Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)

Покусай Галина Юрьевна

 

Комплект дидактических игр

по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности

 у дошкольников

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплект дидактических игр

по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности

 у дошкольников

  1. Географическое разнообразие

Название игры  «Найди тень»:

Оборудование:силуэты материков, карточки с изображением материков, физическая карта.

Задача игры (замысел):формировать умение детей зрительно анализировать картинки  и находить нужные силуэты методом наложения.

Понятийный аппарат: Евразия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Игровые правила и содержание (ход игры)

Воспитатель раздает детям карточки с картинками. Предлагает детям рассмотреть их.  Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

Работа с картой.

Воспитатель предлагает детям разложить тени на соответствующие материки на карте.  

Результат

сформировано умение детей зрительно анализировать картинки  и находить нужные силуэты методом наложения.

Название игры  «Найди нужный флаг»:

Оборудование: Карточки с флагами стран мира

Задача игры (замысел):закрепить с детьми знание флага Российской Федерации и  дать представление о флагах других стран; учить отличать их друг от друга.

Понятийный аппарат: Россия, США, Великобритания, Германия, Китай, Япония, Франция.

Игровые правила и содержание (ход игры:

 дети показывают флаг страны, названной воспитателем, и отвечают на вопрос «Как называют жителей страны?»

Работа с картой

Дети с помощью воспитателя  находят эти страны на карте.

Результат сформированы представления о символиках других стран

Название игры  «Сложи картинку»:

Оборудование: макет в виде карты Самарской области,  разрезные картинки на магнитах с изображением Самарской области, значки на магнитах  с изображением гербов городов Самарской области.

Задача игры (замысел):

закрепить знания детей  о Самарской области.

Понятийный аппарат: герб, область

Игровые правила и содержание (ход игры)

детям предлагается собрать как пазл изображение Самарской области. С помощью воспитателя найти города, районные центры области, отметить их с помощью гербов.

Работа с картой

Обратить внимание на ландшафт Самарской области, попросить показать Жигулевские горы, реки, водохранилище.

Результат

Расширены представления детей о родном крае.

Название игры  «Географы»:

Оборудование:В комплект для игры входят маленькие картинки с изображением разных видов ландшафта (лес, луг, сад, поле, река, ручей, горы, пруд, озеро, море, обрыв, скалы, овраг, холм, гейзер, вулкан, айсберг, остров, полуостров, водопад, равнина, мыс) (от 3-х до 8-ми картинок), а также картинки побольше размером, с изображением вышеперечисленных видов ландшафта.

Задача игры (замысел):формировать на наглядной основе представления о следующих разновидностях ландшафта:лес, луг, сад, поле, река, ручей, горы, пруд.

Понятийный аппарат формировать такие понятия, как , скалы, овраг, холм, гейзер, вулкан, айсберг, остров, полуостров, водопад, равнина, мыс

Игровые правила и содержание (ход игры)

Воспитатель раздаёт детям 3- 6 картинок в старшей группе, 5-8 картинок в подготовительной группе с изображением разных видов ландшафта. Затем показывает картинку, и называет, что на ней изображено. Спрашивает, у кого из детей есть картинка, с изображением леса, поля, луга, сада, вулкана, моря и т.д. Первый, кто ответил, получает фишку и отдаёт картинку воспитателю. Игра заканчивается в тот момент, когда у кого-то из детей не остаётся картинок. Затем подсчитывается количество фишек у детей. Выигрывает тот, у кого больше всех фишек.

Работа с картой

В контурных картах закрасить горы, равнины соответствующими цветами.

Результат:

Сформированы представления о разновидностях ландшафта.

Название игры  «Собери созвездия»:

Оборудование: изображения созвездий. Разные по диаметру и цвету пуговицы, полотно (небо, фетр разного цвета (серого, синего, фиолетового)

Задача игры (замысел): знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Способствовать развитию абстрактного мышления.

Понятийный аппарат:  созвездие, Большая Медведица, Лебедь, Орион.

Игровые правила и содержание (ход игры)

Дети выбирают карточку с созвездием, называют его и на фетре воспроизводят изображение созвездия.

Работа с картой познакомить детей с картой созвездий

Результат

Дети имеют первоначальное представление об известных созвездиях.

  1. Природное разнообразие

Название игры:  «Лото «Животные»

Оборудование: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных животных, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).

Задача игры (замысел): Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужное животное.

Понятийный аппарат:

  дать такое понятие, как континент, формировать представления о животных

Игровые правила и содержание (ход игры)

В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом животных, изображённых на одном игровом поле.

Работа с картой

С помощью воспитателя находят места обитания разных животных на континентах.

Результат

Расширены представления детей о животных.

Название игры: «Помоги животным добраться до дома»

Оборудование: макет в виде карты с расположенными континентами, картинки на магнитах с изображением животных разных континентов.

Задача игры (замысел): закрепить знания детей  о том, в какой части суши живут разнообразные животные.

Понятийный аппарат: дать представления детей об южном и северном полушарии и животных населяющих их.

Игровые правила и содержание (ход игры)

детям предлагаются фигурки, картинки животных разных континентов и их необходимо расселить на карте по местам их обитания.

Работа с картой

С помощью воспитателя находят места обитания разных животных на континентах.

Результат

Расширены представления детей о животном мире разных континентов.

Название игры : «Растения нашего края»

Оборудование: карта « Растительный мир Самарской области», разрезные картинки на магнитах с изображением растений Самарской области.

Задача игры (замысел): сформировать представление о растительности, ландшафте  Самарской области, познакомить с понятием «эндемики.

Понятийный аппарат:

Игровые правила и содержание (ход игры)

Игра проводится наподобие игры «Лото». Детям раздаются картинки с изображением растений. Воспитатель показывает и называет растение с карты, ребенок, у которого есть соответствующая картинка, подходит и закрепляет ее на карте. Тот, у кого быстрее закончатся картинки, получает фишку. Игра проводится несколько раз.

Работа с картой

Обратить внимание на место произрастания некоторых растений (низменности, горы, водоемы).

Результат

Дети получили представление о растительности Самарской области.

Название игры  «Животные Самарской области»

Оборудование: карта «Животный и растительный мир Самарской области», разрезные картинки на магнитах с изображением животных, обитающих в Самарской области.

Задача игры (замысел): сформировать представление о животных, обитающих в Самарской области, расширить знания о Красной книге.

Понятийный аппарат:

Игровые правила и содержание (ход игры)

Игра проводится наподобие игры «Лото». Детям раздаются картинки с изображением животных. Воспитатель показывает и называет животное или птицу с карты, ребенок, у которого есть соответствующая картинка, подходит и закрепляет ее на карте. Тот, у кого быстрее закончатся картинки, получает фишку. Игра проводится несколько раз.

Работа с картой

Обратить внимание на редких птиц и животных Самарской области. Рядом с такими животными закрепить на карте магнитик с изображением красной книги.

Результат

Расширены представления о животном мире родного края.

Название игры  «Воздух, земля, вода».

Оборудование: мяч

Задача игры (замысел): закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Понятийный аппарат: знакомим с такими понятиями, как объекты живой и неживой природы.

Игровые правила и содержание (ход игры)

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Работа с картой

Предложить показать на карте сушу, воду.

Результат

Закреплены знания детей о месте обитания живых организмов.

  1. Культурное разнообразие

Название игры  « Изучаем страны»:

Оборудование: Игровое поле, состоящее из двух кругов разного диаметра: на одном страна, на другой достопримечательность(статуя Свободы, Тадж-Махал, Кремль, Эйфелева башня, Великая Китайская стена и т.д.)

Задача игры (замысел):знакомить детей с достопримечательностями разных стран, формирование знаний о символике стран мира; воспитывать уважение к различным мировым культурам.

Понятийный аппарат: достопримечательность

Игровые правила и содержание (ход игры)

Игроки по очереди должны совместить по заданию  сектора: название страны, достопримечательность.

Работа с картой

Предложить найти эти страны на карте.

Результат

Расширено знание детей о достопримечательностях стран мира.

Название игры  «Убери лишнее»:

Оборудование: карточки с изображением достопримечательностей России и мира.

Задача игры (замысел): расширить представления о культурных памятниках, развивать внимательность.

Понятийный аппарат:

Игровые правила и содержание (ход игры)

Детям предлагается по три карточки, на одной из которой изображен памятник культуры другой страны (например, Московский Кремль, Сызранский Кремль, Статуя Свободы). Ребенок должен убрать то, чего в России нет.

Работа с картой

С помощью воспитателя показать на карте страны, где расположены эти культурные памятники.

Результат

Расширили представления о культурных памятниках России и мира.

Название игры  «Путешествие из прошлого в настоящее»:

Оборудование:  комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города Сызрани в старом и современном виде.

Задача игры (замысел): закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Сызрани, о внешнем виде зданий.

Понятийный аппарат: памятник, старина

Игровые правила и содержание (ход игры)

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением цветных памятников архитектуры «рубашкой вверх». Рядом разложены картинки с чёрно-белыми фотографиями тех же самых памятников архитектуры, но выполненных несколько лет назад. По порядку каждый ребенок открывает картинку с цветной фотографией и ищет соответствующую картинку с изображением одного и того же здания. Дети называют здания. Выигрывает тот, кто правильно подберет пары и назовет памятник.

Работа с картой

 упражнять детей в умении находить наш город Сызрань на карте Самарской области.

Результат

Расширили представление о родном городе.

Название игры:  «Маршрут по городу»

Оборудование: игровое поле- маршрут с фотографиями памятных мест, заводов города, детского сада и т.д. Синие кружочки-движение вперед, красные-пропуск хода; кубик.

Задача игры (замысел): воспитание у ребенка любви и привязанности к своему городу.

Понятийный аппарат: дать такое понятие , как маршрут

Игровые правила и содержание (ход игры)

Суть игры в том, что, играя, дети рассказывают о памятных местах в городе. Играть можно вчетвером. Дети выбирают фишки, располагают их возле «автобусной остановки». Затем кидают кубик и поочередно ходят. Если фишка попадает на красный кружок, то ребенок рассказывает, где он оказался. Например, я оказался возле памятника Г. Козловского. Он был основателем города Сызрани.

Работа с картой

Предложить заштриховать на карте Самарской области город Сызрань.

Результат

Закрепили знание известных мест города Сызрани.

Название игры  «Самые известные здания мира»:

Оборудование: конструктор лего с наклеенными разрезными картинками с изображением достопримечательностей разных стран.

Задача игры (замысел):знакомить детей с достопримечательностями разных стран.

Понятийный аппарат:

 достопримечательность

Игровые правила и содержание (ход игры)

Игроки должны собрать здание.

Работа с картой

Предложить найти эти страны на карте

Результат

Расширено знание детей о достопримечательностях стран мира.

  1. Этнографическое разнообразие

Название игры  «Кто живет рядом со мной?»

Оборудование :силуэты вырезных кукол, бумажные костюмы-одежда разных народностей.

Задача игры (замысел): совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения. 

Понятийный аппарат:

Игровые правила и содержание (ход игры)

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

Работа с картой

Рассмотреть карту «Народы, населяющие Россию».

Результат

Расширено представление о народах, населяющих Россию.

Название игры  «Ежели вы вежливы»

Оборудование: куклы в национальных костюмах.

Задача игры (замысел):познакомить детей со словами «здравствуйте», «спасибо»,, «пожалуйста», «я очень рад» на определенном языке, воспитывать уважение к людям другой национальности.

Понятийный аппарат: «здравствуйте», «спасибо»,, «пожалуйста», «я очень рад» на определенном языке.

Игровые правила и содержание (ход игры)

Воспитатель предлагает детям в течение дня использовать слова-приветствия, вежливости на языке определенной национальности.

Работа с картой

Рассмотреть карту «Народы, населяющие Россию», найти народы на карте.

Результат

Получены первоначальные представления о национальностях.

Название игры: «Собери картинку»

Оборудование: 10 картинок с изображением предметов прикладного искусства разных народов, 10 цветных таких же картинок, разрезанных на 24 части треугольной формы каждая.

Задача игры (замысел): закреплять знания о прикладном искусстве разных народов; воспитывать уважение к разным народам.

Понятийный аппарат: познакомить детей с предметами прикладного искусства

Игровые правила и содержание (ход игры)

10 картинок с изображением предметов прикладного искусства разных народов, 10 цветных таких же картинок, разрезанных на 24 части треугольной формы каждая.

Работа с картой

На контурной карте флажками указать места проживания той или иной национальности.

Результат

Закреплены знания о прикладном искусстве разных народов.

Название игры  «Костюмы народностей России»»

Оборудование: карточки с изображением элементов русского народного костюма.

Задача игры (замысел): приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ. 

Понятийный аппарат: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".

Игровые правила и содержание (ход игры) В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных из картона  кукол, находят  бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

Работа с картой

 Обозначить флажком на карте проживания той или иной народности

Результат

 Сформировано представления о народностях, населяющих Россию.

Название игры:  «Собери костюм той или иной национальности»

Оборудование: 10 картинок с изображением костюмов разных народов, 10 цветных таких же картинок, разрезанных на 24 части треугольной формы каждая.

Задача игры (замысел): закреплять знания о костюмах разных народов; воспитывать уважение к разным народам.

Понятийный аппарат: познакомить с предметами национальных костюмов: кушак- пояс, колпак – шапка и т.д.

Игровые правила и содержание (ход игры) 

10 картинок с изображением костюмов разных народов, 10 цветных таких же картинок, разрезанных на 24 части треугольной формы каждая.

Работа с картой формировать умение обозначать флажками разные народности.

Результат сформировать у детей представления о разных народностях.

  1. Социально-экономическое разнообразие

Название игры  «Дары Земли нашей»

Оборудование: муляжи природных ископаемых и  минералов земли нашей

Задача игры (замысел): дать представления детям о том, что Земля богата природными ископаемыми, объяснить какую пользу они приносят людям.

Понятийный аппарат: названия тех или иных ископаемых

Игровые правила и содержание (ход игры)

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением природных ископаемых и минералов  «рубашкой вверх». Рядом разложены картинки с чёрно-белыми фотографиями тех же самых минералов По порядку каждый ребенок открывает картинку с цветной фотографией и ищет соответствующую картинку.  Выигрывает тот, кто правильно подберет пару.

Работа с картой

На географической карте схематически отобразить природные ископаемые Земли.

Результат

 сформированы знания детей о природных ископаемых нашей планеты.

Название игры  «Сокровища моего края»

Оборудование:

 карта Самарской области, карточки-условные обозначения природных ископаемых на магнитах.

Задача игры (замысел):расширять знания детей о природных ресурсах Самарской области.

Понятийный аппарат:

мел, известняк, нефть, природный газ, минеральные источники.

Игровые правила и содержание (ход игры)

Ребенок берет карточку с условным обозначением, называет, что обозначает знак, находит на карте и прикрепляет ее.

Работа с картой

 Предложить нарисовать значки  на контурной карте.

Результат

расширены знания детей о природных ресурсах Самарской области. 

Название игры  «Где работают наши родители?»

Оборудование: игровое поле- маршрут с  обозначениями. Кубик, фишки.

Задача игры (замысел):

Расширить представление детей о  профессиях родителей и предприятиях на территории города Сызрани.

Понятийный аппарат: завод, аптека, школа, детский сад, юрист.

Игровые правила и содержание (ход игры)

Ребенок кидает фишку и передвигается по городу, где обозначены места работы родителей: аптека, школа, Сызранский завод нефтепродуктов, завод «Тяжмаш», полиция, мчс и т.д. В процессе игры называет место работы и профессии, которые там встречаются.

Работа с картой

 Предложить заштриховать территорию города Сызрань на карте Самарской области.

Результат

 Получены первоначальные представления о профессиях родителей и месте их работы.

Название игры  «Товарный поезд»

Оборудование: карточки –вагончики : мебельная фабрика  -мебель, молочный завод – молочные продукты и т.д.

Задача игры (замысел):закрепить знания детей о изготовлении товара и месту его производства

Понятийный аппарат: оборудование, бытовая техника ,т.д.

Игровые правила и содержание (ход игры)

ребенок выбирает карточку-картинку и, называет , что на ней нарисовано и определяет в какой магазин нужно этот товар.

Работа с картой

 карта – панно с изображением различных товаров

Результат

 расширено представление детей о товарах, умение группировать их по разным признакам.

Название игры : «Что и когда лучше продавать?»

Оборудование: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Задача игры (замысел)

 закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Понятийный аппарат: спрос, продукты, сезон.

Игровые правила и содержание (ход игры)

Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».

Результат

закреплены знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...

«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятел...