Проект "Хлеб всему голова"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Рисширять и углублять знания детей о хлебе, как о главном национальном продукте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishyol_proekt.docx100.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 «Светлячок»

ПРОЕКТ

"Хлеб – всему голова"

Выполнила:

воспитатель

Старикова Елена Викторовна

г. Электроугли

2021 г.

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность:  краткосрочный,  с 18.04.2021г.  по 28.04.2021 г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.

Актуальность.  

Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по – своему помнит, воспринимает и ценит его.

Актуальность данного проекта заключается в том, что многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий, вырастивших его.

Цель проекта: расширить и углубить знания детей о хлебе как о главном национальном продукте

Задачи проекта:

Образовательные: 

  1. Сформировать представления детей о труде людей, выращивающих хлеб,,  познакомить с профессией хлеборобы.
  2. Дать представление о том, как хлеб выращивали в старину.
  3. Расширить знания детей о профессии пекарь , о процессе изготовления хлеба.
  4. Обогатить словарный запас детей по теме «Хлеб.»

Развивающие:          

  1. Развивать грамматический строй речи. Развивать связную речь.
  2. Развивать память внимание, мышление.
  3. Развивать творческие способности интерес и любознательность.

Воспитательные:     

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к хлебу.
  2. Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое,

социально-коммуникативное, речевое развитие.

Формы реализации проекта: 

Деятельность педагога:

  • беседы
  • познавательные рассказы воспитателя
  • интегрированные занятия
  • чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки о хлебе и хлебобулочных изделиях)
  • использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки)
  • использование презентаций и видео материала
  • прослушивание музыкальных произведений
  • викторины
  • сюжетно-ролевые игры
  • организация экскурсий, походов, целевых прогулок
  • организация конкурсов
  • организация выставки - вернисажа

Деятельность детей:

  • экспериментирование;
  • прослушивание музыкальных произведений
  • речевые игры, описательные рассказы
  • дидактические игры с предметными картинками
  • игра по модели строения дерева
  • подвижные игры
  • художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка)
  • музыкальная, театрализованная деятельность

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  • консультации, рекомендации, памятки
  • практические задания
  • совместные мероприятия

Ожидаемые результаты: дети должны обладать знаниями о процессе выращивания хлеба, о процессе его приготовления, о труде людей, выращивающих хлеб.

Реализация проекта:

1 этап: подготовительный. 

  • Подбор видео и аудиоматериалов
  • Анкетирование родителей
  • Разработка перспективного плана мероприятий
  • Разработка конспектов ООД по различным образовательным
  • областям с участием различных специалистов
  • Разработка сценариев спортивно-речевого развлечения
  • «Путешествие Колобка», итогового мероприятия «Праздник хлеба»

2 этап: практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.

Работа с детьми:

  • Творческая деятельность детей;
  • Создание рисунков и аппликаций;
  • Чтение стихотворений;
  • Игровая деятельность

Этапы работы над проектом

Мероприятия

Дата проведения

1. ООД по окружающему миру «Хлеб всему голова»

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба

18.04.2021

1.Беседа о хлебе

Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим.

2.Рисование «Натюрморт с колосьями и васильками»

Цель: Продолжать знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

• Дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте

• Обучать приемам и способам изображения с использованием различных материалов.

• Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

19.04.2021

1.Экскурсия на кухню 

Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших

количествах

20.04.2021

1.Спортивный досуг по мотивам сказки «Колобок»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на игру по знакомой сказке, создать радостное и веселое настроение, учить детей спрыгивать с предмета, закреплять навык лазания удобным способом, совершенствовать умения в бросании предмета вдаль.

21.04.2021

1.Лепка «Хлебобулочные изделия» (лепка из теста)

Цель: Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта

22.04.2021

6.ООД по окружающему миру «Хлеб, хлебобулочные изделия»

Цель: 

• Познакомить с различными видами хлебобулочных изделий;

• Уточнить и закрепить знания о хлебобулочных изделиях;

25.04.2021

7.Беседа о хлебе и о профессии пекарь

Цель: Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении

2. Аппликация (коллективная работа) «Чаепитие»

Цель: Развивать образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, воображение и творческие способности, умение работать коллективно.

26.04.2021

8. Викторина «Хлебушек душистый, тёплый, золотистый» (совместное мероприятие с родителями)

27.04.2021

9. Конкурс чтецов

Цель: речевое развитие и формирование интереса к художественному слову, с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова

28.04.2021

10.Заключительный концерт 

11.Чаепитие с родителями

28.04.2021

Работа с педагогами:

  • создание презентации;
  • создание мини-музея «Хлеб»  в группе;
  • изготовление атрибутики для праздника;
  • выступление на педсовете

Работа с родителями:

  • Совместное творчество с детьми;
  • Изготовление атрибутики для праздника;
  • Консультации для родителей

3 этап: заключительный.  Подведение итогов по результатам конкурса чтецов, проведение «Праздника хлеба», заключительное чаепитие с просмотром презентации проекта.

Итоги проведенной работы:

По итогам работы было отмечено:

1. У детей сформировались представления о труде людей, выращивающих хлеб, как хлеб выращивали в старину.

2. Расширились знания детей о профессии пекарь , о процессе изготовления хлеба

3.Обоготился словарный запас по теме «Хлеб»

4.Дети стали более бережно относиться к хлебу

 

 Заключение: 

Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие, поэтому хлеб издревле был для славян священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями.

Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб для человека был едой основной, а порой и единственной.

Хлеб - общее богатство, и мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

 

Список используемой литературы:

1. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

2.А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.

