Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Полуян Ирина Геннадьевна

Комплект содержит игры по географии для дошкольников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности

  1. Раздел географическое разнообразие

Название игры  «Путешествие на остров  Чунга - Чанга», возраст детей:6 лет

Оборудование: Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка, наклейки видов транспорта, письмо, мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту, загадки про транспорт.

Задача игры (замысел): Разучить танец Чунга – Чанга.

Игровые правила: Путешествуем дружно, слушаем внимательно воспитателя.

Содержание (ход игры): Ребята, нам пришло письмо с острова Чунга-Чанга. Жители этого острова приглашают нас в гости, а чтобы мы не заблудились в дороге, они прислали нам карту, как к ним можно добраться.

Давайте, рассмотрим эту карту и найдем подсказку, как мы попадем на этот остров. Вот здесь находимся мы, дети ставят точку отправления на карте, а здесь находится их остров на материке Африка. Обведем карандашом  материк  на контурной карте, на физической карте мира,  стрелочкой покажем, в каком направлении мы должны двигаться, подсказку мы найдем там, где находится транспорт, на котором мы должны отправиться, но для этого мы должны отгадать загадку.

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница. (Поезд)

Подсказку мы нашли, нам надо проехать на поезде и посетить зоопарк. Посмотрим по карте, куда нам надо ехать на поезде и решить где сделать остановку и отметим ее на карте.  

  г. Москва у нас будет остановка, там мы посетим зоопарк с дикими животными. Д /игра «Зоопарк». Здесь мы получим подсказку, на чем дальше будем передвигаться и что нужно посетить. Получили подсказку, в ней говорится, что мы должны с  начало  отгадать загадку.

Птица по небу летит,
Слышно, как она гудит.
Отправляется на взлёт
Серебристый — …
(Самолет).

Значит, дальше мы путешествуем на самолете и нужно нам посетить Заповедник “Обезьяний остров”. Он находится в Китаи.

В Китаи  Заповедник “Обезьяний остров” (г. Санья)

 Дети отмечают точкой на физической карте Китай, наклеивают наклейки на карту видов транспорта,  мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту. Здесь мы с ново получаем подсказку, на каком виде транспорте мы путешествуем дальше ,для этого  на нужно отгадать следующею загадку.

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?..

(пароход)

Значит, дальше мы плывем на пароходе к острову Чунга-Чанга. Дети наклеивают наклейки на карту видов транспорта,  мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту.  Здесь нас встречают жители острова, и танцуем все вместе танец  Чунга-Чанга.

 

Работа с картой: на карте прокладывается маршрут, карта заполняется во время путешествия детьми, ставятся метки, зарисовываются маршруты, наклеиваются наклейки.

Результат: разучили танец Чунга-Чанга

  1. Раздел природное разнообразие

Название игры  «Чей это хвост?», возраст детей 6 лет

Оборудование: Карта самарской области, контурные карты на каждого ребенка, картинки с дикими животными без хвоста, картинки  хвосты диких животных, игрушка сорока.

Задача игры (замысел):  проанализировать изображения диких животных, нарисовать рисунки диких животных.

Игровые правила: быть внимательным.

Содержание (ход игры): Воспитатель показывает сороку, которая прилетела с вестью к детям и читает текст.

 - Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост);       у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост);    у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост);   у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост);       у лося – (лосиный хвост).

 

Работа с картой: на карте показать, где обитают эти животные, нарисовать в  контурной карте животных.

Результат: выставка рисунков детей.

  1. Раздел культурное разнообразие

Название игры  «Собери матрешку», возраст детей 6 лет.

Оборудование: контурные карты России на каждого ребенка,  игрушка матрешка, пособие для воспитателя.

Задача игры (замысел): познакомить детей с матрешкой.

Игровые правила: быть внимательным.

Содержание (ход игры): Воспитатель показывает детям игрушку матрешку и знакомит их с игрушкой. Рассказывает что матрешка это русская народная игрушка. Матрешка-это культура русского народа. Раздает детям карточки, поделенные на несколько частей, собрать из отдельных частей целую матрешку.

Работа с картой: в контурных картах обведем границы России и раскрасим.

Результат: познакомились с матрешкой.

  1. Раздел этнографическое разнообразие

Название игры  «Угадай национальный костюм», возраст детей 6 лет

Оборудование: Физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка, карточки с изображением людей в национальных костюмов, художественная литература.

Задача игры (замысел): познакомить с особенностями мордовского костюма.

Игровые правила: внимательно слушать, анализировать, помогать друг другу.

Содержание (ход игры): Воспитатель читает мордовскую народную сказку «Пусточейка», задает наводящие вопросы по этой сказки. На карте  находим Мордовию, и дети ставят отметку. Воспитатель раздает карточки с изображением людей в национальных костюмов. Среди всех предложенных дети должны выбрать мордовский национальный костюм. После того как дети нашли национальный костюм, в контурных картах находим   Мордовию и карандашом обозначаем ее границу и закрашиваем.

Работа с картой: На физической карте мира находим строну Мордовию, и обозначаем ее, в контурных картах карандашом обозначаем ее границу и закрашиваем.

Результат: выделяют мордовский народный костюм среди других.

  1. Раздел социально-экономическое разнообразие

Название игры  « Нефтяник», возраст детей 6 лет.

Оборудование: Карта нашего города, контурные карты на каждого ребенка, карточки с изображениями символов труда.

Задача игры (замысел): познакомится с профессией нефтяника.

Игровые правила: слушать воспитателя, быть внимательным.

Содержание (ход игры): Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появились необычные карточки, и раздаёт детям карточки с изображениями символов труда. Затем предлагает рассмотреть их и сказать, какие предметы изображены на карточках, обобщив эти предметы «орудия труда». Воспитатель спрашивает у детей о людях, которые используют изображённые орудия труда. Детям предлагается найти сюжетную картинку, на которой изображён человек, пользующийся этими предметами. 

Работа с картой: на карте нашего города найдем заводы, где работают люди с этой  профессии и отметим, на контурных картах отметим, что они там добывают.

Результат: познакомились с профессией нефтяника.

Приложение

План реализации Концепции географического образования  РФ  в ДОО

Разделы

Лексическая тема

Форма реализации

географическое разнообразие

«Моя Родина»

дидактическая игра «Путешествие на остров  Чунга - Чанга »

природное разнообразие

«Птицы осенью»

дидактическая игра «Чей это хвост

культурное

«Знакомство с народной культурой и традициями»

дидактическая игра «Собери матрешку »

этнографическое разнообразие

«Одежда. Головные уборы. Обувь»

дидактическая игра «Угадай национальный костюм»

социально-экономическое разнообразие

«Все работ хороши»

дидактическая игра «Нефтяник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...

«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятел...