"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
статья по теме

 

      Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

      Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_obruch.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности

 Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.

                                                              Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают

                                                            удивляться многочисленным чудесам живой жизни.

А. Эйнштейн

       В дошкольном  детстве, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества.

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для  того, чтобы  психическое  развитие  ребенка  изначально разворачивалось в  процессе саморазвития.
       Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

      Впереди лето – замечательное время для прогулок и игр на свежем воздухе. Реакция ребят на насекомых и пауков, встречающихся на участке детского сада, неоднозначна. Мы заметили, что небольшая часть детей при встрече с пауками выражает радость и неподдельный интерес, большинство - пугаются. Есть и такие ребята, которые предлагают их уничтожить. В ходе беседы с детьми выяснилось, что их знания о пауках очень скудные.    

        Пауки - одни из самых древнейших и удивительных животных на нашей планете. Однако многие люди находят пауков мерзкими и отвратительными, они вызывают  неприязнь и нередко даже страх. Те, кто страдает арахнофобией — боязнью пауков, часто впадают в панику при встрече с ними. Недавние американские исследования поведения маленьких детей показали, что такие фобии не свойственны человеку от природы, а привиты воспитанием. Страх по отношению к паукам  появляется в детстве, если дети замечают, что окружающие боятся этих животных.

        Таким образом, возникла проблема: «Нужно ли бояться пауков? Пользу или вред они приносят?». Для решения данной проблемы была организована проектно - исследовательская деятельность.

Название проекта «Нужно ли бояться пауков?» 

Характеристика проекта:

Тип проекта – информационно - исследовательский;

По продолжительности – краткосрочный;

Сроки реализации: 2 недели.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта  - доказать методом исследования, что мир пауков интересен и разнообразен,  пауки очень полезны для человека. 

Гипотеза -  дети бояться пауков, потому что не знают о них, их образе жизни.

Задачи: 

  1. Изучить дополнительную литературу о жизни пауков;
  2. Собрать интересные факты о жизни пауков;
  3. Выяснить, как пауки плетут паутину;
  4. Узнать, почему паук не путается в своей паутине;
  5. Определить, приносят ли пауки пользу человеку.

      Этапы работы над проектом:

  1. Организационно –  подготовительный этап
  1. Формулирование  проблемы, определение цели и задач реализации проекта;    
  2.  Выявление уровня знаний детей о жизни пауков;
  3.  Подбор  методической, научно-популярной и  художественной литературы, иллюстрированного материала по теме;
  1.  Оформление уголка «Удивительное рядом» в группе;
  2.  Составление плана-схемы реализации проекта;
  3.  Обсуждение проекта с родителями.
  1. Аналитический этап

 Пути решения проблемы:

Основополагающий вопрос - Нужно ли бояться пауков?

Проблемные вопросы:

       - Строение паука.

       - Как паук плетёт паутину?

       - Почему паук не путается в своей паутине?

       - Интересные факты из жизни пауков.

Виды деятельности:

  1. Чтение познавательной и художественной литературы разучивание пословиц, стихов, загадок о пауках;
  1.  Рассматривание иллюстрированного материала,  игрушек-пауков;
  1.  Участие родителей в выборе источника информации о  пауках (энциклопедии, интернет ресурсы);
  1.  Совместная деятельность педагога и детей в сборе  информации, литературы, дополнительного  материала по теме;
  1.  Работа по плану с детьми, родителями.
  1. Заключительный этап
  1.  Подведение итогов проекта, анализ ожидаемого результата;
  2.  Оформление паспорта проекта;

Результаты проекта

  1. Изучена  научно-энциклопедическая  литература о жизни пауков;
  2. Собраны интересные факты о жизни пауков;
  1. Дети узнали, как пауки плетут паутину, почему они  не  путаются в своей паутине;  сделали вывод, что пауки безобидные существа,   их не стоит бояться, они приносят пользу человеку;
  1. Сформированы навыки исследовательской   деятельности  детей, умение работать в  коллективе.

        В процессе исследовательской деятельности мы получили следующую информацию.    Пауки – не насекомые. Это одни из самых удивительных животных на  нашей планете. Только у них есть подобное строение. У всех пауков в отличие от насекомых, четыре, а не три пары  ног. Первая пара ног не ходильные.

