, кто это нас встречает? Давайте с ним поздороваемся. Пингвины – птицы древние. Они живут в Антарктиде. Около Антарктиды, со стороны Африки, есть маленький островок. Он самый скалистый, покрыт льдами. Вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий – это пингвиний пляж. Зимой здесь бывает очень холодно -80 С.
6. Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми об условиях жизни в Антарктиде.
- Ребята, а как вы думаете. Люди здесь живут?
- А почему?
- А бывают здесь люди? Кто это может быть? (ученые).
- Как они сюда добираются?
- Благодаря этим отважным людям, мы узнали очень много интересного о животном мире Антарктиды.
- А теперь давайте посмотрим фильм об этих необычных птицах.
7. Просмотр видеофильма «Пингвины».
8. Физминутка «Пингвинята».
Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Крылья вверх чуть приподняли
И быстрее побежали.
9. Беседа с детьми по содержанию фильма. Составление рассказа по схемам.
- Пингвины звери или птицы?
- Как выглядят пингвины?
- Где находятся птенцы после рождения?
- Пингвины умеют летать?
- Чем они питаются?
- Как они высиживают яйца?
- Где воспитываются птенцы?
- Как пингвины оберегают своих птенцов в непогоду?
- Как узнают пингвины своих птенцов?
- Где они живут?
- Чем же эти птицы необычны? (не летают).
10. Чтение стихотворения Г. Утробиной Пингвины».
- Ребята, Анечка знает стихотворение про пингвинов.
Там, где есть снега и льдины,
Весело живут пингвины.
В одеяньях бело-черных,
Неуклюже, но проворно,
Как смешные человечки
С льдин на льдину, как с крылечка,
Скачут весело и живо.
Видеть это – просто диво!
Их походочку вразвалку
Кто не видел – тех нам жалко.
Развеселая картина –
Наблюдать на льду пингвинов!
11. Возвращение в детский сад.
– Ребята, слышите, снова зазвучала волшебная музыка. Нам пора возвращаться в детский сад. Пингвиненку так понравились вы и стихотворение, что он решил отправиться вместе с нами.
- возьмем его с собой в детский сад?
(Дети садятся. Воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом).
Волшебное покрывало
Над нами расправь.
Обратно домой
Нас отправь.
- Вот и оказались мы с вами в детском саду.
-Где же мы с вами побывали?
- Кого мы там увидели?
12. Целевая установка на рисование.
- Ребята, пингвиненок прилетел вместе с нами. Но, смотрите что-то он загрустил. Наверно ему одиноко без друзей. Давайте нарисуем их. Садитесь на свои места.
13. Рисование методом тычка.
- Давайте вспомним с вами, как надо рисовать пингвина.
- Голова у него какая? (круглая).
- Тело у него какое? (овальное).
- Крылья какие? (как листочки).
- Лапки какие? (как у гусей или уток).
- А теперь сядьте правильно, расправьте спинки, ножки поставьте ровно, чтобы было удобно рисовать.
- А теперь давайте вспомним, как надо работать с кисточкой.
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх – вниз, вправо – влево
Гордо словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девица в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз…
Все получится у нас.
(Звучит музыка. Дети самостоятельно рисуют на альбомном листе. В начале дети закрашивают легкими тычками белым цветом туловище, снег и льдины).
14. Пальчиковая гимнастика.
Рисовали снежный ком
Крылья сделаем потом.
Вместо глаз –
Угольки нашлись у нас.
Пингвиненок как живой:
И с хвостом, и с головой.
Ты за крылья не тяни –
Черно-белые они!
(После паузы, дети рисуют легкими тычками черным цветом остальные части туловища. Тонкой кистью рисуют глаза, клюв, лапы).
15. Подведение итогов. Анализ детских работ.
(рисунки развешиваются на мольберте).
- Давайте посмотрим, какие рисунки получились у вас. _ Какой пингвиненок получился у Ани, Даши?
(задумчивый, забавный, веселый)
- Ребята, посмотрите, как понравились ваши рисунки пингвиненку. Давайте подарим ему еще нашу веселую песенку.
16. Исполнение песни М. Протасовой «Пингвины».
17. Сюрпризный момент.
- За нашу песенку, пингвиненок решил сделать нам подарок. Из Антарктиды он привез сладкие снежки и решил всех угостить ими, перед тем как уехать к себе домой. А еще он хочет угостить и наших гостей за то, что они были такими добрыми и внимательными зрителями.
(Ребята поблагодарили пингвиненка, попрощались и ушли в группу).
ЛИТЕРАТУРА
Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» - М.: Просвещение, 1981г.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: Просвещение, 1988г.
Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» - СПб.: Детство Пресс, 2000г.
Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - Москва «Вако» 2006г.
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Венгера Л.А. – М.: просвещение, 1978г.
«Живопись. Уроки изобразительного искусства» сост. Шитов Л., Ларионов В.Н. – М.: Просвещение, 1955г.
«Изобразительное искусство в школе» под ред. Колокольникова В.В. – М.: Просвещение, 1975г.
Изманов А.С. «Юным любителям кисти и резца» - М.: Просвещение, 1975г.
Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004г.
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество» - М.: Педагогическое общество России, 2000г.
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.: Педагогика, 1990г.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» - М.: Просвещение, 1981г.
Кузина В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» - М.: Просвещение, 1984г.
«Мир детства: Младший школьник» сост. Захарова А.В., Слободчиков В.И. – М.: Педагогика, 1981г.
Мухина В.С. «Психология дошкольника» М.: Педагогика, 1975г.
Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. «Декоративное искусство детям» - М.: Просвещение, 1976г.
Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» - М.: Просвещение, 1983г.
Полуянов Ю.А. «Дети рисуют» - М.: Педагогика, 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).
На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...
конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Караван пустыни"
Цель нашего занятия - научить детей отражать в рисунке представление о пустыне и ее обитателях .Достигали цели путем решения следующих задач:вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов на бумаге; у...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе. Тема: «Рыжая сестрица - хитрая лисица"
( Образовательные области : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ ТЕМА « РАЗ В КРЕЩЕНСКИЕ ВЕЧЕРА»
quot;Раз в крещенские вечера"...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию. «Дымковская лошадка».
дымковские игрушки (для демонстрации);бумажные силуэты лошадки;гуашь, ватные палочки.Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, цветосочетании рассматривание изделий д...