3.М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.

4.Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г

6. Барыкин, К.К. Хлеб, который мы едим / К.К. Барыкин.- М.: Госполитиздат, 2000. – 128 с.

7.Данилов, Н.Ф., Романов, А.Н., Пархоменко, Н.Н. Мастера хлебопечения / Н.Ф. Данилов. - М.: Пищевая промышленность, 1977.- 104 с.

8. Ивин, М.Е. Хлеб сегодня, хлеб завтра / М.Е. Ивин. - Л.: Детская литература, 1980.- 96 с.

9. Ковалев Н.И. Энциклопедия гурмана.- СПб.: Издательство «Фламинго», 2006.- 204 с.

10. Кузьминский, Р.В., Поландова, Р.Д., Патт, В.А., Кочергин, В.В. Хлеб в нашем доме / Р.В. Кузьминский. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2001.- 112 с.

Приложение № 1

ООД по окружающему миру

«Хлеб – всему голова»

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход занятия

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян. 
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. 
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница. 
С кем ты хочешь поделиться?

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.
В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки. 
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в 
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза 
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница. 


Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб! 
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

• Хлеб да вода – богатырская еда. 
• Хлеб батюшка, водица матушка. 
• Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет. 
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту. 
• Пот на спине – так и хлеб на столе.


Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. 


Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. 


Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и чёрный, он и белый, 
А бывает подгорелый. (Хлеб) 

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) 

Мнут и катают, 
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое, 
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объедение! (Баранка или бублик.) 

Вот он – тёплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол – 
Он пожаловал – пришёл. 
В нем – Здоровье, наша сила, 
В нем – Чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Что на сковородку наливают 
Да вчетверо сгибают? (Блины)


Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. 


Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок. 
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. 
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок. 
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. 
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач. 
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Приложение №2

Конспект занятия по рисованию

«Натюрморт с колосьями и васильками»

Програмные задачи:

• Продолжать знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

• Дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте

• Обучать приемам и способам изображения с использованием различных материалов.

• Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

Развивающие задачи

• Развивать связную речи детей (умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, поддерживать диалог)

• Развивать мелкую моторику посредством использования разнообразных техник и материалов.

Воспитательные задачи

• Воспитывать и стимулировать эстетические оценки и суждения которые ассоциируются с собственным опытом детей.

• Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностьюих формы, цвета, сочетаним предметов, композицией.

Интегрируемые образовательные области

Познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование

Картины: И. Левитан «Васильки»; И. Машков «Роза в хрустальной вазе»; И. Хруцкий «Цветы и плоды», В. Копашевич «Бананы»; И. Петров — Водкин «Яблоки и лимон»; Запись музыки «Сентиментальный вальс»; бумага, карандаши, кисти, краски,салфетки, баночки с водой.

Ход занятия

(В группе оформляется выставка натюрмортов. Звучит музыка, дети рассматривают картины.)

Воспитатель: Ребята вам понравились картины?

Дети: Да

Воспитатель: Какие картины понравились больше, и почему?

Саша: Мне понравились яблоки, они ка настоящие.

Оля: А мне понравились васильки их так и хочется понюхать.

Вова: Бананы так и пахнут.

Воспитатель: Мы с вами увидели разные картины. На них изображены цветы, фрукты, овощи, грибы, книги, посуда и. т. д. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники — очень внимательные люди. Их радует и удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета.

Воспитатель: -Какое настроение у вас возникает когда вы смотрите на эти картины?

Кирилл: Радостное потому что все нарисованное как живое.

Алина: Да так и хочется потрогать.

Миша: А я вижу солнечные зайчики на фруктах и мне весело.

Воспитатель - Какие краски использовали художники?

Максим: Яркие.

Вова: Тёплые.

Надя: Холодные.

Воспитатель: Почему холодные?

Надя: Васильки синие, а это холодный цвет.

Воспитатель: Все видят картины по разному. Взгляд художника заставляет и нас внимательнее вглядываться в предметы, изображённые на картинах. Каждый предмет на полотне как бы говорит, какой он красивый. Особенно они хороши когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, теснят соседа, показывают красоту друг друга. Художник помогает нам понятьэту таинственную жизнь предметов.

Прежде чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали и дополняли. Но художникрассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали. Сорванные цветы, фрукты, ягоды, люди съедят, а нарисованные художником будут жить вечно.

Фикультминутка

По поляне я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

Воспитатель: Картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта называются НАТЮРМОРТОМ.

НАТЮРМОРТ

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале.

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это — натюрморт.

Воспитатель: А теперь ребята предлагаю нарисовать натюрморт по вашему желанию. Материал для рисования берите сами.

Ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет и место расположения предметов. Работу выполняем карандашом, а после этого закрашиваем красками. Будьте внимательны, карандашом не надавливаем, проводим слегка заметные линии.

Под мелодию П. И. Чайковского дети приступают к написанию натюрморта.

Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.

Приложение №3

Конспект занятия по лепке

«Хлебобулочные изделия»

(из соленого теста)

Цель: Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.

Задачи:

Образовательная: Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

Развивающая: Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Воспитательная: Воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают хлеб, воспитывать позитивное отношение к занятиям по лепке

Предварительная работа: чтение рассказа Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека», С. Шуртаков «Зерно упало в землю», белорусская народная сказка «Легкий хлеб». Заучивание поговорок о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин, чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба», Х. Мянд «Хлеб», К. Кубилинскас «Снопы», рассказ Э. Шим «Хлеб растёт».

