Краткосрочный проект по познавательно-творческому развитию в средней группе «Волшебная страна — подводное царство»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Тип проекта: познавательно – творческий, включает в себя опытно-экспериментальную деятельность.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.)
Актуальность проекта:
Человека всегда манило море. Он мог бесконечно наслаждаться видом моря, той музыкой, которую играют волны. Море живет своей жизнью. Живя в городе, далеко от морских просторов, мы задумываемся о том, что море – это прекрасное творение природы, целый мир, живущий по своим законам и правилам. Море – символ свободы, простора, красоты. Плеск волн, свежее, влажное, соленое дыхание, неукротимый характер, пленяет. Море бывает теплое и манящее, рассерженное и грозное, светлое и тихое, суровое и холодное. Море – это богатство. Морские глубины – это удивительный мир, полный диковинных животных, коралловых рифов, затонувших кораблей.
Подводный мир очень красочен, но напрямую не доступен для изучения детям. Современные средства и методы позволяют погрузиться в подводный мир, изучить его, самостоятельно анализировать полученные результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект по познавательно-творческому развитию в средней группе «Волшебная страна — подводное царство»
28.04.2021
Тип проекта: познавательно – творческий, включает в себя опытно-экспериментальную деятельность.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.)
Актуальность проекта:
Человека всегда манило море. Он мог бесконечно наслаждаться видом моря, той музыкой, которую играют волны. Море живет своей жизнью. Живя в городе, далеко от морских просторов, мы задумываемся о том, что море – это прекрасное творение природы, целый мир, живущий по своим законам и правилам. Море – символ свободы, простора, красоты. Плеск волн, свежее, влажное, соленое дыхание, неукротимый характер, пленяет. Море бывает теплое и манящее, рассерженное и грозное, светлое и тихое, суровое и холодное. Море – это богатство. Морские глубины – это удивительный мир, полный диковинных животных, коралловых рифов, затонувших кораблей.
Подводный мир очень красочен, но напрямую не доступен для изучения детям. Современные средства и методы позволяют погрузиться в подводный мир, изучить его, самостоятельно анализировать полученные результаты.
Проблема:
Во время игры «Летает - не летает» ребенок не смог определить, кто такая камбала?
Вот мы и решили подойти углубленно к вопросу изучения подводного мира.
Предполагаемый результат:
- дети будут иметь понятие о среде обитания и обитателях морских глубин;
- иметь простейшие представления о строении, способе передвижения, питания морских обитателях;
- формировать интеллектуальную инициативу, умение находить решение с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- научатся в творческих работах выражать свое отношение к обитателям подводного мира.
Цель проекта:
Расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
• Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
• Обогащать словарный запас.
Развивающие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать творческие способности.
• Развивать умение передавать свои чувства от знакомства с морскими обитателями в рисунках и поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап:
- Беседы с детьми.
- Разработка НОД взрослых с детьми.
- Подбор дидактических игр и пособий для работы с детьми по данной теме.
Подбор атрибутов для игр и занятий.
- Подбор художественной литературы, иллюстраций, мультфильмов для детей.
- Выбор форм работы с родителями по теме «Волшебная страна - Подводное царство».
- Подбор музыкального материала (песни, танцы, сценарий итогового мероприятия).
- Создание необходимых условий для реализации проекта «Волшебная страна – Подводное царство».
2. Основной этап:
Познавательное развитие
-НОД «Волшебная страна - Подводное царство»
- Создание музея морских ракушек.
- Рассматривание ракушек, морской гальки.
- Конструирование из счетных палочек, геометрических фигур, камушек «Рыбка», «Кораблик», «Краб»
-Конструирование «Медуза»
- Экспериментирование: «Медуза в бутылке», «Почему в соленой воде яйцо не тонет?»,
-Свойства песка (Сухой и мокрый, рисование на сухом песке).
-Сенсорная коробка «Морские обитатели»
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«В небе летит, в море плывет, по земле идет»,
«Сосчитай морских обитателей», «Собери разрезную картинку (морские животные)»,
«Найди маму для малыша», «Найди отличия»,
«Морская рыбалка».
Просмотр и обсуждение:
-мультфильмов: «В поисках Немо», «В поисках Дори», «Осьминожки».
-видеосюжетов: «Красивый отдых. Египет. Подводный мир»,«Обитатели водной среды»,«Экзотические медузы»,«Обитатели моря»,«Песенки для детей. Медуза»
Театрализованная игра:
«Теремок на морской лад».
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в океанариум», «Кругосветный круиз».
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций и картинок на тему: «Волшебная страна - Подводное царство»:
- фотоальбома «Морские обитатели», репродукции картин И. К. Айвазовского «Черное море», «Девятый вал»
Беседы:
«Почему вода в море соленая?», «Может ли человек жить в море?», «Кто такие рыбы?», «Водолазы и подводные аппараты», «Чем питаются обитатели моря?»
«Кто такой Нептун?»
Дидактические игры:
«Доскажи словечко» (на морскую тему,
«Скажи ласково»
«Опиши животное»
«Угадай, о ком расскажу»
Чтение художественной литературы:
Софи Тата «Что таится в морских глубинах?»
Н. АКнушевицкая «Медуза», «Акула», «Морская звезда», «Электрический скат»
В. М. Мёдов «В океане и джунглях»
Атлас для детей «Рептилии и рыбы», «Морские животные»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
А. С. Пушкин «Сказка от золотой рыбке»
С. Сахарнов «Кто в море живет?»
Э. Успенский «Разноцветная семейка»
-Повторение и заучивание стихотворений о морских обитателях.
-Разгадывание загадок о морских обитателях.
Художественно – эстетическое развитие
Рисование:
Нетрадиционное рисование с использованием восковых мелков и акварели «Рыбки плавают в море»,
Раскрашивание раскрасок «Морские обитатели»,
Рисование на песочном подносе «Медуза», «Рыбки»
Лепка с использованием природного и бросового материала:
«Морские крабы»
«Черепашки»
«Золотая рыбка»
Аппликация
«Морские черепашки» (обрыв салфетки)
«Осьминоги»
«Акула-каракула»
Музыкальные произведения: Слушание шума моря, звуки дельфинов, китов.
Ю. Антонов «Море»
Шоу-группа «Карусель» «Я рисую море»
Песня из мультфильма «Осьминожки»
Ж. Колмагорова «Буги-вуги для осьминога»
Беби Шарк «Акуленок»
Танец Медуз
Танец-флешмоб «А рыбка плавает вот так», «Мы пришли сегодня в порт»
Музыкальная пальчиковая гимнастика Е. Железновой «А под пальмой краб сидит».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Море волнуется раз», «Водяной», «Сети», «Удочка».
Рассматривание плакатов «Безопасное поведение на пляже».
3. Заключительный этап:
- Итоговое развлечение «В гостях у морского царя Нептуна».
- Создание мини- музея морских ракушек.
-Выставка творческих работ детей на тему «Волшебная страна – Подводное царство»
- Выставка работ родителей «Волшебная страна - Подводное царство».
-Показ презентации на педсовете.
Результаты проекта:
Проект «Волшебная страна – Подводное царство» длился 3 недели.
Во время проведения проекта «Волшебная страна - Подводное царство» дети познакомились с подводным миром планеты, его разнообразием, особенностям, исследовали песок, морские ракушки, камешки. Сделали вывод, что в соленой воде легче плавать, а так же, соленая вода не может утолять жажду. Послушали шум моря, звуки, издаваемые дельфинами, китами.
В ходе проекта «Волшебная страна - Подводное царство» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о подводных обитателях. Они хорошо знают, что в морских глубинах обитает огромное разнообразие подводных жителей, получили простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с жизнью в соленой воде, способах их передвижения, способах маскировки. Дети владеет понятиями морские обитатели, рыбы, моллюски. Воспитанники знают, что морских обитателей в неволе содержат в океанариумах.
В течение всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и речевые игры. Дети познакомились с новыми художественными произведениями. Были проведены беседы, с воспитанниками рассматривали иллюстративно-наглядный материал, видео и презентации с изображением морских пейзажей и подводных рифов. Выучили наизусть стихотворения о морских обитателей.
Также научились изображать морских обитателей различными техниками.
Во время проекта ребята заметно сблизились друг с другом, у них активизировалась речь, пополнился словарный запас.
У дошкольников сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе, повысился уровень знаний о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Итоговым продуктом проекта мы организовали выставку продуктивной деятельности, открыли мини-музей «Морские ракушки», выставку рисунков и поделок «Волшебная страна - Подводное царство», развлечение «В гостях у морского царя Нептуна».
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Путешествие в подводный мир»
29.04.2021
Цель: Систематизировать знания детей о морях, океанах и морских обитателях.
