Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений; шахматы» в подготовительной к школе группе. Тема НОД: «Путешествие в шахматное королевство»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей о шахматах, по формированию элементарных математических представлений, учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.

Задачи:

Образовательные:

-учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи;

-учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска); располагать предметы и их изображения в указанном направлении.

-устанавливать отношения между определенными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов.

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность;

-развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, которых предметы отличаются определенными признаками;

-Развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитывать отзывчивость;

-вызвать устойчивый интерес к игре шахматы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений; шахматы».

Тема НОД: «Путешествие в шахматное королевство»

Место проведения: помещение детского сада.

Количество детей: 8 человек.

Дата проведения: 13.04.2022г.

Составила: Урасинова Людмила Валентиновна

Непосредственно образовательная деятельность проводилась в помещении детского сада, прогулочной веранде    

Присутствовало    8   человек.

Тема НОД: «Путешествие в шахматное королевство», является составляющей содержания образовательной области: «Познавательное развитие: математические представления, шахматы».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Актуальность. На сегодняшний день обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

В 2012 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, приветствуя гостей и участников матча за звание чемпиона мира по шахматам, отметил; «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько ходов вперёд. А главное, воспитывают характер». Матч проходил в Москве в Третьяковской галерее. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. Шахматы — это не просто игра, шахматы — это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами.

Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и искусства, психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует становлению настоящей творческой личности. Во время игры в шахматы у игроков проявляется характер, и открываются многие особенности личности, о которых они даже не подозревали. В научных исследованиях психологи и педагоги иногда используют шахматы для создания и изучения моделей поведения человека. Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу как на занятиях, так и в период отдыха; добиваться применения знаний и умений не только на занятиях, но и в повседневной жизни, что позволит добиться устойчивого интереса к шахматам практически у всех детей.

Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей о шахматах, по формированию элементарных математических представлений, учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.

Исходя из цели НОД, поставила задачи:

Образовательные:

-учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи;

-учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска); располагать предметы и их изображения в указанном направлении.

-устанавливать отношения между определенными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов.

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность;

-развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, которых предметы отличаются определенными признаками;

-Развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитывать отзывчивость;

-вызвать устойчивый интерес к игре шахматы.

В НОД была выбрана следующая структура, соответствующая  модели конструирования НОД в соответствии ФГОС:

1.Организационный момент.

2.Введение в ситуацию.

3.Постановка и принятие детьми цели занятия.

4.Актуализация знаний.

5.Проектирование решений проблемной ситуации.

6.Закрепление пройденного материала, повторение.

7.Выполнение действий по задачам НОД.

8.Физическая пауза.

9.Составление, решение задачи.

10.Познавательно-исследовательская деятельность.

11. Продолжение исследования.

12. Рефлексия (итог НОД).

           Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный и раздаточный материал: большая напольная шахматная доска, мольберт с демонстрационной магнитной шахматной доской и фигурами, фломастеры, мел; по количеству детей: крупные шахматные фигуры из картона на шнурке, конверты с шахматными адресами и раскрасками, столы, стулья, шахматные доски, шахматные фигуры, лотки для шахматных фигур, лотки с набором цифр от 1 до 10 и знаками +, -,  =, мешочки. Это помогло  мне раскрыть тему ярко, интересно.

При подготовке к НОД была проведена предварительная работа: процесс обучения игре в шахматы. Беседы о возникновении шахмат в мире, России, чтение сказок, загадок о шахматах. Дидактические игры: «Расставь фигуры», «Угадай фигуру на ощупь», «Назови адрес фигуры», «Живые шахматы», «Кто как ходит». Интерактивная обучающая игра «Динозавры учат шахматам». Рассматривание книг о различных видах шахмат, известных шахматистов, создание альбома «Чемпионы мира по шахматам». Процесс формирования элементарных математических представлений. Дидактические игры: «Расставь по порядку», «Назови соседей числа», «Назови число на один больше (меньше)», «Какой по счету», «Математические истории», «Составь задачу». Решение простейших задач на сложение и вычитание. Пальчиковые игры. Артикуляционные упражнения. Заучивание стихов, считалок, загадок о шахматах. Упражнения с элементами нейрофитнеса.

Работа с родителями: подборка литературы, фотографий, консультаций о шахматах. Проведение и участие в шахматных турнирах, творческих конкурсах. Создание альбома «Шахматные мгновения».        

На первом этапе «Организационный момент», я использовала психогимнастику, на сплочение коллектива. Считалка с движениями способствовала активизации речи детей и развитию мелкой моторики.

На втором этапе НОД для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала вводную беседу, что соответствует следующей задаче: актуализировать ранние знания детей о шахматах.

       На третьем этапе использовала метод загадки, стимулирующий проявление знаний, помогающих ребенку найти ответ, что соответствует задаче: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

На четвёртом этапе НОД была проведена беседа о значении букв, цифр на шахматной доске, что соответствовало задаче: актуализировать ранние знания детей о шахматах, цифрах; совершенствовать навыки количественного и порядкового счета.

На пятом этапе в «Основной части» для проектирование решений проблемной ситуации, и актуализация знаний использовала загадки о шахматных фигурах, что соответствовало поставленной задаче: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность начало выполнения действий по задачам НОД

На шестом этапе мной была использована дидактическая игра «Кто, где находится», которая соответствовала задаче: учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска).

На седьмом этапе предложила детям выполнение заданий за столами, что соответствовало следующей задаче: развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, которых предметы отличаются определенными признаками.

На восьмом этапе была проведена физ. минутка  (задача: развитие физическое активности).

На девятом этапе НОД дети составляли задачу, выполняли арифметическое действие (задача: учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи).

На десятом этапе коммуникативная и игровая  деятельность: дидактическая игра «Чудесный мешочек» (задача: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику, развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками).

На одиннадцатом  этапе была проведена подвижная игра «Почта», которая способствовала решению следующей задачи: развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, речь, ориентацию в пространстве.

На двенадцатом этапе была проведена рефлексия. Подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, проведя словесную игру «Продолжи предложение». Это помогло в систематизации знаний и соответствовало задаче: задача: развивать память, внимание, речь, умение оценить себя, развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками. Смогла создать ситуацию успеха.

Во время проведения НОД происходила смена видов деятельности, применялся дифференцированный и индивидуальный подход.

Виды детской деятельности:

двигательная, коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская.

Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта.

Применялись следующие формы работы: индивидуальная, подгрупповая.

Методы и приёмы:

Методы наглядные: демонстрация наглядных пособий;

Методы словесные:  беседа;

Методы игровые: практические - игровые упражнения, воображаемая ситуация в развёрнутом виде.

В процессе занятия дети были активны. Сохранялся интерес в течение всего занятия. Были внимательны.

Длительность НОД  30  мин, что соответствует нормам СанПина.

ВЫВОДЫ: — Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи. В инд. и подгруппой работе с детьми запланирую продолжать работу по развитию математических способностей с помощью шахмат.

       Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены. После занятия индивидуальная работа будет проводиться с Алмазом, Гошей, а именно в процессе игры развивать математические представления. Также индивидуальную работу буду проводить с остальными детьми, которые не присутствовали на занятии для развития устойчивого интереса к игре «шахматы».

        

        

        

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений; шахматы».

Тема НОД: «Путешествие в шахматное королевство».

Место проведения: помещение детского сада.

Количество детей: 8 человек.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,  социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности: двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Вид занятия: комплексное.

Формы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей: подгруппа.

Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей по формированию элементарных математических представлений, учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат, добиваться полного ответа детей на вопросы.

Задачи

Образовательные:

-учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи;

-учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска); располагать предметы и их изображения в указанном направлении.

-устанавливать отношения между определенными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов.

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность;

-развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, которых предметы отличаются определенными признаками;

-Развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитывать отзывчивость;

-вызвать устойчивый интерес к игре шахматы.

Планируемый результат: В  результате проделанной работы дети должны иметь представления о множестве: уметь формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками; уметь объединять, дополнять множества, удалять из множества части или отдельные его части; устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов; считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20); на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=); знать шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали; правильное название шахматных фигур и их ходы; название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита; что такое шах, мат, пат; некоторые исторические сведения об истории возникновения и развития шахмат; уметь ориентироваться на шахматной доске.

Подготовительная работа: процесс обучения игре в шахматы. Беседы о возникновении шахмат в мире, России, чтение сказок, загадок о шахматах. Дидактические игры: «Расставь фигуры», «Угадай фигуру на ощупь», «Назови адрес фигуры», «Живые шахматы», «Кто как ходит». Интерактивная обучающая игра «Динозавры учат шахматам». Рассматривание книг о различных видах шахмат, известных шахматистов, создание альбома «Чемпионы мира по шахматам». Процесс формирования элементарных математических представлений. Дидактические игры: «Расставь по порядку», «Назови соседей числа», «Назови число на один больше (меньше)», «Какой по счету», «Математические истории», «Составь задачу». Решение простейших задач на сложение и вычитание. Пальчиковые игры. Артикуляционные упражнения. Заучивание стихов, считалок, загадок о шахматах. Упражнения с элементами нейрофитнеса.

Работа с родителями: подборка литературы, фотографий, консультаций о шахматах. Проведение и участие в шахматных турнирах, творческих конкурсах. Создание альбома «Шахматные мгновения».

Оборудование: большая напольная шахматная доска, мольберт с демонстрационной шахматной доской и фигурами, фломастеры, мел; по количеству детей: крупные шахматные фигуры из картона на шнурке, конверты с шахматными адресами и раскрасками, столы, стулья, шахматные доски, шахматные фигуры, лотки для шахматных фигур, лотки с набором цифр от 1 до 10 и знаками +, -,  =, мешочки.

Технологическая карта НОД

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  Организационный момент

1

Дети и воспитатель  заходят в помещение. Встают в круг. Психогимнастика

 (задача: настроить группу на рабочий лад, заинтересовать детей)

- Ребята, я предлагаю вам выучить новую считалку!

СЧИТАЛКА (с движениями)

На черно-белом (поочередно ладони вверх)

Крыльце сидели: (руки полочкой под подбородок)

Король, Королева, (руки над головой «Корона», «Пика»)

Два офицера, (руки к плечам)

У них— два Коня, (руками натянуть уздечку)

Возле башен— Ладьи, (руки в стороны, пальцы вверх)

И строй солдат

Стоит впереди. (вытянуться по струнке)

Чей ход первый,

Тот— выходи! (Шаги на месте)

Дети здороваются

Дети становятся в круг, выполняют движения, повторяют слова..

Двигательная, игровая.

2 мин

2

Введение в ситуацию (или мотивация),

 

 

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Беседа  (задача: актуализировать ранние знания детей о шахматах)

- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня будет наше занятие?

- Как вы догадались, что о шахматах? 

- А кто из вас знает, где появилась игра шахматы? 

- Что обозначает слово  «шах», «мат», «пат»?

Постановка и принятие детьми цели занятия

(задача: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность)

- Ребята, вы любите играть, отгадывать загадки, соревноваться, путешествовать?

      - Предлагаю вам отправиться в путешествие, но для начала отгадайте загадку:

Дети: О шахматах.

Дети: Шахматные доски, фигуры.

Дети:  В Индии.

Дети: Угроза, конец, невозможный ход.

Дети: Да.

Ребенок читает загадку

На квадратиках доски,

Короли свели полки.

Нет для боя у полков,

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут     без корон,

Ладья без вёсел, без хобота слон.

Конь без копыт, седла и уздечки.

      А рядовые – не человечки

Дети: Шахматные фигуры.

Коммуникативная, познавательная

2 мин

5 мин

2 мин

5 мин

2 мин

4 мин

3 мин

3 мин

2 мин

Беседа     (задача: актуализировать ранние знания детей о шахматах, цифрах)

Работа с шахматной  доской и цифрами    

- Итак, мы оказались в шахматном королевстве, но как же нам путешествовать?

- Как называются улицы шахматного королевства?

 

- Вертикали обозначены…? 

- Запомнить названия букв на доске нам помогает скороговорка, начальные звуки слов в скороговорке и есть названия букв на шахматном поле.

   

- Горизонтали обозначают…? 

      - Ребята, посмотрите, что случилось?