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

подготовить детей к началу работы, собрать внимание детей.

- Дети, я предлагаю поиграть со мной в игру «Волшебный мяч».

- Ребята, обратите внимание, какие сожетно-ролевые игры есть у нас в группе? А какая самая любимая игра?

- Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру «Магазин»хлебобулочными изделиями.

- Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.

- Дети рассказывают какие есть игры в группе, а самая любимая это «Магазин».

2. Мотивационно-целевой этап. Создать условия для принятия детьми целей занятия.

3. Актуализация знаний

- Дети скажите, откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

- Какие вы знаете зерновые культуры?

- Где растёт хлеб?

- Как называются люди, которые выращивают хлеб?

- Куда везут зерно на машине с полей?

- Что такое элеватор?

- Что дальше происходит с зерном? С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Физминутка.

Едем в поле

На кочку наехали

В яму заехали

Горки объехали

И на поле приехали!

Педагог предлагает детям пройти на свои места.

- Ребята, а кто печёт хлеб?

Вот сегодня мы будем пекарями, будем изготавливать хлебные изделия своими руками. Дети рассматривают картинки с изображением хлебных изделий.

- Ребята, обратите внимание на коробку, которую я для вас приготовила, но что в ней находится вы узнаете, когда отгадаете загадки (при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

 Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Сидит на ложке

Свесив ножки?

(Лапша)

Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.

(Макаронные изделия)

Пальчиковая гимнастика:

«Месим тесто»

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

- Прежде чем мы с вами начнём работать обратите внимание на то, как вы сидите, на вашу, и не забывайте как нужно работать со стекой (правила работы со стекой). - Ответы детей

- кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс

- в поле

- хлеборобы

- на элеватор

-здание, где хранится зерно.

- Ответы детей

- дети встают друг за другом и «едут» на машине

- подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево

- пекари

- дети выполняют движения по тексту

4. Практическая работа

организация деятельности по применению изученных знаний. (Инструкции воспитателя)

- Ребята, я предлагаю вам выбрать, какие хлебобулочные изделия вы будут лепить. Хочу напомнить вам различные приёмы лепки. Если вы задумали вылепить:

1. Торт, то педагог объясняет детям, что нужно скатать толстую лепёшку и вырезать из неё часть как будто вы отрезали себе кусочек торта. Торт сверху можно украсить вылепленной из солёного теста вишенкой или свечкой.

2. Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.

3. Хлебную соломку лепим путём раскатывания теста прямыми движениями рук.

4. Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.

5. Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.

(При объяснении инструкции по выполнению пользуюсь инструкционными картами).

(Выполнение работы детьми)

5. Подведение итогов.

оценить деятельность детей на занятии.

- Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.

- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

- А теперь давайте рассмотрим все изделия и выберем те, которые получились более удачные, и оставим сушиться, для того, чтобы на следующем занятии раскрасить их и положить на витрину «Магазина».

Приложение №4

Экскурсия на кухню МБДОУ

Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.

Задачи:

 1.  Показать детям, как повара готовят булочки

 2.  Помочь ребятам понять, что и здесь многое зависит от уже знакомых им живых организмов — дрожжей.

Организация детей: они стоят на кухне группой или проходят мимо кухонного оборудования, если это возможно.

Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с кухонным  оборудованием, наблюдение, социализация личности детей.  

Методические рекомендации: педагог строго следит за соблюдением правил безопасности. Дети идут на экскурсию на свою кухню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс — от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Если тесто подходит долго, на кухню можно сходить 2—3 раза. Кухонные работники, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.

Воспитатель: Видите, ребята, вам готовят еду таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится?

Дети отвечают.

Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.

Дети благодарят работников кухни и уходят.

В последующие дни во время завтрака, обеда или ужина педагог напоминает детям об их экскурсии на кухню, предлагает определить, с помощью какого оборудования было приготовлено то или иное блюдо, каким способом его готовили. Спрашивает, понравилась ли еда, обещает передать благодарность работникам кухни.

Приложение №5

Сценарий спортивного досуга по мотивам сказки «Колобок»


Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на игру по знакомой сказке, создать радостное и веселое настроение, учить детей спрыгивать с предмета, закреплять навык лазания удобным способом, совершенствовать умения в бросании предмета вдаль.

Предшествующая работа: подвижные игры с прыжками, метанием, лазанием. Чтение, рассказывание и обыгрывание сказки «Колобок», логоритмическая гимнастика.

Атрибутика: корзина с малыми мячами по количеству детей, гимнастическая скамейка, лесенка для лазания «Ракета»

Ход досуга: (можно провести на участке детского сада)

Воспитатель выносит на участок игрушку Колобок. Дети рассматривают ее.

В. : Ребята, Колобок пришел к нам в гости не просто так. Сейчас лето, и Колобок решил с вами поиграть на спортивной площадке.

Становитесь друг за другом,

И пойдем мы ровным кругом!

Дети становятся в колонну по одному и делают логоритмическую гимнастику (воспитатель читает стихи, дети выполняют движения):

Воспитатель

Жили-были дед да баба

На поляне у реки

И любили очень-очень

На сметане колобки.

Бабка тесто замесила

Колобка она слепила,

В печь его поставила,

Там его оставила.

Не хотел он там лежать,

Захотел он убежать.

Колобок наш убежал,

И к мосточку прибежал.

И вприпрыжку скок да скок,

Через лужи на мосток,

Прыг-скок, прыг-скок,

На мосток, на мосток.

В.: Вот как мы догнали Колобка на мостике! А теперь все вместе с Колобком будем прыгать с мостика.

