Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Экспериментирование в старшей группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воздуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения угранский
детский сад « Катюша»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Развитие познавательной активности у детей дошкольного
возраста в процессе экспериментирования
(Экспериментирование в старшей группе)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Голик А.А.
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Обучающая - Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха(невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер- это движение воздуха, Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
- Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
- Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа – активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Методы:
Наглядный ( показ способов действий)
Словесный ( беседа, обсуждение, диалог, пояснение)
Игровой (сюрпризный момент)
Практический (экспериментирование)
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, музыкальная физ. минутка, двигательная активность.
Оборудование: посылка с письмом от Фиксиков, колонка, эмитация корзины воздушного шара (стульчики, стоящие по кругу с прикрепленными воздушными гелевыми шарами), полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. веер, баночки с «запахом» (корочкой апельсина, зубной пастой, чесноком),. воздушные шары, медали Фиксиков на каждого ребёнка, карточки схемы к проведению опытов.
Ход о.о.д.:
1.Ввдная часть:
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть и хочу с вами познакомиться. Меня зовут Алла Анатольевна.
Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.(Приветствие детей)
Воспитатель:
Давайте теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.
( игра на общение)
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- ДОБРОЕ УТРО!!!
Организация проблемной ситуации
Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром у дверей нашей группы я нашла вот эту посылку. Как вы думаете от кого она? Воспитатель вместе с детьми открывает посылку, из которой вылетает воздушный шар с запиской. Посмотрите, ребята к шарику привязано письмо. Хотите узнать от кого, оно и что в нем написано? Читаю письмо.
Здравствуйте , дорогие ребята!!!
Профессор Чудаков дал нам задание провести опыты с веществом, которое он зашифровал в загадке. Помогите, пожалуйста, нам отгадать загадку и исследовать свойства этого вещества. Желаем удачи!!! Фиксики. И не ищите нас мы спрятались и будем за вами наблюдать.
Воспитатель:
Ребята, поможем фиксикам? Тогда слушайте загадку.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой.
- Что же это? (воздух) (Ответы детей)
Воспитатель: - Конечно это воздух. А что вы знаете о воздухе? (Ответы детей) Но у воздуха есть еще много секретов. Вы хотите узнать эти секреты?
Воспитатель: А что бы вы хотели узнать? (Ответы детей) Я предлагаю вам проверить наши знания о воздухе при помощи опытов. Согласны? Но для этого нам нужно отправиться в «Научную лабораторию» и превратиться в настоящих исследователей .А как вы думаете на чем мы сможем туда добраться? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в «Научную лабораторию» на воздушном шаре. Приглашаю детей в «корзину воздушного шара» Ну, что полетели?
На большом воздушном шаре (дети и воспитателем поднимают руки вверх)
Край родной мы пролетаем (прикладывают руку ко лбу и смотрят вниз)
Шар воздушный как земля.( дети изображают руками круг)
Где живём, и ты и я. (показывают руками на соседа , а потом на себя)
2.Основная часть
Воспитатель: Вот мы оказались с вами в лаборатории. Теперь я не воспитатель , а ваш научный руководитель. Здесь, ребята мы проведем различные исследования и опыты, а результаты этих опытов мы будем выставлять в виде карточек - символов, чтобы Фиксики смогли все рассказать профессору Чудакову. Но прежде чем мы приступим к проведению опытов я хочу познакомить вас с правилами, которые нужно соблюдать в лаборатории: на столах ничего не трогать без разрешения, соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Вам все понятно?
Воспитатель: Посмотрите вокруг, вы видите воздух вокруг нас? (Ответы детей)
- А раз мы его не видим, значит, какой воздух?( прозрачный, бесцветный).Давайте проведем 1-й опыт: чтобы увидеть воздух , я предлагаю его вам поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Ответы детей)
Опыт №1 Поймаем воздух-невидимку пакетом.
Воспитатель с детьми подходят к столу где лежат пакеты. - Возьмите в руки пакет. Он сейчас пустой? У всех пустой? (Ответы детей)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух- невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета, Ответьте на вопросы: - Что внутри пакета? – Воздух занял все место в пакете? Теперь откройте пакет и выпустите воздух. - Каким стал пакет? Почему так произошло? (Ответы детей) Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) воздух – прозрачный, невидимый, он не имеет цвета, воздух невидимка, и это его свойство мы обозначим вот такой карточкой( перечеркнутое цветное пятно и перечеркнутый глаз)
Опыт №2 (воздух может двигаться )
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете ?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них .Что почувствовали?( теплый ветер )
- А как вы думаете, где еще бывает теплый ветер? ( около печки, костра, если включить фен) А в какую погоду мы можем ощутить движение воздуха? (Ответы детей) Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Вывод: Чтобы почувствовать воздух ,его нужно привести в движение. Отметим наш опыт вот такой карточкой ( «качающееся на ветру дерево»)
Опыт №3 «Воздух в человеке»
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте присядем за столы(дети садятся за столы, на столах стаканчики с водой и трубочки) Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода
была (ответы).
Воспитатель: Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в
трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала
вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются
пузырьки.
Вывод: Воздух есть внутри нас. Отметим этот опыт с помощью вот такой карточки(«изображение человека»)
Опыт №4 «Имеет ли воздух запах»
- Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей) - Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет( подхожу к каждому ребенку и даю им понюхать: апельсин, зубную пасту, чеснок ). Несколько детей вдыхают просто воздух . - Одни ребята что то почувствовали, а другие ничего не почувствовали. Как вы думаете почему? (Ответы детей.) Правильно, в одних стаканчиках что-то лежало, а в последнем ничего не было. Ребята вдохнули просто воздух.
-Как вы думаете, это пахнет воздух или?... апельсиновая корка издаёт такой аромат?
-Это пахнет корка.
-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: Четвертый секрет воздуха: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы. Отметим наш опыт с помощью вот такой карточки («перечеркнутый нос»)
Физ. минутка под музыку из мультфильма «Фиксики» «Помогатор»
Опыт № 5 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: - Посмотрите у меня необычные весы. Что я взвешиваю на этих весах?(шары) - Одинаково ли они весят? (Ответы детей.) - Правильно. На моих весах равновесие. - А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом? (Ответы детей.) Надуваю шарик и прикрепляю вместо пустого шарика на весы надутый, при этом положение весов поменялось. – Почему изменилось положение шаров? (Ответы детей.) – Чем мы наполнили шарик? - Что надо сделать, чтобы на весах установилось равновесие?
Вывод: воздух имеет вес. Отметим этот опыт вот такой карточкой.(изображение весов с надутым и пустым шариком)
Опыт № 5 «Кому нужен воздух?».
Воспитатель: Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы? Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети.
Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют): дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют: камню, сапогу, столу), называется неживая природа.
Вывод: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Воспитатель: Ребята, но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Как вы думаете, какой воздух чище: в городе или лесу? (В лесу.) Почему вы так думаете? (Ответы детей) Почему воздух становится грязным? (Выхлопные газы машин, едкий дым от свалок, промышленные отходы из заводских труб и др.) Ребята, что нужно сделать, чтобы очистить воздух? (Ответы детей). Правильно, чтобы воздух наш был чистым, нужно не засорять природу, не бросать мусор и не жечь костры в лесу, сажать деревья.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. Я думаю наши друзья Фиксики смогут многое рассказать профессору Чудакову о воздухе. А мы с вами обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей) Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей)
Воспитатель:
Мне было приятно работать с вами. Спасибо за работу, за умные головы, аккуратные руки, острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение. А я хочу от имени фиксиков хочу вручить вам вот такие медальки. Но пришло ребята время вернуться нам в детский сад. Давайте подойдем к нашему воздушному шару и произнесем слова:
На большом воздушном шаре (дети и воспитателем поднимают руки вверх)
Край родной мы пролетаем (прикладывают руку ко лбу и смотрят вниз)
Шар воздушный как земля.( дети изображают руками круг)
Где живём, и ты и я. (показывают руками на соседа , а потом на себя)
Воспитатель:
Ну, вот ребята мы снова у вас в саду. Спасибо вам еще раз, можете отдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности
Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления...
Дополнительная образовательная программа по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Удивительное рядом»
Цель программы: развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, проектно-исследовательских умений, применение их на практике через использование экспериментирова...