«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
консультация ( группа) на тему

Желябовская Наталья Юрьевна

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_razv_pozn-issled_deyat.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

       Развитие  познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников одна из важнейших задач современного образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.  Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание ОО на реализацию в определенных видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской деятельности. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию. Немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в экспериментировании, поисковой активности ребёнка.

     Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), установить причинно-следственные связи  между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
  На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личностных качеств ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность,

В образовательном процессе традиционно присутствуют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим». Как правило, они строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на «закрепление» этих знаний.

     Таким образом, воспитанники лишаются возможности проявить собственную познавательную инициативу. В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность. Наряду с занятиями экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, прогулку, организацию гигиенических процедур. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышлении.

     Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. Это и мир природы, и мир вещей, мир других людей и способов выстраивания взаимоотношений между ними и, конечно же, мир самого себя, своего собственного «Я».  

    Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и  эмоциональным откликом.

Развитие исследовательских способностей детей – одна из важнейших задач образования.  Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. 
В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
 В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее. Данный вид деятельности является эффективным средством обучения дошкольников, так как активизирует познавательные процессы ребенка, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем возрасте  и мы можем наблюдать элементарную исследовательскую деятельность ребенка, которая поначалу представляет собой бесцельное экспериментирование с вещами и игрушками. Это так называемая предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, в ходе которой он начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваивает сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Таким образом,  происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, малыш познает окружающий мир, расширяет свой кругозор, развивает интеллект.

     По мере взросления ребенка начинают интересовать не столько предметы, сколько окружающий его мир людей и способы действий людей с предметами. На этом возрастном этапе дошкольник переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, то есть происходит внутреннее действие в эксперименте — мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

     Основная задача взрослых, обеспечивающих процесс развития ребенка (родителей и воспитателей) — не пресекать исследовательскую, поисковую активность  детей, а наоборот, активно помогать, поддержать и развить в нем интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы дети как можно больше делали самостоятельных открытий, самостоятельно искали ответы на стоящие перед ними вопросы, проявляли собственную познавательную активность.

     Взаимодействие взрослого с ребенком должно строиться по принципу «Как можно меньше ответов со стороны взрослого!». Взрослые не должны давать ребенку готовых ответов, а просто обязаны активизировать мыслительную деятельность ребенка, заставить его задуматься, сомневаться, задавать вопросы, обращаться за помощью к разным источникам информации. Какие вопросы нужно задавать в процессе познания? Восполняющие: "где", "когда", "кто", "почему", "какие". Задавая такие вопросы, ребенок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего. Уточняющие: "верно ли, что...", "должен ли...", "что было бы, если..."; "что случилось бы, если...".Только так возможно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям и сформировать активную познавательную позицию малыша, которая станет залогом дальнейшего успешного школьного обучения. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша  задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том ...

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности объектами окружающей среды

Образовательная область "Познавательное развитие", прописанная в ФГОС, особенно значима для формирования личности ребенка, т.к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотив...

Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенк...

Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенк...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Одним из видов деятельности, в котором наиболее ярко проявляются и развиваются регулятивные универсальные учебные действия – является опытно-экспериментальная деятельность.  В своей работе ...

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности».

quot;Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Формирование экологической культуры у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисковопознавательн...