Открытое ООД «В гости к хозяйке луга» для родителей
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бусолаева Елена Владимировна

Обобщить представления детей о природе, разнообразии насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_hozyayke_luga.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы

«В гости к хозяйке луга»

в средней группе

Цель: 

Обобщить представления детей о природе, разнообразии насекомых.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.
  • Учить сравнивать разных насекомых, находить общие и отличительные детали в их строении.
  • Учить наследовать звуки насекомых (например: жужжание пчелы, стрекотание кузнечика и т.п.).
  • Упражнять в умении разгадывать загадки, рассказывать заклички.
  • Учить детей анализировать, делать выводы, обобщения, предположения.
  • Учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.
  • Воспитывать потребность в общении с природой, бережное отношение к насекомым.
  • Создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом.

Словарная работа:

муравейник, улей, соты.

Предварительная работа: 

Чтение художественной литературы И.Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка», К.Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.; беседы с детьми о насекомых; заучивание закличек; разгадывание загадок о насекомых; дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто что умеет делать», «Собери картинку»; пальчиковые игры, подвижные игры.

Материал к ООД:

  • картинка с изображением насекомого на каждого ребёнка;
  • доска;
  • картинки: муравейник, улей, соты;
  • стрекоза;
  • магнитофон;
  • CD запись «Звуки природы»;
  • бумажные цветы;
  • игрушечные насекомые: кузнечик, божья коровка, пчела, бабочка;
  • бумажные божьи коровки;
  • корзинка;
  • картинки-раскраски с изображением насекомых;
  • угощение.

Ход ООД:

I. Вводная часть:

Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком на столе лежит картинка, перевёрнутая изображением вниз. На картинках изображены насекомые – у каждого ребёнка своё насекомое.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Дети, переверните свои картинки. У кого на картинке изображена бабочка? Принесите её мне.

Ребёнок отдаёт педагогу свою картинку с изображением бабочки, и тот размещает её на доске.

Воспитатель: Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветочком?

Дети: У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:

Хлопотлива и смела

Медоносная...

Дети: Пчела.

Воспитатель: У кого из вас на картинке изображена пчела? Принесите её мне.

Ребёнок приносит картинку с изображением пчелы.

Воспитатель: Какого цвета пчела?

Дети: Туловище пчелы полосатое – с жёлтыми и чёрными полосками.

Воспитатель: А какого цвета крылья?

Дети: Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полёте она расправляет крылья в стороны.

Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может...

Дети: Муравей.

Воспитатель: Принесите мне картинку с изображением муравья. Чем муравей отличается от пчелы?

Педагог обобщает ответы детей: «Муравей чёрного цвета. У него нет крыльев. Муравей очень быстро ползает. Муравьи живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок».

Воспитатель: А вы знаете, как называется домик муравьёв?

Дети: Домик муравьёв называется «муравейник».

Воспитатель: А как можно назвать одним словом бабочку, пчелу и муравья?

Дети: Бабочка, муравей и пчела – это насекомые.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах, и скажите, как называются изображённые на них насекомые.

Дети по очереди выходят к доске, показывают свои картинки с изображением насекомых и называют их.

Педагог вывешивает на доску картинки с изображением насекомых: комара, осы, кузнечика, стрекозы, божьей коровки, мухи и говорит: Дети, назовите насекомых, у которых есть крылья. Для чего насекомым крылья?

Дети: С помощью крыльев насекомые могут летать. Насекомые, у которых нет крыльев, могут быстро ползать или прыгать.

II. Основная часть:

Воспитатель: Воспитатель показывает детям стрекозу и задаёт вопрос: Кто это?

Дети: Это насекомое называется «стрекоза».

Воспитатель: Давайте её внимательно рассмотрим. Какие крылья у стрекозы?

Дети: У стрекозы тонкие прозрачные крылья. На крылышках много прожилок. Воспитатель: Стрекоза может очень быстро летать. Даже когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы?

