Опыты для самых любознательных
опыты и эксперименты по окружающему миру

Гаврилова Александра Николаевна

Картотека опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_dlya_samyh_lyuboznatelnyh.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

1. Снежинка из буры своими руками

Снежинка из буры — это химический опыт по выращиванию кристаллов, который безопасен и достаточно прост для детей. Стоит ли упоминать про то, что снежинки действительно красивы?

Бура — это натриевая соль борной кислоты. Буру можно купить в аптеке, также её можно найти в хозяйственных магазинах.

Материалы для снежинок

Синельная проволока,

Нитка,

Стеклянная банка 0,5 л,

Бура,

Карандаш,

Кипяченая, а лучше дистилированная вода,

Пищевой краситель,

Ножницы.

Делаем снежинки из буры своими руками

Первым шаг создания хрустальных снежинок — изготовление формы. Отрежьте куски проволоки одинаковой длины. Скрутите их вместе, чтобы сформировать шестигранную форму снежинки. Должна получиться такая буква Ж. Попробуйте опустить форму в банку, она должна свободно проходить в горлышко банки.

Привяжите веревочку к одному из лучей будущей снежинки. Другой конец нитки привяжите к карандашу. Длина нити должна быть такой, чтобы форма в банке не задевала за дно и за стенки.

Заполните банку кипятком.

Добавляйте буру по одной столовой ложке за один раз в воду, помешивая для растворения после каждого добавления. Потребуется примерно 3 столовые ложки буры. Ничего страшного если на дно выпадет немного осадка.

При желании можно добавить капельку пищевого красителя.

Повесьте заготовку снежинки в банку, чтобы карандаш лежал на верхней части банки, а снежинка была полностью покрыта жидкостью и свободно висела не касаясь нижней части банки.

Оставьте банку на ночь.

А на утро вы сможете уже любоваться красивыми кристаллами.

2. Зубная паста для слона

«Зубная паста для слона» — простой химический опыт, который очень нравится детям. В результате опыта мы получим огромное количество густой пены. Такой тип химических реакций называется фараонова змея.

Зубная паста для слона:рецепт

Для проведения опыта нам понадобятся:

6% раствор перекиси водорода,

сухие дрожжи,

жидкое мыло или средство для мытья посуды,

5 капель любого пищевого красителя,

2 ложки теплой воды,

литровая пластиковая бутылка, воронка, тарелка, поднос.

Внимание! 6% раствор перекиси водорода может отбелить кожу или даже вызвать ожог! Поэтому не пренебрегайте правилами техники безопасности и используйте перчатки. Зубная паста для слона оставляет пятна, поэтому будьте уверены, что испачканную поверхность можно будет отмыть. Не пробуйте на вкус получившуюся пену и тем более не глотайте.

Важно. Использовать менее, чем 6% раствор перекиси водорода не нужно. Ничего не получится. Чем выше концентрация, тем лучше. Но чем выше концентрация, тем опаснее становится раствор перекись водорода, а мы выполняем опыт с детьми! Поэтому 6% для нас оптимальный вариант.

Итак, всё подготовлено, поэтому не будем медлить и начнем готовить зубную пасту для слона. Первым делом в тарелке смешайте ложку сухих дрожжей и теплую воду. Помешивайте их около минуты. Отставьте в сторону.

С помощью воронки осторожно перелейте раствор перекиси водорода в бутылку. Туда же добавляем пищевой краситель. Много лить не нужно, достаточно 5 капель. Далее добавим примерно ложку жидкого мыла. Тщательно перемешайте полученную жидкость, взбалтывая бутылку.

Теперь внимание! Будьте предельно осторожны на этом этапе! Вылейте дрожжи в бутылку и немедля отойдите. Раз, два и…

3. Неньютоновская жидкость.

Для приготовления неньютоновской жидкости, потребуется следующее: крахмал картофельный,

 вода,

глубокая чашка,

палочка.

Далее нужно: взять крахмал и насыпать его в глубокую чашку, налить небольшое количество воды и размешать с помощью палочки. В результате смешивания получается нечто типа киселя, обладающего интересными свойствами. Эта жидкость и будет примером неньютоновской.

1) Медленно опускаем руку в чашку, при обратном движении она осталась покрытой жидкостью.

2) Резко ударяем кулаком по жидкости, кулак остановился на поверхности раствора, не проникнув внутрь.

4. Опыт «Дождик в банке»

Прозрачная баночка.

Вода.

Пена для бритья.

Пищевой краситель.

Шприц или пипетка.

А пищевой краситель легко заменить гуашью, разведенной с водой. Для эксперимента больше всего подходит краска с синим цветом.

Чтобы получить «дождь» в банке с пеной для бритья, потребуется:

Наполнить прозрачную емкость водой на ¾ объема.

Сверху выдавить немного пены и аккуратно помочь ей осесть на водной поверхности. Удобно это сделать ложкой или кулинарной лопаткой.

Смешать краситель в небольшом количестве воды и наполнить жидкостью шприц или пипетку.

Демонстрировать эксперимент «Дождь в банке» начинают с момента выдавливания красителя на поверхность пены:

Для этого аккуратно помещают кончик шприца в воздушную пену и медленно вводят краситель. Доверить такую операцию можно ребенку.

Постепенно белое воздушное «облако» отяжелеет, и через некоторое время ребенок будет восхищенно наблюдать сквозь стекло «цветной дождь».

Полезно такую демонстрацию завершить теоретическим занятием на тему «Как образуются и выпадают осадки». После наглядного примера, когда видны струи окрашенной воды в прозрачной жидкости, ребенку легко объяснить, как перед дождем облака меняют цвет и форму.

5. Опыт «Радуга в молоке»

Молоко (чем больше жирность молока, тем лучше).

Красители (можно использовать красители от пасхального набора).

Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды.

Ватные палочки.

Глубокая стеклянная тарелка.

Пипетка.

Для начала мы наливаем в тарелку молоко. Наливать нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуры, при таком условии опыт будет более зрелищным. В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (для удобства можно пользоваться пипетками.

Дальше при помощи сухой ватной палочки нужно немного коснуться молока (не нужно смешивать), обратим внимание детей на то, что ни чего не происходит.

После этого возьмем другую ватную палочку, окунем ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло.

Ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение - короткого времени. (Только касаемся, не нужно перемешивать).

А далее начинается самое интересное – мы с восхищением наблюдаем, как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки в разные стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для самых маленьких и любознательных далее физиков

Сухомлинский В.А.:"Умейте открывать перед ребенком в окружающем ире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное,что...

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

Формирование интегративных качеств «Любознательный, активный» из опыта работы

Формирование интегративных качеств «Любознательный, активный» из опыта работы...

Сообщение из опыта работы: "Развитие любознательности у детей 4-5 лет ".

Сообщение из опыта работы: "Развитие любознательности у детей 4-5 лет "....

Проект посвященный Дню матери «Наши мамы самые, самые!» (из опыта работы)

Актуальность:Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме. Это прекрасный повод поразмышлять о роли матери и семьи ...