Проект "Космос - далекий и близкий"
проект по окружающему миру

Бикташева Ангелина Сергеевна

Проект "Космос - далекий и близкий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos-dalyokiy_i_blizkiy_starshiy_vozrast.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «детский сад «Алёнка»

(МАДОУ «д/с «Алёнка)

Проект «Космос - далёкий и близкий»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Бикташева Ангелина Сергеевна

г. Советский, 2020 г


Вид проекта:  групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Проблема: несформированность у детей знаний о космосе.

Актуальность:

     Космонавтика имеет безграничное будущее,

и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.

Сергей Павлович Королёв.

Дошкольный возраст – один из важных периодов в  жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка. 

Для лучшего  освоения детьми   материалов по образовательной области «Познавательное развитие», а именно тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка.  Занятия  направлены на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные  переживания и освоенные знания о космосе.Выбор темы не случаен.

Несколько десятков лет назад мало кто из нас не мечтал стать космонавтом, полететь к звёздам. Нас манило это пространство усеянное звёздами. С каким удовольствием мы слушали космическую музыку. Смотрели фильмы про пришельцев и НЛО. Но почему то,  в наши дни,  эта мечта совсем утратила свою актуальность. Вымышленные персонажи, космические пираты, звездные войны, инопланетные монстры и другие инопланетные существа – всё больше привлекают внимание наших детей.  Они развивают у детей отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов и не правильного отношения ко всему неизведанному. Хотя многие, в том числе и родители не замечают этого. Поэтому, очень  важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Дети по своей природе очень любознательны. Им все интересно, они познают окружающий мир и задают много вопросов. А помочь детям могут только взрослые. У нас есть возможность общаться с детьми, что позволяет не только сблизиться с ними, но и удовлетворять их любопытство, отвечая на те, или иные вопросы. Одна из таких тем, которая очень интересна детям  это-космос

Космос - это загадочный мир звезд, планет, и других объектов. Малыши с детства видят, что день сменяется ночью. На небе днем светит солнце, а ночью - луна, что небо усыпано множеством звезд. Слышат про людей, которые летают в космос. Коротко рассказать о космосе нельзя. Поэтому при формировании представлений о космосе у детей я выбрала  проектную методику. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности.

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

А вопросов у них возникало очень много…

  • «Кто летал в космос?»
  • «Кто такие космонавты?»
  • «Что внутри ракеты?»
  • «Как и что кушают космонавты?»
  •  «Почему нельзя достать до неба?»
  •  «Почему в космосе темно, если там светит солнце?»
  • «Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?»
  • «А Луна далеко или близко?»
  •  «Почему нельзя достать до неба?»
  •  «Почему Солнце горячее?»
  • «Почему Луна и Солнце  большие, авсе остальные тела в виде блёсток?»
  • «Почему Луна бывает то  круглой, а иногда как серп?»
  • «Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?»
  • «Куда падают  звезды с неба?»
  • «Почему Луна не падает, а звезды падают?»
  • Когда люди занялись изучением космоса  и много других.

Вопросы, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволили  сделать выводов:

  • Большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
  • Познавательные возможности детей дошкольного возраста очень велики.
  • Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как и все неопознанное, непонятное, недоступное глазу, очень будоражит детскую фантазию.

Данный проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, научит добывать информацию из различных источников   тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.  Что  также позволит систематизировать полученные знания.

Для того чтобы, дети « с головой погрузились»  в тему проекта, в группе создается предметно – пространственная среда, которая способствует развитию исследовательской, поисковой, творческой и самостоятельной деятельности детей, позволяющей им искать ответы на интересующие их вопросы.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире,  о Космосе, о людях осваивающих космические пространства.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
  • воспитывать желание быть ловким, смелым;
  • воспитывать желание самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы

Образовательные:

  • подводить воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос.
  • дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
  • познакомить с первыми лётчиками - космонавтами.
  • продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.
  • рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
  • дать ребёнку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение.

Развивающие:

  • дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, что  Солнце – это звезда.
  •  уточнить представления о планетах, созвездиях.
  • развитие эмоций, воображения, находчивости, сообразительности, внимательного мышления.
  • раскрыть творческий потенциал у детей.

Работа с родителями:

  • информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике, беседы и занятий с детьми.  
  • чтение дома рассказов, стихов, сказок о космосе.    
  • конкурс семейных работ «Мой Космос».
  • пополнение книжного уголка

Работа с детьми:

  • систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
  • расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;
  • формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
  • воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
  • воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете (вода, леса, ископаемые и т.д.);
  • воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Предварительная работа:

  1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  2. Подбор наглядного материала,  литературы, информации  о космосе, фотографий, плакатов.
  3. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
  4. Подготовка консультаций для родителей на тему «Космос»

2 этап – Реализация проекта:

  1. Работа с родителями по заданной теме;
  2. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр;
  3. Изготовление лепбука;
  4. Изготовление планет;
  5. Изготовление спортивного  стенда  «Космическая ракета»;  
  6. Макет планет;
  7. Чтение художественной и научной литературы;
  8. Просмотр мультфильмов и видеофильмов по  теме “Космос”

3 этап – Заключительный этап проекта:

  1. Организация выставки семейных работ  конкурса «Мой Космос»;
  2. Сочинение на тему «Космос» (Совместная работа детей и родителей);
  3. Проведение НОД посвященного «Дню Космонавтики»;
  4. Проведение открытого мероприятия (в рамках сотрудничества с СОШ №2)

Предполагаемые результаты:

  1. Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
  • наша планета –   Земля.
  • другие планеты нашей Солнечной системы.
  • первые живые существа в космосе.
  • имена первых космонавтов.
  • на чем люди летают и работают в космосе – ракета, космические корабли.
  • название спутника Земли – Луна
  1. Повышение уровня мотивации к занятиям.
  2. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
  3. Проявление их познавательной активности.
  4. Вовлечение родителей в совместную деятельность.

Проект соответствует требованиям Федерального  Государственного Образовательного  Стандарта  дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
  • Формировать умение участвовать в беседах, играх, отвечать  на вопросы
  • Познавательное развитие - формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; обогащение активного словаря;
  • Изучение научной литературы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Просмотр научных фильмов, презентаций, мультфильмов.
  • Речевое развитие - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов;
  • Беседы о покорении космоса; Из истории возникновения ракет; Важнейшие этапы освоения космоса; Солнечная система;
  • Сюжетно – ролевые игры «полёт в космос», «Построим ракету» и т.д.;
  • Разучивание стихотворений;
  • Отгадывание загадок.
  • Художественно-эстетическое развитие - формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
  • Раскраски для детей на тему космоса;
  • Аппликация «Ракета» и т.д.;
  • Рисование «этот неизвестный Космос», «Космические просторы» и т.д.;
  • Лепка «Космонавты», «Пришельцы», «Ракета» и т.д.
  • Физическое развитие - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
  • Спортивные игры «Тропинка ловкости», «Подвижная цель», «Космический старт», «Космическая ракета» и др.

Результаты проекта
У детей старшего дошкольного возраста  сформировались, систематизировались и обобщились знания по астрономии, они овладели элементарными  представлениями о науке «Астрономия», с понятием «Космос» и профессией  космонавт.  У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения.  Таким образом,   дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.

Вывод:

Знакомьте  детей с космосом! Эта тема очень многогранна и интересна.  Она раскрывает перед ребенком новые возможности познания окружающего мира,  раскрывает секреты естествознания. Она понятна и интересна дошколятам  и дарит им удовольствие от сотворчества и активного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Далеко ли, близко ли?» (ориентировка в пространстве)

Знакомя ребёнка с окружающим пространством, необходимо научить его обращать внимание на важные детали....

Буклет" Далекое и близкое прошлое"

В 1908 году было создано акционерное общество "Армавир-Туапсинская железная дорога", а уже в 1914 году дорога была построена и прошла из Ставрополя через Армавир в Туапсе. В этот год Армавир получил с...

Математика Далеко и Близко

Научить составлять силуэты различных предметов из  восьми треугольников, прикладывая их друг к другу; упражнять в счете на слух; упражнять в ориентировании в пространстве на листе бумаги, научить...

Далекий и близкий космос

Формировать элементарные представления о космосе, космонавтах....

Проектная деятельность в старшей группе детского сада по теме "Космос далекий и близкий"

Проектная деятельность в старшей группе по теме "Космос далекий и близкий"...

Конспект сюжетно - ролевой игры "Прошлое- далекое и близкое"

Целью нашей сюжетно - ролевой игры является вызвать интерес у старших дошкольников к профессии археолога и его деятельности, формировать понимание ее общественной значимости. Развивать интерес к архео...