КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ ТЕМА « РАЗ В КРЕЩЕНСКИЕ ВЕЧЕРА»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

"Раз в крещенские вечера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_-_raz_v_kreshchenskiy_vecherok.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД С.  ВЕРХНИЙ – ЛОМОВ,

                                         

КОНСПЕКТ

                             ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ

                      ТЕМА: « РАЗ  В КРЕЩЕНСКИЕ ВЕЧЕРА»

       

     Воспитатель

                                                                                     Ситников.Е.Н.

Программные  задачи:

-  Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

-  Приобщать детей к культуре русского народа;

- Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;

-  Развивать внимание, восприятие,  память, мышление;

- Воспитывать интерес к событиям культурно- исторического календаря.

Оборудование:

Картинки (иллюстрации) по обряду крещения, фотографии из семейного альбома по обряду крещения, «бумажные» капельки воды на каждого ребенка, чаша с водой; гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, пеналы  на каждого ребенка;  силуэты башмачков на каждого ребенка.

Воспитатель вносит чашу с водой.

Воспитатель:

Вечерок крещенский – вечерок особый. Крещение – последний день зимних Святок. Сегодня я была в церкви, взяла воды освященной. Окроплю я святой водой и помещение, и гостей наших, и всех ребятишек. Окроплю на счастье, на добрую долю.

- Вы не один раз слышали слова «крестная», «крестный».

-  А кто может пояснить, что обозначают эти слова. (Ответы детей)

-  У кого есть крестная мать и крестный отец? (Рассказы детей)

-  А почему у одних есть крестные, а у других их нет?  

Воспитатель:

Правильно, у тех, кого крестили в церкви, есть крёстные: крёстный отец, крёстная мать. Кого не крестили в церкви, у того нет крёстных родителей. Ни в каком возрасте не поздно принять крещение.

Воспитатель показывает картинки (иллюстрации) по обряду крещения.

Воспитатель:

Давно – давно в этот день совершил обряд крещения Иисус Христос в водах Иордан, когда ему было тридцать лет. Желающих крестьян принять крещение было много, и Иисус Христос вместе со всеми вошел в святую воду. Едва Иисус вышел из воды, как над ним разошлись небеса, и увидел Он летящую голубку.

Крещение на Руси праздновали широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола, пели молитвы (церковные песни).

 И по древней традиции в этот день на  Руси совершались крёстные ходы. Ход  совершали на реки, водоёмы, озёра с совершением чина великого крещения. Впереди священники, за ними толпа людей – все идут на лёд, к воде.

Начинается «погружение креста». Как только «крёстный ход» уходил, некоторые смельчаки  –  раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. В старые времена молодые и крепкие парни хотели таким образом показать свою удаль молодецкую.

Воспитатель:

- Как называют таких людей, которые в зимнее время любят купаться в  «проруби»? («моржами»)

Воспитатель:

Когда купание прекращалось, женщины набирали из проруби святую воду, несли её ведрами домой. Этой водой поили скотину, чтобы здоровей была и лучше размножалась. И с тех давних пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. Святую воду хранили до весны. Весной ей окропляли (брызгали) коровники и улья. Даже ценился и крещенский снег. Его собирали в большие кучи. А затем растапливали и использовали в хозяйстве.

Крещенский вечер – время для гадания: не терпелось девушкам узнать своё будущее.

Поэт В. А. Жуковский писал:

                                    Раз в крещенский вечерок

                                Девушки гадали:

                                За ворота башмачок

                                Сняв с ноги, бросали.

А затем девушки выбегали, искали, куда упал башмачок и как он лежит. В какую сторону смотрит башмачок  - оттуда надо ждать и  жениха, если башмачок лежит носком к хате, не выйти замуж ещё целый год.

Воспитатель:

- Сейчас я предлагаю  всем ребятам встать  в круг, взяться за руки. Мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Прялица». В середине круга станет «жених», а мы с вами будем ходить по кругу, приговаривая:

                                Прялица, кокорица моя.

                                С горя выброшу на улицу тебя;

                                Стану прясть да попрядывать,

                                На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается

(другой «жених» выбирает себе «невесту»)

Воспитатель:

- А сейчас я предлагаю подойти к своим столам и украсить башмачок  дымковской росписью.  ( Дети выполняют работу.)

Воспитатель:

- Молодцы! Красивые получились башмачки.

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Воспитатель:

До самой Масленицы продолжались гуляния на Руси. С размахом играли свадьбы. Мороз, много снега, с песнями под гармонь мчались на тройках с колокольчиками по зимним дорогам весёлые компании. Радовался жизни русский народ.

В давние времена сложились народные приметы, которые и поныне не утратили своего значения. А теперь  ребята, вспомните эти приметы. (Дети называют приметы.)

«Снега на Крещение надует – хлеба прибудет»;

«Крещение под полный  месяц – к большой воде»                           

«Метель на Крещение – к хорошему роению пчёл»;

«Собаки много лают – будет много зверья и дичи».

Воспитатель:

- А как  вы  понимаете эти приметы? ( Дети  отвечают.)

- А давайте вместе с вами по приметам постараемся предугадать, чего ожидать нам в будущем. ( Дети размышляют.)

Воспитатель:

- А теперь ребята, давайте с вами вспомним, о чём мы говорили?

- А зачем люди набирают и  хранят «крещенскую воду»?

- А как называлась русская народная игра, в которую мы с вами играли?

- А какой росписью расписали башмачок?

- Какие элементы росписи вы использовали  в рисование?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель:

- Молодцы! А на память от нашего занятия  получите «освященные» капельки воды.  ( Воспитатель дарит детям бумажные капельки воды.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Караван пустыни"

Цель нашего занятия - научить детей отражать в рисунке представление о пустыне и ее обитателях .Достигали цели путем решения следующих задач:вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов на бумаге; у...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе. Тема: «Рыжая сестрица - хитрая лисица"

( Образовательные области : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию бумагой во второй младшей группе «Бумажная фея» (тема недели: «Что из чего сделано)

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).Познакомить детей с использованием...