Как прекрасен этот мир, посмотри!
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анастасия Васильевна Трапезникова

Воспитание бережного отношения к природе; закрепление элементарных представленийй о разнообразии видов растений, птиц и животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки»

Экологическое мероприятие

«Как прекрасен этот мир, посмотри!..»

для старшей группы

Автор: Трапезникова

 Анастасия Васильевна

Салаир, 2019 г.

Экологическое мероприятие для старших дошкольников. Сценарий «Как прекрасен этот мир, посмотри!..»

Автор: Трапезникова Анастасия Васильевна, воспитатель. Кемеровская обл., г. Салаир МАДОУ №12 «Ладушки».
Описание материала: конспект мероприятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе.                                                                   Цель: Воспитание бережного отношения к природе. Закрепить элементарные представления о разнообразии видов растений, птиц и животных. Расширять словарный запас по теме. 
Задачи:
- учить правилам поведения на природе;
- закреплять знания детей о живой и неживой природе;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать логическое мышление, память, воображение;
- формировать умение отгадывать загадки;
- воспитывать чувство товарищества и уважения к соперникам.
Предварительная работа:

Беседы о живой и неживой природе и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха и воды для дыхания живых существ; Наблюдение за растениями и животными в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С. Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева. Изготовление подарков гостям (аппликация «Ромашка», аппликация «Рыбки»).

Материалы.

Плакаты с растениями, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, картинки с пищевыми цепочками, цветами и животными.

Участники: дети старшей группы, воспитатель, игровые персонажи Лютик, Василёк, Незабудка и Ёлочка.

Ход мероприятия:

Лютик: Здравствуйте, Ребята, давайте знакомиться. Мы – веселые ребята, друзья и защитники природы. Меня зовут Лютик, я самый весёлый и непоседливый. Как вы уже успели заметить – я цветочек, а знаете ли вы, что растения – удивительные и разнообразные жители нашей планеты. Низкие травы соседствуют с высокими деревьями – листопадными или вечнозелёными. А знаете, что растения появляются из маленького семечка? Упадёт семечко в землю – вырастет невысокий подорожник или огромное дерево. Давайте с вами посмотрим на это (плакат «Жизнь растений»)

  1. C:\Users\Пользователь\Desktop\Работы для конкурса\IMG_20190421_174606.jpg
    Незабудка: А я – самая серьезная. Меня зовут - Незабудка, я много всего знаю и рассказываю своим друзьям интересные истории, потому что люблю читать и ничего не забываю. И сейчас давайте с вами посмотрим, кто у нас самый умный? 

«Экологическая разминка»
1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных(Красная.)
2. Из неё делают бумагу. (Древесину.)
3. Какое дерево, как берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
4. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

- Молодцы, вы такие умные ребята!

Василёк: А меня зовут – Василёк, потому что тихий и скромный и даже стеснительный. Я  люблю не только цветы, но и зверей, а их вы много знаете про животных?                                                                                                          Дети: Да                                                                                                                       Василёк: А сейчас посмотрим, я раздам вам картинки, на которых изображены белочка, мышка, зайчик и обезьянка и что они любят есть, и стрелочками нужно соединить соответствующие картинки. Давайте разделимся на 2 команды, и посмотрим, кто сможет сделать быстрее.
Елочка: А я очень веселая и общительная и зовут меня – Елочка. Я часто захожу к малышам в гости, чтобы поиграть. Давайте с вами поиграем  игру - противопоставление«Лимон желтый, а огурец…»«Ромашка белая, а василек…»«Весной листья на деревьях растут, а осенью…»«Летом бывает дождь, а зимой…».
Незабудка: Дети на дворе сыро и пасмурно, но я хотела бы вас вернуть в то время, когда вокруг была такая красота: земля была покрыта яркими коврами, деревья стояли в зеленом убранстве. Представьте себе, что мы с вами оказались в сказочно красивом лесу.
Елочка: Вот мы и оказались в  лесу. Что мы  видим и слышим здесь?(Ответы детей). И в лесу, заметьте, дети, живут и звери и птицы.
Мы, много знаем о птицах, и сейчас я предлагаю провести викторину, которую мы так и назовём «Что за птица?».

1. Конкурс « Трели птиц» (загадки про птиц). 
Проводят Незабудка и Василёк по очереди (Лютик и Елочка раздают цветы за правильные ответы).
1. Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
2. Эта хищница болтлива, 
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока
А зовут её ……..(сорока)
3. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю
Чик-чирик, не робей,
Я бывалый …(воробей)
5.Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой.(дятел)
4. Окраска сероватая
Повадка вороватая
Крикунья хрипловатая,
Известная персона
Это ж я …(ворона)
6. Ну а я, не зная сна
Ловлю мышей до поздна
Даже шорох лёгкий слышу
Не уйти, пожалуй, мышке.(сова)
7 На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - …..(снегирей)
8. Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится
Зимнюю одежду прячь!
Кто на пашне скачет? (грач)
9. Рыбку цапнула в пруду.
Цап! – и нет. Имей ввиду
На носу осталась капля.
А зовут ту птицу…(цапля)

2. Конкурс «Угадай загадку». 
Проводят Незабудка и Елочка, (лютик и Василёк раздают цветы за правильные ответы).
Команда 1:
1.Полненькая барышня,                                                                                                        чудь задень – краснеет,                                                                                                            Её кудри среди дня                                                                                                                                      В поле зеленеют. (
Свёкла)

Команда 2:
1. Он живёт у нас на грядке,                                                                                           Под листочком его дом,                                                                                            Крепкий, сочный, ароматный,                                                                                  Пахнет зеленью, теплом (
Огурец)
Команда 3:
1. Имеет множество одежд,                                                                                                 Но продолжает одеваться,                                                                                                Голодный волк её не ест,                                                                                                        Зато едят коза и зайцы (
Капуста)

 (по ходу конкурса, за каждый правильный ответ, дети получают цветок)

3. Конкурс «Правда-неправда».
Проводят Лютик и Елочка, (Незабудка и Василёк раздают цветы).
Я вам буду по очереди задавать вопросы , вы отвечаете «да» или «нет».
1. Правда ли, что существует рыба-луна?? (да)
2. Правда ли, что некоторые лягушки умеют летать? (да)
3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)                                                         4. Правда ли, когда  крокодил ест свою добычу, плачет? (да)
5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)
7. Правда ли, что страус прячет голову в песок? (нет) 
8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)
9. Правда ли, что верблюды хранят запасы воды в горбах? (да)
10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да)
11. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
12. Правда ли, что кошки могут предугадать землетрясение? (да)

Разминка «Птички танцуют»: Проводит Лютик.
Лютик: Приглашаю игроков на разминку. Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения под текст стихотворения. (звучит негромко веселая музыка).
Птичка польку танцевала
На полянке в ранний час. (Слегка приседают, поворачиваясь то вправо, то влево)
Два жука на барабане, (Имитируют удары по барабану)
Дует жаба в контрабас. (Надувают щеки, показывают как дует жаба)
Хвост налево, клюв направо – («Каблучок» поочередно правой и левой ногой)
Это полька Карабас.
Клюв налево, хвост направо – (Наклоняются, поворачиваются направо)
Это полька Барабас. (Наклоняются, поворачиваются налево, хлопают в ладоши)
Птичка польку танцевала, (Ногами делают «пружинку», руками – «фонарики»)
Потому что весела.
Хвост налево, клюв направо – 
Вот так полечка была.
Клюв налево, хвост направо – 
Вот так полечка была.
Повторяют несколько раз.
Елочка: Мы  очень любим и бережем природу и хотим, чтобы все вокруг вели себя так же. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко хлопать в ладоши, если не правильно, то топать ногами.
1.На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
Не бери ежа с собой,
Отпусти ежа домой.
Ежик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали, 
Кустик не сломали! Правильно?
Незабудка: А сейчас ребята, мы узнаем насколько хорошо вы знаете про животных.

