Проект по экологии
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ "МЫ САЖАЕМ ОГОРОД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

 «Мы сажаем огород»

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Мы сажаем огород»

Основные разработчики проекта

Рыженкова Марина Викторовна

Цели и задачи проекта

Цель:

Создание условий для формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие личностно-значимого отношения к природе. Закрепление знаний детей об овощах, фруктах, цветах.

Задачи:

  1. Формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в саду и огороде.
  2.  Расширять представление детей о жизни растений.
  3. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
  4. Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
  5. Привлекать детей к посильной практической деятельности.
  6. Воспитывать бережное отношение к растениям.
  7. Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

8.  Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок и лепку.

9. Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Сроки реализации проекта

  Март-апрель

Тип проекта

краткосрочный, исследовательско-творческий

Перечень основных мероприятий реализации проекта

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Рисование «Овощи».

Лепка «Овощи».

Опыт – наблюдения за ростом растений.

Труд в уголке природы и на огородной грядке.

Основные целевые группы

Дети, родители, воспитатели.

Проблема

Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия дошкольников с природой, познании того, что растет рядом с ними. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в группе и на участке - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств»,  их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.

Новизна проекта

Инновация проекта заключается в совершенствовании системы экологического воспитания детей 5-6 лет. 

Новизна проекта заключается в том, что экологическое воспитание дошкольников осуществляется на доступном материале через непосредственное взаимодействие детей с природой, познанием того, что растет рядом с ними.

Оригинальность проекта обусловлена обновлением воспитательного процесса посредством активного вовлечения детей в ежедневную исследовательскую и практическую деятельность, участие родителей в реализации проектной деятельности, направленной на экологическое воспитание детей 5-6 лет,

Ожидаемые результаты

  1. Дети получают знаний о жизни растений.
  2. Создаются необходимые условия в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними.
  3. У детей развивается познавательный интерес, любознательность, коммуникативные навыки.
  4. Развивается умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

5.  Родители вовлекаются непосредственно в педагогический

    процесс.

Конечные результаты

1.Дети познакомились с овощными культурами,     выращиваемыми на огороде.

2. У детей расширились представления о растениях, как живых  организмах, об условиях необходимых для роста и развития.

3.  В результате практической и опытной деятельности дети получили необходимые условия, оборудование для выращивания рассады.

4.  Дети научились простейшим приемам ухода за рассадой и огородными культурами.

5.  Родители приняли активное участие в проекте.

6.  Создана презентация проекта.

1. Актуальность

             Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру». Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия дошкольников с природой, познании того, что растет рядом с ними. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в группе и на участке - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.

Традиционно на территории нашего детского сада создаётся мини-огород, который используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе, а так же для знакомства дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят. 

2. Основные принципы реализации проекта

Для решения задач проекта, работа строится на основе следующих принципов.

- Научность.

У ребенка необходимо формировать систему научных экологических понятий через специфически дошкольные виды деятельности.

- Доступность.

Из экологического образования дошкольников исключаются научные термины, но содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной ребенку форме через игру, наблюдение, чтение, продуктивную художественную и театрализованную деятельность и т.д.

- Гуманистичность.

Подразумевает педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок является равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.

- Прогностичность.

В силу возрастных особенностей детей в дошкольном образовании прогностичность  ограничивается воспитанием привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.

- Деятельностность.

Традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями и работы на огороде. Однако необходимо расширить рамки такой деятельность за счет участия детей совместно с родителями в изучении окружающей природы.

- Интеграция.

На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации различных видов деятельности ребенка.

- Целостность.

Присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой.

- Конструктивизм.

В качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Приводя отрицательные факты влияния человека на природу, необходимо показать ребенку положительный пример или показать пути изменения ситуации.

- Регионализм.

Все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией. Для решения задач экологического образования дошкольников подбираются объекты доступные ребенку, сущность которых он может познать в процессе своей деятельности.

- Системность.

Имеет особое значение в обучении дошкольников, т.к. способствует его умственному развитию в целом. Реализуется через проблемный подход.

- Преемственность.

Предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. В настоящее время преобладает двухуровневая связь: детский сад – начальная школа.

3. Методы и приемы реализации проекта

        В соответствии с классификацией Е.Я. Голант, Д.О. Лоркипанидзе и Е.И. Петровского в решении задач проекта используется следующие группы методов экологического воспитания дошкольников.

1. Наглядных.  Посредством данной группы методов, включающих наблюдение, рассматривание картин, демонстрацию презентаций и фильмов, моделирование, дети постигают объекты и явления окружающей среды с помощью дополнительных материалов и мультимедийного оборудования.

