ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ. «Комнатный виноград»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ланговая Марина Александровна

Педагогические задачи:

Образовательные: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях и уходом за ними. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Познакомить детей с новым растением – комнатным виноградом. Внести в словарь детей более точные определения внешнего вида отдельных частей растений: ствол вьющийся, листья шероховатые, край листа с зубчиками и т.д.

Развивающие: Развивать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Воспитательные: Воспитывать интерес детей к уходу и наблюдениям за растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx102.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ


ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ.

«Комнатный виноград»

Подготовила и провила:

Ланговая М.А.

Методические рекомендации.

Тема: Ознакомление с комнатным виноградом.

Педагогические задачи:

Образовательные: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях и уходом за ними. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Познакомить детей с новым растением – комнатным виноградом. Внести в словарь детей более точные определения внешнего вида отдельных частей растений: ствол вьющийся, листья шероховатые, край листа с зубчиками и т.д.

Развивающие: Развивать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Воспитательные: Воспитывать интерес детей к уходу и наблюдениям за растениями.

Возраст группы: Старшая группа.

Объект для наблюдения: Растения - фикус, фиалка, комнатный виноград.

Оборудование: Растения - фикус, фиалка, комнатный виноград, карточки – модели строения растения для каждого цветка: корень – 3 шт; стебель – 3шт; лист-3шт; цветок- 3шт, предметы ухода за растениями: лейка -3шт; лопаточка -3шт; салфетка для пыли -3шт; пульверизатор -3шт.

Место проведения: Групповое помещение детского сада.

Основные понятия при проведении ознакомления: ствол вьющийся, листья шероховатые, край листа с зубчиками.

Методическая ценность данной темы: Название нового растения– комнатный виноград. Уход за цветком.

Конечный результат: Расширение знаний детей о комнатных растениях

Ход занятия.

Дети сидят на своих местах.

- Ребята, сегодня мы рассмотрим некоторые наши комнатные растения и расскажем о них. Но для начала давайте вспомним, для чего люди разводят комнатные растения? ( для красоты, уюта, некоторые цветы помогают очищать воздух).

-Как называются растения, стоящие у меня на столе? (фикус, фиалка).

Давайте сначала расскажем о фикусе. Какого он размера? (большой, похож на дерево).

Действительно, фикус высокое растение, и чтобы ему держаться в земле какой ему нужен корень? (большой, длинный).

- Какой стебель у фикуса? (прямой, толстый, высокий).

- Опишите мне листья растения. Какие они, по размеру, форме, цвету? (листья большие, овальные, темно-зеленого цвета).

-Что еще можно сказать о листьях. Какие они на ощупь? (гладкие, блестящие).

Теперь сравним фикус и фиалку. Похожи они или нет? ( нет, не похожи).

Рассмотрите их и скажите чем же они не похожи? (фикус большой а фиалка маленькая).

-Но может быть у них корни одинаковые? (нет, у фикуса длинный и большой, у фиалки маленький, короткий, находится у поверхности земли).

-Что можно сказать о листьях этих растений? (у фикуса листья растут на стебле, они большие, гладкие, у фиалки вылезают от корня, они маленькие, шероховатые).

-А чем листья похожи? (они овальной формы).

- Чем еще отличаются эти два растения? (у фиалки бывают цветы, это цветущее растение, фикус не цветет).

Физминутка: «Собери цветочек».

На ковре, в хаотичном порядке, разложены лепестки цветов (ромашка, мак, василек). Серединки цветов лежат цветной стороной сверху, лепестки цветной стороной снизу. Детям предлагается взять по одному лепестку, найти и собрать цветок. Таким образом дети делятся на группы, для последующей работы застолами.

Сейчас я покажу и познакомлю вас с новым растением, которое будет жить в нашей группе. Оно называется комнатный виноград. Привезли его к нам из тропических лесов, где оно росло.

Рассмотрите его внимательно. На что оно больше похоже, на дерево или на кустик? (на кустик).

Виноград может вырасти очень большим. Ему необходимо хорошее питание. Поэтому корень растения большой, длинный, уходит глубоко в землю.

Давайте рассмотрим стебель растения. Он один? ( их много). Какие они? (длинные, вьющиеся).

На стебельках винограда есть усики, похожие на спиральки, с помощью них, растение закрепляется на опору и может вырасти очень высоко вверх.

Посмотрите на листочки. Они сложные. На каждой веточке находятся по три листика, овальной формы с зубчиками на концах. Обратите внимание, на растении маленькие листочки светло-зеленые, а крупные темно-зеленые. Как вы думаете, почему? (маленькие только появились, а большие давно растут).

Правильно. Молодые листочки имеют светло-зеленый цвет, а старые темно-зеленый цвет.

Цветков у этого растения не бывает. Размножают виноград с помощью черенков.

Нам с вами необходимо решить, где у нас будет жить это растение. Виноград не любит когда на него светит солнышко. Ветки длинные, им нужно место чтобы расти. Куда же нам его поставить? (вместе с детьми определяем место на полочке в уголке природы).

Что бы винограду у нас было хорошо и уютно, за ним так же необходимо ухаживать как и за другими растениями.

-Напомните мне, как мы ухаживаем за растениями? (поливаем, рыхлим землю, протираем пыль с листочков, опрыскиваем, моем).

-Как вы думаете, с винограда удобно будет протирать пыль с листочков тряпочкой, как у фикуса? (нет).

-Почему? (у фикуса листья большие, плотные, а у винограда мелкие, тонкие, их очень много).

Правильно. Поэтому мы будем опрыскивать его из пульверизатора и при необходимости мыть под душем.

Настало время поиграть.

Дети делятся на три группы. Каждой ставится свой цветок (фикус, фиалка, виноград). Перед каждой группой на столе лежат: карточки модели трех растений (корень, стебель, лист, цветок), предметы ухода за растениями: лейка, лопаточка, тряпочка, пульверизатор.

Каждой группе необходимо выбрать и составить модель своего цветка, и подобрать предметы ухода за ним.

По завершению задания все вместе проверяют правильность выполнения каждой группы.

Итог занятия. – Сегодня мы с вами познакомились еще с одним комнатным растением – комнатным виноградом, поговорили о уже знакомых нам фикусе и фиалке. Вспомнили о правилах ухода за растениями. Вы очень хорошо о них рассказывали, и я думаю, что они ответят вам взаимностью. Будут радовать вас своей красотой, и поднимать вам настроение.

Список литературы:

1.Бондаренко Т.М. –Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж: ТЦ «Учитель». 2002г.

2. Воронкевич О.А. – Добро пожаловать в экологию. Часть II. С-П: «Детство – пресс» 2003г.

3. Марковская М.М. –Уголок природы в детском саду. М: «Просвещение» 1989г.

4. Николаева С.Н. –Юный эколог. М: «Мозаика – Синтез» 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что есть у каждого растения? (комнатные растения)

Конспект непосредственно-образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром...

Конспект НОД во второй младшей группе «Знакомство и уход за комнатными растениями»

Конспект НОД во второй младшей группе «Знакомство и уход за комнатными растениями»...

Дополнительное образование. Кружок "Эколята". Развитие растений. Комнатные растения.

Формировать у детей представления о том, что лдя растений неоюходимы сразу несколбко факторов: влага, тепло, свет,почва. Обобщить представления детей о комнатных растениях, об уходе за ними, закрепить...