Непосредственно – образовательная деятельность "Удивительный воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи: В области «Познавательное развитие»: закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет все пустое пространство, имеет вес, бесцветен, без запаха, давит на поверхности, с которыми соприкасается, расширяется и сжимается, является проводником звука);

учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;

В области «Социально-коммуникативное развитие»:

закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

В области «Речевое развитие»: способствовать обогащению активного словаря, развивать связную речь, развивать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

В области «Физическое развитие»: повысить работоспособность детей, предупреждение переутомляемости детей, активизировать дыхание и кровообращение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Костинологовская СОШ» дошкольная группа

Непосредственно – образовательная деятельность

«Удивительный воздух и его свойства»

 (подготовительная группа)

Воспитатель: Николаенко О.В.                              

                                                           

                             

Апрель, 2019 год   

Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи: В области «Познавательное развитие»: закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет все пустое пространство, имеет вес, бесцветен, без запаха, давит на поверхности, с которыми соприкасается, расширяется и сжимается, является проводником звука);

учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;

В области «Социально-коммуникативное развитие»:

закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

В области «Речевое развитие»: способствовать обогащению активного словаря, развивать связную речь, развивать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

В области «Физическое развитие»: повысить работоспособность детей, предупреждение переутомляемости детей, активизировать дыхание и кровообращение.

Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха, просмотр видеофильма о загрязнении воздуха.

Словарная работа: лаборатория, газ, кислород.

Материал:

Раздаточный: маленькие пакетики сока на каждого ребенка, теннисные шарики, бутылочки, вырезанная из бумаги спираль фартуки на каждого.

Демонстрационный: таз, теплая вода, свеча, спираль из бумаги, воздушные шары, презентация.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся. А сейчас встанем в круг и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы и здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и доброту этого дня. А выдохните через носик без обид и огорчения.

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы детей). А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нее проводить опыты (дети садятся за стол).

Воспитатель: Ребята, нам в этом поможет профессор Всезнай Академьевич.

Всезнай:(голос) Здравствуйте ребята! Знаю, знаю, наслышан о вашей маленькой лаборатории, где вы проводите много опытов. И сегодня вместе с вами мы узнаем много интересного об удивительных свойствах воздуха. Я подготовил вам несколько занимательных опытов, надеюсь, вы с ними справитесь. Ну что ж, давайте разбираться. Будете моими помощниками –лаборантами?

Воспитатель: И так ребята, готовы к работе? Давайте вспомним о некоторых свойствах воздуха, которые вы знаете. Для чего нужен воздух? Через какой орган люди дышат? (слайд 2)

На экране появляются картинки- символы про свойства воздуха. Дети перечисляют.

Воздух невидим, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.

Воспитатель: Молодцы ребята! У этого вещества очень много удивительных свойств, кроме тех, что вы вспомнили. Давайте проведем первый опыт.

Опыт №1

Воспитатель: Для опыта возьмите пакетики сока с дырочкой для трубочки. Выпейте через трубочку сок, продолжайте тянуть через нее воздух. Посмотрите, что произойдет: когда часть воздуха уйдет из пакетика, наружный воздух сдавит его стенки. Выньте соломинку, стенки снова разойдутся, потому что воздух вошел в пакетик и распрямил его. Посмотрите, что произойдет с пакетиком, если вдуть в него еще больше воздуха. Вывод: воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается.

Опыт №2

Воспитатель: Возьмите по шарику для пинг –понга и сделайте в нем вмятину. Теперь давайте бросим все ваши шарики в тазик с горячей водой. Посмотрите ребята, что случилось с шариками? (ответ детей) Правильно вмятина на шарике выпрямилась. Ребята, а как вы думаете почему? (ответы детей)

Ребята, вода нагрела воздух внутри шарика, воздух расширился и выправил вмятину. И так ребята сделаем вывод: воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места.

Ребята, а давайте вместе изобразим те предметы, которые связаны с воздухом. Встаньте возле стульчиков и разомнемся.

Физкультминутка: (на экране слайд 3 с картинками предметов и элементами упражнений)

1.Насос – о.с. руки опущены, сжаты в кулаки, сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка, выдох наклониться вперед, руки опустить.

2.Шарик - пальцы рук собрать в щепотку, руки соединить. Вдох, выдох на пальцы рук «надуваем шарик».

3.Аэроплан - руки в сторону, как крылья и «полетели».

4. Мячики – руки на пояс, попрыгали как мячики.

Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули, а теперь давайте продолжим наши исследования.

Слайд 4. Ребята, а как вы думаете, как летает большой воздушный шар, с помощью чего он двигается? (предположения детей).

На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.

Опыт №3

Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные спиральки. Подвесьте их за ниточку. Что с ним происходит? Посмотрите, на мою спираль (зажигаю свечу и держу спираль над свечой, спираль вертится) Почему моя спираль вертится, а ваши нет? (дети, воздух становится теплым). Поднимающий теплый воздух заставляет спиральку вертеться, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх.

Делаем вывод: горячий воздух более легкий, чем холодный, поэтому он поднимается вверх. Вот так и летит воздушный шар.

Воспитатель: Ребята, а еще воздух умеет распространять звуки. Посмотрите на экран что это? (на экране слайд 5 с картинками музыкальных инструментов)

Как вы думаете, с помощью чего звучат духовые музыкальные инструменты? (ответ детей, воздух)

Правильно с помощью воздуха, как это происходит, сейчас узнаем.

Опыт №4

Подуйте над горлышком пустой бутылки. Слышите звук? Звуки распространяются благодаря колебанию воздуха. Когда вы дуете над горлышком, воздух колеблется, дрожит и получается звук. А сейчас налейте в бутылки разное количество воды. Подуйте в них и обратите внимание, меняется ли звук? (ответ детей)

Ребята, чем больше воды будет в бутылке, тем меньше воздуха в ней останется. Меньшее количество воздуха дрожит быстрее, поэтому получается более высокий звук.

Слайд 6

Всезнай: Дорогие ребята, воздух – это среда обитания живых существ. Воздухом дышит человек, растения, животные Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто же нас выручает и не позволяет задыхаться, где нам легче дышится? (ответ детей: растения, легче нам дышится там, где много растений, в лесу, в парке и т.д.)

Правильно, растения - это легкие земли, питаясь, они насыщают воздух кислородом. Ребята и взрослые, давайте с вами беречь планету, другой такой на свете нету!

Вы молодцы, справились со всеми экспериментами и узнали много нового об удивительных свойствах воздуха. Желаю вам новых, интересных открытий!

До свидания!

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте, передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому что понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе «Свойства магнита»

Непосредственно - образовательная деятельность «Свойства магнита»в старшей  группепо образовательным областям   «Познавательное развитие»       ...

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе "Свойства воды"

Занятие по закреплению знаний детей о свойствах воды с помощью опытов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности «Свойства бумаги»

Конспект занятия по по исследовательской деятельности «Свойства бумаги» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.здесь мы продолжаем знакомить детей с разными видами бумаги и е...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности "Воздух и его свойства"

Данная методическая разработка предназначена для обменойм личного опыта воспитателями.Разработка позволяит правильно выстраивать деятельность детей, сменяя одну деятельность и плавно переходя в другую...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух и его свойства» (подготовительная группа)

Экспереминтальное занятие с детьми подготовительной группы,на котором дети с помощью опытов выявляют свойства воздуха и делают вывод, что воздух  прозрачен,не имеет вкуса и запаха(но может поглощ...