1.Загадки о животных. 
(Вывешиваются картинки с животными), после загадки один из игроков по очереди подходит выбирает картинку с животным.
Проводят Василёк и Лютик, (Елочка и Незабудка раздают цветы).
1.Кто по ёлкам ловко скачет                                                                                                   И взлетает на дубы?                                                                                                 Кто в дупле орехи прячет,                                                                                 Сушит на зиму грибы?(Белка)
2. Есть на речке лесорубы                                                                                            В серебристо-бурых шубах.                                                                                           Из деревьев, веток, глины                                                                                            Строят прочные плотины. (Бобры)
3.Из иголок колобок.                                                                                              Кто свернулся здесь в клубок?                                                                               Не поймёшь, где хвост, где носик,                                                                          На спине продукты носит.                                                                                          В общем, сразу не поймёшь.                                                                                  Кто же это всё же? (Ёж)    
4. Что за зверь лесной                                                                                                   Встал, как столбик, под сосной                                                                                          И стоит среди травы,                                                                                                       Уши больше головы? (Заяц)
5. Рыжий молокозавод                                                                                                  День жуёт, ночь жуёт.                                                                                           Ведь траву не так легко                                                                                           Переделать в молоко (корова)
6. Всю жизнь ношу я два горба,                                                                          Имею два желудка!                                                                                                     Но каждый горб, не горб – амбар!                                                                        Еды в них на семь суток (верблюд )
7. Рое, роет,                                                                                                               Ход подземный строит                                                                                          Роет, строит ловко,                                                                                         Спальню и кладовку (Крот)
8. Кто в лесу глухом живёт,                                                                                      Неуклюжий, косолапый?                                                                                         Летом ест малину, мёд,                                                                                                               А зимой сосёт он лапу? (медведь)
9. Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки ( мышка)
10. Что за коняшки,
На всех тельняшки…(зебры)
11.  Рыжая плутовка,                                                                                                 Хитрая, да ловкая,                                                                                                                                   В сарай попала,                                                                                                                                     кур пересчитала (лиса)
12. Лежит замарашка                                                                                                               В щетинистой рубашке.                                                                                       Хвост крендельком,                                                                                                             Нос пяточком. (поросёнок)
3. Конкурс «Цепочки питания».
Командам раздаются картинки, из которых необходимо составить цепочки питания. 
1. команда:
1. Желудь – мышь – лиса.                                                                                           2. Зерна – мышь – змея – сова.                          2 команда:
1. Водоросли – рак - рыба – медведь.
2. Кора березы – заяц – волк.
3 команда:
1. Цветы – бабочка – лягушка – уж.                                                                         2. Яблоко – гусеница – птица – кошка.

Воспитатель:
«Цветок земли»

Однажды, дочь спросила меня:                                                                                      «Мама, откуда под нами земля,                                                                                           Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»                                                                                  Всё это, родная, природа.                                                                                         Природа – наш друг.                                                                                                                      И вновь, спросила малышка меня:                                                                                     «А кто бережёт природу от зла?»                                                                                                 Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.                                                                     Тут вспомнила из жизни случай я…                                                                            Однажды в саду, у нас вырос цветок,                                                                       А Паша, сосед, оторвал лепесток.                                                                              Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.                                                                               Цветок наш не долго, в саду простоял.                                                                             Погиб от того что его лепестки,                                                                               Мальчишки сорвали и не сберегли.                                                                            Кузнечик не прыгает, не поет соловей.                                                                            В саду нет цветка, и нет там детей.                                                                        Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,                                                                      Когда на ней нет красоты никакой!                                                                     Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,                                                                           Так мир не дано, никому сохранить!…                                                                      Давайте, мы будем дружить,                                                                                                       И заботу воспитывать в детях!                                                                                     Тогда не страшно, будет жить,                                                                                             Нам всем на этом свете!

Лютик: В  лес  недавно приходили  невоспитанные дети и оставили много мусора за собой. Ребята, давайте разделимся на две команды и под музыку будем убирать  лес, одна команда будет собирать мусор в жёлтый обруч, другая в зелёный.
Проводится игра «Уберём мусор».
1 Конкурс «Цветы».
Елочка: Давайте вспомним, какие цветы вы знаете?
Какие цветы бывают? Правильно полевые,  комнатные и садовые, давайте их разделим.
(На доске выложены картинки с изображениями цветов, дети по очереди подходят и относят выбранную картинку в нужную строну).
Лютик: Ребята, скажите, что за цветок.
Золотой и молодой                                                                                                         За неделю стал седой,                                                                                                          А денёчка через два                                                                                                 Облысела голова.                                                                                                  Спрячу- ка в карманчик                                                                                             Бывший …(Одуванчик)
Незабудка: Ребята, как вам в лесу? Но нужно возвращаться домой в детский сад. Но не забывайте  правила, которые помогают сохранить леса.
Елочка: Вы большие молодцы, вы показали, что хорошо знаете живую природу, знаете правила поведения, которые помогают о ней заботиться. Лютик: Очень прошу вас, дети!                                                                      Запомните заповеди эти!                                                                                              И в лесу, пожалуйста, не забывайте                                                                                                Их обязательно выполняйте!

 1ребёнок: Заповедь первая.
Не ломайте, детки!                                                                                                                       У деревьев ветки!                                                                                                          Каждая веточка                                                                                                                    Для дерева – деточка.

2ребёнок: Заповедь вторая
Ёж пыхтит и морщится:                                                                                                   «Что я вам уборщица?                                                                                                       Лес никак не подмету,                                                                                                  Соблюдайте чистоту»!
3ребёнок: Заповедь третья
Огонь в лесу не разводи,                                                                                                 Лес от пожара береги,                                                                                                           А коль развёл, учти:                                                                                                        Перед уходом затуши!
4ребёнок: Заповедь четвёртая
Не рвите в лесу букеты,                                                                                          Запомнить надо про это.                                                                                                   Пусть цветы растут в лесу!                                                                                                  Леса береги красу!
5ребёнок: Заповедь пятая
Птичьих гнёзд не разоряй!                                                                                               И другим не позволяй!

Незабудка: За ваши знания и умения мы подарили вам цветы. Пусть они вас радуют и напоминают вам о том , что о природе надо заботиться и беречь её!

Литература:

  1. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом-природа»: — М.: Карапуз-Дидактика, 2005.;
  2. Николаева С. Н. Юный эколог.- М.: Мозаика-Синтез,2004;
  3. Кондратьева Н. Н. Мы: программа экологического образования дошкольников.- СПб.: Детство-пресс,2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Наверное, нет в настоящее время более важной задачи, чем задача сохранения нашей замечательной планеты. И начинать эту работу  надо именно в семье и детском саду. В статье рассказывается о том, к...

Литературно – поэтический вечер «Как прекрасен этот мир – посмотри!»

Мероприятие направлено на формирование познавательного интереса к природе нашей планеты средствами поэзии....

проект "Как прекрасен этот мир, посмотри"

проект поможет воспитателю увидеть результаты своего труда в обучении детей правилам сохранения своего зрения....

Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… »

В этом году выбрала по самообразованию такую тему: «Формирование у младших дошкольников бережного отношения к природе и всему живому».Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, долж...

Итоговая викторина на тему: «Как прекрасен этот мир посмотри».

Викторина обобщает знание детей о растительном и природном мире Краснодарского  края.  Систематизирует знания детей по экологическому воспитанию, закрепляет понятие о заповеднике,...

Проект "Как прекрасен этот мир - посмотри!" для детей 4-5 лет.

Долгосрочный проект по развитию познавательной активности средствами театрализованной деятельности. Срок реализации -1 год, для детей средней группы....