Огородники
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузьмина Ольга Анатольевна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Огородники»

Цель: Дать детям представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.

Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле. Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память.

Словарная работа: Активизировать и обогащать словарный запас детей ( клубни, крахмал, рассыпчатая).

Индивидуальная работа: Следить   за   речью   детей,   оказывать   помощь   при   ответах   на вопросы,   оказывать   помощь   при   самостоятельной   посадке картофеля.

Оборудование: Клубни картофеля разных сортов. Карточки  , с изображением  С /Х инструментов. Лопатки, лейки.

-Попрошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились,  разогнулись,

Вдох и выдох, улыбнитесь,

Потихонечку садитесь. (Дети садятся на стульчики).

-В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать.

Ребята, хотите узнать секреты о картофеле?

Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая.  Картофель в Россию  Пётр I.  Использовали его в качестве украшения (цветки картофеля нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты). Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.  А как выращивают картофель,  мы сегодня  узнаем и сами попробуем  посадить клубни картофеля в нашем огороде. Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Ребятишки, возьмите и рассмотрите его. (Дать некоторое время  для рассматривания, исследования).

- Ребята, посмотрите, все ли клубни одинаковые. (Нет) Этот клубень большой, круглый, желтый, шершавый с бугорками. Этот клубень овальный, фиолетовый, гладкий.

-Какого он цвета? Аня, ( Миша, Настя)?

- А какой он формы, Эля, (Алёша, Илья)? (дети берут в руки и рассматривают)

- Какой картофель на ощупь, Даша (Вероника,  Макар)?  

Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Антона волосы светлые, а у Миши - тёмные. Тема - высокий, а Кирилл  пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.

- Что есть у картофеля, Данил, (Каролина, Геля)? Правильно есть выемки, в которых прорастают ростки.

Посмотрите,  какие они?.........

Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель является самым закаленным, крепким саженцем.

А теперь вставайте и со мною поиграем.

Подвижная игра «Огородник»

- Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!(Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол.  Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит:  «Я».  Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)

Дети внимательно посмотрите и решите,  какие инструменты необходимы для посадки картофеля, (ребятишки из множества картинок выбирают нужные, аргументируя свой выбор).

А теперь возьмите настоящие инструменты и пойдем на огород.

Для посадки нужно сначала вскопать землю лопатой, сделать  ямки (лунки),  насыпать туда удобрение (витамины для растения), положить картофелину ростками вверх  и засыпать землёй, а затем полить водой. (Деятельность детей). Помощь воспитателя наводящими вопросами, советами, дополнительным  объяснениям.

Ребята, сегодня мы с вами посадили клубни картофеля, но это еще не все, впереди  вас ждет большая работа по уходу  за картофелем все лето. Нужно будет полоть сорняки, рыхлить землю, окучивать растения, бороться с вредителями. Если уход будет хорошим,  осенью урожай вас удивит и порадует. Из одной картошки вырастет 10, а то и больше картофелин. А еще картофель поможет вам справиться с некоторыми болезнями – он обладает лекарственными свойствами. Если вы простудитесь – подышите над паром вареной картошки – и вам станет легче. Если обожжете палец или руку приложите пластик сырого картофеля к ране  - и все пройдет. Соком картофеля лечат болезни желудка.

Картофель очень полезный овощ в нем много витаминов. Из него можно приготовить 100 блюд. Каждый день  в меню детского сада есть блюдо из картофеля. А какие блюда из  картофеля знаете вы?  (Жареная картошка, картофельное пюре,  картофельная запеканка,  вареники с картошкой,  пироги с картошкой, салаты, суп, борщ и т.д.)

Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду…

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в гряду!

Вы славно поработали. Давайте поиграем!

Игра-аттракцион  - «Сумку возьми, глаза закрой. Вот картошка – собирай, не стой!»

Ребята, сегодня вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка. Что вам понравилось и запомнилось?  (Подведение итога). Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. Спасибо вам за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ. ПРОЕК "Маленькие огородники."

Экологический проектСоздать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей в летний период к обучению основам экологии, природопользования;*сформировать представление о необходимости бережного и...

Проект "Юные огородники"

Данный проект для детей старшего дошкольного возраста. Как-то весенним днем в гости к ребята пришли куклы "Театра овощей". Они так нахваливали себя, что ребятам захотелось создать свой "Огород на пода...

Проект "Маленькие огородники"

Цель проекта:- создать в дошкольном учреждении условия для детей 4 -5 лет в летний период для занятий огороднической деятельностью,- поощрение стремления оказывать посильную помощь родителя...

Сценарий осеннего праздника для детей младшей группы "Заяц - огородник"

Сценарий осеннего праздника для детей младшей группы детского сада....

Конспект игрового сеанса структурного подразделения ЦИПР "Заяц огородник"

Конспект игрового сеанса для детей от 1 до 2 лет с использованием музыкальных инструментов, игрушек би-ба-боЦель: формировать интерес детей к музыкеРазвивающая задача: вызвать эмоцианальный отклик на ...

Зайка-огородник

конспект логопедического занятия с элементами логоритмики...

презентация "Зайка-огородник"

презинтация к логопедическому занятию "Зайка-огородник"...