Проект «Знакомство с комнатными растениями»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузнецова Галина Алексеевна

Проект «Знакомство с комнатными растениями»

 

Тип проекта: экологический, познавательный.
 

Вид проекта: групповой.

 

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

 

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

 

Цель: расширить представления детей о комнатных растениях.

 

Задачи:

- повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме «Комнатные растения».

- развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

- развивать связную речь детей.

- формировать бережное отношение к цветам, желание ухаживать за цветами. 

- воспитывать любовь к красоте окружающего мира.

 

Актуальность проекта

Актуальность  проекта заключается в формировании у детей системы элементарных экологических знаний о растительном мире, его многообразии, посредством активных действий: заботе о растениях, наблюдении, экспериментировании.

Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры. Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать полученные знания. Данный проект поможет детям больше узнать об окружающем их растительном мире, построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

 

Предполагаемый результат проекта:

- сформировать систему знаний о комнатных растениях у детей  через реализацию проекта;

- сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

- повысить интерес к особенностям жизни и развитию растений, желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за цветами.

 

Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы.

 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;

-подбор методической и художественной литературы по теме;

-подбор информации для детей;

-пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры, иллюстрации).

Основной этап:

Мероприятия по реализации проекта

Беседа «Комнатные растения»

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Дидактические игры: «Узнай растение», «Что изменилось?»

Трудовая деятельность: Полив комнатных растений

Рисование «Цветок, который я хотел вырастить»

Беседа «Зелёные помощники»

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: Е. Благинина «Огонёк»

Дидактические игры: «Какого растения не стало, «Назовите растение»

Исследовательская деятельность: Опыт «С водой и без воды»

Раскрашивание иллюстраций «Комнатные растения»

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: Н. Шайбаковой «Кактус», Б. Заходера «Алоэ»

Дидактические игры: «Найди такой же», «Чего не стало?»

Исследовательская деятельность: «Растения, которые живут в нашей группе»

Лепка «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»

Беседа  «Помоги растению»

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: сказка «Азалия и Белый кот»

Дидактические игры: «Опишите, я отгадаю» «Найди по описанию растение»-1

Рисование «Комнатное растение»

Трудовая деятельность: Протирание широких листьев растений

Беседа «Ухаживаем за комнатными растениями»

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: «Домашний садик», «Сказка о Кактусёнке»

Дидактические игры: «Придумай сам» «Найди по описанию растение»-2, «Где растут цветы»

Аппликация «Кактус»

Трудовая деятельность: Мытье комнатных растений

 

Заключительный этап:

Подведение итогов.

Обработка и оформление материалов проекта.

Планирование мероприятий.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomstvo_s_komnatnymi_rasteniyami.docx250.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Знакомство с комнатными растениями» C:\Users\1\Desktop\komnatniecveti2.jpg

Проект «Знакомство с комнатными растениями»

Тип проекта: экологический, познавательный.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Дата проведения: 06.12.2021 – 10.12.2021г.

Цель: расширить представления детей о комнатных растениях.

Задачи:

- повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме «Комнатные растения».

- развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

- развивать связную речь детей.

- формировать бережное отношение к цветам, желание ухаживать за цветами.  

- воспитывать любовь к красоте окружающего мира.

Актуальность проекта

Актуальность  проекта заключается в формировании у детей системы элементарных экологических знаний о растительном мире, его многообразии, посредством активных действий: заботе о растениях, наблюдении, экспериментировании.

Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры. Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать полученные знания. Данный проект поможет детям больше узнать об окружающем их растительном мире, построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

Предполагаемый результат проекта:

- сформировать систему знаний о комнатных растениях у детей  через реализацию проекта;

- сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

- повысить интерес к особенностям жизни и развитию растений, желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за цветами.

Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;

-подбор методической и художественной литературы по теме;

-подбор информации для детей;

-пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры, иллюстрации).

Основной этап:

Дата проведения

Мероприятия по реализации проекта

06.12.2021

Беседа «Комнатные растения»

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Дидактические игры: «Узнай растение», «Что изменилось?»

Трудовая деятельность: Полив комнатных растений 

Рисование «Цветок, который я хотел вырастить»

07.12.2021

Беседа «Зелёные помощники»

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: Е. Благинина «Огонёк»

Дидактические игры: «Какого растения не стало, «Назовите растение»

Исследовательская деятельность: Опыт «С водой и без воды»

Раскрашивание иллюстраций «Комнатные растения»

08.12.2021

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: Н. Шайбаковой «Кактус», Б. Заходера «Алоэ»

Дидактические игры: «Найди такой же», «Чего не стало?»

Исследовательская деятельность: «Растения, которые живут в нашей группе»

Лепка «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»

09.12.2021

Беседа  «Помоги растению»

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: сказка «Азалия и Белый кот»

Дидактические игры: «Опишите, я отгадаю» «Найди по описанию растение»-1

Рисование «Комнатное растение»

Трудовая деятельность: Протирание широких листьев растений

10.12.2021

Беседа «Ухаживаем за комнатными растениями»

Беседа с рассматриванием иллюстраций в методическом пособии «Растительный мир. Комнатные растения»

Чтение: «Домашний садик», «Сказка о Кактусёнке»

Дидактические игры: «Придумай сам» «Найди по описанию растение»-2, «Где растут цветы»

Аппликация «Кактус» 

Трудовая деятельность: Мытье комнатных растений

Заключительный этап:

Подведение итогов.

Обработка и оформление материалов проекта.

Планирование мероприятий.

Отчет по реализации проекта «Знакомство с комнатными растениями»

В процессе проектной деятельности у дошкольников сформировались знания о комнатных растениях, навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности, повысился  интерес к особенностям жизни и развитию растений, желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за цветами. Было выполнено много интересных красивых работ.

Дидактические игры по теме «Комнатные растения»

«Узнай растение»

Дидактическая задача. Найти растение по названию.

Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнать его.

Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.

Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование 4-5 растений.

Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, каких растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?

«Какого растения не стало

(игра с живыми растениями)

Цель: развивать память, воображение дошкольников, систематизировать знания детей по теме «Целебные растения».

Ход игры: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Назовите растение»

Ход игры:

Воспитатель предлагает назвать растения (второе слева или пятое справа и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте алоэ?» и т. д.)

Можно задавать вопросы:

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья фикуса и т. д. ?

«Найди такой же»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Оборудование. На двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

«Найди по описанию растение»-2

Дидактическая задача. Найти растение по описанию.

Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило. Назвать растение можно только после его описания.

Оборудование. 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов (пеларгония душистая и зональная)

Ход игры. Воспитатель кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, если ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые, описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый, окраску (темно-зеленый, светло-пестрый, с полосками и т. п.)

«Найди по описанию растение»-1

Дидактическая задача. Найти растение по описанию.

Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило. Назвать растение можно только после его описания.

Оборудование. 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов (пеларгония душистая и зональная)

Ход игры. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.

«Чего не стало?»

Дидактическая задача.

Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).

Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Оборудование. На стол ставят 2 – 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время один педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

 «Опишите, я отгадаю»

Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

Игровое действие. Угадывание растений по загадке – описанию.

Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.

 «Где растут цветы»

Содержание занятий. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растение выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы.

Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.

Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.

Ход игры. Дети рассматривают все предложение растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

 «Отгадайте, что за растение»

Дидактическая задача.

Описать предмет и узнать его по описанию.

Игровые действия.

Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.

Ход игры. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому – либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем, вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые, описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, окраску (темно-, светло – зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

Картотека наблюдений

Полив комнатных растений

Цель: уточнить и закрепить представления о частях растения: листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе). Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями.

Мытье комнатных растений

Цель: закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Комнатные растения украшают наш дом
Цель: формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату. При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения: подержать лейку, поставить ее на место и т.п.

Опыт «С водой и без воды»
Цель: формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода).Полив растений совместно с детьми. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того, чтобы они лучше росли. 

«Растения, которые живут в нашей группе»

Цель: уточнить представления детей о уже знакомых им комнатных растениях (хлорофитум, герань, фиалка, зигокактус). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях: они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут  листья). Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем: детям и взрослым  - на них приятно смотреть, ими можно любоваться.

Протирание широких листьев растений

Цель: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.

 

Беседа  «Помоги растению»

 

Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях: их названиях и приёмах ухода за ними. Продолжать учить детей ухаживать за растениями. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам придут гости. Я предлагаю вам настроиться на встречу с ними.

Тренинг «Заряд бодрости».

Мои ушки слышат всё.                       Дети гладят ушки.

Мои глазки видят всё.                        Гладят глазки.

Я вдыхаю аромат цветов!                  Делают вдох.

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать. (Раздаётся плач, в группу входит грустный Карлсон. В руках у него музыкальный цветок, который завял). Кто это к нам пришёл и плачет? Сейчас мы узнаем. Ой, да это Карлсон! Здравствуй, Карлсон! Ну что же с тобой случилось?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Мой цветочек был когда – то таким красивым, как на картинке. (показывает картинку). А теперь он заболел и мне его очень жалко.

Воспитатель: Ребята, а вам жалко цветок? Давайте мы подарим цветочку ласковые слова (красивый, нежный, ласковый, яркий, милый, любимый, алый, хрупкий, весёлый, добрый). Молодцы! Но наш цветочек всё равно грустный. Давайте присядем на стульчики и расспросим Карлсона о цветке. Уважаемый Карлсон, где у тебя был этот цветочек и как ты ухаживал за ним?

Карлсон: он рос у меня на крыше в моём домике, под ведром.

Воспитатель: Цветочек? Под ведром? Вот так Карлсон. Что же, ребята, он делал не так? Давайте подумаем. ( под ведром нет света, тепла, воздуха и воды). Правильно, молодцы! Давайте поможем Карлсону. У меня на столе лежат волшебные карточки, выберем из них подходящие для нашего цветка.

Игра «Что необходимо растению для роста?» (карточки – солнце, лейка, земля, воздух, батон, игрушка.) правильно, ребята! Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно нужны забота, нежность, любовь, поэтому твоему растению, Карлсон, под ведром было неуютно, он завял.

Карлсон: больше я его под ведром держать не буду.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть красивыми цветами? Я приглашаю вас в круг.

Психогимнастика «Я растение» (выполняется под медленную музыку). Закройте глазки и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль. Растение начинает расти (дети медленно поднимаются), листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх), растение чувствует  себя хорошо (руки опускают). Откройте глазки. Вам понравилось быть цветами?

Карлсон: ребята, а вы не могли бы мне рассказать из каких частей состоит моё растение. Я ведь этого не знаю.

Воспитатель: Ребята с удовольствием сейчас тебе об этом расскажут. А помогут нам в этом чудо – картинки. (у растения в земле прячется корешок, от корешка идёт стебель. На стебле есть листья и цветы). Молодцы, ребята! Действительно, у растения есть корень, стебель, листья, цветок. Все они ему нужны и важны. Ты запомнил, Карлсон, что тебе рассказали дети? Ведь они старались.

Карлсон: запомнил, запомнил, а ещё я знаю, что цветы надо поливать. Вот как я это делаю!(льёт на растение сверху, разбрызгивая воду).

Воспитатель: Подожди, не торопись. Так ты можешь погубить растение. Вот и свой цветок неправильно поливал.

Карлсон: как погубить? Вы же сказали, что вода нужна для растения. Вот я и лью.

Воспитатель: Поливать, Карлсон, тоже надо правильно. Посмотри, как это будут делать дети (ребёнок поливает и рассказывает: носик лейки кладу на край горшка и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка).