Программное содержание:
Обучающие задачи: - продолжать расширять знания детей о планете Земля, о морских жителях, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении; - познакомить детей с полезными свойствами морской воды; - ввести понятия – «батискаф», «кораллы», «коралловые рифы», «кристаллы», «китовый ус»; - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; - обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы, названия океанов и морей.
Развивающие задачи: - развивать познавательные процессы; - развивать внимание и наблюдательность; Воспитательные задачи: - воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов; - воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Материалы и оборудование: - магнитная доска, магниты; - иллюстрации с изображением морских обитателей; - глобус, лупы, аквариумы пластмассовые, сачки, рыбки, воздушные шары; - крупная соль, кристаллы морской соли, фрагменты кораллов; - экспонаты морских обитателей: акулы, морской звезды, черепахи и т.д.
• аудиозапись шума моря, гудок парохода, крик чаек, дельфинов, китов. Предварительная работа.
Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях, отгадывание загадок.
Ход занятия:
• - Ребята, сегодня я приглашаю вас в удивительное морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в его глубины. Но прежде чем отправимся в путешествие мы должны отгадать загадку. Загадка «На ноге стоит одной, Кружит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны». Что же это такое? Дети: - Это глобус. Воспитатель: - А что означает он? Дети: глобус-это модель нашей земли. Воспитатель: - Посмотрите он весь разноцветный. Какого цвета больше? Дети: - Голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой. Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе? Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны. Воспитатель: - какой можно сделать вывод ребята? Дети: что на земле больше воды, чем суши. Воспитатель:- Да, моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Существует 5 океанов. Какие? Ответы детей: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный. Воспитатель: Какие вы знаете моря? Ответы детей: Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое. Воспитатель: Их очень много и всех невозможно перечислить. Давайте послушаем звуки которые звучат на море, в океане. Звучит запись шума моря. Дети слушают (шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб, гудок парохода) и отгадывают. Воспитатель: - Ну что же, а теперь пора отправляться в наше путешествие ,настала пора погружаться под воду и познакомиться с разнообразным миром. Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей) Воспитатель: - Правильно, на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.) - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большом батискафе. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Погружаемся. Музыка (звук погружения)
1. -2-3 все поплывём! В мир подводный попадем. Сейчас начнутся чудеса, Нужно лишь смотреть во все глаза. - Вот мы оказались в подводном мире. Пальчиковая гимнастика «Подводный мир» Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком») Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз) Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны) Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд) Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки) А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара) А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук) Гостей встречает осьминог. Воспитатель: - А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. На магнитной доске изображены этажи океана Воспитатель:- Это верхний слой океана. Какого он цвета? Спускаемся в толщу воды, что изменилось? А на самой глубине, какого цвета вода? Какой вывод можно сделать? - Чем глубже спускаемся в толщу воды, тем становится темнее. Почему? (лучи солнца не могут пробиться сквозь толщу воды, поэтому на большой глубине совсем темно) - Хотите узнать, кто на каких этажах живет?
• : - Да.
• - Сейчас мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Звучит запись дельфинов. – Что это за звуки, слышите? - Ребята, смотрите, мелькнуло морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин). Что вы знаете о дельфинах? Вы были в дельфинарии? А что дельфины делали? Дети: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом, они часто выныривают на поверхность. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфин – очень умное, самое сообразительное животное. Дельфинята любят играться, скатываться со спины, как с горки, выпрыгивать с воды, чтобы мама догоняла. Больного детеныша заботливая мать носит на себе, они так - же спасают своих раненых товарищей. Дельфины очень умные и добрые животные. А еще дельфины лечат людей, были случаи, дельфины спасали тонущих людей. Дельфины занесены в Красную книгу, на них у нас в стране запрещена охота. Воспитатель:- Молодцы! - А это кто? Дети:- Летучая рыба – в воде плавает, как и все другие рыбы. Длинные и широкие плавники у нее сложены и прижаты к телу. Спасаясь от хищников, летучие рыбы разгоняются и выпрыгивают из воды. Распустив крылатые плавники, они с огромной скоростью мчаться над волнами. Снижаются, отталкиваются от воды. Звучит запись китов.
• справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит). Ответ: Кит Дети : - Киты – самые крупные животные в мире, киты дышат воздухом, кормят детенышей молоком, оно такое жирное, что по густоте похоже на зубную пасту. Воспитатель:- Молодцы! Очень интересно! - Живут киты в верхних слоях воды, так как тоже дышат воздухом и для этого часто выныривают. Питаются эти гиганты мелкими рыбёшками и рачками. Хотите посмотреть, как это происходит?
