ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Хочу всё знать"
методическая разработка (старшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Социально - педагогической направленности
«Хочу всё знать»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hohloma.docx | 17.89 КБ |
kruzhok_2019-2020.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно- эстетическая образовательная ситуация с элементами музыкально-театрализованной деятельности
«Золотая Хохлома».
(Старший дошкольный возраст)
Программные задачи: Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества разных жанров.
Цель: Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления с хохломской росписью. Прививать любовь к своему народу, родной природе. Вызвать интерес детей драматизировать р. н. сказки «Жихарка».
Материал: Различные хохломские изделия и мебель. Русские народные музыкальные инструменты. Русские народные мелодии в исполнении оркестра им. Н Осипова (аудиозапись). Слайды с изображением хохломской посуды. Мольберты, краски, кисти, атрибутика и костюмы для р. н. с.
Методы и приёмы: Словесный, наглядно – образный, практический.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие – Дети узнают историю создания хохломской росписи.
Познавательное развитие – Ознакомление детей с хохломской росписью, показ слайдов, рассказ об истории возникновения хохломской росписи, загадывание загадок, пословиц и поговорок, пение русских народных песен.
Речевое развитие: Расширение активного словаря (хохломская посуда, драматизация р. н. сказки «Жихарка»).
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх.
Художественно-эстетическое развитие: Учить выбирать колорит росписи, развивать чувство цвета, творческую фантазию.
Ход образовательной ситуации
Дети входят в зал под русскую народную мелодию. На столах разложены различные хохломские изделия: ложки, плошки, вазочки, доски и т. д.
Стоит хохломская мебель: стульчики, столы. Дети под р. н. мелодию входят в музыкальный зал. В «избе» детей и воспитателя приветствует Хозяюшка.
Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь. Я
очень рада Вас видеть в своей «избе». Здесь много интересных предметов. Посмотрите, полюбуйтесь на них. Резчики по дереву, столяры, художники, мастера игрушечных дел поработали на славу, людям на радость. Какие пословицы вы знаете о труде? (Ответ детей).
Хохлома - русское народное искусство. Посмотрите, как ярок и пышен её узор! Вот, и малиновый листок, и калиновый. (Дети читают стихи). Узоры свои русский народ взял у матушки- природы: у лесов, у полей, у садов. Поэтому они и получились такими весёлыми, радостными, как русская песня.
Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте песню шуточную, песню шуточную – прибауточную.
Дети исполняют хоровод «Ой, сад во дворе».
Хозяюшка Ай, да молодцы, ребята. как хорошо поёте.
Воспитатель Теперь, ребята, предлагаю вам сесть на стулья и познакомиться с историей создания хохломской росписи. (Показ слайдов).
Родина искусства хохломы – лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду. Хохлома – это крупнейшее торговое село и с местом продажи связано и название промысла. Со временем и сами изделия стали называть хохломой.
- Дети, а вы знаете для кого изначально предназначалась хохломская посуда? ( ответы детей)
- Правильно, для царского двора и только намного позже, она стала любимой и популярной у простого народа.
- Кто из вас знает, из какого дерева изготавливали посуду?
- Правильно из липы.
- Что дальше происходило с изделием после того как его вытачивали на токарном станке? (ответы детей)
- Правильно, дерево сушат не менее года, потом обмазывали глиной, потом смазывали маслом льняным и покрывали олифой. Потом, покрывали алюминиевым порошком и только потом расписывали.
- А кто знает, какими кисточками расписывают хохломские изделия?
- Кисточки используют только из хвоста белки. Такими кисточками можно
Выполнять и широкие и очень тонкие, узкие мазки.
- Скажите мне, а какое самое главное отличие Хохломской росписи?
- Да, вы правы. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастер создаёт новый узор, никогда не повторяя предыдущий орнамент.
- А какая цветовая гамма используется и почему? А какие цвета не используются?
- Да, правильно используются чёрная, золотая, жёлтая, красная краски. Не используется синяя, голубая, фиолетовая, потому что мастера очень любили свой богатый растительностью край и рисунок использовали ягодно-растительный. Давайте и мы с вами превратимся в мастеров и распишем разделочные доски Хохломской росписью. Великий русский хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу, это и будет настоящее творчество.
Хозяйка Молодцы, ребята. В моей деревне народ любит рассказывать сказки. А вы любите сказки?
Воспитатель Дети не только любят слушать сказки, но и сами их драматизируют. Сейчас мы покажем р. н. с. сказку «Жихарка».
