Знакомим со свойствами соли
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

гунина татьяна ивановна
Конспект непосредственно образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_znakomstvo_so_svoystvami_soli.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №160" города Чебоксары

Опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе по теме

"Что такое соль? Свойства соли"

Разработали воспитатели:

Тимофеева Ирина Витальевна

Бахмисова Наталья Васильевна

Гунина Татьяна Ивановна

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 Задачи:

 1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

2. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

3.Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Материал и оборудование:  тарелки для соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли.

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, нам пришла посылка, сейчас мы с вами посмотрим, что же там. Какие-то мешочки в ней. Я вам их раздам. Потрогайте, какой он на ощупь?  А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь,  что же это может быть? Чтобы узнать, что же находится в мешочках, попробуйте отгадать загадку.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Открываю мешочек. Что там? (соль)

У вас на столах стоят тарелочки,  положите  мешочка на эти тарелочки   подойдите к экрану.

Педагог  задает вопрос: «Что такое соль». «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Соль - полезное ископаемое, природный материал, полезный пищевой продукт.  Соль бывает каменная, морская и поваренная.  Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К ней относились уважительно. Люди придумали много пословиц о соли.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Пуд соли вместе съесть

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

А вы знаете откуда берётся соль? Люди добывают её в разных местах Земли разными способами. Я предлагаю посмотреть, как добывают соль. Показать презентацию «Как добывают соль».

Для чего же нам нужна соль? Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани .Но соль нужно употреблять в небольшом количестве. Иначе она может нанести вред здоровью.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль? ( в приготовлении пищи, для лечения многих болезней - в соляных пещерах, для ингаляции и полоскания горла, в промышленности - ею посыпают дорожки, чтобы они не скользили, для ухода за кожей, как чистящее средство), а еще соль полезна для животных.

 Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, в которой мы познакомимся со свойствами соли и узнаем о ней ещё больше. Надевайте халаты. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4.Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

 Итак, внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель:

-Возьмите свои мешочки и пересыпьте соль в тарелочка. Рассмотрим её.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? На что она похожа? (на порошок)

- А теперь  рассмотрим соль через увеличительное стекло.

Что вы видите? Из чего она состоит? (из белых кристаллов).

-Ребята,  понюхайте соль. Она пахнет?

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали? Она хрустит. Это похоже на хруст снега под ногами. Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт№3

«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая). В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Соль растворяется в воде. А в какой воде соль растворилась быстрее - в тёплой или в холодной? 

- Как вы думаете,  соль исчезла или также осталась в стаканах? Как можно это проверить? ( попробовать на вкус)

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее

Вы молодцы, хорошо поработали, много узнали о соли. Но у неё есть ещё одно свойство. Но этот опыт  я покажу вам сама.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, на какую воду похожа соленая вода? ( на морскую). А в  реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).  А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо.  Возьмем его и опустим  в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

А  другое яйцо  опустим в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной  тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

                                      Игру «Солёный - несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Опыт №6 «Цветная соль»

Следующий опыт с солью будет творческим. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые мы с вами превратили в порошок.  Мы добавим этот порошок в соль, аккуратно ложкой перемешаем, и вот перед вами - цветная соль.

Воспитатель: А ещё, ребята, на соли можно рисовать, сейчас мы с вами попробуем стать художниками.  Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете пальчиком или трубочкой на соли. Слушайте внимательно:

1)«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

2)«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь,

Как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

3)«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

Молодцы, очень красиво у вас получается!

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)

Откуда берется соль? ( люди добывают её разными способами)

 Соль полезна или вредна?

 Что нового вы узнали о соли?

Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Мы заканчиваем нашу работу в лаборатории и сейчас вы можете самостоятельно порисовать, а затем уберём всё на место.

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №160" города Чебоксары

Опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе "Цветочек" по теме

"Что такое соль? Свойства соли"

Разработали воспитатели:

Тимофеева Ирина Витальевна

Бахмисова Наталья Васильевна

Гунина Татьяна Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Целебные свойства соли"

значение свойст соли в работе с дошкольниками....

Знакомство со свойствами соли и сахара.

Через НОД познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами....

Проект исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полезные свойства соли"

Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"...

МИНИ – ПРОЕКТ «Такая знакомая и загадочная соль»

Сформировать представление детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...