Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему «Природа - наш дом».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шахарова Татьяна Владимировна

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать социальный и эмоциональный интеллект; формировать сочувствие и отзывчивость, сопереживания, уважительное и доброжелательное отношение и умение проявлять заботу. Пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Закрепить правила поведения в лесу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

               по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему «Природа - наш дом».

               

Автор конспекта НОД.  Шахарова Т.В. МБДОУ «Црр-д/с №6», город Тула, ул. Бондаренко, д.3

Цели:

Закреплять умение правильно вести себя в природе заботиться о ней; учить передавать свое отношение к природе через продуктивную деятельность.

Задачи приоритетной образовательной области:

Закрепить бережное отношение детей к природе.

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать социальный и эмоциональный интеллект; формировать сочувствие и отзывчивость, сопереживания, уважительное и доброжелательное отношение и умение проявлять заботу.Пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Закрепить правила поведения в лесу.

«Познавательное развитие»:

Развивать познавательныепроцессы детей, любознательность, творческие и интеллектуальные способности.  Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность. Развивать воображение, творческую активность. Выявить знания о деревьях. Формировать желание действовать с интерактивной доской.

«Речевое развитие»:

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологической речь; развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематического слуха. Обогащать словарный запас детейпо теме «Природа».

«Художественно - эстетическое развитие»:

Совершенствовать технику аккуратного раскрашивания цветными карандашами.

Формировать умениесоставлять гармоничную цветовую композицию, передовая свои впечатления адекватными изобразительными средствами.  Продолжать развивать интерес к музыке, отзывчивость на нее, к художественной литературе, реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей. Совершенствовать технику рисования различными средствами изобразительной деятельности.

 «Физическое развитие»:

Совершенствовать двигательную активность, ловкость, формировать умение соотносить движения с текстом. Развивать крупную и мелкую моторику детей.

Целевые ориентиры:

Самостоятельно выполняет задания, заданные по плану; владеет средствами общения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками, обладает установкой положительного отношения к миру. Проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; способен решать интеллектуальные и личностные задачи, владеет необходимыми умениями и навыками.   Эмоционально отзывчивый, владеет предпосылками учебной деятельности, любознательный, активный. Развита крупная и мелкая моторика рук

Предварительная работа:

 -чтение художественной литературы о природе;

 -рассматривание альбома о деревьях;

-беседа на экологические темы;

-разучивание экологических игр;

-просмотр презентации о лекарственных растениях;

-знакомство с правилами поведения в лесу;

-участие в экологической акции «Помоги птицам зимой».

-беседы «Лес и человек».

Оборудование для педагога:

-интерактивная доска SMART;

- экологические знаки правил поведения в общении с природой;

-демонстрационный материалмодель «Этажи леса»;

-мольберт;

-ноутбук;

-презентация с загадками о растениях;

-аудиозапись«Звуки природы», «Голоса птиц».

-модель «Сухого дерева», листочки из зеленой бумаги.

Оборудование для детей:

-бумага для рисования;

-цветные карандаши;

-восковые мелки;

-акварельные краски.

Содержание НОД.

1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап). 3 мин.

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные

задачи

Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям!

Воспитатель: Ребята, а что такое природа?

Дети:Природа- это все что окружает нас, то, что может существовать независимо от человека.

Воспитатель: А, что нельзя назвать природой?

Дети: Мы не можем назвать природой то, что человек сделал своими руками.

Воспитатель: Скажите, что относится к живой природе?

Дети: Птицы, насекомые, животные, рыбы.

Воспитатель: Почему они относятся к живой природе?

Дети: Потому, что они двигаются, растут, едят, рождаются.

Воспитатель: Да, но есть такие представители природы, которые не умеют двигаться и всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются с маленького зернышка, растут, зеленеют, сбрасывают листья и приносят людям огромную пользу. Вы догадались, о чем идет речь.

Дети: Речь идет о деревьях.

Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?

Речевое развитие

(Коммуникативная деятельность)

Познавательное развитие

(Коммуникативная)

Психогимнастика.

Речеваяситуация

Развивать эмоциональную отзывчивость, инициативность, способность анализировать свободное общение детей друг с другом и взрослым.

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап). 20 мин.

Содержание НОД

Образовательнаяобласть

(виддеятельности)

Формыработы

Образовательные

задачи

Воспитатель: Очень я люблю, ребята,

                         Слушать музыку в лесу,

                         И кузнечика, и дятла,

                         И пчелу, и стрекозу.

                       Т рели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

Воспитатель: Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой ­березка, рядом с елью - осина. В наших лесах встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в лесу и разных кустарников, трав, цветов.

Вывешивается модель «Лес - многоэтажный дом».

Воспитатель: Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

Дети: Это сосна.

Воспитатель: Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими. Какие еще высокие деревья есть в лесу?

Дети: Ели.

Воспитатель: Много в лесу деревьев. Растут в лесу деревья и невысокие. Какие деревья растут в лесу?

Дети: Рябина, черемуха, осина, ольха.

Воспитатель: Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева?

Дети: Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня.

Воспитатель: Какие лесные кустарники вы знаете?

Дети: Можжевельник, шиповник, малина, смородина и другие.

Воспитатель: Что растет под кустами?

Дети: Трава, цветы, мох, грибы.

Воспитатель: Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа – лес (воспитатель протягивает нити, разделяя лес на этажи), разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов(показ на схеме).

Воспитатель: Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

Воспитатель: Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Повторите: п о д л е с о к. А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи. Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы.

Воспитатель: Воспитатель показывает картинку, на которой изображен человек.

Воспитатель: Как вы думаете, человек относится к живой природе или нет? Почему?

Дети: Человек живой, он рождается, растет, дышит, питается.

Воспитатель: Почему человека считают частью природы?

Дети: Человек не может существовать без природы. Природа его кормит, согревает, учит.

Воспитатель: Как вы думаете, человек только учится у природы, наблюдает за ней? Что человек берет у нее?

Дети: Человек берет у природы все, что нужно ему для жизни.

Воспитатель: Человек всегда наблюдал за природой и использовал ее. Подумайте, что изобрел человек, наблюдая за полетом птиц?

Дети: Человек изобрел самолет.

Воспитатель: А, что изобрели, наблюдая за рыбами?

Дети: Лодки, катера, подводные лодки.

Воспитатель: Как вы думаете, кто сильнее человек или природа? (рассуждения детей)

Воспитатель: Истинная сила человека в том, что он умное существо. Человек сначала должен подумать, а потом что-то делать. Как вы думаете, что будет, если человек вырубит весь лес, построит много домов, изготовит мебель?

Дети: Все деревья исчезнут, а за ними исчезнут те, кто живет на деревьях, и те, которые питаются листьями деревьев. То есть у природы нарушится равновесие.

Воспитатель: Люди внедряются в природу все больше и больше. И это внедрение не проходит для природы незамечено. Исчезают животные, насекомые, птицы. Уничтожаются леса, появляется болото, где ничего не растет.

Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят

И как будто просят: пожалейте нас!

Ведь море без рыб - не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не земля,

А нам без земли нельзя!

Воспитатель: Человека часто называют царем природы. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте о том, как надо вести себя в лесу прочтем стихи.

Дети читают стихи.

             Если в лес пришел гулять,

             Свежим воздухом дышать,

             Бегай, прыгай и играй,

            Только, чур, не забывай,

            Что в лесу нельзя шуметь,

             Даже очень громко петь.

            Испугаются зверушки,

            Убегут с лесной опушки.

            Ветки дуба не ломай,

            Никогда не забывай

            Мусор с травки убирать.

            Зря цветы не надо рвать!

            Из рогатки не стрелять,

            Ты пришел не убивать!

            Бабочки пускай летают,

            Ну, кому они мешают?

            Здесь не нужно всех ловить,

            Топать, хлопать, палкой бить.

           

            Ты в лесу – всего лишь гость,

            Здесь хозяин – дуб и лось.

            Их покой побереги,

            Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Чтобы быть верным другом природы, следует постоянно заботиться о ней, охранять и защищать ее.

Воспитатель демонстрирует модель «Сухого дерева».

Воспитатель: Можно ли этому дереву помочь?

Дети: Можно.

Воспитатель: У меня есть волшебные листочки. Каждый из вас возьмет листочек в руки и придумает доброе дело, которое может помочь этому дереву.

Дети: Полить, окопать, обрезать сухие ветки, побелить и т.д.

Дети называют добрые дела и прикрепляют листочки к дереву.

Воспитатель: Посмотрите, наше дерево зазеленело, на нем «выросли» добрые пожелания детей. Дерево стало «счастливым» от доброты и заботы детей.

Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, жители нашего уголка природы будут хорошо чувствовать себя, если они будут ощущать нашу доброту и заботу. Тогда они порадуют нас красотой и здоровьем.

Физкультминутка «Звериная зарядка».

Дети выполняют задания в кругу.

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Воспитатель: Ребята, в лесу можно увидеть много разных растений. Какие вы знаете?

Дети: Деревья, трава, цветы.

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать (показ слайдов на интерактивной доске).

