проект "Удивительный песок"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шпунарь Виктория Валерьевна

Краткосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Удивительный песок»

Подготовила: воспитатель Шпунарь Виктория Валерьевна

2021 г


«Удивительный песок»

Вид проекта: исследовательский, краткосрочный.

Длительность проекта: неделя.

Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители воспитанников

Цель: развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

- Систематизировать и расширять знания детей о свойствах песка 

- Расширить и обогатить словарный запас новыми словами 

- Способствовать развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук

- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком.

Проблема:

 Во время прогулки на участке детского сада, было замечено, что у детей возникает желание поиграть с песком, наблюдаются попытки получения форм, фигур из песка.

Важным моментом в проекте, был вопрос: как из сухого песка получить влажный, поэтому возникла необходимость приобщать детей к экспериментированию с песком.

Актуальность:

Игры с песком приносят радость  детям и взрослым. Но это не только развлечение. Во время игры с  песком, дети познают окружающий их мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи, обогащению словаря, координации движений.  Общение со сверстниками становится более развитым, развивается возможность выражать свои эмоции.

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта.

Формы и методы работы:

  1. опыты, экспериментирование
  2. беседы с детьми о песке,
  3. чтение художественной литературы,
  4. рассматривание иллюстраций,
  5. творческая мастерская,
  6. заучивание стихотворений о песке,
  7. отгадывание загадок,
  8. постановка и решение вопросов проблемного характера,
  9. наблюдения,опыты,
  10. дидактические игры, подвижные игры

Ожидаемые результаты:

- Расширятся знания детей о свойствах песка;

- Обогатится чувственный опыт и пополнится словарный запас ребенка

- Сформируются умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком.

Этапы проекта

1этап - подготовительный

2 этап – творческий

3 этап - заключительный

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители воспитанников.

Подготовительный этап

- Определение общей темы исследования, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды;

Практический

- Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений;

Обобщающий

- Самостоятельная деятельность с предметами в уголке природы и сенсорного развития, совместные игры детей в соответствующих зонах.

План работы

Понедельник

Совместная деятельность в режиме дня:

Утро: чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница» с просмотром иллюстраций.

Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.

Вторник

Прогулка: дидактическая игра «Тайничок».

Цель: научить закапывать в песок предметы и откапывать их.

Самостоятельная деятельность: Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки».

Цель: сформировать знания о свойствах песка (сухой - мокрый, сыпется, влажный песок сохраняет форму предмета).

Среда

Совместная деятельность в режиме дня: Прогулка: Беседа об аккуратном обращении с песком.

Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.

Самостоятельная деятельность: Игра-эксперимент «Найди овощи».

Цель: Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.

Четверг

Совместная деятельность в режиме дня:

Утро: повторение стихотворения А. Барто  «Мячик», просмотр иллюстраций.

Прогулка: рассматривание формочки «Слепим мяч».

Самостоятельная деятельность: игра-эксперимент «Украсим горку из песка»

Цель: формировать знания о свойствах песка (сухой - мокрый, сыпется, влажный песок сохраняет форму предмета).

Пятница

Совместная деятельность в режиме дня: прогулка: игра - эксперимент «Отпечатки наших рук».

Цель: закрепить знания детей о свойствах влажного песка - сохранять форму предмета.

Самостоятельная деятельность: разучивание пальчиковой гимнастики с использованием песка

«Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять…»

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.

«Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.

2. Иванова А. И.

«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.

3. Николаева С. Н.

«Ознакомление дошкольников с неживой природой»

Москва. Педагогическое общество России, 2005г.

4. Соловьева Е.

«Как организовать поисковую деятельность детей».

5. Варыгина В. В., Горбач Т. В.Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.

6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО 2005.

Картотека игр-экспериментов и опытов с песком.

Игра-эксперимент «Найди овощи»

Цель:- познакомить детей со свойствами сухого песка;

- учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы (овощи-муляжи);

- уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас (овощи, огород);

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком;

- создать атмосферу радости и удовольствия.

Игровой материал: центр песка, сухой песок, ракушки, камушки - галька, разноцветные стеклянные шарики

Ход игры: - Ребята, что же это такое перед вами на столе? (песок)

-Можно с песком играть? (да)

-Песок можно сыпать? (да)

-Но с песком надо играть осторожно! Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросают ими в других детей, а то будет больно!

Воспитатель приглашает детей поиграть с песочком.

- Возьмите в ладошку песочек, пересыпьте его из одной ладошки в другую. Ручки радуются песочку!

Легко ли сыплется песок? (легко)

Давайте поиграем с песком. Представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по песочку.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Долго шли они пешком.

А потом бегом, бегом.

Немного поскакали,

А в конце в песок упали.

Воспитатель предлагает опустить руки глубже в песок. Когда кто-то из детей первый находит игрушку, воспитатель восклицает радостным голосом:

-Ой, что это такое мы откапали? (например, камень) Какой он? (форма, цвет)Давайте еще поищем! Найдите мне на ощупь шарик, камень, ракушку? Как много вы собрали! Молодцы ребята, хорошо потрудились!

Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»

Цель: - формировать знания о свойствах песка (сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить, влажный песок сохраняет форму предмета);

- развивать умение узнавать и называть основные цвета;

- расширять и обогащать словарь детей новыми словами;

- развивать творческие способности.

Игровой материал: пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, два небольших контейнера с сухим и мокрым песком, воронки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям наполнить бутылочки песком. Дети попытались насыпать песок руками. Получается не очень хорошо. Тогда воспитатель предлагает детям воспользоваться воронками. Получается? (да) Почему? (потому что сухой песок сыпется легко).

- А теперь давайте насыпать мокрый песок в бутылочку через воронку. Получается? (нет) Почему? (мокрый песок не сыпется).

Педагог предлагает детям оставить отпечатки крышек и дна бутылочек на мокром песке.

- Посмотрите, на мокром песке остаются следы, отпечатки. Да и следы получаются разные!

Игра - эксперимент «Отпечатки наших рук»

Цель: - закрепить знания детей о свойствах влажного песка - сохранять форму предмета;

- научиться создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка.

- развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

- формируем инициативность, самостоятельность;

- развиваем воображение и речь.

Игровой материал: неглубокий контейнер или поднос с сухим песком, лейка с водой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям оставить отпечатки своих ладошек на сухом песке.

- Ребята, хорошо ли видны отпечатки? (нет)

- Почему? (потому что сухой песок рассыпается)

- А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его водой)

Педагог поливает песок водой с лейки, перемешивает его, ровняет, предлагает детям снова оставить отпечатки своих ладошек на мокром песке.

- А теперь получается? (да)

- Посмотрите, виден каждый ваш пальчик! На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Игра-эксперимент «Украсим горку из песка»

Материал: ёмкость с песком, лопатки, лейки, разноцветные крышки из пластиковых бутылок (можно использовать камешки, ракушки и т. п.).

Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям горку из песка с помощью лопаток.

- Что-то у нас с вами ничего не получается. Как вы думаете, почему? (песок рассыпается) А почему он рассыпается? (потому что он сухой) А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его из леечки водой)

Дети поливают песок водой, затем строят горку.

- Какая у нас с вами получилась большая горка! А давайте теперь с вами ее украсим!

Воспитатель раздаёт детям крышки от пластиковых бутылок и предлагает ими украсить горку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...