2. Практических. Благодаря этой группе методов, представленных игрой, трудом, элементарными опытами, дети накапливают чувственный опыт и творчески постигают приобретенные знания.

3. Словесных. Цель применения данной группы методов сосредоточена в конкретизации, пополнении и уточнении знаний об уже известных объектах и явлениях окружающей среды. Это рассказ взрослого, чтение художественной литературы, беседа.

        Основным методом в экологическом воспитании дошкольников является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и приобретает различные навыки (труд по уходу за растениями, изодеятельность, рассказы детей на основе наблюдений).

        Экологическое воспитание дошкольников предполагает использование разнообразных форм работы. В реализации данного проекта используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

4. Работа с родителями

        Работа с родителями является неотъемлемой частью данного проекта и представлена следующим образом:

- экологическое просвещение: беседа «Как организовать наблюдение за растениями дома?», консультация «Что рассказать детям об овощах?» и др.;

- совместная деятельность с детьми: совместный уход за растениями (в том числе на дачных участках); выставки работ из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды (приобретение посевного материала, подготовка почвы к посадке).

5. Ожидаемый результат реализации проекта

В результате реализации проекта дети получают знаний о жизни растений.  Создаются необходимые условия в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними. У детей развивается познавательный интерес, любознательность, коммуникативные навыки. Развивается умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями. Родители вовлекаются непосредственно в педагогический процесс.

6. Этапы реализации проекта

1 этап (). Организационно-подготовительный

На подоконнике обустроили огород. Приобретение необходимого оборудования: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, земля, семена, луковицы. Изготовили таблички - указатели с картинками растений, которые будем выращивать. Подобрали художественную литературу для чтения: поговорки, загадки, стихи, сказки. Завели календарь наблюдений за ростом растений.

• определение цели и задач проекта.

• сбор информационного материала .

• создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике».

• составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2 этап (). Практический

Непосредственная работа в огороде.

Образовательная область «Познание»

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):

Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.

Игровые задания и поручения на порядковый счет.

Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.

Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:

Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.

Просмотр видео- и фото- сюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Как растёт хлеб», «Что нам дарит огород» и прочее.

Беседы: «Для чего человеку овощи», «Насекомые помощники» и прочее.

Выставка рисунков.

Беседы-обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?».

Рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.

Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.

Сюжетно-ролевые игры   «В магазине», «Поливаю огород»

Образовательная область «Речевое развитие»

Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …» и другие.

Речевые игры, словесные игры, интервью  на тему «Овощи — фрукты».

Составление рассказа по картине «В огороде».

Чтение сказки «Вершки и корешки», стихотворения Б. Заходера «Помидор».

Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».

Заучивание загадок об овощах и фруктах.

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.

Составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

- Чтение: С. Виталий «Огород»,  С. Сирена  «Огород», О. Емельянова  «Что растет на огороде?»,  Дж. Родари  «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Образовательная область «Художественное творчество»

1. Рисование: рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней»; рисование «Овощи».

2. Лепка: «Осенние дары».

3. Аппликация: «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище».

Образовательная область «Социально – коммуникативная»

Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.

Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».

Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).

Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады; коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.

Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом —

«Огуречик, огуречик» и другие.

Дети рассматривали луковицы, семена огурцов, тыквы, кабачков, бобы, укропа, петрушки, капусты, цветов (ноготков).

Провели беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей», «Лук от семи недуг», «Овощи и фрукты». Выполнили работу в раскрасках.

Дети проводили опыты, эксперименты: «Условия необходимые для роста растений», «Развитие, рост растений»

Беседа – исследование «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая). Материал и оборудование: земля в контейнерах.

Опыт - эксперимент «Вода – растение». Цель: выявить, необходима ли вода для роста растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, другой не поливают).

Опыт – эксперимент «Солнце – лучок». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, а другой поместили в шкаф).

3 этап (). Заключительный

Уборка урожая.

Оформление материалов проекта: « Мы сажаем огород».

Риски

1. Невсхожесть семян.

2. Гибель рассады.

3. Неблагоприятные погодные условия.

 Форма отчета по проекту: презентация проекта по экологическому воспитанию «Наш мини-огород».

Заключение

Создание стационарной развивающей экологической среды в группе и на участке - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологии "Вода - это жизнь!"

Я разработала проект по экологии,а также диагностику....

проект по экологии

проект по экологическому воспитанию детей...

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"

Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»

Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...