1слайд. Стоит лепёшка

               На одной ножке,

               Кто мимо не пройдёт -

               В лукошко подберёт(гриб).

2слайд. Стоит Егорка

               В Краснойермолке;

               Кто не пройдёт -

               Всяк поклон отдаёт(ягода).

3 слайд. У извилистой дорожки
              Растёт солнышко на ножке.
              Как дозреет солнышко,
              Будет горстка зёрнышек(подсолнух).

4слайд. Зелена, а не луг,

               Бела, а не снег,

               Кудрява, а не голова,

               Спилят - будут дрова(береза).

5слайд.Что за дерево такое

               Украшает лес зимою?

               Грозди красныена ветках –

               Ну-ка угадайте детки:

               Не ольха и не осина,

               А красавица ...(рябина).

6слайд. Растет зеленою стеной,

               Ее обходят стороной,

               Колючая и злая дива.

               А как зовут траву? (крапива)

Воспитатель: Ребята, а как называются растения, которые помогают человеку?

Дети: Лекарственные растения.

Воспитатель: Посмотрите, на доске вы видите картинки разных растений и медицинскую аптечку. В нее надо сложить тольколекарственные растения.

Работа с интерактивной доской SMART.

Воспитатель: Ребята, а давайте создадим свой волшебный лес. Для этого каждому из вас нужно нарисовать чудо - дерево, а потом из этих деревьев получится волшебный лес.

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте разогреем наши пальчики и сделаем гимнастику.

                       Сосны, ели,

                      Дубы, березы, клены…

                      Это лес – он наш друг зеленый!

                      Добрый друг, он шумит, поет,

                      И в прохладную тень зовет.

Воспитатель: А теперь приступайте к работе.

Дети рисуют на выбор цветными карандашами, мелками или акварельными красками под спокойную музыку.

Речевое развитие

(коммуникативная деятельность)

Познавательное развитие (коммуникативная деятельность)

Познавательное развитие

(аналитико-синтетическаядеятельность)

Художественно-эстетическое развитие

(чтение стихотворений).

Познавательное развитие

(аналитико-синтетическаядеятельность)

Физическое развитие (двигательная деятельность)

Познавательное развитие

(коммуникативная деятельность)

       Познавательное развитие

(аналитико-синтетическая деятельность)

Физическое развитие (двигательная деятельность)

Художественно-эстетическая деятельность (изобразительная деятельность).

Диалог

Игровая ситуация.

Игровая ситуация.

Физкультминутка

Презентация.

Игра

Пальчиковая гимнастика

Ладони сомкнуты, пальцы соединены попарно.

Постукивать пальцами друг о друга.

Пальцы рук соединить в «замок».

Покачивание раскрытых ладоней влево-вправо.

«зовущие» движения пальцами рук.

Практическое задание

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Закрепить знания детей о названиях деревьев.

Развивать познавательную мотивацию, восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать.

Продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.

Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематического слуха.

Совершенствовать двигательную активность, ловкость, формировать умение соотносить движения с текстом. Развивать крупную и мелкую моторику детей.

Развивать умение отгадывать загадки.

Формировать желание действовать с интерактивной игрой.

Развивать крупную и мелкую моторику пальцев рук детей, координацию движений.

Совершенствовать технику аккуратного рисования Цветными карандашами.

Формировать умение составлять гармоничную цветовую композицию, передовая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Продолжать развивать интерес к музыке, отзывчивость на нее, реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей.

3. Заключительная часть(рефлексивный этап). 2 мин.

Содержание  НОД

Образовательнаяобласть

(виддеятельности)

Формыработы

Образовательные

задачи

Воспитатель: Молодцы, у всех получились очень красивые и необычные деревья. Мы все рисунки повесили на доску и получился волшебный лес.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили сегодня? Как теперь вы будете относиться к природе?

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, вспомнили, кто, где и как живет, узнали, какие бывают лекарственные растения, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки.   Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и делать свою Родину ещё краше.  Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым.

Каждый из вас может сделать очень много добрых дел в природе. Вы станете настоящими друзьями природы и юными экологами.

«Социально-коммуникативное

развитие»

(коммуникативная деятельность)

Ситуативный

разговор

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, скромность. Развивать социальный и эмоциональный интеллект; формировать сочувствие и отзывчивость, сопереживания, уважительное и доброжелательное отношение и умение проявлять заботу обо всем живом на земле.

Литература.

Вернадский В.И. «Ознакомление дошкольников с природой». – М.: Просвещение, 1980.

Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», в 2-х частях. Минск: Аскар, 1996.

Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2008.

Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1