- Для того чтобы отправится дальше мы должны помочь цифрам вернуться.

     - Поможем? Камилла и Даша напишут цифры на доске, а остальные ребята выкладывают числовой ряд от 1 до 10 на столах. Проверьте друг друга.

     - Молодцы! Теперь никто в шахматном королевстве не заблудится. Можем продолжать наше путешествие.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, начало выполнения действий по задачам НОД

(задача: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность)

- Как вы считаете, можно ли выполнять математические задания с помощью шахмат?

- А хотите попробовать?    

- Но для начала, проверим вашу смекалку:

Загадки о шахматных фигурах:

1.

Не поймешь, куда он скачет:

прыг, скок, а следом вбок.

Королю объявит шах,

съест ферзя и скок назад.

Всюду вилки расставляет

и усталости не знает.

Ну, конечно, это он –

  очень-очень хитрый…                       

2.

Самый храбрый – это я!

Самый сильный – это я!

Хожу, как слон и как ладья,

и нет преграды для меня!

Узнаете вы, друзья чуть хвастливого…                             

3.

Хожу, как черепаха,

могу – как кенгуру,

спешу напасть я даже

на сильную ладью.

Иду я только прямо,

но ем наискосок,

пройду весь путь упрямо

и становлюсь ферзем.

Меня король страшится

и пятится, как рак;

король меня боится:

ему за шахом шах!

Прочнее я орешка, хотя я просто…                           

4.

Меня все атакуют,

со мной вступают в бой!

Я – главная фигура, зовут меня…                                 

5.

Я, как башня, велика…

Но я – не башня: я – …                                             

6.

Где-то хобот потерял,

похудел и стройным стал.

Полюбил диагонали,

презирает вертикали.

Он бывает белопольным,

он бывает чернопольным.

И силен на поле он…Потому что это…                           

- Молодцы ребята! Загадки отгадали на отлично! Продолжаем путешествие!

Игра «Кто где находится»

(Шахматные фигуры расположены на доске)

(задача: учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска))

- Какая фигура находится в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в центре, между черным ферзем и королем, справа от белого слона, слева, над королем?

- Сколько игроков играю в шахматную партию?  Правильно!  Разделитесь на пары и присядьте за столы. Договоритесь, кто  из вас будет работать  белыми фигурами, а кто  черными.

Работа за столами

(задача: развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, которых предметы отличаются определенными признаками)

- Продолжаем наше путешествие. Задание первое: правильно расставьте шахматные фигуры на шахматной доске.   

- Проверьте друг друга.

- Перед вами королевство белых и черных фигур. Внимательно посмотрите на свое войско. Задание второе: посчитайте, сколько всего фигур в белом, сколько в черном? Ответ выкладываем цифрами на столе.

- Если их сравнить по количеству, что можно сказать, их по сколько?

- Кто в шахматном королевстве считается солдатами-пехотинцами?  Посчитайте сколько их? Ответ покажите на столе.

- Главные жители королевства - Король и его свита. Сколько их? Посчитайте, покажите ответ.

- Пешек по отношению к главным жителям королевства: больше, меньше или поровну?

- Уберите с поля все пешки. Каких фигур меньше всего? Назовите их.

- По сколько их?  

- Каких фигур больше? По сколько их?  

     - Молодцы! Пожалуйста, уберите фигуры с доски.

Физминутка:  

(задача: развитие двигательной активности)

- А сейчас мы с вами превратимся в шахматных солдат:

Ну- ка, пешки, поиграем.  (руки на пояс)

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (потрясти ногами)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд. (вытянуться в струну)

Мы расслабились немножко,  (расслабиться, повторить 2-3 раза)

И размялись от души!

За столы мы поспешим. (садятся за столы)

(задача: учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи)

- Как вы думаете, а задачи можно решать с помощью шахматных фигур?

- Задание третье: Внимание! Кто работает с белыми фигурами, поднимите руку. По условию задачи вы выставляете шахматные фигуры на доске.

- А кто работал черными фигурами, выкладываете действие цифрами на столе.

     - На поле выпустили всех шахматных животных.

   

     - Сколько фигур вы поставили на поле?                          

- Какие это фигуры?                  

- К каждому животному приставили охрану - пешку.

- Сколько пешек на поле?            

- Сколько стало фигур на поле?      

- Какое математическое действие мы выполнили? 

- Милана, запиши действие на доске и прочитай его: 4+ 4= 8

- Молодцы! Все фигуры уберите с доски.

Игра «Чудесный мешочек»

(задача: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность)

- Жители шахматного королевства очень любят играть в различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю вам поиграть с ними. Один в паре закрывает глаза, другой прячет в мешочек одну шахматную фигуру. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.

- А сейчас мы поиграем в игру «Почта».

(На напольной шахматной доске)

(задача: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность)

- Превращайтесь в любую шахматную фигуру  

- Шахматные жители приготовили для вас конверты с шахматными адресами. На конверте написана цифра и буква – это и есть адрес поля, которое вам надо найти на большой доске.

- Назови себя и свой адрес.  

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия. Рефлексия

(задача: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, умение оценить себя, развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками)

- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие?

Вы хотите поиграть в шахматы?  Для этого надо продолжить предложение…

  1. Сегодня я узнал…
  2. Сегодня я научился…
  3. Сегодня мне было ….

Дети стоят полукругом у шахматной доски

Дети: По улицам.

Дети: Вертикали, горизонтали, диагонали. 

Дети: Латинскими буквами. 

Дети: Артисту Биллу Циркуль Дашь – Его Фамилия Же-Аш.

Дети: Цифрами.

Дети: Цифры исчезли!

Дети: Да!

Дети выполняют задание

Дети: Да.

Дети: Да.

Дети  стоят полукругом у доски.

Ребенок, ставит отгаданную фигуру на указанное воспитателем поле. 

Дети: Конь.

Дети: Ферзя.

Дети: Пешка.

Дети: Король.

Дети: Ладья.

Дети: Слон.

Познавательная, игровая

Дети отвечают полным ответом на вопросы.

Дети: Два игрока.

Дети присаживаются за столы.

Познавательная, коммуникативная, игровая

Дети выполняют задание.

Дети: Поровну, одинаковое количество.

Дети: Пешки.

Дети выполняют задание.

Дети: Поровну, одинаковое количество.

Дети: Королей и ферзей.

Дети: По 1 фигуре. Поровну.

Дети: Ладей, коней, слонов. По 2 фигуры. Поровну.

Познавательная, коммуникативная, игровая

Дети становятся в круг выполняют движения, повторяют текст.

Двигательная, игровая, коммуникативная

Дети: Да.

Дети выполняют задания.

Дети выставляют фигуры.

Дети выкладывают действие.

Дети: 4 фигуры.

Дети: Слоны и кони.

Дети: 4 пешки.

Дети: Стало 8 фигур.

Дети: Действие сложения.

Ребенок записывает на доске, озвучивает.

Познавательная, игровая, коммуникативная

Дети выполняют задание.

Познавательная, игровая, коммуникативная

Дети надевают выбранную фигуру

Дети выполняют действие

Ребенок: Я белый король c7, и т.п.

Познавательная, игровая, коммуникативная

Дети: Да.

Дети по очереди высказывают предложение.

Коммуникативная, игровая

Список используемой литературы

1. «Радуга»: примерная основная образовательная программа дошкольного образования

2. Е.В.Соловьева. Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления.

3. Е.В.Соловьева. Моя математика. Развивающая книга для детей 6-8 лет.

4. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий.

5. А.В.Ткачев. Играйте по правилам. Москва, ФШР, 2020

6. В.Тукмаков. Шахматные звезды и созвездия. Записки тренера и капитана.

7. И.Г.Сухин. Шахматы. Полный курс для детей. М.: Изд. АСТ, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" (формирование элементарных математических представлений) в средней группе на тему: "Подготовка ко Дню рождения Нюши! "

Обучающие задачи:Познавательное развитие:1.Продолжать знакомить детей с днями недели с их последовательностью.2. Продолжать упражнять в порядковом счете в пределах пяти.3. Закреплять представления о п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) на тему: «Путешествие в страну Математика» в старшей группе

Цель:Закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествиеЗадачи:- Обучающие.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»

Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с использованием презент...