Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы: "Развитие любознательности у детей 4-5 лет ".
    опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Кудрявцева Ирина Федоровна

    Сообщение из опыта работы: "Развитие любознательности у детей 4-5 лет ".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lyuboznayka.docx18.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ ДЕТСКИЙ  САД №5 «УЛЫБКА»

    Сообщение из опыта работы на тему:

    «Развитие любознательности у детей

    4-5 лет  ».

                                                         Выполнила: воспитатель

                                                                   Кудрявцева И.Ф.

                                                    г. Семенов  2017г.

    Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности, выражают отношение к окружающей жизни.

    Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира, и составляет как бы первую ступень познавательного отношения, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

    В развитии любознательности детей 4-5 лет решающее значение имеет

    четыре основных направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру предусмотренных программой ДОУ. Любознательность дошкольников выражается, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Побуждению вопросов и познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они предстают перед новой ситуацией, новым явлением, или материалом, в котором еще не все объяснено педагогом. С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка . И прежде всего это проходит в процессе поисково-исследовательской деятельности путем проведения экспериментов и проектов. Я вижу, что это вызывает у детей интерес, восторг. Ведь в процессе исследования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к умозаключениям , приобретая знания о свойствах и качествах объектов. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, в процессе игры: два ребенка с увлечением играют в песочнице. Один — чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками, листиками, цветочками, а другой — в поисках жучков.

    При беседах, наглядных пособий, тематических занятий по темам дети проявили свою любознательность и заинтересованность, в результате чего появились такие продукты детской деятельности, как: рисунки, поделки из бумаги и бросового материала, придуманные детьми истории, сказки.

    В процессе такой деятельности подвожу ребенка к тому, чтобы он увидел и сформулировал проблему - поставил вопрос и получил возможность узнать ответ. К каждому детскому вопросу отношусь, как к самому значимому. Предоставляю ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что учит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Считаю, что это открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли .

    Моя задача состоит в том, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Например: «Смотрите, радуга!». Дети обращают внимание и сразу же после восторга куча вопросов: «а как?», «а почему?» и т. д. ». Или побуждаю к новым вопросам: "Зачем человеку глаза?", "Почему мы смеемся?". О человеческих взаимоотношениях, например: "Почему нельзя отнимать игрушки?", "Как спросить о помощи у взрослого?", "Что такое дружба?" Если вопрос оказался сложным, отвечаю точно и доступно. Обязательно хвалю ребенка за хороший вопрос и желание узнать « Ребята, какой молодец Толя, что заметил такую интересную деталь!» Стараюсь не только отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к самим детям, активизируя тем самым мысль ребенка, побуждая к сравнениям, вызывающим припоминание прошлого или рассуждения.

    Обязательным условием, возникновения познавательного интереса, считаю, должны быть дидактически продуманные занятия и игры.

    В подготовке к занятиям использую различные яркие, красочные, эстетические пособия, материалы, дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры, способствующие познавательной активности. Ведь у дошкольников на данном этапе присутствует наглядно - образное мышление. Ребенку необходимо рассмотреть предмет, изобразить его, домыслить, используя мимику, речь, движения. Для развития интеллектуальной активности и любознательности применяю такие игры, как «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний?», «Где спрятан предмет?» и т.д.

    Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.

    Моя практика показывает, что любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, и все это способствует успеваемости в дальнейшем. Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность несущая познавательную функцию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."

    К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....

    Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...

    Презентация из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Цели, задачи, методы....

    Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей старшего возраста через театрализованную деятельность"

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-этетического воспитания....

    Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

    представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

    Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"

    Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"...