Конспект НОД «Волшебная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хахалева Елена Ивановна

Конспект НОД «Волшебная соль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_op-eksper_deyat.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Детский сад №52»

«Театр в жизни ребенка» (мастер-класс)

                                                           Воспитатель МДОУ «Детский сад №52»

                                                      Хахалева Елена Ивановна

Тема. Волшебная соль.

Цель: ознакомиться со способами добычи соли, изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

Задачи:

воспитательные:

  • воспитывать любознательность, аккуратность и осторожность при проведении опытов с солью;
  • вызывать желание и стремление детей к познанию, к открытию нового не изведанного для себя;
  • формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов;

развивающие:

  • развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, умение делать выводы;

обучающие:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, научить использовать соль как средство для творчества.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки),

Говорит, мне чудо гостья: «Сегодня всем вам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете,

И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом

Сейчас узнаете о нем».

  1. Введение в тему НОД

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

-Ребята, а что вы знаете про соль?

-Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.

3. Знакомство с новым материалом

1. Виды соли

Поэтапный просмотр видеофильма в рамках беседы.

Соль бывает нескольких видов: поваренная, каменная, морская, йодированная.

-Почему поваренная соль так называется? (ответы детей)

-Правильно, эту соль используют при варке еды, при приготовлении пищи.

-Ребята, добывают поваренную соль из соляного озера. В России много соляных озёр. Самое большое озеро – Баскунчак. На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в озере очень солёная.

-Раньше, давно-давно, соль добывали вручную. Рабочие голыми ногами стояли в воде и черпали соль лопатами. Солёная вода разъедала кожу, это было очень больно. Соль в то время была очень дорогая, её берегли, экономили. За соль, как за деньги, можно было купить что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.

«Хлеб-соль» — так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль – это символ дружбы, а беречь хлеб и соль, значит, дружить. Отсюда и народная примета – рассыпал соль – к ссоре.

-В наше время соль добывают с помощью соледобывающего комбайна.

Почему соль называется каменная? Как вы думаете? (ответы детей)

-Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Соль залегает толстыми слоями. Это каменная соль. Она напоминает кусок льда, камень, который от удара раскалывается на маленькие кристаллы. Каменная соль залегает, иногда, очень глубоко в земле, а иногда, у самой поверхности земли. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов.

-Почему соль называется морская? Как вы думаете? (Ответы детей)

-Ребята, морская соль добывается медленным выпариванием чистой морской воды под жарким солнцем. Вода испаряется, а соль остаётся.

-Вот сколько нового мы узнали про соль. Откуда же она берётся, откуда её добывают? (Из соляного озера, земли, чистой морской воды)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

2. Экспериментирование

-А сейчас я предлагаю вам на некоторое время превратиться в волшебников.

- Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп

Топ-топ, повернись,

И в волшебной лаборатории очутись!

- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты

-Здесь находится очень много различного оборудования.

- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.

- И давайте вспомним правила безопасности

При работе с солью надо соблюдать:

1- не трогать руками глаза,

2- соблюдать тишину

3- не толкать соседа во время работы

4- сначала посмотри, а потом повтори

5- выполнил и положи на место

-И так внимание.

Опыт № 1: «Сыпучесть соли»

- Зачерпните ложкой соль и переместите ее в тарелку.

-Можно про соль сказать, что она льется? А что с ней делается? (Сыпется)

Опыт №2: «Из чего состоит соль».

- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

-Что вы можете сказать о её внешнем виде?

- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

-Что вы видите?

- Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)

- А теперь продолжим изучать свойства соли.

 

- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 3: «Соль растворяется в воде».

- У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,

-Что произошло с солью?

- Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде)

- Молодцы.

Опыт № 4: «Вкус и запах соли»

- Кто не знает какая соль на вкус? (Дети пробуют соль на вкус и делают выводы)

- А как вы думаете она пахнет? (Дети с осторожностью нюхают соль и делают выводы)

Вывод: Соль – кристаллический порошок белого цвета. Она твёрдая, сыпучая, не имеет запаха, растворяется в воде и вода становится солёной.

3.Предназначение и использование соли.

Поэтапный просмотр видеофильма в рамках беседы.

-Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

-Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно - хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

  1. Закрепление

-О чем мы сегодня вели разговор?

- Чем занимались?

- Вам было интересно?

-Что вам больше всего понравилось?

5. Итог

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и

поэтому в следующий раз через неделю я хочу показать вам один фокус. Будем выращивать кристаллы.

  1. Д/з со льдом и солью

опыт № 5

(стакан горячей воды, много соли, ложка, лейка, марля, нитку с кристаллом

соли, колба)

«Выращивание кристаллов соли» (воспитатель выполняет один)

1. Наливаю в стакан горячею воду, насыпаю соль до тех пор, пока она не

перестала растворятся (пока стала оседать на дно)

2. Раствор процеживаем через фильтр, Берем колбу, лейку, марлю. Начинаем

процеживать, чтобы не осталось соринок.

15

3. Берем нитку с кристаллом соли, вешаем на карандаш так, чтобы она

погрузилась в растворе, но не достала дно.

4. Ставлю колбу с раствором в теплое место

А теперь будем наблюдать, сколько времени нам понадобится для

выращивания кристалла.

Рефлексия

-Где мы сегодня побывали?

-Кем мы сегодня были?

- Чему мы узнали нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Волшебная соль"

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через познавательно- исследовательскую деятельность. Задачи исследования. Образовательные: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, отк...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности " Волшебная соль".

Занятие для старшей группы по опытно-экспериментальной  деятельности....

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

Конспект занятия "Волшебная соль"

На столе стоит всегда,Внешне, белая она....

Конспект НОД «Волшебная соль»

Конспект НОД в старшей группе опытно-экспериментальнойдеятельности «Волшебная соль»                           ...