Проводит опыт «Питание кита».
Проходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием (прозрачный контейнер, наполненный водой, с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок). В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Представьте, что сачок это пасть кита. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остается в пасти (рассказ сопровождается одновременным показом). А теперь представьте, что вы киты ловите рыбу.
• Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух! Почему эти рыбы и животные живут только в верхнем слое?(ответы детей) Воспитатель: А теперь давайте повеселимся вместе с нашими морскими жителями. Физ. минутка «А рыбы в море плавают вот так…» Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Спускаемся на средний этаж, в толщу воды. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом. Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).
• Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). Ребята, а что вы знаете про акулу?
• - Акула - это хищная рыба. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов. Воспитатель: - В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула. - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. - Посмотрите, какие красивые медузы. Важна, степенна, холодна, А сквозь нее вода видна. (Медуза) Дети: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Воспитатель:- Медузы бывают разных размеров, с муху и очень большие, просто очень огромные. А вы отдыхая, видели на море настоящих медуз? (ответы детей). Почему их нельзя трогать? (ответы). Да, ребята так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь. А еще медузами питаются рыбы и морские животные. - Ну что, поплыли дальше? Маскируюсь я умело, Цвет меняю так же смело, Восемь ног и голова, Отгадайте, кто же я? Ответ: Осьминог
• Осьминоги живут в толще воды. У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу. Воспитатель: - Молодцы! Очень интересно! Вы можете подумать, что осьминог - очень опасное животное. на самом деле, несмотря на свои восемь щупальцев, осьминог очень застенчив и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Вы верите, что мы можем показать, как это происходит. А это правда, хотите посмотреть? Показывает опыт «Реактивное движение» Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик). А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её? От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.
Погружение продолжается.
Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? - А как могут выглядеть обитатели глубины? Почему вы так думаете? - Для вас сюрприз (разрезные картинки) Давайте соберём картинки и узнаем кто же здесь обитает?(скат, морская звезда, камбала, удильщик). - В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. В тёмных океанских глубинах, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика. Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы. Скаты живут в глубине, их тело приобрело плоский вид, так лежащие на дне скаты незаметны. Другие скаты с помощью электр. заряда могут охотиться на свою жертву. Это электрические скаты. Морские звёзды- показать вам красивое существо похожее на цветы. Из- за своей окраски они очень заметные животные. Они хищники, поедают моллюсков, мелких рыбёшек, кораллы. Хотя рта у них невидно, они караулят свою добычу, обхватывают её щупальцами, сдавливают и съедают. - Ещё кто на глубине живет (камбала, краб, кораллы) Как называются рыбы, живущие на большой глубине? Глубоководные. Вот мы с и побывали в подводном мире, и увидали многих обитателей, знаем кто на какой глубине живёт. Всплываем в батискафе на поверхность. - Музыка (звук погружения) А вот здесь у меня для вас сюрприз. Здесь ни краб, ни осьминог, ни кит, а другие дары моря. Как вы думаете, что здесь может быть? Ответы детей- ракушки могут быть… Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы! Воспитатель:- Вы уже знаете, что в морях и океанах вода солёная, а где можно применять морскую воду? Ответы детей. Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках. А сейчас я приглашаю вас к столу рассмотреть соль, морскую капусту Воспитатель: Ребята, рассмотрите кристаллы морской соли дети рассматривают. На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) . Какого цвета? (белого) Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.) Имеют ли запах (нет). Воспитатель: Дети, как по – научному называется морская капуста? Эта водоросль называется ламинария. Что можно из нее приготовить? (ответы детей). Воспитатель: А ещё я хочу вам сказать интересный факт. Вот это мармелад (показать мармелад, зефир, суфле). Воспитатель: В мармелад добавляют вещество агар – агар, которое получают из водорослей. Агар – агар используют для приготовления суфле, мыла, кремов, мороженого, зубной пасты. А еще из водорослей делают удобрение для цветов, йод. (дети рассматривают удобрения для цветов, йод). Воспитатель: А вы знаете, где растет ламинария? (ответы детей). Воспитатель: Добывают ламинарию специально обученные водолазы, они погружаются на морское дно. Итог: Вот сколько нового и интересного мы узнали о морях и океанах. А сейчас мы поиграем в игры:
Дети делятся на две команды Игра «Хорошо-Плохо?» – На столах картинки с изображением моря. Надо отобрать картинки где море – это хорошо (море дарит прохладу, у моря мы отдыхаем, оздоравливаемся, купаемся , по морям и океанам люди перевозят грузы. Очень полезны для человека морские животные, рыбы, моллюски). И картинки где море - это плохо (На морях бывают сильные штормы и бури. Там гибнут люди и корабли, в море можно утонуть, могут напасть хищники). И ещё бывают очень опасные землетрясения в океане, от этого поднимается огромная волна-цунами, она может пройти от одного материка до другого и снести всё на своем пути. Есть ещё одна опасность – подводные вулканы. И тогда горы пепла и огня поднимаются над водой, вода нагревается и превращается в пар и даже может произойти взрыв. Игра «Этажи океанов и морей» На столах картинки обитателей морей и океанов. Выбирайте любого и расселяйте на свой этаж. - Молодцы, как много всего вы знаете.
Я надеюсь, что вы продолжите изучать морские тайны. Ведь их так много и даже есть неизведанные тайны. - Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы. Любите дети природу: Реки, озёра, моря, О ней проявляйте заботу - Будут тогда чудеса.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Медуза"
29.04.2021
Цель: Расширить и углубить представления детей о медузе.
Показать детям закономерные связи в природе.
Словарь: акваланг.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук детей.
Воспитывать интерес к природе, желание узнавать о ней что-
то новое.
Оборудование: фотография медузы, картина с подводным морским пейзажем, бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки.
Ход занятия:
Сегодня мы совершим путешествие в подводное морское царство.
Но может ли человек долго находиться под водой? Почему? (Ответы детей). Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания. А знаете ли вы какое приспособление придумал французский исследователь для того, чтобы долго находиться под водой? (Ответы детей). Это приспособление называется акваланг. Нам уже не раз встречались слова, начинающиеся с «аква». Вспомните их. (Ответы детей). Аквариум, аквапарк, акварель. Значение этих слов так или иначе связано с водой. «Аква» -- это и есть вода, только на другом языке, на латинском.
Надевайте акваланги и начинаем погружение в наше море. Как оно называется? (Ответы детей). (Имитация надевания акваланга и погружения).
Кого мы можем встретить в водах нашего Черного моря? (Ответы детей). Тут и дельфины, и мидии, и рапаны, и катран, и хамса.
А вот и загадочная медуза. Взгляните на картинку.
Летом и осенью у берегов Крыма много медуз. Они забивают рыболовецкие сети, мешают купающимся в море, иногда выбрасывает их на берег волна. По-разному называли их: морское сало, морская луна, морское сердце. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные.
Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезненен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.
Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие – вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. (Выполняется пальчиковая гимнастика). А сейчас медуза плывет быстро. Скоро начнется на море буря. Кто из вас знает, как называется морская буря? (Ответы детей). Незадолго до шторма медузы уплывают подальше от берега. Это заметили ученые и используют для того, чтобы предупреждать о надвигающемся шторме.
Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот не даром говориться: «терпение и труд все перетрут».
А теперь игра. Вставайте в круг, возьмем мяч. Вы уже много знаете о природе. Например, о том, что все в природе взаимосвязано, кто-то о ком-то заботится, кто-то кого-то ест. Тот, кому я брошу мяч, должен продолжить мое предложение.
1. Заяц – пища для … (волка, лисы).
2. Мед – любимое лакомство … (медведя).
3. Насекомых едят -- … (птицы).
4. Морской ворон баклан питается – … (рыбой).
5. Олени употребляют в пищу -- … (траву).
6. Планктон – это пища ---… (китов).
7. Рыбой лакомятся -- … (акулы, чайки и т. д.)
Представьте себе, что медуз никто не ест. Такие это удивительные создания, что никто на них не покушается. Кроме человека. В Китае и Японии едят медуз. А сами медузы едят планктон. А вот под зонтиками медуз прячутся молоденькие рыбки—ставридки. Пока они не выросли и не набрались силы. Хотели бы хищные рыбы полакомиться малышами, да боятся медузьих стрекательных клеток. Когда ставридки подрастают, они покидают свое убежище под зонтиком медузы и платят ей черной неблагодарностью: обкусывают края зонтика. Вот так – за добро платят злом.
Сейчас я хочу предложить вам изготовить медузу из бумаги. С помощью ножниц, клея и, разумеется, ваших умелых рук, мы сделаем вот такую медузу.
(Конструирование из бумаги. Рассматривание поделок.)
Вопросы:
. Как защищается медуза от врагов?
. Чем питается медуза?
. Кто ест саму медузу?
. Как называется приспособление для длительного пребывания человека под водой?
. Кто находит убежище под зонтиком медузы?
. Как передвигается медуза?
. Что вы знаете о глазах медузы?
. Когда медузы уплывают подальше от берега?
. Какими названиями наделяли медузу?
Можно предложить детям сочинить рассказы о приключениях медузы, нарисовать иллюстрации, оформить в книжку.
Легенда о медузе: «Морское сердце».
Однажды в море купались два брата. Вот старший, когда искупался, к берегу тихо поплыл, а младший – от берега дальше и дальше. И полюбила морская волна отважного брата: взяла, обняла его крепко и тянет к себе на дно, в подводное царство морское.
Сопротивляется хлопец, кричит, зовет на помощь брата родного. А старший боится плыть. Думает: «Там глубоко, еще утону вместе с ним!»
-- Ой, братец мой милый! Ой, братец любимый, спасай! – последний раз вынырнул хлопец, слезы роняя.
-- Пускай тебя господь спасает, -- трусливо промолвил старший, а сам не посмел и взглянуть, как брат утопает, и к берегу быстро гребет, на камень влезает.
Волна рассердилась и погналась за трусом, догнала, снесла его в море и потопила.
Меньшого брата морская царица на дне приютила. И слезы его превратила в сверкающий жемчуг, а кудри – в кораллы. А старшего брата рыбы и раки дотла растащили. Лишь к сердцу никто не хотел прикоснуться: таким было мерзким это трусливое сердце.
С тех пор появилось в море то сердце. Робко, украдкой плавает, скользкое, хладное, жгучее, как крапива, вяло оно шевелится, подрагивает, нет от него даже тени – прозрачное.
А море брезгает сердцем: на берег его бросает, и там оно гибнет бесследно.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по теме недели «Подводное царство»
28.04.2021
Уважаемые родители! Предлагаем вам некоторые рекомендации по работе с детьми для закрепления данной темы.
1. Расскажите ребенку о жителях подводного мира (моря, реки, океан, озера).
2. Обратите внимание на особенности проживания, питания, строения этих животных.
3.Ответьте на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
4. Рассмотрите с ребенком иллюстрации подводных жителей.
5. Заучите стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка?»
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
6. Расскажите об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
7.Поиграйте с детьми в игры: «Сосчитай рыбок» (одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок, «Чей силуэт», «Какой морской житель лишний», «Где кто обитает?», «Угадай по описанию», «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (у щуки голова — щучья, хвост —. , плавник —. , туловище —.)
8.Выучите с Вашим ребенком скороговорки:
Плавал Лёва на плоту
И ловил с плота плотву. Рыбу ловят Боря с Лёвой,
Лёва с Борей – рыболовы.
9.Предложите Вашему ребенку задание на выкладывание из спичек по образцу:
10. Загадайте и объясните загадки по теме:
Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море)
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила. (Осьминог)
Объясняю малышу,
Чтобы не было ошибок:
Зверь я, воздухом дышу,
Но похож на крупных рыбок.
В ватерполо я ловкач
И с детьми играю в мяч. (Дельфин)
Над водой взметнулась глыба -
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (Акула)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельн6ости по художественно-эстетическому развитию: «Волшебная страна – подводное царство» (подготовительная группа)
Освоение техники рисования по "мокрому листу"...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе "Волшебная страна - подводное царство"
познакомить с техникой рисования по мокрому листу, рассматривание картинок с морскими обитателями....
Краткосрочный проект по познавательно-творческому развитию «Волшебная страна — подводное царство» для детей среднего возраста.
Краткосрочный проект по познавательно-творческому развитию «Волшебная страна — подводное царство» для детей среднего возраста.Хамадеевой Ульяны Сергеевны "Проект "Волш...
Проект по познавательно-творческому развитию в средней группе Волшебная страна-подводное царство
Проект...
ООД по рисованию для детей старшей группы "Волшебная страна - подводное царство" .
ООД по рисованию для детей старшей группы "Волшебная страна - подводное царство" ....
Конспект НОД по рисованию (по мокрому листу) в средней группе «Волшебная страна подводного царства»
Конспект НОД по рисованию (по мокрому листу) в средней группе«Волшебная страна подводного царства»...
Проект в средней группе «Волшебная страна — подводное царство»
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям....