Уроки Лесовичка
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Аверина Татьяна Александровна

                                                             Конспект занятия

                                     по формированию экологических представлений 

                                                       с элементами математики

                                                                средняя группа

   Образовательная область: познавательное развитие

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_lesovichka.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  К О Н С П Е К Т

                                       занятия по экологии с элементами математики

                                                         для детей средней группы

                                                              УРОКИ ЛЕСОВИЧКА

Образовательные задачи: познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки, учить узнавать насекомых по внешнему виду и называть их; учить классифицировать предметы, выделяя общие признаки; закрепить знание о треугольнике, умение сравнивать треугольники по цвету и величине, закрепить понятия «большой – маленький», «высокий – низкий», закрепить порядковый счёт в пределах «5».

Развивающие задачи: развитие творческих способностей детей, речи, памяти, мышления; совершенствование навыков творческого рассказывания.

Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного, бережного отношения к насекомым.

Оборудование: зоологическое лото, демонстрационные картинки с изображением насекомых; игрушки-насекомые ( пчела, божья коровка, кузнечик, бабочка, стрекоза), автобус. «полянка» для подвижной игры (круг d= 2 метра из разноцветной ткани); костюмы  «насекомых» на каждого ребёнка; сказочный персонаж Старичка – лесовичка.

Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстраций о насекомых; дидактическая игра «Зоологическое лото» на классификацию предметов; чтение художественной литературы.

                                                                    ХОД  ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: дети, сейчас мы с вами поиграем в лото. На этом столе разложены карточки. Я попрошу вас подойти и взять только одну карточку. Внимательно посмотрите, что на ней изображено. Поднимите карточки те ребята, у кого изображены фрукты, овощи, птицы, животные.

(Дети называют, что у них на карточках изображено).

А теперь посмотрите на другие картинки. (Воспитатель поочередно показывает карточки с изображением насекомых. Дети называют их).

Каким одним словом мы их назовём?

Дети: насекомые.

Воспитатель: на Земле насчитывается огромное количество насекомых. Бабочки, муравьи, кузнечики, пчёлы, мухи, шмели, комары, жуки, стрекозы. Некоторые из них всю зиму спят. Поэтому мы их не видим зимой. А весной просыпаются. А некоторые весной начинают развиваться из яичек. Какое сейчас время года?

Дети: весна.

Воспитатель: это значит, что насекомые сейчас просыпаются. Особенно их много в лесу. Ведь в лесу можно спрятаться насекомым под любым листочком, под любой кочкой. Как хорошо сейчас погулять по весеннему лесу! У нас же есть волшебный автобус! Хотите отправиться сейчас в путешествие? Тогда садитесь в автобус.

Автобус наш волшебный, чтобы он поехал, нужно сказать волшебные слова.

Дети говорят хором: «Один, два, три, четыре, пять отправляемся гулять, нас автобус вези в лес посмотреть страну чудес!» (Пока дети едут  автобусе – звучит музыка).

Воспитатель: ну вот, дети, мы с вами и в лесу. Как здесь красиво! Послушайте, как весело щебечут птички. (Звучит грам.запись. Дети слушают пение птиц).

                                              Появляется Старичок – лесовичок.

Старичок – лесовичок: здравствуйте, детишки.

Воспитатель: дети, это же Старичок-лесовичок! Поздоровайтесь с ним.

Лесовичок: как вас много! Зачем пожаловали ко мне в лес?

Воспитатель: Старичок-лесовичок, мы с ребятами хотим узнать побольше интересного о насекомых. Вот и приехали в лес.

Лесовичок: какие вы молодцы! Я с удовольствием покажу и расскажу вам о них. Садитесь на пенёчки. (Лесовичок и дети садятся на пенёчки).

Скажите, детки, как вы думаете, куда исчезают насекомые зимой?

Ответы детей.

Лесовичок уточняет ответы детей.

Некоторые забиваются в щели коры деревьев. Откуда их всю зиму стараются достать шустрые синички. Некоторые зимуют в щелях домов, в сухой траве и под листьями, укрытые одеялом из снега. Есть насекомые, которые откладывают осенью яички, хорошенько прячут у корней деревьев в упавшей листве, а сами умирают. А весной насекомые пробуждаются, вылезают из своих тайных мест. Давайте мы с вами поиграем. Игра наша будет называться «Найди насекомое». В неё играть очень просто. Стоит только внимательно посмотреть вокруг.

(Дети находят и называют насекомых. Лесовичок хвалит детей).

Воспитатель: Старичок-лесовичок, а можно нам поближе рассмотреть насекомых?

Лесовичок: конечно. можно.

Рассматривание пчелы.

Воспитатель: посмотрите, какая она красивая! У пчёлки два прозрачных крылышка, красивое полосатое брюшко. Туловище у неё, как и у всех насекомых разделено на 3 части: голова, средняя часть и брюшко. На голове усики, глазки. А сколько ног? Шесть. Пчёлы живут большими семьями. Они очень трудолюбивы. Работают с утра до вечера.

