Мир камней
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гришина Анна Владимировна

Развитие познавательного интереса, расширение представлений о мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по разделу «Окружающий мир»

на тему: «Мир камней»

Цель: Закрепление знаний о разнообразии камней, знакомство с их свойствами, особенностями; развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.

Задачи:

Обучающие:

- Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы;

- Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях;

- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие:

- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;

- Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность;

- Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;

- Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

 Оборудование:

- Коллекция камней;

- Презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: Камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях, но не просто так. Вы уже много знаете о камнях. Мы много читали «Уральских сказов». Поэтому я предлагаю вам показать свои знания, а поможет вам в этом кроссворд. Итак, вы готовы?

Дети: Да!

  1. Разгадывание кроссворда:

  1. Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом.   (Геолог)

  1.  Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске —

Оставляет белый след.   (Мел)

  1. Окаменевшая смола

Доисторических растений,

Что пригодиться нам смогла

Для всяких дивных украшений.   (Янтарь)

  1. В конце двойное «Л» пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера граненым стал

Блестящий, правильный…   (Кристалл)

  1. Тот камень нежный с Урала

Нежным цветом зелёным манит.

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут …   (Малахит)

  1. Эта драгоценность

обрадует вас —

В кольце чистой каплей

сверкает …   (Алмаз)

  1. Чёрный и блестящий,

Я самый настоящий

Волшебник, чародей.

Я нужен для печей.

В печах переливаюсь

Золотистым цветом,

В морозы я стараюсь

Дома нагреть, как летом.   (Уголь)

  1. Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна -

С угольком зимой страна!   (Шахтеры)

  1. Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.   (Нефть)

  1. На кухне у мамы – помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от  спички.   (Газ)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились! А теперь я предлагаю вам превратиться в настоящих геологов.

  1. Физкультминутка:

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, при помощи которой я превращу вас в ученых геологов. Раз, два, три - в геологов превратитесь вы.

Мы геологами станем

-Да? – да!                           (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами

Да?  Да!                              (хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора                     (показ руками)

Бурная река                        (показ руками)

Её не обойдешь                 (топают ногами)

Её не пролетишь                (крылья)

Надо напрямик:

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели

Да? Да!                                 (хлопок над головой)

4. Совместная исследовательская деятельность:

Воспитатель: Сейчас мы геологи возьмем по камешку и будем их исследовать в нашей лаборатории. Пройдемте в нее. Результаты исследований будем заносить в таблицу.

Опыт 1. Рассмотрите свой камень. Какого он цвета? Отметьте в таблице цветным карандашом.

Опыт 2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий как зеркало

или шершавый как щетка (Обращаю внимание на таблицу)? Отметьте в нужной графе галочкой.

Опыт 3. Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твердый или мягкий?  Теперь возьмите зубочистку и поцарапайте ей камень, что получилось?

Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.

Опыт 5. Опустите камень в воду. Что происходит?

Дети: Тонет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Тяжелый.

Воспитатель: Если утонул, значит, он тяжелее воды, где поставим галочку? Правильно, где нарисованы гантели. У кого плавает камень, где поставим галочку? Правильно, где воздушный шарик. Если идут пузырьки, значит там есть воздух, нарисуйте пузырьки. Обратите внимание, камень в воде меняет цвет? Каким он стал?

Дети: Темнее.

Воспитатель: Ребята, камни – горные породы, которые имеют различное происхождение.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю попробовать разбудить наш вулкан. Пока он еще уснувший, но мы его разбудим. Что нам потребуется для того чтобы разбудить вулкан? Нам потребуется макет вулкана, моющее средство, вода, сода, лимонная кислота. Помещаем внутрь вулкана 3 ч. л. соды,1 ч. л. лимонной кислоты,  1ч. л. моющего средства, немного красной краски, воды. Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Понравилось вам, ребята, быть геологами?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы обязательно еще будем ими. А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру.

5. Игра «Я положил в свой рюкзак»:

Цель: дать представление о профессии геолога, его работе; закрепить название камней; развивать внимание, сообразительность.

Материал: рюкзак, разные камешки

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что есть такая профессия – геолог. Он изучает камни, часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотком, при помощи которого отбивает кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак. Воспитатель говорит: «Я положила в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», «Я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор» и т. д.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я превращаю вас из геологов в обыкновенных ребят.

Воспитатель: А теперь ребята я покажу вам камни, которые живут рядом с

нами. Мы увидим какое применение в жизни им нашел человек. (Просмотр коллекции камней)

6. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня рассмотрели один маленький объект природы - камень. И узнали, какая богатая у него жизнь. И как много областей применения он нашел. Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

Дети: Камни тонут в воде, рисуют, пишут, помогают в строительстве, украшают картины, здания…

Воспитатель: Молодцы! А теперь назовите сказки о камнях.

Дети: "Серебряное копытце", "Хозяйка Медной Горы", "Малахитовая шкатулка", «Каменный цветок».

Воспитатель: Ребята, расскажите кому какой понравился камень.

(Дети называют и показывают камни, которые им понравились больше всего, объясняя свой выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"

Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...