Организованная образовательная деятельность как форма экологического образования дошкольников
учебно-методический материал по окружающему миру

Зяблова Екатерина Александровна

Данная презетация освещает тему организованной образовательной деятельности как формы экологического образования дошкольников. Здесь вы найдёте иформацию об особенностях и структуре ООД по экологическому образованию, её типы и их характеристику. Данная информация поможет вам в выборе нужного для вас типа ООД, в зависимости от возраста воспитанников и освещаемой темы, а также в разработке её конспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_kak_forma_eo.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ООД как форма экологического образования детей дошкольного возраста Подготовил воспитатель первой квалификационной категории Зяблова Екатерина Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 91» г. Владимира

Слайд 2

ООД по экологическому воспитанию, как одна из форм организации обучения детей Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им надпить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. ООД, как принципиально иная форма обучения, обладает другими возможностями: чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Слайд 3

Структура конспекта ООД Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения. Программное содержание - это конкретно сформулированные воспитательно -образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель решает с детьми в процессе обучения. Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее, в каком помещении следует его провести, как преобразовать пространство, мебель и др., чтобы сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их пространственное расположение. Ход занятия - последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них, физкультминутки и пр.

Слайд 4

Особенности ООД по экологическому воспитанию Важной особенностью ООД по экологическому воспитанию является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.

Слайд 5

Типы ООД по экологическому воспитанию дошкольников Первично-ознакомительный тип Обобщающий тип Углублённо-познавательный тип Комплексный тип

Слайд 6

Первично-ознакомительный тип оод Чаще всего эта ООД посвящается ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы и т.д. Главным компонентом такой ООД становится наглядность , позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления через чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

Слайд 7

Первично-ознакомительный тип ООД в разных возрастных группах Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем обращает внимание детей на события, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»).

Слайд 8

Первично-ознакомительный тип оод в разных возрастных группах В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же, как и в младшей группе, разнообразит ООД игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. На занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.

Слайд 9

Первично-ознакомительный тип оод в разных возрастных группах Со старшими дошкольниками ООД первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений.

Слайд 10

Обобщающий тип ООД Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. В процессе ООД обобщающего типа ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов - и на их основе формируется обобщенное представление.

Слайд 11

Обобщающий тип оод Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению . В целом обобщающая ООД позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников .

Слайд 12

углублённо-познавательный тип оод Это ООД, которая строится на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения либо на имеющихся поверхностных знаниях, полученных ранее иным путём. В процессе ООД углублённо-познавательного типа воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей и экологических связей. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу, показывает научно-популярные ролики. На базе одних и тех же конкретных чувственных знаний воспитатель может спланировать разную по содержанию ООД углубленно-познавательного типа.

Слайд 13

Комплексный тип ООД Комплексная ООД - это процесс, который в рамках одной темы решает разные задачи развития детей и строится на разных видах деятельности. Эту ООД можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны старшим дошкольникам. Комплексная ООД может быть организована на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине, разыгрывание стихотворения, рисование или аппликацию плодов .

Слайд 14

Комплексный тип оод Комплексная ООД - это творческое дело воспитателя, её можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивает личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию положительного отношения к содержанию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"

В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование) для детей подготовительной к школе группы + Мастер-класс по созданию «Пасхального б

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование)для детей подготовит...

Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников

Экологическая тропа как формаэкологического образования дошкольников...

«Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников»

   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность челове...

«Взаимодействие с социумом, как одна из форм экологического образования дошкольников» ( из опыта работы)

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия ДОУ с социумом  по экологическому образованию детей  старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дида...

Эколого-психологический тренинг – одна из форм экологического образования дошкольников

Эколого-психологический тренинг - комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений реб...

Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную ...