Программа кружка "Хочу все знать"
рабочая программа по окружающему миру

Жукова Светлана Владимировна

Автор программы: Жукова  Светлана Владимировна, воспитатель-эколог, высшей квалификационной категории.

Цель программы: Развитие познавательной активности  детей  дошкольного возраста  посредством экспериментирования.

Задачи:

1.Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества (микроскоп, чашечные весы, песочные часы, компас и др.).

2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

-представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, теплота, электричество и др.);

-элементарные математические представления (о мерке – как способе измерения объема, массе, длины).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов- помощников (увеличительное  стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).

4. Формировать основы логического мышления.

Особенность программы:  опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Программа рассчитана на два года обучения детей старшего и подготовительного  дошкольного возрастов.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю, по 25 минут с детьми старшего возраста, по 30 минут с детьми подготовительного возраста. Работа проводится во вторую половину дня с подгруппой детей. Во время занятия проводится 1-2 эксперимента, в зависимости от сложности.

Необходимыми условиями реализации программы являются:

- психологическая комфортность (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса);

-непрерывность интеллектуальной и манипуляционной деятельности;

-деятельная основа (возможность самостоятельного открытия, совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений);

-наглядность в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_hochu_vse_znat.docx70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Сказка» комбинированного вида г.Благовещенска Республики Башкортостан.

«Утверждаю»    

Заведующий МАДОУ  

___________ Л.В.Галимуллина                                      

                                                                      «Принято»

на педагогическом совете №1

                                    от 31.08.2021

 ПРОГРАММА

Дополнительной образовательной услуги детям до 7 лет

«Хочу все знать»

Программу составила:

воспитатель по экологии

Жукова С.В.

Благовещенск, 2021

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………..……………………………..3
  1. Цель программы……………………………………………………….6
  2. Задачи программы……………………………………….…………….6
  3. Дидактическое и методическое обеспечение программы…………..7
  4. Формы и методы организации экспериментальной деятельности…8
  5. Ожидаемые результаты………………………………………………..8
  1. Учебно-тематическое планирование……………………….………….10
  2. Содержание программы для дошкольников среднего возраста…..11
  3. Содержание программы для дошкольников старшего возраста…17
  4. Содержание программы для дошкольников подготовительного  возраста……………………………………………………………………20
  5. Диагностический инструментарий…………………………………….26
  6. Заключение………………………………………..………………………30
  7. Список литературы……………………………..………………………..31

  1. Пояснительная записка

   Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знание об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Подьяков, считают дошкольное детство наиболее сензитивным периодом  для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

   Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н.Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:

    -детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

    -в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);

   -в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и Свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;

   -детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

   -в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;

   -детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, как основы познавательной активности.

   Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка  под целенаправленным педагогическом воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

   К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной

период важен для развития познавательной потребности дошкольника,

которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества со взрослым.

Структура проведения занятия-экспериментирования:

1.Предварительная работа:

А) познавательное развитие;

Б) знакомство с развивающей средой лаборатории.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Обсуждение проблемы коллективно.

4. Самостоятельный поиск способов решения проблемы, проверка собственных предположений.

5. Анализ положительных и отрицательных результатов.

6. Проведение запланированного опыта педагогом, выводы делают дети.

7. Повторный опыт детьми с опорой на зрительный алгоритм.

8. Составление схемы проведения опыта.

Основным приемом в формировании самостоятельной познавательной деятельности дошкольников, является «Использование приема схематизации».

      Схематизация – это знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляемая с поэлементным соотнесением символического и реального планов.

   В психолого-педагогической литературе схематизации предается огромное значение (Р.  Арнхейм,  А.Я. Блаус, А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская и др.), отмечается, что при работе со схемами включаются мощные ресурсы человека, подчеркивается, что опыт обработки зрительной информации у человека огромен. Ребенок видит сквозь схемы существенные свойства объектов, осуществляет анализ реальности посредствам схемы. При этом схемы выступают и средством ориентировки в действительности, и как орудие деятельности.

   Овладение приемами работы со схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном графическом производстве.

   Знакомство с карточками-схемами состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, например:

Человек -           ,    домик -                     ,    окно -              ,    дерево -                и т.д.  

Этап 3. После перекодирования осуществляется рассказ по теме занятия, т. е. происходит отработка метода запоминания. Воспитатель предлагает рассмотреть приборы и материалы, необходимые для эксперимента. Обращает внимание на их внешний вид, назначение и устройство.

Этап 4. Делается графическая зарисовка.

Этап 5. Каждая схема может быть воспроизведена ребенком при ее показе, При воспроизведении основной упор делается на изображении приборов и материалов. Детям задаются вопросы: «Как называется этот прибор? Для чего он нужен?» и др.

   В результате экспериментальной деятельности на основе схематизации познавательная деятельность детей качественно изменяется:

-смена общей познавательной позиции: от внешней, поверхностной стороны вещей ребенок на основе схематизации проникает в структуру вещей. Каждое отдельное свойство получает свою определенность, а между существенными моментами ситуации в схематическом виде устанавливаются внутренние отношения;-

  -перестраиваются процессы восприятия, мышления, воображения, они становятся произвольными (управляемыми);

   -схематизация раздвигает границы познания, у ребенка расширяются возможности разнообразных способов проявления своей активности;

   -меняется сам подход к познавательным задачам, появляется тип предварительной ориентировки в задании;

   -схематическое обобщенное запоминание разных видов наглядного и вербального материала приводит к росту показателей словесно-логических компонентов познавательных процессов, что является предпосылкой дальнейшего усвоения средств познавательной деятельности в ходе школьного обучения.

    Таким образом, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать их и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Особенность:  опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цель программы: Развитие познавательной активности  детей  дошкольного возраста  посредством экспериментирования.

Задачи:

1.Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества (микроскоп, чашечные весы, песочные часы, компас и др.).

2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

-представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, теплота, электричество и др.);

-элементарные математические представления (о мерке – как способе измерения объема, массе, длины).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов- помощников (увеличительное  стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).

4. Формировать основы логического мышления.

Для достижения поставленной цели была разработана образовательная программа кружковой работы.

Программа рассчитана на два года обучения детей старшего и подготовительного  дошкольного возрастов.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю, по 20 минут с детьми среднего возраста, 25 минут с детьми старшего возраста, по 30 минут с детьми подготовительного возраста. Работа проводится во вторую половину дня с подгруппой детей. Во время занятия проводится 1-2 эксперимента, в зависимости от сложности.

Необходимыми условиями реализации программы являются:

-психологическая комфортность (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса);

-непрерывность интеллектуальной и манипуляционной деятельности;

-деятельная основа (возможность самостоятельного открытия, совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений);

-наглядность в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей.

Дидактическое и методическое обеспечение программы

1. Пластмассовые и резиновые игрушки .Воронки, пипетки, спиртовка. Стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, губки разных размеров, мерные ложки, резиновые груши разного объема, формы для изготовления льда, пробирки.

2. Детские музыкальные инструменты.

3. Природный материал: камешки, глина, песок, почва, ракушки, птичьи перья, шишки, мох, желуди, спил и листья деревьев, семена и т.п.

4. Утилизированный материал: проволока, кусочки: кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки, поролон, пенопласт, коробки и т.д.

5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

6. Красители пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски), растворимые продукты (соль, сахар), пластилин.

7. Прочие материалы: зеркала, набор увеличительных стекол (линз), микроскоп, сито, веера, воздушные шары, магниты разной формы, свечи, зубочистки, соломки для коктейля, бинокль, фонарик, компас, расческа, мыло, жидкость для мытья посуды, крупа, скотч, шприцы без игл, ножницы, отвертки, терка, клей, венчики, взбивалки, свеча в подсвечнике, степлер, дырокол и т.д.

8. Измерительные приборы: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; простейшие измерительные приборы (линейка, сантиметровая лента, рулетка, разные виды весов, объемные мерки с делениями), часы песочные, механические, электронные.

9. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов, перчатки.

10. Карточки-схемы проведения экспериментов.

11. Графики; схемы, фиксирующие продолжительные наблюдения, наблюдения сравнительного характера, индивидуальные дневники наблюдений.

Формы и методы организации экспериментальной деятельности

1.Экспериментальные, которые  позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

2.Лабораторные работы, опыты-эксперименты, которые  позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

3.Наблюдение природных явлений в реальной жизни , что побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

4.Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

5.Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.

6.Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.

Форма организации деятельности детей на занятии: индивидуально-групповая.

Формы проведения занятия: занятие-эксперимент,  занятие-игра, занятие-соревнование, экскурсия.

Ожидаемые результаты

- овладение исследовательскими умениями и навыками;

- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);

- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);

- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;

- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;

- формирование ценностного отношения к окружающему миру;

- формирование основ экологической культуры.

2. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во

занятий

I

Знакомство с материалами центра «Экспериментирования» и правилами безопасной работы в нем.

1

II

Организация познавательно-исследовательской деятельности.

24

1

Растения

2

2.

Звук и слух

2

3

Движение

2

4

Свойства материалов

2

5

Свет и цвет

2

6

 Воздух

2

7

Магнетизм.

2

8

Измерение

2

9

Природные явления

1

10

Что у нас под ногами?

1

11

Животные

2

12

Человек

2

13

Вещество

1

14

Продукты

1

III

Работа с  родителями.

1

1

Открытое занятие. Итоги работы кружка «Хочу все знать».

1

Итого:

26

  1. Содержание программы для дошкольников среднего   возраста

(26 занятий, каждое занятие по 20 минут).

I   Знакомство с материалами центра «Экспериментирования» и правилами безопасной работы в нем (1занятие).

Дата:

Теоретическое содержание.

Приборы помощники. Природные материалы. Бросовый материал. Технический материал. Красители. Медицинский материал. Карточки-схемы. Дневники исследований.

Практическое содержание.

Навыки безопасности при проведении физического эксперимента.

II   Организация познавательно-исследовательской деятельности             (24 занятия).

Тема

Цель

Практическое содержание

У кого какие детки?

Выделить общее в строении семян, называть части семени.

Рассматривание семян разных растений. Составление картин.

Почему все звучит.

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Выяснить, почему предмет начинает звучать (деревянная линейка, натянутая струна, лист бумаги)

Дерево

Познакомить детей со

свойствами дерева

«Чудесный

мешочек», «Мы -исследователи»( Дерево твердое, теплое. Оно не бьется, его трудно сломать, но

можно пилить. Не тонет в воде, горит. Дерево используется как строительный материал. Из дерева можно делать игрушки

Металл

Познакомить детей со

свойствами металла

«Чудесный

мешочек», «Дерево-металл», «Что можно делать из металла»

( видеофильм)

(Металл холодный, твердый, тяжелый. Он не бьется, не

ломается, нагревается и плавится при очень высоких

температурах. Тонет в воде, ржавеет.)

Пластмасса

помочь детям в процессе опытов выявить основные

свойства пластмассы;

учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы

«Угадай, что в

стакане», «Силачи», «Бьется – не бьется», «Из чего игрушка»

(Пластмасса непрозрачная. Она разная по толщине: чем толще пластмасса, тем она

Прочнее. Она не бьется, но

может расколоться. Пластмасса плавится. Из пластмассы делают много

полезных вещей, в том числе игрушки)

Резина

дать представление об

основных свойствах резины,учить узнавать предметы,

сделанные из резины;

уточнить представление

детей о том, что можно делать

из резины.

«Чудесный мешочек», «Исследуем резину», «Превращения», «Назови предмет из резины»

(Резина упругая, эластичная, способна растягиваться. Под воздействием температуры резина становится липкой и

Непрочной. Из резины делают

игрушки, а также другие полезные предметы.)

Бумага

уточнить представления

детей о бумаге как о

материале; в ходе опытов выявить новые свойства;учить отличать бумагу от

других материалов; закрепить знания детей об использовании бумаги;

«Исследуем бумагу», «Чудеса своими руками»

(Бумага –это непрочный материал: она рвется, размыкает, горит, мнется. На бумаге можно писать, рисовать. Из бумаги можно

сделать интересные поделки)

Чудо-

кисточка

Формировать интерес детей к самостоятельному

экспериментированию

«Смешиваем

краски», «Рисуем на мокром

листе». ( При смешивании

красок можно получить новый цвет. Вода «размывает» краску, делает ее бледнее)

Волшебный круг

Продемонстрировать образование цветов.

Цветовые волчки.

Воздух

познакомить детей с

основными свойствами воздуха

«Как обнаружить

воздух»

«Вдох-выдох»

«Есть ли воздух

внутри нас». (Воздух нас

окружает. Он необходим нам

для дыхания. Воздух невидим,

он не имеет определенной

формы. Не имеет запаха, но может их передавать)

Пузыри-

спасатели

формировать знания детей о том , что воздух имеет вес,

силу; развивать умение детей делать выводы о свойствах

воздуха путем проведения

самостоятельных опытов;

«Сколько весит

воздух»

«Сравним воздух и

воду. Пузыри-

спасатели»

«Может ли воздух

быть сильным.

Пускаем кораблики»

«Игры с

соломинкой».

Чудо-

магнит

Познакомить детей с

Магнитом, дать представление об

основном свойстве магнита притягивать металлические

предметы; выявить в ходе экспериментов предметы, с которыми магнит взаимодействует;

«Чудо-варежка»

«Игра со скрепкой»

«Кто дружит с

магнитом»

«Ловись, рыбка ,

большая и

маленькая»  (Магнит притягивает к себе металлические предметы. Вода может «мешать»

притягивать металл)

Угадай-ка

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера.

Предметы из одного материала. Предметы из разных материалов.

Волшебные льдинки

формировать понимание у детей о том, что такое лед;

«На что похож лед», «Строим изо льда», «Куда пропали

лодки».

(Лед твердый. Лед холодный.

 Изо льда можно конструировать различные фигуры. В тепле лед превращается в воду,а значит , лед – это одно из состояний

Воды)

Узнаем,

какая вода.

познакомить детей с

основными свойствами воды

«Угадай, что в сосудах», «Какого цвета вода», «Разукрасим воду», «Какая вода на вкус»

( Вода прозрачная. Имеет вес.

 Вода имеет форму сосуда, в котором находится. Вода принимает вкус вещества, которое в нее добавляют. Вода становится такого же цвета, какой имеет то вещество, которое в ней растворяют)

Волшебная

вода

Уточнить представление детей о воде, ее свойствах;

уточнить знания детей о том, чем пахнет вода; дать представление о том,

что вода отражает предметы; формировать представление

о том, что вода может

переходить из одного

состояния в другое;

«Ручеек», «Чем пахнет вода», «Прозрачная–  непрозрачная»

 «Тонет -не тонет», «Холодно-

горячо», «Волшебная вода», «Как  из воды получается

дождь»

( Вода льется. Вода не имеет запаха, но при добавлении в нее других веществ, принимает запах этого вещества. Чистая вода отражает предметы, находящиеся в ней. Вода удерживает на поверхности только легкие предметы. Вода может быть холодной , теплой, горячей. Вода может иметь разные состояния:

Жидкое,твердое,газообразное)

Мы-

волшебники

закрепить знания детей о свойствах воды

«Лепим из воды»

«Куда делись

чернила»

«Склеим водой

бумагу»

«Фонтан» ( Вода принимает форму сосуда, в который ее наливают. Некоторые вещества способны поглощать другие. Вода обладает «склеивающим действием», как и сырой песок. Вода  может не только растекаться , но и брызгать)

Волшебная глина

Познакомить с свойствами глины

Волшебный материал, поделки из глины

Песок

Познакомить детей со

свойствами песка

«Исследуем песок»

«Рисование на сухом песке»

«Лепим куличики»

Почему птицы могут летать?

Выяснить особенности строения и жизнедеятельности птиц.

Крылья птицы. Бумажная птица.

Кто живет в воде?

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Морская рыбка. (энциклопедия, 234)

Умный нос.

Познакомиться с особенностями работы носа.

Определяем запахи (наши 5 чувств,99)

Язычок-помощник

Познакомить с основным органом, отвечающим за вкус – языком.

Изучаем свой язык. Основные вкусы. (наши 5 чувств,104)

Опыты с молоком

Познакомить с молоком и его свойствами.

Невидимые чернила. Белок в молоке.(опыты на кухне)

III   Работа с родителями (1 занятие)

Дата:

Открытое занятие: Итоги работы кружка «Хочу все знать».

  1. Содержание программы для дошкольников старшего возраста (26 часов).

I   Знакомство с материалами центра «Экспериментирования» и правилами безопасной работы в нем (1час),

Теоретическое содержание.

Приборы помощники. Природные материалы. Бросовый материал. Технический материал. Красители. Медицинский материал. Карточки-схемы. Дневники исследований.

Практическое содержание.

Навыки безопасности при проведении физического эксперимента. Умение работы с карточками-схемами.

II   Организация познавательно-исследовательской деятельности             (24 часа).

Тема

Цель

Практическое содержание

Живой кусочек.

Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ

Посадка корнеплода целого и отрезанного на половину.

Игра «Сладкий, кислый, соленый»

Секретные записки

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления

Пробуем найти самые невидимые чернила.(белая гуашь, белая акварель, пищевые красители, сок яблока, апельсина, лимона)

О «дрожалке» и «пищалке».

Источники звука и его распространение

Познакомить с понятием «звук».

Сформировать представление о характеристиках звука, развивать умение сравнивать звуки, определять их источники

Линейка издает звук.

Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Спичечный телефон.

Музыкальные звуки.

«Звучащий стакан»

Как звучит поваренная соль

где живет эхо

как увидетьзвук?

Почему все падает на землю?

Познакомить с силой тяготения

Оторваться от Земли.

Шагаем по воздуху.

Разные  предметы с разной высоты.

Упрямые предметы

Познакомить с физическим свойством предметов «инерцией»

Мишка на машинке.

Фокус с монеткой и стаканом.

Мир бумаги

Познакомить детей со свойствами бумаги

-уточнить представления

детей о бумаге как о материале;

-в ходе опытов выявить новые

свойства;

-учить отличать бумагу от

других материалов;

-закрепить знания детей об

использовании бумаги

«Исследуем бумагу»

«Чудеса своими

руками»

Мир дерева

Познакомить детей со

свойствами дерева

-учить узнавать предметы,

сделанные из дерева;

-формировать умение

определять его качества;

- уточнить представление

детей о том, что можно делать

из дерева

«Чудесный мешочек»

«Мы – исследователи»

Резина

дать представление об

основных свойствах резины

-учить узнавать предметы,

сделанные из резины;

- уточнить представление

детей о том, что можно делать

из резины

«Чудесный

мешочек»

«Исследуем резину»

«Превращения»

«Назови предмет из

резины»

Отражение света. Зеркало.

Познакомить с понятиями свет, отражение.

Эксперименты с зеркалами

Что такое радуга? Смешение цветов.

Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр.

Игры с красками.

Радужная пленка.

Игры с мыльными пузырями

Разноцветная фантазия.

Воздух.

Расширить представление детей о свойствах воздуха

Игра «узнай по запаху»

Шарик на бутылке.

Подводная лодка

Упрямый воздух

Воздушный змей

Опыты с воздушным шаром

Расширить представление о физических свойствах веществ

Сортировка

Танцующие зернышки

Кораблик

Шарик в парилке

Яйцо в бутылке.

Магниты

Познакомить с магнитными свойствами

Рисует магнит

Парящий самолет

Притягиваются-не притягиваются

Необычная скрепка

Испытание магнита

Знакомство с компасом

Познакомить с особенностями компаса

Изготовление компаса в походных условиях.

Где мой дом?

Как человек измеряет?

измерения длины, объема, веса. Простейшие измерительные приборы. Способы использования измерительных приборов.

Знакомство с простейшими измерительными приборами: линейка, сантиметровая лента, различные виды весов, объемные мерки с делениями

Расширить представление о мерах длины.

Дидактическая игра  «Что чем измеряют?».

Дидактическая игра  «Тонет – не тонет»

Опыт « Измерение окружности кастрюли, головы с помощью измерительной ленты».

Опыт «Измерение веса ведерка пустого и наполненного на половину водой с помощью пружинных весов».

Опыт «Измерение длины ладони, пальцев рук, стола, книги с помощью линейки».

Опыт «Измерение роста человека с помощью ростометра». Опыт «Измерение длины и ширины ковра с помощью рулетки».

Какую температуру,  чем измеряют?

Знакомство с приборами для измерения температуры тела, воды, воздуха.

Дидактическая игра «Какую температуру чем измеряют?».

Термометр из бутылки.

Молния

Познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток», объяснить причину образования молнии.

Как увидеть  молнию?

Волшебные шары

Вертушка

Как увидеть и услышать электричество ?

Почва

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов

Могут ли животные жить в земле?

Наверх.

Рыбка

Выяснить особенности строения и жизнедеятельности рыб, познакомить с экосистемой – пруд.

Плавающая рыбка.

Кто чистит аквариум?

Кто ест водоросли?

Птицы

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Как легче плавать?

Почему говорят «как с гуся вода»?

Как устроены перья у птиц?

Почему у водоплавающих птиц такой клюв?

Пудинг для птиц.

Зачем человеку два глаза?

Познакомить со строением глаза и его функциями.

Наши помощники-глаза.

Большой-маленький.

Вкус

Познакомить с основным органом, отвечающим за чувство вкуса – языком.

Для чего нужен язык?

Для чего нужна слюна?

Основные вкусы.

Кулинарные шедевры.

Вода и ее свойства.

Разноцветные льдинки

Познакомить со свойствами воды.

Уточнить представление детей о свойствах льда

Башня плотности.

Твердый как камень.

Сломанный карандаш.

Какая бывает вода?

Снежные цветы.

Почему не тонут айсберги.

Делаем цветные льдинки

Опыты с молоком

Познакомить со свойствами молока

В молоке содержатся белки, жиры, углеводы, минеральные вещества.

Самодельный творог.

III   Работа с родителями (1 час),

Открытое занятие. Итоги работы кружка «Хочу все знать».

  1. Содержание программы для дошкольников подготовительного  возраста (26 часов).

I   Знакомство с материалами центра «Экспериментирования» и правилами безопасной работы в нем (1час),

Теоретическое содержание.

Приборы помощники. Природные материалы. Бросовый материал. Технический материал. Красители. Медицинский материал. Карточки-схемы. Дневники исследований.

Практическое содержание.

Навыки безопасности при проведении физического эксперимента. Умение работы с карточками-схемами.

II   Организация познавательно-исследовательской деятельности             (24 часа).

Тема

Цель

Практическое содержание

Что содержат полезные фрукты?

Установить, что фрукты содержат кислоту, жир и витамины.

Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, а значит витамин С.

В кожуре фруктов есть жиры.

Опыты с лимоном

Выявить свойства лимона

Кислота в лимоне.

Веселый лимон

Запуск ракеты

Как сделать звук громче?

Обобщить знания о звуке. Выявить виды звуков и их источники

Отличие звуков.

Звучащий стакан

Как звучит поваренная соль.

Музыка воды.

Угадай звук.

Почему предметы движутся?

Познакомить с понятиями «движение», «трение», «инерция», «сила»

Удивительные машины.

Пишем на листе и на стекле.

Двигающаяся коробка.

Почему не тонут корабли?

Выявить зависимость предметов от равновесия сил

Равновесие .

Лодочки .

Стекло

Познакомить с предметами из стекла, с историей создания стекла и фарфора. Значение в быту.

Свойства стекла.

Сравнение свойств стекла, фаянса и фарфора.

Фарфоровый секрет китайцев.

Металлы

Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики, использование в быту и производстве.

Свойства металлов.

Пластик в нашей жизни.

Научит узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, определять качества и свойства.

Свойства пластика.

Линза

Знакомство с физическими и световыми явлениями.

Знакомство с линзой в разных приборах ( очки, бинокль, дверной глазок, увеличительные стекла, лупа).

Рука на экране.

Смешение цветов

Расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет

Разноцветная фантазия.

Почему дует ветер?

Познакомить с причиной возникновения ветра, уточнить свойства воздуха.

Свеча.

Бумажная вертушка.

Путешествие воздуха

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Реактивный шарик

Соломенный буравчик

Парашют

Сухим из воды.

Магнитные свойства земли

Выявить действия магнитных сил Земли

Земля-магнит

Полярное сияние.

Необычная картина.

Опыты-эксперименты  с компасом

Познакомить с особенностями компаса

Изготовление компаса в походных условиях.

Приборы-предсказатели погоды.

Познакомить с приборами ,которые предсказывают погоду.

Изготовим спидометр, чтобы измерить скорость ветра.

Изготовим барометр.

Все обо всем

Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

«Сколько ложек песка в стакане»

«Измерение времени делами»

«Рекордный вес»

Вулкан

Познакомить с природным явлением - вулканом.

Как происходит извержение вулкана?

Что у нас под ногами?

Познакомить со свойствами песка и глины.

Сравнение свойств песка и глины.

Жизнь пауков

Выяснить особенности строения и жизнедеятельности пауков.

Ловкий паучок.

Птицы

Рассмотреть особенности птиц

Как поймать птичку?

Зачем человеку уши?

Познакомить со строением уха и его функциями.

Стетоскоп

Делаем слуховой аппарат

Угадай звук.

Одно ухо или два?

Обоняние

Познакомить с основным органом, отвечающим за обоняние – носом.