Проводится упражнение «Спрыгни с мостика». Воспитатель ставит гимнастическую скамейку, дети проходят по ней по одному, спрыгивают в конце на землю, воспитатель страхует детей (проводится 2 раза).

В.: Колобка нам не поймать,

Колобка нам не догнать!

Мы залезем высоко,

И посмотрим далеко:

Где медведь и волк сидят,

Колобка поймать хотят?

Проводится подвижная игра «Птички на дереве».

Воспитатель предлагает детям побыть некоторое время птичками. По сигналу «День» птички летают по площадке, чирикают, клюют зернышки. По сигналу «Ночь» птички быстро «взлетают на дерево» (залезают на лесенку «Ракету» любым удобным способом). Игра проводится подгруппами, воспитатель страхует детей.

В. : Покатился Колобок,

Круглый да румяный.

В лапки к Лисоньке-лисе -

Прямо на поляну.

Стал он там с лисой играть,

Дружно мячики бросать!

Проводится игровое упражнение «Попади в корзину».

Воспитатель ставит корзину на расстоянии 2-х метров от черты, дает каждому ребенку мячик. Ребенок подходит к черте и бросает мячик в корзину. Когда все дети бросят по одному разу, - мячи собираются и игра проводится второй раз. Каждый раз подсчитывают количество попавших в корзину мячей. В конце собирают все мячи в корзину.

В. : Молодцы, ребята, поиграли с Колобком. Ему пора к деду с бабой, а нам - назад в детский сад. До новых встреч в новой сказке!

Приложение №6

Конспект занятия по аппликации на тему: «Чаепитие»

(коллективная работа)

Цель:

Развивать образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, воображение и творческие способности, умение работать коллективно.

Задачи:

Упражнять детей в аккуратном наклеивании. Учить работать самостоятельно, в коллективе. Формировать представление о мазаике, как об одном из видов изобразительного искусства. Развивать творческие способности и пространственное воображение.

Образовательные области:

Познание, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Ход занятий:

В.- Дети посмотрите, какую красивую посуду для чаепития куклы Маши, я принесла вам из кукольного уголка. Рассмотреть посуду.

В.-Из чего пьет чай кукла Маша (дети: - из чашки).

В.-А чашка стоит просто на столе или еще на, чем-то (дети: - стоит на блюдце).

В.-Я сейчас вам почитаю загадки, которые вам прислала кукла Маша, а вы попробуйте их

отгадать(загадки из публикаций в сети)

Загадки:

Чай в него мы засыпаем,

Кипяточку наливаем.Ты, дружок, сообрази,

Что же это, подскажи. (Чайник)

Из нее мы чай попьем,

Кофе и какао,

Мы в нее воды нальем,

Если пить нам надо. (Чашка)

Она в себе песок хранит,

Она на чайничек похожа,

Когда по чашкам чай разлит,

Ее на стол поставят тоже. (Сахарница)

В.- Вот молодцы все отгадали, а теперь давайте сделаем все вместе аппликацию и назовём её «Чаепитие».

В.-Дети подойдите к столу. Обратите внимание, что на столе лежат полоски разноцветной бумаги, кисточки и клей, и на большом ватмане нарисованы силуэты чайника, чашек и хлебобулочных изделий. Я предлагаю вам отрывать небольшие кусочки бумаги и наклеивать на силуэты чайника и чашек.

Для того, чтобы продолжить нашу работу нам надо позаботиться о наших пальчиках, для этого мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

В нашей группе все друзья (хлопки в ладоши).

Самый младший – это я (показываем большие пальцы).

Это Маша, это Паша,(загибаем пальцы по одному на каждое имя)

Это Боря, это Саша. Все друзья большие наши (сгибаем разгибаем кисть руки).

В.- А теперь давайте приступим к работе.

(после окончания работы воспитатель хвалит детей, обращает внимание на то, что все вместе они сделали большую и красивую работу).

Приложение №7

ООД по окружающему миру

«Хлеб, хлебобулочные изделия»

Цели:

• Познакомить с различными видами хлебобулочных изделий;

• Уточнить и закрепить знания о хлебобулочных изделиях;

Задачи:

Продолжать развивать у детей творческое воображение, мелкую и общую моторику рук, память, мышление, глазомер;

• Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки;

• Воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе через внедрение инновационных технологий.

Предварительная работа: - заучивание поговорок и стихотворений о хлебобулочных изделиях; - рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: разминание, отщипывание, раскатывание.

Материал и оборудование к занятию: тесто, доски для лепки, стеки, салфетки, скалки.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, ЦОР, обучение в сотрудничестве.

Ход:

Организационный момент.

Показ детям презентации «Откуда хлеб пришёл.

Воспитатель: Ребята сейчас мы поиграем в игру:Игра «Откуда пришёл хлеб?». Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне.

- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

- А в магазин как попал? – Из пекарни.

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

- Из чего? – Из зерна.

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

- Откуда пшеница? – Выросла в поле.

-Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.

- А что они делают? – Хлеб убирают.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети: О хлебе.

Педагог предлагает детям поиграть в дидактическую игру

«Угадай на вкус».

Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу белый он или чёрный.

Молодцы. Хорошо знаете вкус пшеничного хлеба и ржаного.

После игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно - ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.

В начале мы с вами сделаем физминутку

Физминутка «Мы - шоферы»

(дети должны показывать движения)

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

Педагог предлагает детям пройти на свои места.

- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

Вот сегодня мы будем пекарями, будем изготавливать хлебные изделия своими руками. Дети рассматривают картинки с изображением хлебных изделий.

Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку.

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить в меня должны

(Муку.)

Каждый, каждый с ним знаком, -

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается.

(Пирог)

В чашке встретились пустой

Как- то раз мука с водой…

Жених и невеста-

Получилось

(Тесто)

На горячей сковородке

Нужно печь их очень ловко.

Зазевался разговором

И они вмиг станут комом.

С мёдом как они вкусны

Бабушкины те ….(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем

(Бублик)

Воспитатель обращает внимание на правильную осанку детей, напоминает, как нужно работать со стекой (правила работы со стекой).

Прежде чем лепить мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика«Месим тесто»

- Тесто мнем, мнем, мнем!

(Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем!

(руками совершаем движения, как будто лепим снежки)Мы тесто Практическая работа

(Инструкции воспитателя)

Педагог предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки. (Выполнение работы детьми)

Итог занятия

- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия, выделяет лучшие и оставляет сушиться, для того, чтобы на следующем занятии раскрасит изделия.

Приложение №8

Беседа о хлебе.

Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим.

Предварительная работа. За несколько дней до беседы воспитатель организовывает встречу с завхозом детского сада с подгруппой детей. Для того чтобы узнать, сколько  хлеба ежедневно привозят в дошкольное учреждение. Дети наблюдают за выгрузкой хлеба, пытаются  сосчитать кирпичики черного хлеба и батоны  белого.

Другая подгруппа вместе со взрослым (методистом, воспитателем, няней) совершают прогулку в ближайшей  магазин с целью узнать, сколько хлеба ежедневно продают населению микрорайона.

Затем воспитанники рассказывают друг другу и педагогу о том, что они узнали.

Ход беседы.

Воспитатель спрашивает детей, много ли хлеба ежедневно  доставляют в детский сад, много ли его поступает в магазин, сколько хлеба надо выпечь, чтобы накормить людей их родного города, почему так много надо хлеба.

- Вот я сказала «хлеб надо выпечь», - продолжает разговор педагог. – Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах.  А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – мука.

Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как  получается такой разный по виду и вкусу хлеб? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб – из пшеничной, черный – из ржаной. Откуда же  берутся пшеничная и ржаная мука?  Из  пшеницы и ржи.

Педагог показывает детям  колосья  ржи и пшеницы(можно поместить на фланелеграфе  рисунки колосков, а рядом – изображения пакетов с мукой).

- Взгляните, - говорит педагог, - это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть межу ними разница? Значит, чтобы получить муку, зерна надо размолоть. А еще раньше – добыть их из колосков - обмолотить колоски. Повторите, что сделать.

Посмотрите  на эту картину: вот идут по хлебному полю – так говорят: хлебное поле – комбайны. Они скашивают  рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает  грузовая машина , и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов.

Комбайн продолжает работать, а машины с зерном идут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправлять. А отправить его можно на мельницу или на элеватор. Элеватор -  это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может хранится несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?

Из зерна, поступившего из мельницы, мелют муку. Ее  отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку  покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», - гласит русская народная пословица. (Повторяет пословицу). Вы догадались, о чем идет речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!

А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

Весной, вспахав поля, хлеборобы – запомните, дети, это слово – засевают их пшеницей и… рожью. Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зерна. И тогда выходят на поля мощные  -комбайны. Комбайны скашивают и обмолачивают пшеницу  (рожь), загружают ее в кузов машин, а машины отправляются на приемные пункты. С приемных пунктов зерно поступает на мельницы и элеваторы. С мельниц  оно идет в хлебопекарни. Там выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба.

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкусней на земле!

(Я. Дягутите. Каравай).

Итак, сегодня, дорогие дети, вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка?

Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый  хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его.

Шоферы доставляют  зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб.

Вы, дети, живете в России- богатой и сильной стране. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб нужно беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их.

В заключение  воспитатель еще раз читает отрывок из стихотворения Я. Дягутите.

Приложение №9

Беседа о хлебе и о профессии пекаря

Цель: Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Задачи:

Обучающие: Познакомить с профессией пекаря, о том, что хлеб - богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки приготавливают различные кондитерские изделия.

Развивающие: Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности, познавательные способности – речь, память и внимание.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважительное отношение к профессии и труду пекарей.

Методы: объяснительно-иллюстративный, продуктивный.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы, литературы.

Словарная работа: пекарь, трактор, комбайн, мельница, буханка, булочка, хлебзавод, деж, дрожжи, элеватор, мукомол.

Оборудование: ИКТ, презентация «Как растят хлеб», иллюстрация, корзина, хлеб, батон, печенье, бублики, пряники, пирог, сухарики; мука, дрожжи, соль, сахар, яйцо, вода, кастрюля, ложка, растительное масло.

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить «Вырос в поле колоском, на столе лежит куском» хлеб

Что это, ребята?

Дети: Хлеб. (Демонстрация слайда)

Воспитатель: А где мы с вами берем этот хлеб?

Дети: В магазинах.

Воспитатель: Да, мы хлеб покупаем в продуктовом магазине. В каждом магазине есть отдел «Хлеб», где продается хлеб и хлебобулочные изделия. А вы сами были в магазинах?

Дети: Да.

Воспитатель: - А какой хлеб вы там видели и покупали?

Дети: Черный, серый, белый, батон, булочки, круглый хлеб, большие и маленькие и даже нарезанные.

(Демонстрация слайда)

Воспитатель: Значит продаются и круглые караваи, и булки, и батоны, и сдобные булочки, бублики, буханки пшеничного и ржаного хлеба и пироги и т.д. А когда мы с вами кушаем эти изделия?

