НОД "Волшебная соль,свойства соли"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Головкина Галина Петровна

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

Головкина Галина Петровна-воспитатель ДОУ.

Место работы-«МБДОУ д/с №3 к.п.Горные Ключи, Кировский район», телефон-89241350595, e-mail-«galina257575@mail.ru"

Темa: «Волшебная соль. Свойства соли», старшая группа

Образовательная область: «Познавательное развитие- Познавательно исследовательская деятельность.

 интеграция с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. 


Задачи:

- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;

- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;

- воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; воспитывать аккуратность, самостоятельность. 

 Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, декорирование баночек цветной солью;
- наглядные: презентации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы. 

Оборудование: белые халаты на каждого ребёнка, баночки с солью, с сахаром, мукой, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки, скатерть, стеклянная ваза, воронки, гуашь, , увеличительные стёкла, вода,

Предполагаемый результат:

Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, научатся использовать разные методы для получения информации.

У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.

У детей должны сформироваться опытно- исследовательские навыки и развиться познавательный интерес к ним.

Пополнение предметно – развивающей среды.

Предварительная работа: Наблюдение за дорогами на улицах посёлка в зимнее время, выращивание кристаллов в солёном растворе сосновых веточек, проба на вкус без солевой пищи.

Словарная работа: кристаллы, солевые шахты, минералы, лупа.

Оборудование для педагога: ноутбук,  проектор ,экран, сырые яйца, спиртовка,  презентация со слайдами по ознакомлению с солью,

Ход НОД

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам, в детский сад, с чудесным настроением, и хочу им поделиться с вами. Давайте возьмёмся за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение. 

Ребята, когда я утром пришла в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку вместе с письмом. Она наверно адресована вам. Давайте прочтём письмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, садитесь на стульчики по удобнее, и слушайте внимательно.

Воспитатель читает письмо: Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, и слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!

Отдельно — я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? (ответы детей) .

Хозяйка Медной горы («владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства»). Достаю портрет Хозяйки Медной горы, показываю детям.

В лабораторию вбегает повар д.сада и обращается к детям:

-«Ребята, сегодня с утра перепутаны баночки и не можем найти продукт, без которого обед будет не вкусный, и поэтому решили обратиться к вам за помощью…все баночки белые, а где их них что? мы не знаем?, а скоро обед… просим нам помочь.. Мы знаем что вы можете экспериментировать , и узнать где что есть….

Воспитатель:  - А может быть здесь тоже похозяйничала Хозяйка Медной горы? Поможем поварам? (ответы детей) 

Воспитатель: Дети с воспитателем экспериментируют с баночками повара и наклеивают надписи соль, сахар, мука.. на баночки.

Проводится игра «Какой продукт  и для какой баночки?» (стоят 3 баночки –соль, сахар, мука. Детям розданы картинки с изображением продуктов, они должны определить к какой баночке поставить продукт) Например: соленая квашенная капуста – к соли, конфеты- сахар, и.т.д.

После игры баночки с надписями помощник воспитателя относит поварам для скорейшего приготовления обеда.

Воспитатель: Ребята, кто знает, откуда берется соль? (ответы детей).

Просмотр презентации, слайдов….

Соль добывается разными способами, посмотрите на картинку (показываю картинки). Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали в ручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов

Воспитатель: Соль просто необходима человеку, в любом органе человека, так же как и в крови, слезах содержится соль. Соль одна из самых распространенных специй, которая усиливает вкус блюда. Без нее вся наша еда была бы безвкусной и пресной. Соль также нужна и для консервирования блюд, для того чтобы овощи хранились очень долго. Вы видели, как мама солит? Много соли она добавляет?

Соль просто необходима для жизни человека ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю картинку).

А когда у вас болит горло?

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

А что же это такое в посылке? (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) Это соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль. Может быть у кого - то дома есть такая соль (ответы детей).

Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы узнаем при проведении экспериментов..

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся  проводить опыты.

А для этого нам нужно превратиться в «учёных»-(дети одевают халаты белые, шапочки), и начать проводить опыты в лаборатории с солью. А, чтобы в нее попасть, нужно вспомнить правила работы в лаборатории.

Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории.

Правила безопасности для детей:

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!

Воспитатель: :- А сейчас ребята самое время определить опытным путем некоторые свойства соли. Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории

 Садитесь за столы (дети садятся). Перед вами стаканчик с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?

Дети: Белая.

Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?

Дети: Соленая.

Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?

Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.

Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)

Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).

Воспитатель: На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики).

Молодцы! А теперь оставьте на столе все аккуратно и перейдем с вами к проведению следующего опыта.

Опыт №1 «Растворение соли»

- Перед вами 2 стакана с водой и обычная пищевая соль. Насыпьте в один из них три ложки соли и размешайте.

Педагог задает детям вопросы:

- Что стало с солью?

- Что стало с водой?

- Какая вода теперь на вкус?

Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.

Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.

- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи.

Посмотрите, ребята в посылке лежит картинка капусты. Давайте и мы сейчас побудим поварятами, приготовим вкусную капусту.

Пальчиковая гимнастика «Капуста». 
Мы капусту рубим- рубим, 
(размашистые движения руками, как топором) 

Мы капусту режем-режем,

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы морковку трем-трем,

(растирание левой ладони правым кулачком)

Мы капусту солим-солим, 
(«берут» щепотку соли и «солят») 
Мы капусту жмём-жмём. 
(сгибание и разгибание кистей рук)

Воспитатель:- А сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.

Опыт №2 Опыт «Плавающее яйцо»

Воспитатель:- Итак, у нас получилась в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит? 
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»). Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.

Опыт № 3 

Воспитатель: Ребята, Соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как соль помогает дворникам в гололед, мы узнаем из следующего опыта. Я вам предлагаю игру «Разморозьте рыбок» (на столах в емкостях замороженные в воде морские животные, рыбки)

Воспитатель: Посыпьте солью замороженных обитателей воды, послушайте что происходит? (ответы детей: соль начинает трещать, потому что расплавляет лед)

Вывод: свойство соли растворять. И поэтому в городах пешеходные дорожки посыпают солью и лед растапливается.

Опыт №4  Выпаривание соли.

А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей). Я наливаю немного соленой воды и выпариваю её. Что вы видите на стенках колбы (Белый налет). Это и есть наша соль. Даю попробовать.

Воспитатель берет солёную воду и подносит на ложке к спиртовке,  вода испаряется, соль остаётся..

Воспитатель: А сейчас ребята Хозяйка медной горы приготовила для нас сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).

Воспитатель: Ребята наша работа в лаборатории подошла к концу.

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка Медной горы прислала нам много соли , и я предлагаю окрасить для дальнейших творческих работ….Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, мешочек, ложка, гуашь, тарелочка. И так приступаем к эксперименту. Берем стаканчик с солью и высыпаем в мешочек, затем берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в мешочек, затем завязываем мешочек, и все это начинаем мять в руках, пока соль не окрасится. Соль окрасилась, открываем мешочек, высыпаем соль на тарелочку. Даем высохнуть. Ребята, а на следующем занятии мы с вами сделаем поделку из цветной соли, для хозяйки Медной горы.

 Воспитатель: И еще ! Посмотрите ребятки,  в посылке разные цвета окрашенной соли, давай те мы загадаем самые сокровенные желания и поочередно ссыплем эти цвета в красивый сосуд.(Дети ссыпают соль и произносят желания).

 Воспитатель: Ребята, к нам пришёл в гости журналист из программы ОТВ Приморского края (в роли журналиста  выступает напарница воспитатель))

«Журналист» задаёт вопросы детям используя микрофон. Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии ?Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей.

Журналист: Молодцы! Ребята я вижу вы многое усвоили сегодня, всего вам хорошего и дальнейших успехов в экспериментальной деятельности!

Воспитатель: Ребята, спасибо, вы были очень активны . После обеда мы вернёмся в нашу лабораторию и помешаем крашенную соль, проверим как подсыхает. Спасибо всем! Дети  с воспитателем уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...

Проект "Соль - друг, соль- враг"

Проект "Соль-друг, соль - враг" и презентация к проекту "  Соль-друг, соль-враг"...