Конспект ОД По образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) Тема: «Я и другие люди» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

формирование знаний о социально- нравственном поведении детей в процессе общения со сверстниками и окружающими людьми.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_drugie_lyudi.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа - подготовительная к школе

Тема занятия  «Я и другие люди»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»,

 «Речевое развитие» - учить свободно общаться со взрослыми и детьми.

«Познавательное развитие» - расширять представления об окружающем мире.

«Физическое  развитие» -развивать выразительность движений, снятие мышечного напряжения, смена видов деятельности.

«Социально – коммуникативное развитие» -формировать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь.

Цель: формирование знаний о социально- нравственном поведении детей в процессе общения со сверстниками и окружающими людьми.

Задачи

Образовательные:

1. формировать положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление избегать конфликтов во время общения с другими; придерживаться основных норм культуры общения;

2. способствовать нахождению простейших взаимосвязей в окружающей дошкольников социальной действительности;

3. учить анализировать, делать умозаключения.

Развивающие:

1 развивать навыки диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста;

2. развивать эмоционально – чувственный мир детей;

3. развивать умение согласовывать движения с текстом.

Воспитательные:

1. воспитывать любовь к родным, привязанность к друзьям, вежливость и толерантность по отношению к малознакомым и незнакомым людям;

2. воспитывать навыки совместной деятельности;

3. воспитывать чувство доброты, сопереживания, дружелюбия; желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, проявить заботу.

Методы и приемы:

1 Словесный: худ. слово, беседа,  игра, анализ ситуаций.

2. Наглядный: мультимедийная презентация, демонстрация, показ.

3. Оздоровительный: дыхательная гимнастика.

Предварительная работа:

С детьми: чтение сказок Е. Шорыгиной  «Этика для малышей», «Социально–нравственные сказки», чтение художественной литературы,  просмотр мультипликационного фильма «Чебурашка и крокодил Гена», рисование портрета друзей, организация коммуникативных игр, изготовление альбомов «Моя мама самая любимая», «Папа –защитник», «Мои любимые питомцы», игра «Навигатор».

С родителями: ширма для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников», памятка «Общение со сверстниками».

С педагогами: консультация «Прикоснись к сердцу ребёнка» (из опыта работы)

Материалы и оборудование: мольберт, магниты, демонстрационный материал «Уроки доброты», «Я и другие», дидактическая игра «Собери картинку», мягкая игрушка «сердце», солнце, лучи солнца (нарисованное), мультимедийная презентация, аудиозапись, черные листы бумаги, мешок.

 Словарь:

Активный: дружба, добро, злость, семья.

Пассивный: ограниченные возможности, взаимоотношения, качество характера.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Организационный момент.

Цель: установление контакта, создание положительного настроя на занятие

Задачи:

  1. Заинтересовать и привлечь внимание детей к совместной деятельности
  2. Активизировать мыслительную деятельность
  3. Поддержать интерес к дальнейшей работе

Дети играют в групповой комнате.

Дети «Доброта»

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «В поступках людей, добрые слова песни, улыбки…»

Индивидуальные ответы детей.

Дети «О доброте»

Предлагаю образовать детям круг.

Ребёнок читает стихотворение.

«Добрый день!» - тебе сказали,

«Добрый день!» - ответил ты

Как две ниточки связались

Теплоты и доброты.

-Вы послушали стихотворение. Как вы думаете, какое слово  в нем главное?

- Давайте произнесём это слово…

- Где можно увидеть добро?

- Где можно услышать?

-Знаете, есть такая «доброта», которая не видна человеческому взору и слуху, что это?

-Если принять во внимание, что мы слышали песню о доброте, прочитанное стихотворение, беседовали, где можно увидеть или услышать ее…как вы думаете, о чем мы будем сегодня разговаривать?

Песня из м/ф «Приключения Фунтика» («Песня о доброте»)

Основная часть:

Цель: формировать у детей представление о семье расширять знания о взаимодействии с социальным окружением.

Задачи:

  1. Активизировать память воображение внимание и образное мышление детей
  2. Развитие речи, расширение активного и пассивного словарного запаса дошкольника.
  3. Развитие эмоционально – чувственного мира детей.

Индивидуальные ответы детей.

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «Мы помогали ей спускаться с лестницы, так как Лиза боялась».

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «Девочка не хотела играть с мальчиком»

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «Добрые слова, улыбки, подарки, цветы».

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «Не ссорится, не ругаться, быть вежливым, добрым».

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «Эти слова не подходят к понятию «дружелюбие».

Индивидуальные ответы детей.

Индивидуальные ответы детей.

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «Нет, не виден чёрный цвет»

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «У ней есть сердце и оно бьётся»

Индивидуальные ответы детей.

Индивидуальные ответы детей.

Индивидуальные ответы детей.

Индивидуальные ответы детей.

Индивидуальные ответы детей.

Дети: «Мы ходим в библиотеку, картинную галерею, драматический театр».

Индивидуальные ответы детей.

-Давайте вспомним, какого человека можно назвать «добрым»?

Задание 1. Беседа «Что такое доброта…»

Цель: воспитывать навыки совместной деятельности.

-Посмотрите на иллюстрацию, что можно сказать о мальчике?

-Какие у него глаза?

-Как ему можно помочь?

-Ребята, вспомните, к нам в группу пришла Лиза. Чего она боялась?

-Как вы ей помогли?

-А может ли больной мальчик (девочка) стать вашим другом?

-Почему ты так думаешь?

-Все мы живем на нашей планете Земля для счастья, радости, любви! Но есть дети, которым не хватает радости, любви и счастья! Это инвалиды или по-другому их называют дети с ограниченными возможностями здоровья!

-Люди всегда стараются помогать друг другу в трудную минуту.

-Что делает человек в трудную минуту?

-Доброта  - это стремление помочь людям, не требуя за это благодарности. Это лучшая черта характера человека.

-Обратите внимание на следующую иллюстрацию. Почему поссорились дети?

-Как можно выйти из этой ситуации, чтобы было ни кому не обидно?

-Прочитайте пословицу? Как вы понимаете ее смысл?

-Какое средство от обиды вы сможете предложить?

Задание 2. Словесная игра «Комплименты»

Цель: развитие умения общаться.

-Да, вы правы. От обиды могут помочь подарки, цветы, улыбки, а также добрые слова.

- Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

Задание 3 .Словесная игра «Правильный ответ».

Цель: активизировать мыслительную деятельность дошкольников.

- Вы посещаете детский сад, вы  должны:

1.Чаще улыбаться, или быть  сердитым.

2. Говорить о себе, или слушать других.

3.Признавать свои ошибки, или скрывать их.

-Теперь скажите, как такого человека можно назвать, который прислушивается к мнению других, часто улыбается?

-Да, правильно, дружелюбным. «Жить в мире, дружбе и согласии» Как вы пронимаете такое выражение?

Задание 4. Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель:  привлечь внимание детей к самостоятельной игровой деятельности; составление целого из частей.

-Я вам предлагаю собрать картинку из нескольких частей.

-Что изображено?

-Вы слышали такое выражение «Живут, как кошка с собакой»?

-Что оно означает?

-Постоянно ссорятся, ругаются.

-Можно ли это выражение отнести к человеческим взаимоотношениям?

-Однако, есть случаи, когда животные живут мирно в одном доме.

-Эти слова подходят к понятию «дружелюбие»?

-Однако есть случаи, когда животные живут мирно в одном доме мирно.

-Какое слово может ранить человека или обидеть?

-Послушайте стихотворение

«Я не знаю, что со мной.

Всех друзей обидела

Плохое в них увидела

Посмотрите, вон у Ирки

Не глаза, а просто дырки

Ленка супом любит хлюпать! 

 Вовка жадный! Сашка глупый! 

Вместе мы с утра играли

Не с кем поиграть сейчас. 

Нет, ребята, я не злая,

Злинка мне попала в глаз».

-Хорошо ли поступила девочка? Почему?

-Как выглядит человек, когда он злится. Сердится?

-Почему злых людей не любят?

Задание 5 . Психогимнастика «Злость»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

-Каким цветом можно обозначить злость?

-Давайте сейчас забудем злые обидные слова, представьте, что черные листы бумаги – это злость. Давайте её уничтожим.

-Теперь нужно эти мятые и рваные «частички злости» сложить в мешок и закопать.

Задание 6. Психогимнастика «Звезда»

Цель:   создание возможностей для самовыражения.

-Ребята, а чёрный цвет виден в ночи?

-А что видно?

-Как рождается звезда?

- Представим, что мы - маленькие частички звёздной пыли. Облачко из пылинок сжимается ,пылинки притягиваются друг к другу, и постепенно звёздочка начинает светится.

-Как звезда может сиять?

-Если она светится, то она –живет, и значит  что у неё есть?

-Как оно бьётся?

-Ребята, а вам ничего не напомнила музыка?

-Что произошло в этой сказке?

-Не в зависимости, как выглядит человек, она приходится ему матерью. Она – полноценный член семьи.

-А что такое семья?