Карлсон: Ура! Я теперь всё знаю, как правильно ухаживать за моим цветочком.

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Закройте глаза (листья у цветка Карлсона поднимаются) раз, два, три – посмотри!

Карлсон: ой, мой цветочек стал здоровым и весёлым. Спасибо вам, ребята, за урок по уходу за растениями. Теперь я буду делать всё правильно. А теперь мне пора улетаь. Пока!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о том, как помочь цветочку. Что ему нужно для жизни (свет, вода, тепло, воздух)? Мы с вами будем ухаживать за цветами в нашей группе и тихо, шепотом будем спрашивать: «Как вы себя чувствуете?»

 

Беседа «Зелёные помощники»

Цель: Закреплять знания детей о растениях: их названиях и приёмах ухода за ними. Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Комнатные растения».

Продолжать учить детей ухаживать за растениями. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Ход беседы:

Организационный момент.

Мы умеем улыбаться

Можем мы и погрустить

И умеем мы смеяться

Ну а главное дружить

Загадка:

На окне растут-

Людям радость несут (цветы)

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами поговорим о комнатных растениях.

Сюрпризный момент: Стук в дверь (входит Федора Егоровна)

Здоровается с детьми плачет и говорит, что ей подарили для уюта в доме,

цветок, и он у неё заболел и она совсем не знает, что с ним делать .

Воспитатель: (спрашивает Ф. Е) А ты знаешь, как называется твой цветок? Нет?

А что ухаживать нужно за цветами ты знаешь? Нет?

Ну что ж ребята давайте поможем Федоре вылечить цветок.

Воспитатель: Ребята, скажите какое растение у Федоры. (Бальзамин)

А в народе называют огонёк.

А почему его так называют?

А почему он у неё такой не красивый?

Что нужно сделать, чтобы цветок стал красивый?

Давай те польём, взрыхлим. А теперь давайте расскажем Федоре как живёт цветок, а поможет нам таблица. (Дети рассказывают из каких частей состоит цветок)

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом

«Назови растение» и привлекают к игре Федору.

Воспитатель: Ребята за Федориным цветком мы поухаживали, но ведь у нас есть и другие комнатные растения за которыми тоже нужно поухаживать. Но прежде чем приступить к работе, надо одеть фартуки,

Федора, а ты нам помоги.

Воспитатель: Вспомним, что для этого надо сделать?

Дети: Для этого надо полить, порыхлить, протереть листочки.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики.

П/и. Рано утром он закрыт,

А к полудню ближе

Распускает лепестки

Красоту я вижу.

К вечеру опять, закрывает венчик

До утра он будет спать,

Как маленький птенчик.

Сейчас давайте рассмотрим табличку «Уход за растениями».

- Как узнать, что растение надо полить?

Дети: Потрогать землю на ощупь.

Воспитатель: Давайте потрогаем, какая земля?

Дети: Сухая.

Воспитатель: Что надо сделать?

Дети: Полить.

Воспитатель: Какой водой мы поливаем землю?

Дети: Теплой, комнатной температуры.

Воспитатель: Как надо правильно поливать растение нам покажет Лера. (Надо поливать по краю горшочка). А теперь возьмите лейки и аккуратно полейте цветочек.

Ребята, а чему вы научились недавно?

Дети: Рыхлить землю.

Воспитатель: Для чего надо рыхлить землю?

Дети: Чтобы хорошо проходила вода, чтобы корням легче расти.

Воспитатель: Чем рыхлят землю и как правильно рыхлить?

Дети: Рыхлят палочками от края горшочка ближе к стебельку.

Воспитатель: Как надо ухаживать за листочками?

Дети: Крупные листья протираем тряпочкой. А мелкие опрыскиваем.

Воспитатель: Давайте протрем листочки. У какого растения крупные листья?

Дети: У фикуса.

Воспитатель: А у других растений, какие листья?

Дети: Мелкие.

