Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром природы"в подготовительной к школе группе на тему "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Николаева Анна Анатольевна

Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва" направлен на формирование представлений детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимся на территории Ханты-Мансийского округа; познакомить детей с заповеднико "Малая Сосьва".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ekologii_krasnaya_kniga.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы»»

воспитатель Николаева Анна Анатольевна

МАДОУ д\с "Ромашка" п. Зеленоборск

Тема: "Знакомство с Красной книгой, заповедником «Малая Сосьва"

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи:

Образовательные:
- сформировать представление детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимися на территории Ханты-Мансийского округа, занесенными в Красную книгу.
               - познакомить детей с заповедником «Малая Сосьва».
Развивающие: 
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать интерес к изучению родного края. 
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу; 
-воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
-воспитывать бережное обращение к природе.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы:                                                                                                                                                                      - художественное слово,                                                                                                                                    - вопросы,                                                                                                                                                                                             - имитационные движения,                                                                                                                                              - беседа,                                                                                                                                                                   -  показ иллюстраций,                                                                                                                                          - здоровье сберегающая технология- физкультминутка,                                                                                                     - проблемная ситуация.

Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная,

Описание: НОД ориентировано на детей подготовительной группы с элементами здоровье сберегающих технологий, соответствует ФГОС.

Интеграция образовательных областей:

физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Количество детей: 12 человек.

Демонстрационный материал:

- ТСО: ноутбук, интерактивная доска; презентация к занятию, мышка, аудиозапись с пением птиц.

Индивидуальная работа: с Снежаной П. закрепить названия диких животных.

Словарная работа: Красная книга, заповедник «Малая Сосьва».

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций диких животных;

- беседа с детьми о разных особенностях жизни диких животных;

 - д/и: «Кто где живёт?», «Четвёртый лишний»;

- чтение художественной литературы, отгадывание загадок.  

 - беседа «По страницам Красной книги ХМАО»,                                                                                                         - просмотр презентации «Красная книга России»;
-  лепка различных животных из пластилина;
-  просмотр презентаций о различных заповедниках нашей Родины.

Сюрпризный момент: фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей.

Продолжительность занятия: 30мин.

Место проведения: групповая комната.

Планируемый результат:

- Дети познакомились с Красной книгой, растительном и животном мире, встречающимися на территории Ханты-Мансийского округа, занесенными в Красную книгу. Познакомились с заповедником «Малая Сосьва».
Ход  непосредственно-образовательной деятельности.

Мотивация к деятельности

1.Организационный момент

Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».
«Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?»
«Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

Совместная деятельность взрослых и детей.

Вопросы по рассказу.
Воспитатель:
- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. 
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
- Для этого в нашей стране созданы заповедники. 
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются.                              Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства. 
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. 
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.
-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?
Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
2. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, как называется наш край, в котором мы живём?
И на территории  ХМАО - Югра тоже есть заповедники. 
Рассказ о заповеднике.
«Этот заповедник имеет название Малая Сосьва. Назван так потому, что он расположен в долине реки Малая Сосьва. Создан этот заповедник 37 лет назад. На его территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и берёза.
Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике Малая Сосьва». 
Воспитатель:
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать        «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

Воспитатель:
- В заповеднике «Малая Сосьва» сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как западносибирский (североазиатский) речной бобр. Бобр — обитатель небольших лесных речек и ручьев, болот. Этот полуводный зверь, в общем, ему только нужно, чтобы водоем не промерзал до дна зимой и не пересыхал летом, чтобы течение не было слишком сильным и не размывало его постройки.

Бобры — заботливые родители, и детенышей от себя надолго не отпускают. Весной появляются на свет три — пять зрячих, покрытых шерсткой и даже имеющих зубки бобренка, а уже через два дня они пытаются выбраться из гнезда. Поэтому, зная беспокойный нрав своих потомков, бобриха, уходя из дому, тщательно закупоривает выход, чтобы бобрята не могли вылезти наружу. Бобры — животные растительноядные, и пищей им служит обилие растений. Еще предпочитают бобры сочные стебли кувшинки, водяных лилий, ириса, любят также обгладывать кору ивы и осины. Этих животных в наших краях берегут и охраняют.

 Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга. 
- Ребята, а кто знает, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и напоминает людям об опасности.)
Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!

Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

Воспитатель: Давайте познакомимся с теми животными, птицами и растениями, которые занесены в Красную книгу и которые нуждаются в нашей защите. Рассказ педагога о чёрном аисте, буром медведе.

1.Это редчайшая птица. Чёрный аист гнездится только на, на высоких деревьях строит гнездо. Прилетает он из Южной Африки в конце апреля. После прилёта аисты чинят свои гнёзда, устилают их мхом, травой и откладывают от двух до шести яиц. Охота на чёрных аистов запрещена. Их осталось очень мало из-за браконьеров.

2. Ещё на русской равнине охраняется бурый медведь, вот он на иллюстрации. Когда-то бурых медведей было много, но теперь не осталось в лесах мест, которые не посещают люди, а медведи любят жить в глухомани, куда не пройдёт человек.

3.Стерх

Один из самых крупных журавлей. Высота стоящей птицы 120-140 см. Живут стерхи долго, примерно как люди. Создавшие пару, эти птицы всю жизнь проводят вместе. Зимуют в Иране, гнездятся в ХМАО.

Численность стерха в Западной Сибири не превышает 20 птиц.

 4. Белый гусь
На зиму улетает на юг, в основном в США. Клюв и ноги у него розовые.
Самка кладёт в начале июня 4-6 белых яиц и высиживает их 21 день.
Гуси питаются растительностью почками, мхом, лишайниками, травой, ягодами, а также насекомыми. Живут они около 20 лет.

5.Пискулька
Это мелкий гусь. Своё название получила за писк, издаваемый в полете. Взрослые пискульки имеют большое белое пятно на голове. Кушает хвощ, пушицу, осоку. Гнездо располагает в кустарниках по берегам водоёмов.

В Красную книгу занесены: (показ иллюстраций)

1. Дальневосточный тигр, который живет в очень глухих местах, куда человеку добраться трудно, и тем не менее, их осталось очень мало.

2. В горах Средней Азии живет снежный барс. Тело его покрыто красивым пушистым мехом. Барс очень ловкий. Одним махом перепрыгивает пропасть шириной 6-8 метров.

3. На юге в пустыне живет грациозный гепард. Он очень похож на большую красивую кошку и на длинноногую собаку. Гепарды - самые быстрые на Земле животные, они могут обогнать даже скорый поезд.

4. А вот это - могучий бык зубр.

5. Пятнистых оленей убивали за их вкусное мясо и красивую прочную шкуру. Но самое главное у этого оленя - его удивительные рога. Из них делают ценное лекарство - пантокрин.

Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения, в частности, цветы: северные орхидеи, лилии, колокольчики и др.

 Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель: Какие животные, растения занесены в Красную книгу? Как называется заповедник, расположенный в ХМАО?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Создание "Красной" книги о животных и птицах Хабаровского края".

В конспекте написаны цели, задачи НОД, предварительная работа, так же об  использовании различного материала и оборудования. Сам ход занятия....

Конструкт НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Свойства снега»

НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Свойства снега»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»

Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»

Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Путешествие по Северному краю».

На данном занятии дети познакомятся и расширят педставления об особенностях природных условий Крайнего Севера, его обитателей....