"Поможем королеве птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру

Посредник Виктория Александровна

познавательно-исследовательская деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности для детей разновозрастной группы

на основе системно – деятельностной технологии  Л.Г. Петерсон   « Ситуация»

Тема ОС

  Путешествие по карте «Поможем королеве птиц»

Культурная практика 

Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром)

Культурно-смысловой контекст 

Пополнение центра науки пооперационной картой «Жир отталкивает воду»

Цель: 

Создание  условий для развития  самостоятельности воспитанников при работе с картой

Образовательные задачи: 

 

- ориентирование  в помещении группы (по карте )

- расширение представлений о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания;

- применение умений  в нахождении признаков сходства и различия;

- стимулирование и развитие речевого творчества детей, умение участвовать в коллективных разговорах;

- исследование перьев с выводом о подтверждении гепотезы;

- воспитание интереса и любови к природе; бережное, заботливое отношение к птицам

Материалы

Мольберт, столы – 5 шт.,  письмо от королевы птиц, карта, карточки с заданиями; задание №1 – картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; задание № 2 – в коробке: кухонные щипцы, пинцет, бельевая прищепка, крупа, семечки, рыба-игрушка, картинка с клювами птиц; задание №3 – картинка скворечника, гнезда на дереве, крыше дома, под крышей (в помещении), картинки птиц – аист, скворец, ласточка, воробей; задание №4 – листы бумаги, масло растительное, кисточки, вода, салфетки, пипетки; задание №5 – мяч; обручи  (для подвижной игры) – 8 шт., аудиозапись «Звуки леса»; заготовки для изготовления пооперационной карты

Этапы

ОС

Деятельность педагога, приемы работы

Деятельность детей

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию

 В группу почтальон вносит письмо от королевы птиц, к которому прикреплена карта.  Воспитатель предлагает открыть и прочитать письмо. Текст письма: «Здравствуйте ребята! У меня возникла большая проблема, и я решила обратиться к вам за помощью. В нашем царстве птиц случилась беда – злой волшебник заколдовал царство и в нем теперь какая-то неразбериха: птицы не знают, каким из них улетать в теплые страны, а каким нет; почему у них разные клювы;  почему их тело покрыто перьями и многое другое… а напоследок волшебник оставил записку: «Следуйте по карте царства птиц,  выполняя задания, и тогда в вашем царстве снова наступит порядок!». Мне одной ни как не справиться с этими заданиями…Помогите мне, очень вас прошу. И после того, как вы с ними справитесь – вас будет ждать небольшой сюрприз от меня!»

- Ребята, мы же сможем помочь королеве птиц, ведь мы много что знаем про птиц…

коммуникативная

заинтересованность, проявление инициативы

2. Актуализация знаний и умений

Акцентные вопросы:

- Какие бывают птицы?

- Где живут?

- Чем питаются?

коммуникативная

проявление  инициативы в общении друг с другом и педагогом

3. Затруднение в ситуации

- Но как же мы сможем помочь королеве птиц, если мы даже не знаем, что именно надо сделать…  Ой ребята, королева птиц вместе с письмом и карту нам прислала! (дети достают из конверта карту, разворачивают её и закрепляют на мольберте, рассматриваем её и отправляемся в путь, согласно маршруту)

Под аудиозапись «Звуки леса», летим, как птицы, размахивая крыльями от одного задания к другому (делая круг по группе)

коммуникативная

большинство детей принимают проблемную ситуацию и высказывают свои мысли по поводу её решения

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Выполнение заданий:

№ 1 «Разделите птиц по группам на:  зимующих и перелетных»

№ 2 Эксперимент «Птичьи клювы»

- Мы с вами знаем, что у птиц разные клювы. А кто-будь знает – почему? (строение клюва зависит от того, чем питаются птицы)

- Большим клювом удобно ловить рыбу, а маленьким – комаров и мошек… Хотите разобраться, какой птице, что предложить на обед?

№ 3   - «Кто где живет?»

Физкультминутка «Журавлик»

- Ребята, мы с вами знаем, что у птиц разное оперение. Перья отличаются по окраске,  длине. А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части)

№ 4 Опыт «Жир отталкивает воду»

№ 5  Игра с мячом «У кого кто?»

Подвижная игра «Скворечники»

познавательно-исследовательская

двигательная

познавательно-исследовательская

двигательная

 выполнение задания, проявление любознательности, интересуются причинно-следственными связями

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

- Ребята, а понравился ли вам опыт «Жир отталкивает воду»? Хотели бы вы его еще провести? Тогда давайте сделаем пооперационную карту, для того чтобы, при желании вы могли вновь выполнить этот опыт самостоятельно и поместим его в центр науки  (дети заполняют пооперационную карту из приготовленных заготовок)

- Ребята, как вы думаете, мы справились со всеми заданиями, которые приготовил злой волшебник?

- То есть, мы помогли королеве птиц и в царстве вновь наступил порядок?

- Ну что ж… Тогда нам пора возвращаться в детский сад.

( возвращение под аудиозапись «Звуки леса»)

изобразительная, познавательно-исследовательская

коммуникативная

проявление инициативы, интерес к выполнению заданий, соблюдение последовательности,

 формулирование собственного мнения по поводу выполненного задания

6. Осмысление (итог)

(обсуждение путешествия, сидя в кругу)

Акцентные вопросы:

- Ребята, а во время сегодняшнего нашего путешествия, может быть, кто-то из вас узнал что-то новое? Или вам всё было знакомо?

- Королева птиц, как и обещала, приготовила для вас сюрприз, за ту помощь, которую мы ей оказали - это карточки с заданиями по теме «Птицы». А так как вы очень много знаете о птицах, то с лёгкостью справитесь и с этими заданиями.

- Понравилось ли вам путешествие по карте?

- Куда бы в следующий раз вы хотели отправиться?

коммуникативная

Формулирование условий, которые помогли достичь цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Старшая группа. Тема: «Поможем Королеве цветов».

Закрепление цифры 7, дней недели, цвета спектра; закрепление названий геометрических фигур....

Поможем Королеве страны Математике.

1. Закреплять знания о составе чисел в пределах 102. Совершенствовать умение группировать предметы по трём признакам: цвету, размеру, толщине.3. Развивать умение моделировать, ориентируясь по правилам...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Поможем Королеве страны Математики".

НОД построено в игровой форме, с использованием различных заданий для детей....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы «Поможем Королеве страны Математике».

Мероприятие построено как увлекательное путешествие на корабле на остров Математики. Создать положительный настрой и интерес детей в начале мероприятия позволило  создание проблемной ситуации – п...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Поможем Королеве Математике»

Предлагаю конспект занятия по ФЭМП с использованием ИКТ для воспитателей подготовительной к школе группы....