Проект "Экологическая мозайка"
методическая разработка по окружающему миру

Рязанцева Нина Анатольевна

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ekologicheskaya_mozayka_-_kopiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

Педагогический проект

 «Экологическая мозайка»

                                                                                 Воспитатель

                                                                                 Рязанцева Н.А.

г. Рассказово

                                                       

Педагогический проект «Экологическая мозайка»

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

 Не наукой, а частью души.

(Неизвестный автор)

Актуальность: Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

        Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция д-ра биол. наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Проблема: Исходя из этого, передо мной стала проблема, как, создать новый культурный образ дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Противоречия: Постановка данной проблемы возникла в результате имеющихся на данный момент противоречий:

- с одной стороны – между получением детьми знаний о предметах и явлениях,

- с другой стороны – между необходимостью формирования навыков бережного и неразрушающего обращения к природе.

         Новизна: Создание комплексной физкультурно-оздоровительной и  эколого-развивающей среды, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

          Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Участники проекта: дети 6-7 лет, заместитель заведующей по ВМР., заместитель заведующей по АХЧ., воспитатели группы, инструктор по физ. воспитанию, родители.

Форма проведения: образовательная деятельность,  работа с родителями.

Продолжительность: краткосрочный проект, март-октябрь.

Цель проекта:

Совершенствование работы по оформлению и благоустройству территории МДОУ.

Эстетическое оформление и озеленение территории детского сада.

Задачи проекта:

Повышение качества озеленения дошкольного учреждения.

Создание благоприятных условий для воспитания, обучения и  развития ребенка-дошкольника.

Привлечение детей, родителей к работе по благоустройству и озеленению территории детского сада.

Ожидаемые результаты:

Озеленение территории разнообразными и  декоративными растениями.

Оснащение детских игровых площадок новым оборудованием для игры

на улице.

Создание и совершенствование  нескольких зон, таких как «Мини сад», «Мини-огород», «Самоделкины», «Богатырские забавы», «Цветущая страна», «Лесная поляна».

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап: март- апрель.  

Цель: подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для

преобразования территории МДОУ.

2.Практический этап: май-август.

Цель: организация территории ДОУ по зонам.

«Мини сад»

 В нём растут  яблони, кусты земляники. Между ними рассажены лекарственные растения, которые в дальнейшем могут

быть использованы для фитотерапии

 в зимний период, что является одним из способов оздоровления детей в ДОУ. 

 «Мини-огород» 

В котором выращиваются зелень: укроп, петрушка и разнообразные овощи: лук репчатый, огурцы,  капуста белокочанная, помидоры, свёкла, редис, кабачки.

 Эта зона помогает детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за овощными культурами. Работа на огороде помогает развивать у детей  такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. 

 

  «Лесная поляна»

В теневом углу создан кусочек леса, поскольку там прижились березки. Под ними растут травянистые растения. Эта зона стала основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников.

«Самоделкины»

На участке  вкапаны пеньки, на которых расположены разнообразные «грибы», «мини- вазы» для цветов, сделанные из бросового материала, цветочные клумбы, сделанные в форме лебедей, из автомобильной покрышки, изгородь-плетень для вертикального озеленения.

Эта зона должна стать площадкой для формирования социально-нравственных качеств ребенка: уважения к окружающим, желания познать  себя и окружающий мир. Она может стать помощником для восстановления психологического комфорта и равновесия. Также она сама несет эстетическую ценность.

«Богатырские забавы»

Спортивная площадка в детском саду имеет

- спортивный комплекс, состоящий из  различных  отделов  для развития у детей основных видов движений

- стенку, лесенки для лазанья

-  поле для игры в футбол. 

     

«Цветущая страна»

  На всей территории детского сада расположены цветники. Цветников много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение.  На территории цветника нашей группы культуры подобраны по колору, высоте и срокам цветения: нарциссы, тюльпаны, гвоздики, бархатцы, астры, пионы, циннии и другие. Работая в цветнике, дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, о разнообразии цветов, а также приобретаются  практические навыки ухода за растениями.

3. Заключительный этап: сентябрь-октябрь.

Цель: Завершение  озеленения территории участков и зоны отдыха, повышение значимости участков ДОУ, создания психологического комфорта у детей и взрослых. Оформление территории новой группы возраста.

 Установление контактов по  вопросам озеленения и благоустройства территории, взаимопонимания между педагогами, родителями на следующий год.

Конечный результат: Создана комплексная физкультурно-оздоровительная и  эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

Дальнейшее развитие проекта: При условии достижения поставленных задач и получения положительных результатов предполагается дальнейшее развитие проекта в ДОУ на другие возрастные группы, кроме того возможна презентация полученного опыта работы на ГМО, размещение на сайтах интернета.

Перспективы распространения: Данный проект может быть использован в работе воспитателей ДОУ.

Управление проектом: Использование разных методов и приемов проведения работы по данной проблеме предполагает реализацию управленческих функций воспитателя через инструктирование детей, консультирование и привлечение родителей к реализации данного проекта.

Информационные ресурсы:

 «Экологические проекты в детском саду» О.М.Масленниковой, А.А.Филиппенко. -  Волгоград: Учитель, 2009 г., и осуществлён с учётом реализуемой в детском саду общеобразовательной программы «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 «Наш дом – природа» Н.Рыжовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Буренина. Ритмическая мозайка.

Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего возраста....

Консультация для родителей виды театров «Театральная мозайка».

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Совместные театрализованные игры направлены на развитие у малышей ощущений, чувств и ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ ТЕХНИКА МОЗАЙКА

«Путешествие в Цветочный город на воздушном шаре.»...

Звуковая мозайка

Звуковой анализ:•Определение порядка звуков в слове;•Выделение отдельных звуков;•Различение звуков по их качественным характеристикам....

дидактическая игра " Мозайка "

игра для развития мышления и моторики рук...

Консультация для родителей " Мозайка"

Мозайка в интеллектуальном развитие ребёнка....