         У большинства пауков  четыре пары глаз, хотя бывает от шести до двенадцати. Одна передняя пара глаз более крупная и видит лучше всего, а остальные служат, в основном, для различения движения и света.  

      Известны пещерные виды пауков, которые вообще не имеют глаз. Они полностью зависят от звуков и ощущений.

      Спереди на голове находятся две напоминающие челюсти, хелицеры, каждая из которых оканчивается острым коготком с ядовитыми железами. Они используются для прокола тела жертвы и ввода яда, также для защиты от врагов.

       Все пауки – хищники. Едят пауки только жидкую пищу. Даже такие гиганты, как птичий паук, «выпивают» своих жертв, словно через соломинку. Притом, что в их меню не только насекомые, но даже ящерицы и птицы. Иногда поедают друг друга.

    Пауки живут всюду: на полях, в лесах, степях, пустынях, низинах, пещерах, в тундре,  даже в воде.

    Существуют пауки, роющие нору. Например, «землекоп» целый день прячется в норе, он не выносит  солнечного света. А ночью он выходит на охоту.

     Многие люди боятся пауков, так как считают, что они ядовиты, за исключением двух видов. Но это вовсе не означает, что пауки с ядовитыми железами желают нанести  вред человеку. Они  применяют их в особых случаях.   Например, те пауки, которые плетут паутину для поимки своих жертв, ядом не пользуются. Те, которые охотятся за своими жертвами или подстерегают в цветах насекомых и хватают их зубами, убивают свою добычу при помощи яда. Пауки пользуются ядом для самозащиты.

     Немногие пауки ядовиты настолько, чтобы это представляло опасность для человека. Большинство же  пауков не более опасны для человека, чем осы или шершни.

      Великолепным примером ловчих приспособлений, которые устраивают животные, является паутина.

     «Пряжу» вырабатывают особые железы на брюшке паука. Они выделяют жидкий шёлк, который при контакте с воздухом затвердевает в виде нитей. Её свойства не перестают удивлять ученых. Она эластичная и прочная. Если бы на свете существовал паук размером с человека, то его сеть могла бы остановить летящий самолет и остаться целой.

     Пауки - гениальные архитекторы. Сколько же труда нужно приложить маленькому восьминогому существу, чтобы сплести такое произведение искусства! Выходит, что пауки – неутомимые труженики, как пчелы и муравьи. 

    Паук начинает плести сеть с паутинки, которая парит в воздухе, пока не зацепится за какую-нибудь опору. Затем к этой первой  нити добавляются еще две-три, закрепляемые в виде многоугольника между ветками или тропинками. Затем следует «базовые» нити. Начав около центра, паук движется по спирали к краю, оставляя за собой широкие витки неклейкой нити. Затем паук движется в обратном направлении, прокладывая  витки паутины, покрытые клейкими капельками.

     Вот почему потревоженный паук почти всегда может, поджав ноги, упасть с опоры и, повиснув на растяжимой нити, спуститься по ней до земли, и подняться, как по канату,  обратно на сеть. Возвращаясь по страховочной нити, паук не забывает сматывать ее и съедать.

     На сооружение всей сети у паука уходит несколько часов. Когда сеть готова, паук переходит в её центр или в убежище и ожидает, когда к паутине приклеится какое-либо насекомое. Паук всегда бегает только по гладким идущим от центра нитям, и никогда по клейким, круговым, поэтому сам он никогда не прилипает к своей сети.  Обычно, сеть работает одну ночь,  а утром её приходится строить заново. Для этого старая сеть съедается, так как паук может легко переработать шёлк. Это очень важно, потому что строительство сети забирает много ресурсов у паука.  

   Таким образом, гипотеза получила следующее подтверждение:    

    Почти все пауки безвредны для людей и большинство видов не пытаются укусить человека, если только те не спровоцировали их на это. Пауки обычно скрываются от наших глаз и, уж совсем не намерены  нападать на человека.
      Пауки - очень полезные животные, истребляющие вредных насекомых. Яд паука для нас (за редким исключением) не страшен, зато польза - несомненная! В наше время яд пауков все больше используется в медицине. 

    «Ну и противные эти пауки!»- скажут многие. И будут не правы. А их находчивость? А ловкость? А трудолюбие?

      Пауки безобидные существа, и не стоит их бояться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...

Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»

Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...

Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде

Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления...