ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по окружающему миру

Манина Надежда Михайловна

Статья  на тему: "ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

В статье рассматривается сущность понятия «исследовательская деятельность». Раскрываются теоретические аспекты исследовательской деятельности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manina_statya.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Манина Надежда Михайловна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

pedagogics@mordgpi.ru

ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье рассматривается сущность понятия «исследовательская деятельность». Раскрываются теоретические аспекты исследовательской деятельности у дошкольников.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, дошкольник, окружающий мир.

Manina Nadezhda Mihaylovna

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

pedagogics@mordgpi.ru

ON RESEARCH ACTIVITIES IN PRESCHOOLERS

Annotation. The article Abstract: the article deals with the essence of the concept of "research activity". Theoretical aspects of research activity at preschool children are revealed.

Key words: research activity, preschooler, world around.

С введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается сам придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие  и продуктивной ; формирование  картины , расширение  детей.

Ребенок с самого  детства  первооткрывателем,  мира. Мир  ребёнку  личный : - его личные , действия, . Постоянное  наблюдать и , искать  сведения об  мире -  черты  поведения.  стремление к  порождает  поведение  и создает  для того,  психическое  ребенка  как процесс . Доказано, что  обучения,  усвоение  знаний с  самостоятельным их , имеет  значение для  развития  дошкольного .

Исследовательской , через  детей, а на постижение  вещей,  между  окружающего , их упорядочение и . Слова  философа : «Что я слышу - , что я вижу - я , что я делаю - я » как никогда  значимыми и  на сегодняшний . Когда , видит,  и делает  сам, то знания  в памяти  на долго.

ей воспитателя  развитие у  дошкольного  исследовательской , любознательности,  к самостоятельному  и размышлению,  ответов на  вопросы.

На  всего  возраста,  с игровой , огромное  необходимо  организации , познава деятельности , которая  как поиск , приобретение  самостоятельно или под  взрослого,  в процессе , сотрудничества, .

С утверж ФГОС ДО  деятельность  вышла на  этап . И на этапе  дошкольного  определено:

- задает  взрослым и , проявляет ;

-ребенок  к экспериментированию, ;

-ребенок  собственные , опираясь на  знания и .

То есть  подготовки  к школе не  к приобретению , как к формированию  действовать , проявлять , творческую  и др. Именно эти  хотят  в будущем  педагоги  образования.

 проявление  деятельности  с его познавательной , но не любую  деятельность  назвать . Исследователи  (Б. Г. Ананьев, Л. И. [2], Н. Ф. Добрынина, А. К. , А. Н. Леонтьев, А. К. , Н. Г. Морозова и др.)  различают  стадии  исследовательской , направленной на  окружающей : 

- любопытство -  стадия  отношения к  предмету,  чисто , часто  открывающими  сторонами и ; на стадии  субъект  только  ориентировкой,  с занимательностью  предмета;  как фактор  исследовательской  служит  его первотолчком;

-  - как ценное  личности,  видение , характеризующееся  человека  за пределы  усмотренного и . На этой  исследовательской , как правило,  сильные  удивления,  познания, , удовлетворенности ; сущность  заключается в  и расшифровке  рода ;

- собственно  деятельность -  повышенной , ясной  целенаправленностью на  предмет,  мотивацией, в  главное  занимают  мотивы.  деятельность  проникновению  в сущностные , связи,  освоения .

Исследуя  развития  деятельности, мы  на некоторых  особенностях  понятия.  исследовательской  как целостного  личности  выявить ее  основу,  из взаимосвязанных . К ним относятся, по  Савенкова А. И.[7]:

  •  процессы,  с развитием  мышления (, синтеза, , сравнения, ), которые Г. И.  называет « познавательного », направленностью  вопросов на  свойства и  исследуемого , поиском  способов  познавательных ;
  • эмоциональные , характеризуемые  отношением к  и наиболее  проявляющихся во  взаимодействия с  человеком ( помощи,  отзывчивости, , положительных  от совместной  с взрослыми и ). Заложенное в  деятельности  начало, как  Ю. Н. Кулюткин [5],  мощные  ресурсы,  подкрепляют его,  более , обеспечивая тем  перерастание его в  свойство ;
  • волевые . Устремление, , преодоление , принятие , отношение к  и результатам , сосредоточенность , развитие  способностей - все это  и развивает  деятельность. В  Л. С. Выготского[4], А.К. , В. Н. Мясищева, Н. Г. , А. И. Сорокиной и др. , что исследовательская  является  для развития  качеств ;
  • творческие  выражены в  переносе  усвоенных  деятельности в  ситуацию,  ранее  способов  в новые  деятельности,  способности к  мыслительной .

Вслед за Л. А. [2], Н. С. Лейтесом[6] мы , что исследовательская  служит  для совершенствования  и предрасположенности  к различным  творческой . Творчество в  совместной  взрослого и  способствует  в деятельности  из прошлого  ребенка. Под  исследовательской  активируется, , воображение, , создание  образов,  и другое.

 образом, мысли, , воля и  - в совокупности  основу  деятельности.  всего  процессов,  в исследовательскую , является  интеллектуально-творческого  личности, ее .

Согласно Л. С. , основное в  дошкольника - это  его собственного . Первый вид  опыта  назвать . Наибольшую  ребенок  в познании  мира:  вещей,  природы,  людей.

 движущих сил  личности в  окружающего  являются  между  ребенка и его , между  и операционно-технической  его личности,  знанием и . Стремясь  свои , ребенок  пути , пытается  способами . Удовлетворяя  в познании  действительности,  возникающие  (жизненные ), ребенок  в себе  активность,  вновь и  к новому . Основные  организации  потребностей  в дошкольном  - это наблюдение и , на особую , которых  положение о  путях  представлений: «вый путь - это  представлений в  восприятия , но без практического . Второй  - формирование  представлений в  практической,  деятельности  детей».  путь, по  Н. Н. Подъякова,  продуктивнее.

 к познанию  мира,  и реализация  в процессе  познания,  рассматривать как « мотивационную » (В. Франкл).  всем  и являющуюся  двигателем  и развития . Отсюда , что истоки  человека  в биологической , в его развитии, в виде наследственных механизмов, природных предпосылок, заданных от рождения интуицией. Человек наделен интуицией самодвижения, потенциалами к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, он способен к саморазвитию и самоуправлению.

Таким образом, познавательно - исследовательская деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Список использованных источников

  1. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 1-6.
  2. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте / Божович Л.И. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Венгер, Л. А., Мухина В. С. Детская психология / Венгер Л. А., Мухина В. С. - М.: Просвещение, 2016г.
  4. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие / сост. Л. М. Семенюк - М.: Воронеж, 2003г.
  5. Кулюткин, Ю. Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости / Кулюткин Ю.Н. - М.: Просвещение, 2002г.
  6. Лейтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтес Н.С. - М.: Academia, 2003г.
  7. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / Савенков А. И. - Ярославль: Академия развития, 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников   «Жидкости и  растворы»....

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....

«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...

План-конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками старшей группы по теме «Испекли мы колобку друзей»

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольникамистаршей группы «Испекли мы колобку друзей» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», ...