НОД конспект по Ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Хочу все знать?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическая викторина «Хочу все знать?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД Экологическая викторина «Хочу все знать?» | 148.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение филиал "Детский сад «Радуга « п. Агириш»
Экологическая викторина «Хочу все знать?»
Подготовительная к школе группа.
Выполнела
воспитатель:
Якимова Т.В.
Цель: Формирование знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
Образовательная:
Закреплять знание детей о растительном и животном мире нашего края.
Развивающая:
Развивать познавательную активность детей;
Развивать связную устную речь, логическое мышление,
память, воображение
Воспитательная:
Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа:
Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.
Ход занятия:
Воспитатель: Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет,
Под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего» на зеленом листе,
«куда» полетело верхом на жуке,
«зачем» вслед за ящеркой
Влезло на пень.
Вопрос за вопросом,
И так - целый день.
Слайд 1.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами собрались на игру «Хочу все знать?»
В играх играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.
- Ребята, но для того чтобы играть в игру надо соблюдать правила игры:
- Нельзя выкрикивать заранее ответ.
- Вести себя нужно тихо, спокойно, чтобы в зале была тишина.
- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- В каждой команде будет ответственный родитель, который будет следить за правильными ответами и давать фишки.
В игре участвуют две команды: «Земляне» и «Натуралисты» во главе с капитанами и помогать нам будут наши родители. Итак, я прошу команды поприветствовать друг друга.
Девиз команды: «Земляне»
- Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет!
Девиз команды: «Натуралисты»
- Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя
Воспитатель. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?».
Незнайка: Подождите, подождите я тоже хочу все знать «Откуда?», «Куда?», «Зачем?».
Воспитатель: Ребята, давайте Незнайку тоже возьмем в игру, присаживайся, Незнайка. Итак - внимание! Начинаем игру! Первой будет отвечать в конкурсах та команда, которая отгадает загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар,
Что она - огромный шар. (Земля)
- Конкурс «Разминка»
За одну минуту каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Земляне».
- Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)
- Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние)
- Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые)
- Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы)
- У какого дерева белый ствол? (У березы)
- Как называется дом муравьев? (Муравейник)
- Как назвать детеныша коровы? (Теленок)
- Сколько ног у жука? (Шесть)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
- Кто носит свой дом на спине? (Улитка)
- У какого зверя есть иголки? (у ежа)
- Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук)
- Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)
- Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца)
- Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок)
- Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
Вопросы для команды «Натуралисты».
- На каком дереве растут желуди? (На дубе)
- Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми)
- Карась, щука, сом, окунь – это ...(рыбы)
- У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы)
- Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок)
- Какая птица лечит деревья? (Дятел)
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)
- Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
- У какой птицы красная грудка? (У снегиря)
- Кто в лесу плетет паутину? (Паук)
- У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки)
- Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие)
- Чем питается бабочка? (Нектаром)
- Собака - дикое или домашнее животное? (Домашнее)
- Если ты поранил ногу – вот и лекарь у дороги (Подорожник)
Слайд 2
2. Конкурс «Народные приметы»
Воспитатель: Следующий тур игры называется «Народные приметы»
Предлагаю в нем принять участие нашим родителям.
Я буду читать каждой команде по очереди приметы, пословицы, поговорки о весне, а вы должны их продолжить.
- Длинная сосулька - к … (долгой весне).
- Май холодный - хлеб … (хлебородный).
- Апрель с водою - май … (с травою).
- Весна красна цветами, а осень … (пирогами).
- Конкурс «Как вести себя в природе».
Незнайка: Ой ребята, сегодня я был в лесу, а вы знаете сколько там много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Ребята а сейчас для вас вопросы от Старичка – Лесовичка, вы будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникнет необходимость.
Слайд 3.
1-я ситуация
Дети гуляли в лесу весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботится о нем!
Дети взяли яичко с собой.
Воспитатель: Правильно ли поступили дети?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
Слайд 4.
2-я ситуация:
Две сестренки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Воспитатель: Правильно ли поступили девочки?
Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
Слайд 5.
3-я ситуация:
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Воспитатель: Правильно поступил мальчик?
Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
Слайд 6.
4-я ситуация:
После дождя дети пошли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червяков!
- Давай соберем их и девчонок испугаем!
- Пойдем посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Воспитатель: Правильно ли поступили ребята?
Дети: Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.
4. Конкурс «Черный ящик»
Слайд 7.
Незнайка: Ребята, я принес сегодня для вас - черный ящик. Здесь вопрос от Снежной Королевы. Какая команда первая ответит правильно, та и получит балл.
Вопрос: «Что не имеет своей формы, но колется и лепится, что падает с неба и поднимается вверх, может обжигать, может быть чистой и грязной, но без нее невозможна жизнь »
Дети: «Это вода. Вода не имеет своей формы. Она принимает форму сосуда, куда ее наливают. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег - это такая замерзшая вода. Снег хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Воду можно вскипятить на плите для чая, супа. Но надо быть осторожным, кипящая вода может обжечь! Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить!»
Воспитатель: Незнайка , а сейчас ребята покажут сценку о загрязнении воды.
Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)
Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!
Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду, водички принесу из речки, полью. (Приносит воду красного цвета)
Дед: Что-то водичка странная. Где ты ее взяла?
Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая.
Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?
Бабка: В нашей речке.
Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника. (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)
Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет!
Внучка: Жучка, иди помогай!
Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)
Жучка: Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)
Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)
Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)
Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?
Все (хором): Да!
Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,
Внучка за бабку, Жучка за внучку,
Кошка за Жучку, мышка за кошку,
Тянут, потянут – и вытянули репку.
Вот какие наши герои молодцы и воды чистой принесли и от мусора все очистили. Незнайка: Ребята давайте и мы поиграем в игру «Собери мусор»
Игра «Собери мусор» или «Мусоробол»
«Лесные правила»
Слайд 8.
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банки закопаю? (да)
Я люблю свою природу, ей я помогаю? (да)
Воспитатель: Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги – 2 года, консервной банки – не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать в земле несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь!
Слайд 9.
- Конкурс «Лечебница доктора Айболита» (Для родителей)
Воспитатель: Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
Слайд 10.
- Ты растение не тронь - жжется больно, как огонь.
(Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)
Слайд 11.
- Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
(Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.)
Слайд 12.
- Белая корзинка, золотое донце.
(Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)
Слайд 13.
- Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать и мачеха. Используют при кашле, высокой температуре)
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.
Воспитатель: Следующий конкурс для ребят «Четвертый лишний»
- Конкурс «Четвертый лишний»
Сейчас каждой команде будут предложены листочки с заданием, внимательно посмотрите и вычеркните лишние и обьясни почему?
- Конкурс «Угадай на вкус»
Незнайка: Ну а сейчас самый вкусный конкурс нашей игры - «Угадай на вкус».
Задание командам: с закрытыми глазами определить на вкус и назвать фрукт или овощ, попробовав кусочек. На а пока дети угадывают, наши родители проявят творчество и придумают и нарисуют «Несуществующее животное».
- Конкурс «Несуществующее животное»
На тарелке приготовлены кусочки яблока, груши, банана, апельсина, вареного картофеля, свеклы, репчатого лука, моркови, огурца. Участник каждой команды берет с закрытыми глазами кусочек, съедает его и дает ответ.
Родители рисуют «Несуществующее животное».
Воспитатель: Земля - наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Молодцы, ребята! Вы показали сегодня прекрасную игру, Каждая команда выдержала все испытания. Я надеюсь, что свои знания вы всегда будете использовать в повседневной жизни, будете любить и охранять природу.
А теперь дорогие родители помогите детям посчитать, сколько у каждой команды баллов.
Мне кажется, что в нашей викторине победила дружба, и всем участникам команды вручаются медали «Знаток окружающего мира»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Свойства снега»
НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Свойства снега»...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»
Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»
Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром природы"в подготовительной к школе группе на тему "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва".
Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва" направлен на формирование представлений детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимся на терр...
Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Один день в школе спасателей планеты»
Данный конспект способствует развитию ответственного и бережного отношения к природе. Формирует у детей познавательный интерес к природе....
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Путешествие по Северному краю».
На данном занятии дети познакомятся и расширят педставления об особенностях природных условий Крайнего Севера, его обитателей....