Дети: У стрекозы четыре крылышка.

Воспитатель: У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. К груди крепятся шесть ножек. (Сопровождает рассказ показом.) Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики и рот (челюсти с пилообразными зубами). Стрекоза чаще всего летает около водоёмов.  

Теперь внимательно посмотрите и скажите, что общего есть у всех насекомых? Дети: У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усики и рот.

Воспитатель: Чем насекомые отличаются друг от друга?  

Дети: У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У всех насекомых разные глаза, усы и рот.

Воспитатель: Какие удивительные и разнообразные бывают насекомые!  

Дети, сегодня нас пригласила в гости Хозяйка луга. Вы хотите пойти в гости?

Дети: Да.

Звучит музыка. Входит Хозяйка луга, раскладывает на ковре цветы и рассаживает на них игрушечных насекомых.

Хозяйка луга: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как много на моём лугу красивых цветов и разных насекомых. Послушайте, какие звуки они издают.

Педагог включает CD запись «Звуки природы».

Хозяйка луга: Все насекомые в природе нужны, каждый делает своё дело. Я предлагаю вам понаблюдать за их жизнью, но так, чтобы не мешать им. Хотите рассмотреть насекомых поближе?

Дети: Да.

Хозяйка луга: Чтобы найти насекомых, нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы их не распугать. Искать насекомых нужно осторожно, многие из них зелёного цвета и отыскать их в траве трудно.  

Дети, посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики?

Дети находят кузнечика и передают Хозяйке луга. Она аккуратно берёт кузнечика: Почему мы не сразу увидели в траве кузнечика?

Дети: Потому что кузнечик зелёного цвета.

Хозяйка луга: Конечно, он зелёного цвета, словно травинка, и поэтому его не сразу заметишь в траве. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. (Показывает задние ноги кузнечика.) У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья?

Дети: Да.

Хозяйка луга: А какие звуки издаёт кузнечик?

Дети: Кузнечик стрекочет.

Хозяйка луга: Как кузнечик стрекочет?

Дети имитируют стрекотание кузнечика. Хозяйка луга аккуратно «отпускает» кузнечика и спрашивает: Есть ли на лугу божья коровка?

После того как дети покажут божьих коровок, Хозяйка луга аккуратно берёт в руки божью коровку и предлагает детям внимательно её рассмотреть.

Хозяйка луга: Какого цвета божья коровка?

Дети: Божья коровка красного цвета, с чёрными точками.

Хозяйка луга: У божьей коровки есть крылья?

Дети: Да, у божьей коровки есть крылья.

Хозяйка луга: Одни – жёсткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твёрдыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесёт удачу.  

Хозяйка луга предлагает детям поочерёдно подержать божью коровку на ладошке.

Воспитатель: Хозяйка луга, наши ребята знают заклички про божью коровку.

Хозяйка луга предлагает детям рассказать заклички. Затем раздаёт девочкам бумажных божьих коровок.

Девочки рассказывают закличку:

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки.

Всем по одной,

А тебе ни одной!

Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».

Хозяйка луга раздает бумажных божьих коровок мальчикам.

Мальчики рассказывают закличку:

Божья коровочка!

Полети на облачко!

Сухо будет — полечу!

Сыро будет — посижу!

Мальчики дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».

Хозяйка луга: Молодцы, знаете такие интересные заклички! А как вы думаете, пчёлка на лугу есть? (Аккуратно берёт в руки пчелу и показывает детям.) Эта пчела называется «медоносная». Как вы думаете, почему её так называют?

Дети: Потому что она собирает нектар, сладкий как мёд.

Хозяйка луга: Пчёлы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьёте из соломинки сок, так и пчёлки через хоботок сосут нектар с цветов. (Показывает хоботок у пчелы.) Затем несут его в свой домик. Как называется это домик?

Дети: Улей.

Хозяйка луга: Правильно! Улей – это небольшой домик, который человек делает для пчёл. (Показывает картинку с ульем.) Там живут много пчёлок, они перерабатывают нектар в мёд. Пчёлки закладывают мёд в специальные решёточки – соты. (Показывает соты.)

Хозяйка луга: А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка:

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Пчёлка трудится весь день, (Дети стоят в кругу.)

И работать ей не лень. (Разводят руки в стороны.)

От цветка летит к цветку, (Машут руками.)

Клеит на брюшко пыльцу. (Гладят живот.)

Хоботком нектар сосёт, (Складывают руки трубочкой и вдыхают воздух.)

За день много наберёт, (Разводят руки в стороны.)

Унесёт нектар тот в улей (Обхватывают себя руками.)

И назад вернётся пулей. (Кружатся вокруг себя.)

В сотах утрамбует мёд, (Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт, (Разводят руки в стороны.)

Будет пчёлкам чем питаться, (Поднимают руки вверх.)

Летом надо им стараться. (Грозят пальчиком.)

Хозяйка луга: Дети, а вам нравится кушать мёд?

Дети: Да.

Хозяйка луга: Мёд не только вкусный, но и очень полезный продукт. Давайте не будем мешать пчёлке трудиться. («Отпускает» пчелу на луг.) 

А какие ещё насекомые есть на лугу?

Дети: Бабочки.

Хозяйка луга: Конечно, на лугу много красивых разноцветных бабочек. Бабочки бывают разных цветов, большие и маленькие. Давайте одну из них аккуратно возьмём и рассмотрим. Особенно красивы у бабочки крылья! Какого цвета крылышки у бабочки?

Дети: Разноцветные.

Хозяйка луга: Красивые разноцветные бабочки украшают мой луг. Кажется, что луг покрыт цветами. Но если подойти поближе, цветы оживают и улетают!

Хозяйка луга «отпускает» бабочку и предлагает детям поиграть в игру «На полянку шли, насекомых нашли».

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение бабочки покажи... (Имитируют движения бабочки.)

Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение кузнечика покажи» ... (Имитируют движения кузнечика.)

Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение муравья покажи»... (Имитируют движения муравья.)

III. Заключительная часть:

Хозяйка луга: Сейчас весна, с каждым днём становится всё теплее. Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Давайте аккуратно посадим насекомых в волшебную корзину, я отнесу их на лужайку, где им будет очень хорошо.  

Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела...

Дети, чтобы вы помнили о нашей встрече, я хочу вам сделать небольшие подарочки, это картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите.

Звучит музыка. Хозяйка луга прощается с детьми и уходит, взяв корзинку с насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в средней группе "В гости к хозяйке луга".

Конспект образовательной деятельности в средней группе по экологии "В гости к хозяйке луга". Задачи: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Фор...

"В гости к хозяйке луга"

Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей  природе. Учить отгадывать зага...

Конспект НОД " В гости к хозяйке луга "

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел,...

Конспект занятия по экологии в средней группе "В гости к Хозяйке Луга".

Занятие расчитано на детей средней группы. Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; воспитывать у детей желание заботиться о насекомых, бер...

В гости к хозяйке луга.

Цель: Расширить представления детей о разнообразии насекомых.Задачи: Закреплять знания о строении насекомых;  развивать познавательные интересы и способности, обогащать словарный запас; фор...

Открытое занятие в рамках образовательной деятельности на секции педагогов МБДОУ “Тургай” по познавательному развитию в средней группе на тему: “В гости к Хозяйке Луга”

Открытое занятие в рамках  образовательной деятельности на секции педагогов МБДОУ “Тургай”  по познавательному развитию в средней группе на тему:“В гости к Хозяйке Луга&rdq...

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЦКМ «В гости к хозяйке луга»

Цель педагогической деятельности: создание условий для развития познавательной активности посредством речевых игр и продуктивной деятельности.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знания детей о...