Познавательно - исследовательский проект "Что такое воздух? Какими свойствами обладает воздух?"
проект (подготовительная группа)
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое и непонятное. И наша задача оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира. Необходимость ознакомления со свойствами воздуха объясняется тем, что ребенок с этим компонентом природы все время встречается, но ребенок воздуха не видит, не может потрогать руками, не может с ним манипулировать. И если ему помочь увидеть ранее не наблюдаемое, ощутить то, что было вне поля зрения, производя ряд преобразований с этим новым объектом наблюдения, это будет уже новая ступень в его умственном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно исследовательский проект:"Что такое воздух? Какими свойствами обладает воздух?" | 620.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.
Срок реализации: 2 месяца.
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает воздух?
Актуальность:
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое и непонятное. И наша задача оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира. Необходимость ознакомления со свойствами воздуха объясняется тем, что ребенок с этим компонентом природы все время встречается, но ребенок воздуха не видит, не может потрогать руками, не может с ним манипулировать. И если ему помочь увидеть ранее не наблюдаемое, ощутить то, что было вне поля зрения, производя ряд преобразований с этим новым объектом наблюдения, это будет уже новая ступень в его умственном развитии.
Цели проекта:
С помощью экспериментов (опытов) сформировать представления о воздухе у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с воздухом, его свойствами.
Показать необходимость воздуха для всего живого на земле.
Дать представление об использовании различных свойств воздуха человеком.
Познакомить с причинами загрязнения воздуха.
Развивающие:
Развивать мыслительные операции, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, стремление к новым открытиям.
Воспитывать у детей любовь к природе и желание оберегать природу от загрязнения.
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут:
Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослым)
Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослым).
Воспитанники смогут самостоятельно проводить эксперименты по
обнаружению воздуха.
Смогут рассказывать о способах обнаружения воздуха.
Будут иметь представление о свойствах воздуха.
Знать о необходимости воздуха людям, растениям, животным.
Смогут рассказывать, как люди используют воздух и как его
нужно беречь от загрязнения.
Планирование:
Методы и приемы | |
Художественная литература | «Семь интересных факторов о воздухе» «Моя первая энциклопедия» Пословицы о воздухе, загадки о воздухе, стихи о воздухе, сказки о воздухе |
Беседы | «Ветер, движение воздуха» «Легенда о ветре» «История пузырька воздуха» «Нос – орган дыхания и обоняния» «Загрязнение воздуха» |
Исследовательская деятельность | Игры с воздухом - опыты |
НОД | «Секрет невидимки» «Природа - наш дом родной» «Удивительные свойства воздуха» |
Продуктивная деятельность | Нетрадиционная технология рисования: выдувание с помощью трубочек для коктейля; изготовление бумажных вееров, создание мини- музея, изготовление игрушек для игр (самолетики, парашюты, вертушки). |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Какой ветер», «Насосик», «Ветер дует нам в лицо», «Шаги воздуха в организме», «не так, а как?», «Воздушный шар», «Игры с ветром», «Волшебный рожок», «Надуваем шарик», «Мыльные пузыри », «Забей гол», «Меткий стрелок» |
Наблюдения | «Что такое воздух» «Движение воздуха» «Как дует ветер» |
Работа с родителями | Речевая игра «Ветер-ветерок», Консультации: «Нам нужен чистый воздух» «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Создание мини - музея |
Итоговый результат | НОД: «Невидимый Волшебник» |
Показатели результативности:
Использование в речи слов, характеризующих свойства воздуха;
Заинтересованность;
Инициативность;
Отражение полученных впечатлений в продуктивной деятельности.
Список использованной литературы:
Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска». М., 2007;
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М, 2001;
Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий». М., 2004;
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы». М., 2005;
Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2003;
Жукова В. А. «Познавательные опыты в школе и дома». М., 2002;
3аринова А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» //
Дошкольное воспитание. 1994. № 7;
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М., 2004 г.
Рыжова И.А. «Воздух-невидимка»
НОД: «Удивительные свойства воздуха».
-Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно, — это шарик. А как вы думаете, что у него в нутрии? (воздух). Посмотрите, как мой шар умеет летать? Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему? (он легкий). Так значит, получается, что воздух легкий.
А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали? (ветерок). А вы его увидели? (нет). А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный).
— Значит, воздух еще и прозрачный?
— А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы?
Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие. Без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?
Дети надевают халаты, проходят за столы и рассаживаются по местам.
Опыт №1. Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
— Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок). Правильно, ветерок-это воздух, который движется.
-Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат вееры из бумаги, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).
-Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Опыт №2. Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
— Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.
-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
— Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
Опыт №3 -Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Благодаря нашим опытам, выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (бесцветный).
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
-чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
-А сейчас у нас минутка для отдыха. Выходите на ковер, мы поиграем. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть. Посмотрим, кто победит.
Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»
-Молодцы! Все поймали много пузырей.
-Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца.
Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?
Дышим мы чем? (воздухом). Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняют воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.
Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).
Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте нарисуем лес, и представим, что мы на летней лесной, полянке. Пройдите дети за столы и каждый нарисуйте дерево, а затем мы из этих деревьев сделаем лес. Дети рисуют деревья под музыку «голоса леса». Вы чувствуете, какой здесь стал свежий чистый воздух.
Так, что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья…). Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно опомниться и начинать беречь природу.
Загадки: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый и все же Без него мы жить не можем. Такой большой, что занимает весь мир, Такой маленький, что в любую щель пролезет. й, а тут ещё прикреплена какая- то открытка с загадкой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
(На ковре стоят стулья), давайте разобьёмся по парам, и на стульчиках соберём слово и проверим отгадку. Каждой паре раздам конверт с буквами (разные уровни сложности: буквы написаны одним цветом; обозначены гласные и согласные; обозначены гласные и согласные и имеют порядковый номер), соберите слово. Получилось слово ВОЗДУХ.
- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и.т.д.
А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
Беседа «Что такое воздух?»
Кто-нибудь из вас видел воздух? Он невидимка. Он повсюду: вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем.
Без него на земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем или, наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца. Без воздуха нам не прожить даже пяти минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям.
Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там, где нет воздуха, царит безмолвие.
Что же такое воздух? Чем мы дышим?
Воздух – это смесь различных газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных – кислород. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ.
Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат? А потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который выдыхают люди, а сами выделяют кислород.
Так и живут, помогая друг другу дышать, люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, трав и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь каждый кустик и каждую травинку.
Опыты
№1 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
№2 «Есть ли воздух в стаканчике?» (1 вариант)
- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.
Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.
№3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» (2 вариант)
Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране.
Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент - ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
№5 «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
№4 «Чувствуем воздух»
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
- А кто считает по-другому?
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
№ 6. «Имеет ли воздух вес?»
Подвесим палку за веревочку и увидим, что она висит горизонтально. Если теперь проткнуть иголкой один из надутых шариков, из него выйдет воздух, и тот конец палки, к которому он был привязан, поднимется вверх. Если проколоть и второй шарик, то палка снова займет горизонтальное положение.
№ 7.«Ветер – это движение воздуха»
В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечувнизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Магнит и его свойства"
Конспект познавательно-исследоватеьской деятельности для подготовительной группы для формирования понятия "магнетизм"...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению со свойствами воды в старшей группе.
Предлагаю вашему вниманию конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению со свойствами воды в старшей группе...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Бумага и ее свойства"
Познакомить детей с основными свойствами бумаги....
Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
разРазвивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....
Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна
Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...
Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Свойства льда». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для формирования представления детей о свойствах льда, о его примененииЗадачи: - Организовать деятельность детей по развитию умения классифицировать предметы по одном...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Спасибо большое за идею! Буду
Спасибо большое за идею! Буду использовать в своей работе.