НОД конспект по Ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Хочу все знать?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Викторовна Якимова

Экологическая викторина «Хочу все знать?» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение филиал "Детский сад «Радуга « п. Агириш»

Экологическая викторина «Хочу все знать?»

Подготовительная к школе группа.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=23ccb479c4481087cb6575a332c73d1d&n=33&h=215&w=325

                                  Выполнела

воспитатель:

                                                                                                                          Якимова Т.В.

Цель: Формирование  знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

        Образовательная: 

Закреплять   знание  детей о растительном и животном мире   нашего края.

Развивающая: 

                                 Развивать познавательную активность детей;

                                 Развивать связную устную речь, логическое мышление,

                                 память,  воображение

             Воспитательная: 

                                    Воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа:

Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.

Ход занятия:

Воспитатель: Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет,

Под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листе,

«куда» полетело верхом на жуке,

«зачем» вслед за ящеркой

Влезло на пень.

Вопрос за вопросом,

И так - целый день.

Слайд 1.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами собрались на игру «Хочу все знать?»

В играх играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.

- Ребята, но для того чтобы играть в игру надо соблюдать правила игры:

- Нельзя выкрикивать заранее ответ.

- Вести себя нужно тихо, спокойно, чтобы в зале была тишина.

- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

- В каждой команде будет ответственный родитель, который будет следить за правильными ответами и давать фишки.

  В игре участвуют две команды: «Земляне» и «Натуралисты» во главе с капитанами и помогать нам будут наши родители. Итак, я прошу команды поприветствовать друг друга.

Девиз команды: «Земляне»

-  Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет!

Девиз команды: «Натуралисты»

- Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя

Воспитатель. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?».

Незнайка: Подождите, подождите я тоже хочу все знать «Откуда?», «Куда?», «Зачем?».

Воспитатель: Ребята, давайте Незнайку тоже возьмем в игру, присаживайся, Незнайка. Итак - внимание! Начинаем игру! Первой будет отвечать в конкурсах та команда, которая отгадает загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар,

Что она - огромный шар. (Земля)

  1. Конкурс «Разминка»

За одну минуту каждой команде  нужно ответить на как можно большее число вопросов.

Вопросы для команды «Земляне».

Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)

Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые)

- Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы)

У какого дерева белый ствол? (У березы)

Как называется дом муравьев? (Муравейник)

- Как назвать детеныша коровы? (Теленок)

- Сколько ног у жука? (Шесть)

- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

- Кто носит свой дом на спине? (Улитка)

У какого зверя есть иголки? (у ежа)

- Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук)

- Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца) 

- Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок)

Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)

Сколько ног у паука? (Восемь)

Вопросы для команды «Натуралисты».

На каком дереве растут желуди? (На дубе)

Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми)

- Карась, щука, сом, окунь – это ...(рыбы)

У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы)    

Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок)

Какая птица лечит деревья? (Дятел)

-  Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)

-  Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

- У какой птицы красная грудка? (У снегиря)

Кто в лесу плетет паутину? (Паук)

- У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки)

 - Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие)

- Чем питается бабочка? (Нектаром)

Собака - дикое или домашнее животное? (Домашнее)

- Если ты поранил ногу – вот и лекарь у дороги (Подорожник)

Слайд 2

2. Конкурс «Народные приметы»

Воспитатель: Следующий тур игры называется «Народные приметы» 

Предлагаю в нем принять участие нашим родителям.
Я буду читать каждой команде по очереди приметы, пословицы, поговорки о весне, а вы должны их продолжить.
- Длинная сосулька - к … (долгой весне).
- Май холодный - хлеб … (хлебородный).
- Апрель с водою - май … (с травою).
- Весна красна цветами, а осень … (пирогами).

  1. Конкурс «Как вести себя в природе».

Незнайка: Ой ребята, сегодня я был в лесу, а вы знаете сколько там много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.  Ребята а сейчас для вас вопросы от Старичка – Лесовичка, вы будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникнет необходимость.

Слайд 3.

1-я ситуация 

Дети гуляли  в лесу весенним утром.

- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

- А в нем яичко.

- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

- Мы будем заботится о нем!

Дети взяли яичко с собой.

Воспитатель: Правильно ли поступили дети?

Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Слайд 4.

2-я ситуация: 

Две сестренки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

- Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Воспитатель: Правильно ли поступили девочки?

Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

Слайд 5.

3-я ситуация:

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Воспитатель: Правильно поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

Слайд 6.

4-я ситуация:

После дождя дети пошли гулять во двор.

- Посмотри, сколько червяков!

