Проект "Что такое воздух"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Редько Анна Васильевна

 Одина  из воспитанниц группы (Арина Ш.) на своё день рождения принесла в детский садик воздушные шарики и раздала их детям. Дети с радостью приступили надувать их, чтобы украсить группу и порадовать Арину. Но у одного мальчика (Вани О.) вдруг появились вопросы: «Почему у одних шарики больше, а у других меньше?», «Почему шарики не сдуваются, если их хорошо завязать?», и «Почему шарик, если не завязывать, принимает такую же форму каким и был?».. На что я, воспитатель,  ответила: «Это всё воздух». В ходе размышлений, бесед дети выявили проблему»: «Что такое воздух?», «Откуда он берётся?» Дети проявили интерес к этой проблеме и захотели как можно больше узнать про воздух. Поэтому данный проект направлен на формировании у детей представлений о  «воздухе», его свойствах,  значении воздуха в жизни человека и других живых существ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_takoe_vozduh.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект .

Тема: «Что такое воздух?»

Выполнила: Редько Анна Васильевна, воспитатель МАДОУЦРР д/с №5 «Ёлочка»  г. Ишима.

    Проблема. Одина  из воспитанниц группы (Арина Ш.) на своё день рождения принесла в детский садик воздушные шарики и раздала их детям. Дети с радостью приступили надувать их, чтобы украсить группу и порадовать Арину. Но у одного мальчика (Вани о.) вдруг появились вопросы: «Почему у одних шарики больше, а у других меньше?», «Почему шарики не сдуваются, если их хорошо завязать?», и «Почему шарик, если не завязывать, принимает такую же форму каким и был?».. На что я, воспитатель,  ответила: «Это всё воздух». В ходе размышлений, бесед дети выявили проблему»: «Что такое воздух?», «Откуда он берётся?» Дети проявили интерес к этой проблеме и захотели как можно больше узнать про воздух.

Цель: формировать представления о воздухе.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами,  значении воздуха в жизни человека и других живых существ.
  • Развивать мышление, речь, умения делать выводы в процессе экспериментов.
  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

Гипотеза: если мы узнаем, что такое воздух, то сможем доказать, что он существует и оказывает влияние на жизнь человека и природы.

Срок проведения: 1 неделя.

Участники проекта: дети (средняя группа «Весёлая карусель»), воспитатель, родители.

Практическая деятельность:

Цель, задачи:

Этап:

Мет. приёмы:

Содержание:

Цель: формировать представления о воздухе и его свойствах.

Организационный момент. Подготовка детей к работе на основном этапе

  • Беседа: «Что такое воздух?»

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Правильно, это воздух. О нем и пойдет речь.  Кто-нибудь из вас видел воздух? Он невидимый. Он повсюду: вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем.

Без него на земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем или, наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца. Без воздуха нам не прожить даже пяти минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям.

Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там, где нет воздуха, царит безмолвие.

Что же такое воздух? Чем мы дышим?

Воздух – это смесь различных газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных – кислород. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ.

Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат? А потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который выдыхают люди, а сами выделяют кислород.

 Так и живут, помогая друг другу дышать, люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, трав и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь каждый кустик и каждую травинку, где бы они не росли.

Цель: познакомить детей с особенностями работы органа дыхания и обоняния, показать необходимость воздуха для жизни человека.

Основной этап

  • Беседа: «Нос – орган дыхания.»

Некоторые считают, что нос - это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения «Ишь ты, нос задрал!» или «Ну что ты нос повесил?» Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос - весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А ещё нос помогает чувствовать и различать запахи. Как же нос воспринимает запахи?

Воздух, который мы вдыхаем, раздражает нервные окончания. Если он имеет какой-нибудь запах, мы его немедленно почувствуем.

- Давайте попробуем определить по запахам, что находится в мешочках.

Воспитатель кладёт перед каждым ребёнком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек мыла, флакончик духов, кожура от мандарина и т. п.

После ответов детей воспитатель уточняет: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.

- С помощью обоняния человек как бы контролирует качество воздуха. В случае появления в воздухе приятного запаха, мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т. п.). А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже.

Цель: закреплять представления о воздухе.

  • Беседа: «Откуда ветер берётся?»

Ветер – это воздух. Когда воздух начинает двигаться вдоль поверхности земли, называется ветром. Земля движется вокруг своей оси и вместе с ней движется солнечное тепло. Эта система постоянно перемещающегося воздуха порождает ветры во всех частях земног шара.

Цель: формировать представления о том, что растения очищают воздух, и, чем больше растений, тем меньше мы будем болеть.

  • Беседа «Для чего нужны растения?»

Цель:развивать речь детей, двигательную активность.

  • Ф/м «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

(Дети поднимают руки вверх, изображая ветки деревьев во время ветра.)

Этап применения знаний и способов действий.

  • Опыт: «Почему плывёт кораблик?»

Цель: помочь детям обнаружить вокруг себя воздух, вовлечь в речевое и игровое взаимодействие.

Материалы: таз с водой, кораблики.

Игра – эксперимент: «Шарик может улететь.»

Цель: помочь детям обнаружить вокруг себя воздух, знакомить со свойствами воздуха, вовлечь в речевое взаимодействие.

Материалы: воздушные шары.

Игра-упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой), «Надуваем шарик», «Горячие ладошки»

Цель: укреплять здоровье детей.

(по методике А. Стрельниковой)

Дети ставят руки на пояс. Делают лёгкий вдох и выдох. Затем слегка приседают - вдох, выпрямляются - выдох (ртом). Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох - длиннее. Надо добиваться, чтобы движения были ритмичными, дыхание контролируемо. Можно добавить музыкальное сопровождение. Приседание - вдох - такт, подъём - выдох - такт. Упражнение повторяется много раз.

Речевая игра «Ветер- ветерок!»

Цели: упражнять детей в правильном произношении звука ш с разной силой воспроизведения, способствовать развитию речи детей.

Ветерок поёк песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» - дети произнося звук ш громко; а когда «Дует слабый ветер» - произносят звук ш тихо.

  • Работа с родителями.

1. С помощью родителей сделать для каждого ребёнка бумажные вееры.

Цели:

- привлекать родителей к совместной деятельности с садиком и непосредственно детьми;

- объяснить и продемонстрировать для чего нужен веер и как им пользоваться.

Этап подведения итогов, рефлексия

Мы узнали, что такое воздух, доказали, что он существует и оказывает влияние на жизнь человека и природы. Как результат деятельности в группе был создан мини-музей «Воздух-невидимка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Умка узнаёт что такое воздух.» Комплексное занятие в разновозрастной группе 3-5 лет (ознакомление с окружающим, экология, ИЗО)

Занятие разработано по авторской программе развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) «Умка»  (...

конспект интегрированного занятия на тету: "Что такое воздух"

Образовательные области: познание и коммуникация....

Что такое воздух?

Данное занятие помогает воспитателю доступно, просто и интересно познакомить детей 4-5 лет со свойствами воздуха....

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Что такое воздух"

Развивать любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование. Развивать познавательную активность ребенка в процессе занятия. Способствовать расширению знаний о воздухе, показ...

Игра-лаборатория: "Что такое воздух?"

Конспект занятия в подготовительной группе....

Что такое воздух? Опыты с воздухом.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Что такое воздух? Опыты с воздухом."...

Познавательно - исследовательский проект "Что такое воздух? Какими свойствами обладает воздух?"

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое и непонятное. И наша задача  оказать ему помощь в попытках установить п...