Откуда берутся ароматы?

Основные ароматические группы.

Можно ли устать от запаха?

Коллекционируем запахи.

Из чего все сделано.

Замерзание жидкостей.

Обобщить знания о веществах.

Познакомить с различными жидкостями. Выявит различия в процессах замерзания различных жидкостей.

«Из чего сделаны предметы»

Какое это вещество?

Замерзание жидкостей.

Изменяем объем жидкостей.

Опыты с крахмалом и картофелем.

Познакомить с крахмалом и его свойствами.

Качественная реакция на крахмал.

Крахмал в муке, хлебе и макаронах.

Крахмальные чернила.

Темнеющий картофель.

III   Работа с родителями (1 час),

Открытое занятие. Итоги работы кружка «Хочу все знать».

7.Диагностический инструментарий.

В начале работы исследуем предпочитаемый вид деятельности детьми, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, для этого используем  методику «Выбор деятельности», разработанную кандидатом педагогических наук Л.Н. Прохоровой.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. –игровая;
  2. –чтение книг;
  3. –изобразительная;
  4. Детское экспериментирование;
  5. –труд в Уголке природы;
  6. –конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

   Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

    Вывод делается по сумме выборов  в целом по группе.

   Результаты оформляются в таблицу: по сумме выборов в целом по группе.

Выбор деятельности

Фамилия, имя ребенка

    Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

   Для проведения итоговой диагностики используем вопросы, позволяющие оценить качество знаний в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

  1. Как возникает радуга?
  2. что получают из молока?
  3. Почему все  падает на землю?
  4. Что было бы, если б не было солнца?
  5. Чем можно измерить?
  6. Как сделать звук громче?
  7. Что тяжелее: мешочек с песком или мешочек с ватой?
  8. Почему комар пищит, а шмель жужжит?
  9. Почему не тонут корабли??
  10. Что такое магнит?
  11. Почему дует ветер?
  12. Откуда берутся снег и лед?
  13. Что у нас под ногами?
  14. Почему камень тонет, а дерево нет?
  15. Зачем человеку глаза, уши, нос и язык?

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Высокий уровень

Критерии.

Характеристика ребенка.

Отношение к экспериментальной деятельности.

Познавательное отношение устойчиво, ребенок проявляет инициативу и творчество в решении экспериментальных задач.

Целепологание.

Видит проблему, активно высказывает предположения, способы их решения, широко используя аргументы и доказательства.

Планирование.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность, осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Реализация.

Действует планомерно, помнит о цели работы на протяжении всей деятельности, в диалоге с взрослым поясняет ход деятельности, доводит дело до конца.

Рефлексия.

Формулирует в речи достигнут или не достигнут результат, замечает не полное соответствие полученного результата гипотезе; способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи, делает выводы.

Средний уровень

Критерии.

Характеристика ребенка.

Отношение к экспериментальной деятельности.

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Целепологание.

Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников, взрослого).

Планирование.

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.

Реализация.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств, проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Рефлексия.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень.

Критерии.

Характеристика ребенка.

Отношение к экспериментальной деятельности.

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Целепологание.

Малоактивен, с трудом понимает, выдвинутые другими детьми гипотезы.

Планирование.

Стремление к самостоятельности не выражено, допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного знания их качеств и свойств.

Реализация.

Забывает о цели, увлекаясь процессом, тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Рефлексия.

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других, рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в содержание.

Показатели овладения детьми познавательной деятельностью с использованием схематизации.

Высокий уровень.

  1. Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
  2. Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
  3. Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
  4. Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
  5. Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
  6. Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.

Средний уровень.

  1. Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
  2. При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  3. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
  4. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  5. С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  6. Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
  7. Может зарисовать свои наблюдения.

Низкий уровень.

  1. Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
  2. При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  3. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
  4. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  5. Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  6. Делает простейщие опыты по предложенной схеме  при помощи взрослого.
  7. Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.

8.Заключение

       Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это – в непринужденной и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

    Опыт нашей работы показывает, что детское экспериментирование  имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Таким образом,  детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

9. Список литературы

1.        Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

2.        Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.

3.        Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А. Савенков // Дошкольное воспитание. -  2006. - №1. – С. 21 – 30; №4. – С. 10 – 20; №12. – С. 21 – 30.

4.        Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон. -   2007. - №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.

5.        Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха [Текст] / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.

6.        Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.

7.        Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.

8. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников черезэкспериментальную деятельность.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-64с.

9. Дыбина О.В. Неизведанноерядом: Опыты и эксперименты для дошкольников -2-е изд.,испр.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 192 с.(Ребенокв мире поиска).

10. Болушевский С.В. Самая полная энциклопедия научныхопытов.-М.: Эксмо, 2014.-288 с.: ил.- (опыты для детей).

11. 365 научныхэкспериментов.

12. Опытно-экспериментальня деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н.В. Нищева.- СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-320 с.- (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика».

13. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности вдетском саду / / сост. Н.В. Нищева.- СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-304 с.- (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика».

14. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры // сост. Н.В. Нищева.- СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с.- (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика».

15. Стрельникова Л.Н. Из чего все сделано? Рассказы о веществе, под редакцией Генриха Эрлиха.-М.: Яуза-пресс, 2011.-208с

16. Григорович А.В. Юный химик Интересные опыты по химии.-Х.: 2009.-64 с.

17. СвистуновА.Ю. Юный физик. Интересные опыты по физике.-Х.:2009.-82 с.

18. Яковишин Л.А. Опыты по химии на кухне.Х.: Издательство «Ранок», 2009.-56 с.

19. Новоженов А. Наши удивительные 5 чувств. ЗАО «АВП Инвест», 2010.-114 с.

20. Крайний В. Мир вокруг нас. ЗАО «АВП Инвест», 2010.-104 с.

Краткая аннотация программы.

Автор программы: Жукова  Светлана Владимировна, воспитатель-эколог, высшей квалификационной категории.

Цель программы: Развитие познавательной активности  детей  дошкольного возраста  посредством экспериментирования.

Задачи:

1.Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества (микроскоп, чашечные весы, песочные часы, компас и др.).

2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

-представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, теплота, электричество и др.);

-элементарные математические представления (о мерке – как способе измерения объема, массе, длины).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов- помощников (увеличительное  стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).

4. Формировать основы логического мышления.

Особенность программы:  опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Программа рассчитана на два года обучения детей старшего и подготовительного  дошкольного возрастов.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю, по 25 минут с детьми старшего возраста, по 30 минут с детьми подготовительного возраста. Работа проводится во вторую половину дня с подгруппой детей. Во время занятия проводится 1-2 эксперимента, в зависимости от сложности.

Необходимыми условиями реализации программы являются:

- психологическая комфортность (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса);

-непрерывность интеллектуальной и манипуляционной деятельности;

-деятельная основа (возможность самостоятельного открытия, совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений);

-наглядность в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей.

Формы и методы организации экспериментальной деятельности

1.Экспериментальные, которые  позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

2.Лабораторные работы, опыты-эксперименты, которые  позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

3.Наблюдение природных явлений в реальной жизни , что побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

4.Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

5.Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.

6.Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.

Форма организации деятельности детей на занятии: индивидуально-групповая.

Формы проведения занятия: занятие-эксперимент,  занятие-игра, занятие-соревнование, экскурсия.

Ожидаемые результаты

- овладение исследовательскими умениями и навыками;

- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);

- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);

- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;

- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;

- формирование ценностного отношения к окружающему миру;

- формирование основ экологической культуры.

Заключение 

       Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это – в непринужденной и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

    Опыт нашей работы показывает, что детское экспериментирование  имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Таким образом,  детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Хочу все знать"

Программа кружка - лаборатории "Хочу все знать" содержит пояснительную записку, в которой раскрыты цели, задачи и принципы по реализации программы....

Коррекционно-развивающая программа "хочу все знать"

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы языка. К семи годам дети говорят связно, правильно употребляя...

сценарий праздничной программы "Хочу всё знать или здравствуй, Дельта!"

Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста. На праздник к детям приходит Капризка, которая не хочет идти в школу учиться. Дети рассказывают ей о том, чтобы много знать, надо многому...

Рабочая программа "Хочу все знать"

Рабочая программа "Хочу все знать"...

Дополнительная образовательная программа "Хочу всё знать"

Дополнительная образовательная программа "Хочу всё знать"...

Опытно-исследовательская деятельность. Рабочая программа "Хочу все знать"

Рабочая программа творческой группы "Хочу все знать"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Хочу всё знать"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММАСоциально - педагогической направленности «Хочу всё знать»...