- Давай соберем их и девчонок испугаем!

- Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Воспитатель: Правильно ли поступили ребята?

Дети: Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

4. Конкурс «Черный ящик»

Слайд 7.

Незнайка: Ребята, я принес сегодня для вас  - черный ящик. Здесь вопрос от Снежной Королевы. Какая команда первая ответит правильно, та и получит балл.

Вопрос: «Что не имеет своей формы, но колется и лепится, что падает с неба и поднимается вверх, может обжигать, может быть чистой и грязной, но без нее невозможна жизнь »

Дети: «Это вода. Вода не имеет своей формы. Она принимает форму сосуда, куда ее наливают. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег - это такая замерзшая вода. Снег хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Воду можно вскипятить на плите для чая, супа. Но надо быть осторожным, кипящая вода может обжечь! Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить!»

Воспитатель: Незнайка , а сейчас ребята покажут сценку о загрязнении воды.

Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)

Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!

Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду, водички принесу из речки, полью. (Приносит воду красного цвета)

Дед: Что-то водичка странная. Где ты ее взяла?

Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая.

Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?

Бабка: В нашей речке.

Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника. (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)

Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет!

Внучка: Жучка, иди помогай!

Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)

Жучка: Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)

Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)

Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)

Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?

Все (хором): Да!

Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,

Внучка за бабку, Жучка за внучку,

Кошка за Жучку, мышка за кошку,

Тянут, потянут – и вытянули репку.

Вот какие наши герои молодцы и воды чистой принесли и от мусора все очистили. Незнайка: Ребята давайте и мы поиграем в игру «Собери мусор»

Игра «Собери мусор» или «Мусоробол»

 «Лесные правила»

Слайд 8.

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банки закопаю? (да)
Я люблю свою природу, ей я помогаю? (да)

Воспитатель: Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги – 2 года, консервной банки – не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать в земле несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь!

        Слайд 9.

  1. Конкурс «Лечебница доктора Айболита» (Для родителей)

Воспитатель: Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Слайд 10.

  1. Ты растение не тронь - жжется больно, как огонь.

(Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)

Слайд 11.

  1. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

(Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.)

Слайд 12.

  1. Белая корзинка, золотое донце.

(Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)

Слайд 13.

  1.  Я знаменита не цветами,
    А необычными листами:
    То твердыми, холодными,
    То мягкими и теплыми.
     (Мать и мачеха. Используют при кашле, высокой температуре)

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.

Воспитатель: Следующий конкурс для ребят «Четвертый лишний»

  1. Конкурс «Четвертый лишний»

Сейчас каждой команде будут предложены листочки с заданием, внимательно посмотрите и вычеркните лишние и обьясни почему?

  1. Конкурс «Угадай на вкус»

Незнайка: Ну а сейчас самый вкусный конкурс нашей игры - «Угадай на вкус».
Задание командам: с закрытыми глазами определить на вкус и назвать фрукт или овощ, попробовав кусочек. На а пока дети угадывают, наши родители проявят творчество и придумают и нарисуют «Несуществующее животное».

  1. Конкурс «Несуществующее животное»

На тарелке приготовлены кусочки яблока, груши, банана,  апельсина, вареного картофеля,  свеклы, репчатого лука, моркови, огурца. Участник каждой команды берет с закрытыми глазами кусочек, съедает его и дает ответ.

Родители рисуют «Несуществующее животное».

Воспитатель: Земля - наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Молодцы, ребята! Вы показали сегодня прекрасную игру,  Каждая команда выдержала все испытания. Я надеюсь, что свои знания вы всегда будете использовать в повседневной жизни, будете любить и охранять природу.

А теперь дорогие родители помогите детям посчитать, сколько у каждой команды баллов.

Мне кажется, что в нашей викторине победила дружба, и всем участникам команды вручаются медали «Знаток окружающего мира»

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpghttps://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/57/43/green-earth-icon-vector-915743.jpg

        

http://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg

http://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg

http://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpghttp://associaciobio.ru/sites/default/files/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Свойства снега»

НОД по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Свойства снега»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»

Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»

Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром природы"в подготовительной к школе группе на тему "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва".

Конспект НОД "Знакомство с Красной книгой, заповедником "Малая Сосьва" направлен на формирование представлений детей о Красной книге, растительном и животном мире, встречающимся на терр...

Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Один день в школе спасателей планеты»

Данный конспект способствует развитию ответственного и бережного отношения к природе. Формирует у детей познавательный интерес к природе....

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Путешествие по Северному краю».

На данном занятии дети познакомятся и расширят педставления об особенностях природных условий Крайнего Севера, его обитателей....