Дети: На завтрак, на обед, на ужин, с чаем.

Воспитатель: А как вы думаете, почему и в детском саду и дома вам советуют есть хлеб?

Дети: Хлеб он вкусный, питательный, имеются витамины.

Воспитатель: Да, ребята, хлебные изделия не только вкусны, но и питательны и еще содержат много полезных витаминов для нашего организма. А как вы думаете, сколько надо хлеба к завтраку, обеду, ужину?

Дети: Много.

Воспитатель: Правильно. А сколько надо хлеба, чтобы накормить всех жителей нашего города?

Дети: Очень много!

Воспитатель: А кто знает где пекут хлеб и кто же его печет?

Дети: Хлеб пекут повара.

Воспитатель: Повара конечно тоже иногда пекут хлеб. Но точнее, хлеб печет пекарь. (Демонстрация слайда)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делают пекари в выходные и праздничные дни?

Дети: Они работают, но иногда могут отдыхать.

Воспитатель: - Ну а почему вы так решили?

Дети: Если они будут отдыхать, некому будет печь хлеб.

Воспитатель: Правильно, если они будут отдыхать, то в наших магазинах не останется хлеба. На этих хлебзаводах работа не прекращается ни на секунду.

Дети: Мука.

Воспитатель: Правильно, мука. А только ли мука нужна? А кто из вас видел как ваши мамы, бабушки пекут пироги или хлеб? Что же еще понадобится для этого?

Дети: Яйцо, вода, сахар, соль, дрожжи, масло.

Воспитатель: И что получается из всех этих продуктов?

Дети: Тесто.

Воспитатель: Если дома ваши мамы тесто ставят в кастрюлях, то в хлебзаводах тесто ставится в огромных чашах, которые называются дежами. И тесто ставится в огромном количестве. (Дети повторяют слово Деж)(Демонстарция слайда)

Воспитатель: А готовое тесто подается в делительную машину, где она делится на ровные порции. И потом в огромных печках печется хлеб. А как вы думаете, сколько хлеба печется за один раз?

Дети: Много.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вот вы сказали, чтобы испечь хлеб нужна «мука». А как вы думаете, где берется эта мука?

Дети: Из зерен.(Демонстрация слайда)

Воспитатель: Ну а зерна где берут?

Дети: Зерна растут на полях.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто трудится, чтобы на наших столах появился вкусный хлеб?

Дети: Пекари, шофера, продавцы.

Воспитатель: Правильно. А еще трудятся на полях трактористы, комбайнеры. А кто знает, чем занимаются трактористы? А шофера? Комбайнеры? (Если дети затрудняются отвечать, объясняю сама) (Демонстрация слайда)

Воспитатель: Значит, ребята, хорошие урожаи выращивают в нашей стране труженики полей. И кого мы с вами должны благодарить за то, что едим душистый хлеб?

Дети: Кто трудится на полях.

Воспитатель: Мы с вами уже много узнали, что не сразу стали зерна, хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле. (Демонстрация слайда).

А сейчас я предлагаю поиграть в шуточную игру «Замесим тесто». Станьте поудобнее.

Физкультминутка «Замесим тесто» (Повторяется 2 раза).

Ой, ладошки-ладушки. Мы печём оладушки /хлопки ладонями/. Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно /имитируют помешивание по кругу/. Тесто выпало на стол, тесто шлёпнулось на пол /присели/. Тесто убежало, начинай сначала. /легкий бег на месте/.

(Демонстрация слайда).

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы и поговорки о хлебе, о труде вы знаете?

Дети: Хлеб – всему голова. Весенний день год кормит. Зернышко к зернышку – будет мешок. Весна красна цветами, а осень пирогами.

Воспитатель: Как вы думаете, сколько вы думаете, сколько хлеба можно купить в наших магазинах?

Дети: Кто сколько хочет.

Воспитатель: Тем не менее, как мы должны относиться к хлебу?

Дети: Беречь его надо.

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Дети: Потому что, чтобы хлеб появился на наших столах трудятся очень много людей.

Воспитатель: Да, ребята, чтобы хлеб всегда был на нашем столе, и днем, и ночью, и в будни, и в праздники трудятся хлеборобы, пекари. (Демонстрация слайда)

А сейчас, нам Карина прочтет стихотворение Г.Остера про хлеб.

Карина: Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги!

Воспитатель: Спасибо тебе, Карина. А сейчас, ребята, сюрприз. Мы сегодня сами поставим тесто и испечем настоящий хлеб. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда подойдите ко мне поближе. Поставим тесто, подождем пока оно поднимется и отнесем в кухню, нашим поварам. А они нам испекут наш каравай. А уж потом все вместе угостимся.

(Дети вспоминают, какие продукты нужны, чтобы ставить тесто).

Приложение №11

Положение

о конкурсе чтецов среди воспитанников старшей группы

МБДОУ «Д/с №83

«Светлячок»

1.Общие положения

1.1.Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, проходящий в рамках проекта «Хлеб – всему голова» (далее Конкурс), проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.

1.2. Задачи конкурса:

- создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;

- воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;

- развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;

- выявлять лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.

2. Участники, жюри Конкурса.

2.1. В Конкурсе принимают участие дети  старшей группы детского сада.

2.2. В состав жюри Конкурса входят:

заведующая МБДОУ – Бредихина Е.А.

учитель-логопед – Кернасюк С.С.

воспитатель – Маркова Е.И.

воспитатель – Старикова Е.В.

учитель-логопед – Андриянова О.Н.

представители родительского комитета старшей группы МБДОУ

3.Сроки проведения Конкурса.

3.1.Конкурс проводится 28 апреля 2021г.         

4. Порядок проведения Конкурса.

4.1. Воспитатель сообщает жюри Конкурса количество детей-участников, названия и авторов исполняемых ими произведений.

4.2. Все стихотворения должны быть посвящены теме «Хлеб – всему голова!»

4.3.  В Конкурсе предусмотрены следующие номинации:

  • «Лучший исполнитель стихотворения»
  •  «Самый обаятельный исполнитель».
  • «За искренность исполнения».
  • «За самое лирическое исполнение».
  •  «Самый эмоциональный исполнитель»

4.4. При отборе исполняемых произведений педагоги должны ориентироваться на программные задачи для старшего возраста.

5. Требования и критерии оценки.

5.1.Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

  • Соответствие выбранного стихотворения теме конкурса.
  • Знание текста произведения.
  • Интонационная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер);
  •  Правильное литературное произношение;
  •  Использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений);
  • Подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.

5.2.. Победитель каждой номинации определяется по набранной сумме баллов участника.

6.  Подведение итогов и награждение

6.1. Жюри Конкурса в номинациях: «Лучший исполнитель стихотворения», «Самый обаятельный исполнитель», «За искренность исполнения», «Самый эмоциональный исполнитель», «За самое лирическое исполнение», «Самый юный исполнитель» определяет по одному победителю.

6.2. Победители номинаций награждаются дипломами.

6.3. Всем участникам Конкурса, не получившим диплома, вручаются благодарственные письма.        

Приложение №12

Сценарий праздника

 (заходят дети , музыка играет пока дети встают на места)

Мужичок стучит бутафорским молотком по «наковальне», под песню «Во кузнице».

Ведущий: 

Вот устал наш мужичок («вытирает пот со лба»)

Отдохнуть сел на пенек (присел).

Ломоть хлеба он достал (достает хлеб из -за пазухи)

Не спеша обедать стал.

Тут волчишка- серый бок (волк принюхивается, выходя из леса)

Хлеб унюхал и прибег.

Волк :

Эй мужик, удружи,

Караваем угости!

Ведущий:

 Мужичок сперва подумал,

Половину отломил.

Волк:

Вкуснота. Еще бы хлеба. (поглаживая живот)

Только где же взять его.

Мужик:

 Видишь поле? Много дела:

Дай – ка вспашем мы его (встает за волком, кладет руки ему на плечи, под музыку идут – пашут).

Волк:

Что, готово?

Можно хлеб теперь найти?

Мужик:

Эка, братец, подожди!

Будем землю боронить,

Сеять зерна, рожь садить. (мужик берет решето с зерном, под музыку «сеет»).

Волк:

 Ну, готово! Подавай!

Мужик:

 Вот невежа! Ай-ай-ай!

Рожь скорее подрастай.

Чтение стихотворения

Ржаной хлеб.

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зелеными

И с огурчиком соленым.

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придает,

Любит хлебушек народ.

***

С белым хлебом положили
Чёрный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Чёрный? В чём его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пёк и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
"Черный хлеб прибавит силы".
Съел. И завтра буду есть!

Васильки во ржи

Т. Шорыгина

                                 

                          Смотрят в небо васильки                    Расстилаются поля

                                   Синими глазами.                                  Без конца и края,

                                   Золотятся колоски,                              Хлебом кормит нас земля –

                                   Ходит рожь волнами.                          Матушка родная! 

Танец с колосьями и васильками.

Волк: Ну, теперь-то хлеб готов?

Мужик: Сперва надо рожь нам сжать, а потом в снопы связать. 

Чтение стихотворения

***

На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

Ломоть хлеба

Т. Шорыгина

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нём необычного?

Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

                        Чтоб поднялся колос спелый,                       Надо в срок убрать пшеницу,

                        Полный зёрен, золотой,                                 И зерно в муку смолоть,

                        Чтоб пшеница зазвенела                                Что бы мог на свет родиться

                        На ветру тугой струной.                                 Хлеба белого ломоть!

Танец «Комбайнёры».

Мужик: Видел, волк, работы сколько?

Волк: Ну, теперь-то хлеб готов?

Мужик:

Вот работа поваров:

Надо тесто замесить,

Да и в печку положить!

Чтение стихотворений

***

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

***

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Песня «Пироги»

Волк: Не! Эта работа очень долгая и тяжёлая! Пойду лучше по легче хлеба поищу.  (махнув лапой, убегает).

Мужик: Ну, как знаешь! Какие труды, такие и плоды! .

Чтение стихотворений

***

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Хлеб – его имя,

Мир – его отчество.

Им до земли поклониться мне хочется!

***

Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.

Заключительная песня «Хлеб да соль!»

Приложение №13

Сценарий чаепития с родителями

 «Хлеб — наше всё!»

Оформление

1. Плакаты с пословицами.

2. Выставка рисунков о хлебе.

3. Выставка книг, посвященных хлебу.

4. Выставка хлебобулочных изделий, с самоваром в центре, ваза с колосьями.

Материал для работы с родителями:

- пословицы о хлебе в конвертах;

- фишки в виде баранок;

- связки баранок на ленточке.

Ход чаепития:

В: добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем зале. Тема сегодняшней встречи очень актуальна и нужна всем нам «Хлеб – наше все!»«Хлеб – всему голова». Вы, конечно же, понимаете, что это только самая малость того, что можно сказать о хлебе – теме очень важной и серьезной. Итак, слово нашим воспитанникам.

Выходят дети.

Девочка в русском костюме выходит в центр зала, в руках каравай на рушнике:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

С караваем соль подносим

Поклоняясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук» (кладет каравай на столик перед гостями, дети читают стихи)

1. У народа есть слова:

«Хлеб – всему голова».

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

2. Хлеб растили хлеборобы,

Собирали урожай,

Чтобы радовал душистый,

Вкусный хлеба каравай.

3. И не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4. Зерна вырастить в колосья

Их собрать, обмолотить,

Получить муку, а после

Тесто надо замесить.

В печь поставить, выпекать,

А потом всех угощать!

5. Вот он – хлебушко душистый

С теплой корочкой витой.

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

6. В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

7. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

В: С хлебом русский человек

Богатырь из века в век

Хлеб душистый, пропеченный

С хрупкой спинкой золоченной

Нам привычен и знаком

К нам заходит в каждый дом.

Ребята, а почему каравай круглый? На что он похож своей круглой формой? Правильно, на солнышко, солнце дарит людям тепло, свет радость, а каравай дарит тепло человеческих рук (дети уходят).

В: Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далекие времена всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий солнечной и земной энергией, сгустками страстей, бед и радостей человека. Издавна в народе хлеб звали уважительно, ласково. Как? (ответы родителей). Хлеб в старину звали «жито», от слова «жить». Действительно, есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово«жизнь».

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

Хлеб по праву называли святым. Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокую цену хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывают. По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать, попросить у него прощения. Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом – растоптать ногами.

В: старинная народная пословица гласит: «Если хлеб на столе, то и стол – престол! А когдахлеба ни куска, то и стол – доска!» Вот сейчас все вместе вспомним пословицы о хлебе, ведь пословица – кладезь мудрости (родители получают конверты со словами, из которых нужно составить пословицу).

Не в пору обед, как хлеба дома нет.

Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем.

Посеешь густо – в амбаре не будет пусто.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Хлеба нет – и корочка в честь.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Хлеба ни куска, так и в доме тоска.

Рожь кормит сплошь, а пшеница с выбором.

Много снегу – много хлеба, много воды – много травы.

Пока есть хлеб да вода – не беда.

В: Пора и нам подумать: а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, оттого, что он нам сейчас достается легко? Да и стоит недорого…

Был хлеб всегда в почете на Руси

Ее просторов главное богатство

Его ты хочешь цену знать? Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125г и 200г (показать) хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. На Пискаревском кладбище тысячи могил людей,

погибших от голода. Около одной могилы задерживаются люди и плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова«Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда».

Торжеством жизни был подвиг ученых Всесоюзного института растениеводства, основанного Н. И. Вавиловым. 14 ослабевших от голода сотрудников не уходили со своего поста, охраняя от сырости, мороза, крыс, тысячи образцов зерновых культур. Из 14 сотрудников института в живых осталось пять. Они верили, что родной стране после войны нужны будут коллекции, которые они спасли, жертвуя собственной жизнью. Война кончилась, и на основе спасенной коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы (просмотр фотопрезентации«Берегите хлеб!»).

В: перед воспитателями и родителями стоит важная нравственная и педагогическая задача: научить детей беречь хлеб. При этом большое внимание следует уделить воспитанию определенного поведения детей, накоплению знаний (просмотр видеосюжета «Дети охлебе»).

Дошкольникам свойственно подражать взрослым, поэтому контролируйте при детях свое отношение к хлебу. Ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Просим вас, берите столько в магазине хлеба, сколько можете съесть.

В:А давайте поиграем в познавательную игру «Что я знаю о хлебе?» (правило игры: воспитатель задает вопрос, родители отвечают. За правильный ответ родитель получает фишку в виде баранки. В конце игры определяем трех победителей по количеству полученных фишек, и меняем их на связки баранок).

- Где хлеб рождается? (в поле)

- Откуда хлеб приходит к нам на стол? (из магазина)

- Когда хлеб сеют? (весной)

- В чём хранится хлеб? (в хлебнице)

- Поджаристая часть хлеба? (корочка)

- Из зерна какого растения получают манную крупу? (из пшеницы)

- Куда поступает зерно из комбайна? (в грузовик)

- Основная хлебная культура в Японии? (рис)

- Часть хлеба, которая находится внутри? (мякиш)

- Самая маленькая частица хлеба? (крошка)

- Чем в старину выбивали зерно из колосьев? (цепом)

- Что такое сусек? (ящик для зерна, муки)

- Какой хлеб пекут на Пасху? (кулич)

- Из какого злака варят геркулесовую кашу? (из овса)

- Что обязательно кладут в пряничное тесто? (мед и пряности)

- Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия. Как ее звали? (Деметра)

- Детская хороводная игра, получившая название в честь этого хлеба? (каравай)

- Какие цветы растут среди колосьев ржи и пшеницы? (васильки)

- Из чего был испечен Колобок? (из муки)

- В каком хлебе есть дырка? (в бублике, в баранке).

В: если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе он не занимал, не уважает хлеб и считает, что может без него обойтись, он не вызывает никакого уважения.

Наше собрание подошло к концу. Я надеюсь, что оно помогло вам задуматься о том, чем для нас является хлеб. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречьхлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб.

Будьте счастливы и полны оптимизма! Вы заслуживаете самой хорошей и достойной жизни, и она обязательно у вас будет. Хлеб и мир вашему дому! Мы приглашаем всех к чаепитию, которое символизирует гостеприимство и радушие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...