-Семья – это часть общества, которая способствует формированию личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

Задание 7. Словесная игра «Ты живёшь рядом среди людей»

Цель: воспитывать любовь к родным, привязанность к друзьям, вежливость и толерантность по отношению к малознакомым и незнакомым людям.

-Дети, семья, близкие люди живут  в маленьком домике, который находится в сердце.

-Какие люди живут в твоей семье?

-Кто живет в квартире (доме) рядом?

-Каких людей приглашают в гости?

-С кем нужно здороваться при встрече

-Кому мы дарим подарки?

-Кого считают пожилыми людьми в семье?

-Взрослые работают на работе, а чем занимаются дети

-Все незнакомые - это родные или чужие нам люди?

-Какие люди заботятся о тебе дома и в детском саду?

-А могут о тебе заботиться незнакомые люди? Какие, например?

-С кем ты играешь?

-С какими людьми следует обращаться вежливо?

-Младшие всегда должны здороваться первыми со старшими людьми.

-А можно ли назвать детский сад семьёй? Почему?

-Да, мы здесь сблизились с вами, вы нашли новых друзей.

-А кто заботится о вас в детском саду?

-Давайте вспомним, люди ,каких профессий трудятся в нашем детском саду.

-Все сотрудники детского сада любят свою работу, стараются выполнить её аккуратно и хорошо. Они любят детей и стараются сделать добро детям. И вы должны любить друг друга, дружить, заботиться, помогать друг другу, приходить в детский сад веселыми и в хорошем настроение.

-А кроме сада, куда мы  ещё ходим?

-Многие из вас посещают кружки и секции. Кто расскажет об этом?

-Мы узнаем жизнь города, знакомимся с новыми людьми, общаемся. Все это может перерасти во что?

- Правильно, в дружбу.

Предлагаю детям сесть на стулья.

 

Обратить внимание, что все слова произносятся глядя собеседнику в глаза.

        

Дети работают за столами.

Ребёнок читает стихотворение.

Детям предлагаются черные листы бумаги.

Обратить внимание, чтобы все кусочки черной бумаги были собраны в мешок.

Аудиозапись из к/ф «Звездный мальчик»

Упражнение проводится в кругу на ковре, передавая «сердце».

Мультимедийная презентация «Сотрудники детского сада».

Дети сидят на стульях.

Рефлексия
(Заключительная часть.)

Цель: активизировать словарный запас, обобщение полученных знаний.

Индивидуальные ответы детей.

Индивидуальные ответы детей.

Задание 8. Психогимнастика «Эстафета дружбы»

Цель: развитие  эмоциональной чувствительности дошкольников

- Возьмите  за руки и передадим как эстафету, рукопожатие.

- «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к (имя), от (имя) к (имя)и т.д., наконец, снова возвращается ко мне.

-Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас греет и не покидает.»

-У меня есть солнышко, но оно без лучиков. Если наша беседа вам понравилась ,вам не сложно было справляться с  заданиями, вы подарите солнышку жёлтый лучик, если –нет, то голубой.

-А чтобы вы еще хотели узнать о взаимоотношениях людей?

-Об этом мы поговорим в следующий раз. Спасибо за работу.

Дети в кругу, «по цепочке» выполняют действия.

«Песня о дружбе» из мультфильма «Маша и медведь»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 «Колокольчик»

г. Рубцовск Алтайского края

658213, г. Рубцовск, пр. Ленина, 37

e-mail ds.kolokol4ik@yandex.ru, тел.: 8(38557) 9-90-70

Конспект ОД

По образовательной области «Познавательное развитие»

(ФЦКМ)

Тема: «Я и другие люди»

(подготовительная к школе группа)

                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                                                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                                                                                                                                  Пильникова Е.В.

Бобко О.В.

Благих Н.В.

2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по ООПДО «От рождения до школы», Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе.

1.Закреплять у детей имеющиеся знания о днях недели. Развивать вычислительные навыки. Упражнять в прямом и обратном счёте и отсчёте предметов по заданному числу, в соотношении количества предметов с ц...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром природы"в подготовительной к школе группе на тему "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва".

Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва" направлен на формирование представлений детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимся на терр...

Конспект ОД По образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) Тема: «Поможем гномикам»» ( младшая группа)

Формирование всестороннего развития детей, закрепление и обогащение полученных знаний,расширять представления об окружающем мире.Формирование всестороннего развития детей, закрепление и обогащение пол...

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений; шахматы» в подготовительной к школе группе. Тема НОД: «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей о шахматах, по формированию элементарных математических представлений, учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.Задачи:О...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к школе группа

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»на тему: «Путешествие по математическим островам»подготовительная к школе...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к школе группа(РМО2)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к ш...