Сообщение из опыта работы: "Развитие любознательности у детей 4-5 лет ".
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кудрявцева Ирина Федоровна

Сообщение из опыта работы: "Развитие любознательности у детей 4-5 лет ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuboznayka.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДЕТСКИЙ  САД №5 «УЛЫБКА»

Сообщение из опыта работы на тему:

«Развитие любознательности у детей

4-5 лет  ».

                                                     Выполнила: воспитатель

                                                               Кудрявцева И.Ф.

                                                г. Семенов  2017г.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности, выражают отношение к окружающей жизни.

Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира, и составляет как бы первую ступень познавательного отношения, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

В развитии любознательности детей 4-5 лет решающее значение имеет

четыре основных направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру предусмотренных программой ДОУ. Любознательность дошкольников выражается, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Побуждению вопросов и познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они предстают перед новой ситуацией, новым явлением, или материалом, в котором еще не все объяснено педагогом. С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка . И прежде всего это проходит в процессе поисково-исследовательской деятельности путем проведения экспериментов и проектов. Я вижу, что это вызывает у детей интерес, восторг. Ведь в процессе исследования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к умозаключениям , приобретая знания о свойствах и качествах объектов. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, в процессе игры: два ребенка с увлечением играют в песочнице. Один — чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками, листиками, цветочками, а другой — в поисках жучков.

При беседах, наглядных пособий, тематических занятий по темам дети проявили свою любознательность и заинтересованность, в результате чего появились такие продукты детской деятельности, как: рисунки, поделки из бумаги и бросового материала, придуманные детьми истории, сказки.

В процессе такой деятельности подвожу ребенка к тому, чтобы он увидел и сформулировал проблему - поставил вопрос и получил возможность узнать ответ. К каждому детскому вопросу отношусь, как к самому значимому. Предоставляю ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что учит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Считаю, что это открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли .

Моя задача состоит в том, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Например: «Смотрите, радуга!». Дети обращают внимание и сразу же после восторга куча вопросов: «а как?», «а почему?» и т. д. ». Или побуждаю к новым вопросам: "Зачем человеку глаза?", "Почему мы смеемся?". О человеческих взаимоотношениях, например: "Почему нельзя отнимать игрушки?", "Как спросить о помощи у взрослого?", "Что такое дружба?" Если вопрос оказался сложным, отвечаю точно и доступно. Обязательно хвалю ребенка за хороший вопрос и желание узнать « Ребята, какой молодец Толя, что заметил такую интересную деталь!» Стараюсь не только отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к самим детям, активизируя тем самым мысль ребенка, побуждая к сравнениям, вызывающим припоминание прошлого или рассуждения.

Обязательным условием, возникновения познавательного интереса, считаю, должны быть дидактически продуманные занятия и игры.

В подготовке к занятиям использую различные яркие, красочные, эстетические пособия, материалы, дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры, способствующие познавательной активности. Ведь у дошкольников на данном этапе присутствует наглядно - образное мышление. Ребенку необходимо рассмотреть предмет, изобразить его, домыслить, используя мимику, речь, движения. Для развития интеллектуальной активности и любознательности применяю такие игры, как «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний?», «Где спрятан предмет?» и т.д.

Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.

Моя практика показывает, что любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, и все это способствует успеваемости в дальнейшем. Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность несущая познавательную функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы будет интересно педагогам ДОУ работающим по развитию интегративных качеств личности дошкольников....

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"...

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...