Лесовичок: ребята, кто знает, над чем трудятся пчёлы, что они делают?

Ответы детей. Лесовичок уточняет ответы детей.

 Пчёлы перелетают с цветка на цветок и хоботочком собирают цветочный нектар. А из нектара делают сладкий и полезный мёд.

Лесовичок: как называется дом, в котором живут пчёлы?

Дети: улей.

Лесовичок: а вы стихи знаете про пчёл?

Дети: конечно, знаем.

Ребёнок читает стихотворение «Пчёлы»

Синим, жёлтым, красным цветом

На лугу цветы цветут,

Много мёда этим летом

Пчёлы в улья принесут!

Пчёлы не ленивые – они трудолюбивые.

РАССМАТРИВАНИЕ БАБОЧКИ .

Лесовичок: посмотрите, ребята, какая красивая бабочка! У бабочки есть крылья, туловище, усики. Бабочек на Земле много разных видов. Они бывают разных размеров и разных расцветок: белые, жёлтые, коричневые, чёрные, голубые, с разноцветными полосками и точками. И названия у них самые разные: Лимонница, Адмирал, Голубянка, Капустница, Махаон. Бабочки вылупляются из яичек. А яички откладывает бабочка – самка. Из яйца развивается личинка (гусеница). А гусеница затем превращается в бабочку. Питаются бабочки нектаром цветов, соком фруктов.

РЕБЁНОК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ В.ЛУНИНА «БАБОЧКА».

Увидев на клумбе прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел.

Но стоило тронуть рукой стебелёк – и сразу цветок улетел.

РАССМАТРИВАНИЕ КУЗНЕЧИКА.

Лесовичок: какого цвета кузнечик? Правильно, зелёного. Кузнечики бывают и серые. У него тоже 6 ног, туловище, усики. Задние ноги длинные, чтобы прыгать. Усиками он распознаёт предметы и явления. А органы слуха находятся на передних ногах. Кузнечики слушают ногами. Откуда берутся кузнечики? Тоже из яичек. В конце лета самка откладывает яйца в землю. Прячет их. Осенью взрослые кузнечики погибают. А весной из отложенных яиц вылупляются новые кузнечики. Питаются кузнечики мелкими насекомыми. У них сильные челюсти, ими кузнечик и хватает насекомых.

РАССМАТРИВАНИЕ БОЖЬЕЙ КОРОВКИ.

Воспитатель: посмотрите, ребята, какой красивый жук! В природе существует жуков очень много. Но этот жук необычный. Он красный, с чёрными пятнышками. У божьей коровки 4 крылышка: передние – их называют надкрыльями и задние (они сложены в брюшке).Если у жуков задних крыльев нет, то они не летают. Божья коровка питается в основном тлёй. За это её называют ещё Тлевая коровка. В день один такой жучок съедает до 50 тлей. И личинки Божьей коровки тоже питаются тлёй.

Лесовичок: как вы думаете, дети, зачем такой яркий наряд этим насекомым.  (Ответы детей Лесовичок уточняет).

Да затем, чтобы защищаться от врагов. Это предупреждающая окраска. И предупреждает она об их несъедобности. Божья коровка – ядовита. Если она ползёт по руке, а вы её ненароком прижмёте пальцем, она выпустит оранжевую каплю. Это яд. Для человека этот яд не страшен, но птице, схватившей это насекомое, горло обожжёт.

РЕБЁНОК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖУК».

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь.

РАССМАТРИВАНИЕ СТРЕКОЗЫ.

Лесовичок: стрекозы удивительно красивы. Тело их стройное и лёгкое. Прозрачные крылья ( их четыре, они почти одинаковой длины) кажутся кружевами. Это насекомые – хищники. У них есть на верхней челюсти зубки, а задние ноги длинные и подвижные. Питаются стрекозы комарами и другими мелкими насекомыми. Живут стрекозы у воды. Оказывается, они откладывают свои яйца в воду. Из яиц выходят личинки. Личинки живут и развиваются в воде. Они очень прожорливы. В летние тёплые дни личинка выбирается из воды на поверхность растения. Оболочка личинки лопается и появляется стрекоза.

Воспитатель: ребята, вам интересно? Вот если бы мы могли превратиться в насекомых! Мы бы услышали о чём они говорят, мы могли бы поиграть с ними!

Лесовичок: нет ничего проще. Но вот беда, я спрятал свою волшебную палочку и забыл куда. Но у меня, кажется, есть подсказка. Она всегда со мной в этом конверте. Помогите мне, дети.

(Воспитатель открывает конверт. В конверте зелёные треугольники разной величины. Дети называют эти геометрические фигуры, отмечают их сходства и различия, и из этих треугольников на фланелеграфе выкладывают две ёлочки – высокую и низкую).

Воспитатель: дети, кажется, я догадалась, где у Лесовичка спрятана волшебная палочка. Надо на этой полянке найти две ёлочки, высокую и низкую, которые растут очень близко друг к другу.

(Дети находят высокую и низкую ёлку, а под ними волшебную палочку. Лесовичок хвалит детей и произносит волшебные слова).

Лесовичок: «Я ребяток всех знакомых превращаю в насекомых».

                      (Звучит музыка. Дети быстро надевают костюмы «насекомых»)

Подвижная игра «Полянка» (взрослые держат в руках расправленный круг из цветной ткани; одновременно  со словами воспитателя, который называет определённых насекомых, полянка приподнимается и под ней пробегают названные насекомые. Затем эти действия повторяются и с другими насекомыми ).

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, поиграй с нами, насекомыми.

Лесовичок: с удовольствием.

Воспитатель: сейчас насекомые про себя загадают загадки, а ты отгадай. Только отвернись, не подсматривай.

(Дети  - «насекомые» загадывают про себя загадки)

 С ветки на тропинку,                                                    Шевелились у цветка

С травки на былинку                                                     Все четыре лепестка,

Прыгает пружинка -                                                       Я сорвать его хотел

Зелёная спинка.                                                              Он вспорхнул и улетел.

        (Кузнечик)                                                                                   (Бабочка)

Домовитая хозяйка                                                         Не зверь, не птица,

Полетает над лужайкой,                                                В носу спица.

Похлопочет над цветком -                                             Летит – кричит, сядет – молчит.

Он поделится медком.                                                   Кто его убьёт – свою кровь прольёт.

         (Пчела)                                                                                          (Комар)

Голубой аэропланчик                                                      На лугу живёт скрипач.

Сел на белый одуванчик.                                                Носит фрак и ходит вскачь.

          (Стрекоза)                                                                                     (Кузнечик)

Осенью в щель заберётся,                                              Мы лесные жители, мудрые строители:

А весной проснётся.                                                          Из иголок всей артелью

           (Муха)                                                                         Строим дом себе под елью. (Муравьи)

Воспитатель: спасибо тебе, Лесовичок.

Лесовичок: ваше время истекло. «Волшебство кончается – детки возвращаются».

(Звучит музыка. Дети снимают костюмы «насекомых» и садятся на пенёчки).

Ребята, скажите, если бы вы пришли на поляну, а на поляне нет ни пчёл, ни стрекоз, не слышно стрекотанья кузнечиков, не кружатся красивые бабочки. Вам бы понравилась такая поляна? Как бы вы назвали такую поляну?

Ответы детей: грустная, скучная, неживая и т.д.

Воспитатель: насекомые украшают нашу жизнь. Старичок – Лесовичок! Что сейчас дети должны запомнить больше всего?

Лесовичок: это мои правила. Запомните мои правила, дети.

НЕЛЬЗЯ ОБИЖАТЬ НИКАКИХ НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ – НАШИ МАЛЕНЬКИЕ ДРУЗЬЯ.

НЕЛЬЗЯ ЛОВИТЬ ИХ САЧКАМИ, РАЗРУШАТЬ ГНЁЗДА, НАСТУПАТЬ НОГАМИ, ДАВИТЬ.

ДАВАЙТЕ БУДЕМ БЕРЕЧЬ НАСЕКОМЫХ, ЗАБОТИТЬСЯ О НИХ.

 

Воспитатель: Лесовичок! Дети на прощанье хотят прочитать стихи. Тебе они понравятся. Послушай.

1 ребёнок.

Насекомые хлопочут, наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут, тут комарики звенят.

2 ребёнок.

Каждый занят важным делом:

Золотистая пчела

На цветок душистый села,

Сок медовый собрала.

3 ребёнок.

Ты не трогай их, не надо,

Ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом

Мотыльки и муравьи.

Лесовичок хвалит детей за стихи.

Воспитатель: спасибо тебе, Лесовичок, за твои уроки, за интересные рассказы, за твои чудеса. Нам пора возвращаться. (Дети садятся в автобус).

Говорим волшебные слова.

Дети: «Один, два, три, четыре, пять возвратились мы опять».

             (Звучит музыка).

Воспитатель: мы снова вернулись в детский сад. Дети, вам понравилось наше путешествие? Хотите мы с вами ещё немного поиграем? Я вам задаю вопросы, а вы хором на них отвечаете.

СЛОВЕСНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЖНО – НЕЛЬЗЯ»

1.Можно гулять в лесу?

2.Можно сачком ловить бабочку?

3.Можно нюхать цветы?

4.Можно гулять на полянке?

5.Можно наступать на жучка?

6.Можно смотреть на кузнечика?

7.Можно пчелу ловить сачком?

8. Можно есть мёд?

9 Можно разрушать муравейники?

Воспитатель хвалит детей за игру.

                                                           Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Урок 1.

Развлечение по этикету "вежливые слова" с песнями, инсценировками, стихами по произведениям Г.Остера....

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Конспект интегрированного урока «В гости к старичку Лесовичку» для детей старшего дошкольного возраста

Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с дикими животными, их отличительными особенностями; закреплять правила поведения в лесу...

Урок СБО в 6 классе по теме: « Властелин вкуса» Тип урока: нестандартный урок – игра( урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнование КВН между двумя командами.

Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего разви...