Воспитатель: Мы их будем опрыскивать, кроме фиалки. Ее листочки я буду отряхивать кисточкой.

Какие вы молодцы, как хорошо вы сегодня поработали, как чисто вымыли листочки, как они теперь блестят. Для чего мы ухаживали за растениями?

Дети: Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели.

Федора: Как много вы знаете всего о растениях.

Воспитатель: Это еще не все, сейчас ребята расскажут тебе стихи о цветах.

(Дети рассказывают стихи.)

Воспитатель: Кактус пригласил нас на танец, и ты Федора тоже выходи с нами танцевать.

Федора: Ой, ребята, какие вы молодцы, я так много узнала сегодня, как надо ухаживать за растениями. А теперь мне пора домой. Ой, ребята, какой красивый стал мой цветочек, большое вам спасибо, что вылечили.

Воспитатель: Федора, мы хотим подарить тебе таблицу «Как надо ухаживать за растениями».

Федора: До свидания, спасибо за подарок.

Воспитатель: Ребята, что хорошего вы сегодня сделали?

Дети: Помогли Федоре вылечить ее цветок, научили ухаживать за растениями.

 

 

 

Художественная литература

 

Пословицы и поговорки.

Цветы, что дети, уход любят.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Аленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылек.

И красивые цветики ядовитыми бывают.

На моем окошке настоящий сад!

Крупные сережки фуксии висят.

Лезет финик узкий – листики свежи.

А у пальмы русской листья, как ножи.

Вспыхнул угольками скромный огонек.

Весь под волосами кактуса пенек.

Прыгают синицы под окном моим.

Радуются птицы – ведь приятно им

Посмотреть на это милое окно,

Где зимою – лети,

Где цветов полно.

Е. Благинина

 

Бальзамин

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

Его поливаю. Его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж больно он ярок, уж больно хорош,

Уж больно на мамину сказку похож!

Е. Благинина

 

Загадки

А теперь друзья-ребятки,

Отгадайте-ка загадки

Все стихи здесь про цветы

Я их знаю, ну а ты?

Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый, 
Он сборчатый и каемчатый,
А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань) 


Своими узкими листами
Озеленю ваш дом,
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
Своих детей очень люблю –
Их при себе я сохраню. (Хлорофитум)

 

Лист растет косой,
Не умыт росой;
У него на спине
Белые пестринки,
А цветы – горстями,
Красными кистями. (Бегония)

 

Меня по кличке все зовут,
А имени не знают.
Но будет сухо или дождь -
Я тут же сообщаю. (Бальзамин)


С цветочного горшка
Вниз свесила я косы.
Я не цвету пока
На улице морозы.
Но только снег растает-
Я тут же расцветаю. (Традесканция) 

Я тоже в комнате расту,
И пусть я без цветов-
Тебе я ранки залечу
Без всяких докторов. (Алоэ).

В кадке вырос куст –
И широк, и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус) 


Зеленые перья 
Петушьих хвостов
Висят на верхушках
Корявых шестов. (Драцена) 

Ухаживаем за цветами
На моем окошке 
Поселился ежик – 
Все глядит в окошко,
А ходить не может.
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может, он без шапки
От мороза ежится? (Кактус)


Хоть мы ростом низковаты,
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски. (Фиалки)

 

Вышла балеринка,
Блузка - как рябинка.
Юбочка лиловая
Лента васильковая.
Ножки как точеные,
Туфли золоченые. (фуксия)


Щучий хвост 
Пошел в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки. (Сансевьера)

 

Листок в орнаменте найдешь,
Он четок и пригож.
Стеной венок не оторвешь
Ладонью не сомкнешь. (плющ)

Вырос кустик пышный,
На окне не лишний;
Листья – незаметные,
А плоды – запретные. (Аспарагус)

 

Беседа «Ухаживаем за комнатными растениями»

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.

Задачи:

• продолжать учить ухаживать за комнатными растениями.

• развивать любознательность, трудолюбие.

• воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, стремление ухаживать за растениями.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о комнатных растениях. Как вы думаете, зачем людям нужны комнатные растения?

Дети: Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, положительно влияют на настроение людей.

Воспитатель: Почему они называются комнатными?

Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.

Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Названия каких комнатных цветов вы знаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей группе. Но, ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Как мы с вами ухаживаем за комнатными растениями? Назовите способы ухода.

Дети: полив, рыхление, опрыскивание, протирание листочков от пыли, мытье, обрыв сухих листьев.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поухаживать за растениями. Для этого предлагаю пройти в наше экологическое пространство.

(Дети вместе с воспитателем проходят к комнатным цветам, расположенным в микрозоне экологии и природы)

Воспитатель: Ребята, что же нам понадобится для работы?

Дети: Фартуки, лейки, пульверизаторы, салфетки, кисточки, тазики, вода для полива.

(Дети надевают фартуки и подходят к цветам)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на комнатные цветы, как выдумаете они грустные?

Воспитатель: Что же мы можем сделать, чтобы цветы перестали грустить?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю показать, как мы умеем заботиться о комнатных цветах.

(Дети выбирают цветок, за которым они будет ухаживать (по 2-3 человека). Дети выполняют работу и комментируют свои действия)

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель: Как надо протирать листочки?

Дети: Салфетку надо держать в правой руке, на левую руку кладут лист растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

(Показ одного из детей)

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Дети: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ ребёнка, как надо мыть.)

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Дети: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

(Показ одного из детей)

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом.

Воспитатель: Ребята, как надо рыхлить?

Дети: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни.

(Выполнение работы детьми самостоятельно)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими яркими стали растения, какими чистыми их листочки. Сейчас мы переходим к поливу и опрыскиванию. Опрыскивание – важная часть ухода за растениями. После опрыскивания растения дольше остаются свежими и зелеными и лучше растут. Для этого нам нужны пульверизаторы. Но, ребята, надо помнить правило – комнатные цветы с ворсистыми листьями (например, фиалку и бегонию) опрыскивать нельзя.

А как узнать, надо поливать растение или нет?

Дети: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Дети: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?

Дети: Талой, комнатной температуры.

(Выполнение работы детьми самостоятельно)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши цветы, какие они стали? Грустят ли они сейчас?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте будем заботиться о цветах, чтобы наши растения всегда нас радовали. Ведь растениям нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова.

А сейчас ребята нам нужно убрать за собой рабочее место.

(Дети убирают рабочий инвентарь)

Используемая литература:

1. Бердникова О.В. Комнатные растения от А до Я. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. 320 с. – (Русский хесайон).

2. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».

3. Цветы в вашем доме. Составитель Т. А. Храмова ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004

4. Комнатные растения (мини-энциклопедия). Москва: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Внешсигма», 2001.

5. Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. М.: ЗАО «Фитон +», 2001. 

6. Цветы на подоконнике. Москва, Мой мир, 2004.

7. Николаева С.Н. «Юный эколог»

8. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями»

Конспект НОД, направленной на  развитие познавательного интереса детей к природе, желания активно изучать природный мир, формирование у детей стремления к исследованию и экспериментированию ...

ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ. «Комнатный виноград»

Педагогические задачи:Образовательные: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях и уходом за ними. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида о...

учебно-методическое пособие "Знакомство с комнатными растениями" (презентация)

В презентации содержится красочный иллюстративный материал, стихи о растениях, а так же  интересные факты из жизни растений.Материал может использоваться воспитателями для занятий....

знакомство с комнатным растением бальзамином

конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста по окружающему миру...

Конспект ООД во второй младшей группе: «Знакомство с комнатными растениями» (рассматривание растения).

Конспект ООД во второй младшей группе: «Знакомство  с комнатными  растениями» (рассматривание растения)....

Краткосрочный проект по теме: «Знакомство с комнатным растением – фиалка»

Цель: Формирование представления о комнатных растений....