Р. Н. Сказка «Жихарка»
Воспитатель А теперь, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим нашу Хозяюшку за гостеприимство. До новых встреч. ( Дети под р. н. м. музыку выходят из зала).
Воспитатель: Стаканова Лилия Игоревна
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МО «Славский городской округ»
_____________________________________________________________
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад «Теремок»
Рассмотрено на заседании Педагогического совета от «___» __________201__г Протокол №___ | Утверждаю Заведующий МБДОУ детского сада «Теремок» ___________ Репницина Т.Н. Приказ № ________________ «____» _____________201__г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Социально - педагогической направленности
«Хочу всё знать»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации – 1 год
Автор составитель:
Стаканова Лилия Игоревна
Воспитатель Высшей Кат.
МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Большаково 2019 г.
Пояснительная записка
Исследования психологов показали, что наилучших успехов в школе добиваются не дети, имеющие большой объём знаний и умений, а дети, проявляющие интеллектуальную активность, умеющие слушать, анализировать, выполнять инструкции педагога, работать в коллективе и самостоятельно, имеющие большое желание думать и узнавать новое.
Поэтому основными целями этой программы являются формирование математических представлений, способствующие всестороннему развитию личности, формирование мотивации обучения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, увеличение объема внимания, памяти и формирование мыслительных процессов. Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы образовательной деятельности, поэтому все задания связаны одной сюжетной линией. В процессе выполнения заданий ребёнок без всякого принуждения познакомиться с цифрами, усвоит их последовательность, образование, научиться соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по величине, узнает о геометрических фигурах. Также в игре ребенок закрепит знания о фруктах, овощах, грибах и ягодах, выучит стихи, научиться писать цифры. В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связаны с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей не выходя из учебной ситуации, что гарантирует хорошую подготовку к освоению более сложного материала.
Новизна заключается в том, что основными целями программы являются формирование первичных математических представлений, способствующее всестороннему развитию личности.
ЗАДАЧИ.
- Сформировать у детей основные элементы познавательной деятельности: запас знаний, умений и навыков.
- Формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
- Воспитывать способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.
- Формировать умение понимать суть учебной задачи и выполнять её самостоятельно.
- Целенаправленно формировать основные мыслительные операции: (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации).
- Компенсировать дефицит речевого общения.
Основные направления математического кружка «Хочу всё знать»:
Увеличение объёмов памяти и внимания и формирование мыслительных процессов у дошкольников.
Организация деятельности и режим математического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю - вторник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40-16.00 продолжительность 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно-образовательной работы в старшей группы с детьми 5-6 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа | Количество занятий в неделю | Количество часов в месяц/год | Форма проведения |
Кружок «Хочу всё знать» | 1 раз | 4 раза | Подгрупповая |
Итого в год | 30 |
4.1. Учебно - тематический план
№ п/п | Раздел программы | Кол-во частей занятия |
1. | Количество и счет | 17 |
2. | Величина | 4 |
3. | Форма | 4 |
4. | Ориентировка в пространстве | 1 |
5. | Ориентировка во времени | 2 |
6. | Мониторинг | 2 |
Итого: | 30 |
Рабочая программа
Социально – педагогической направленности
«Хочу всё знать»
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ИСТОЧНИК | ФОРМЫ РАБОТЫ | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 | Диагностика | ||||||
2 | Диагностика | ||||||
3 | Понятия «длинный» и «короткий», «один» и «много» |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Найди нужную дорожку». «Левая и правая» | |||
4 | Круг, овал |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Подарим шарики», «Раскрась овалы», «Найди лишний». | |||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 | Числа и цифры «0», «1», «2». Понятия «большой», «маленький» |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Раскрась одинаковые игрушки», «Листики». | |||
2 | «Высокий», «Низкий». Треугольник. |
| И.П.Афанасьева | Игровое упражнение «Грибы». | |||
3 | Числа и цифры от «0» до «3» |
счета и умения соотносить цифры с количеством;
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Елочки», «Сосчитаем цветочки» | |||
4 | Числа и цифры от «0» до «3». Понятия «тонкий», «толстый». |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «За грибами», «Дубы». | |||
НОЯБРЬ | |||||||
1 | Ориентировка в пространстве |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Найди лишний», «Найди дорожку». «Починим зонтик». | |||
2. | Число и цифра «4» |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Раскрасим зонтики». «Сосчитаем желуди». «Разложим желуди». | |||
3. | Число и цифра «4». Четырехугольники |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Раскрасим квадраты». «Предметы из фигур». | |||
4. | Времена года. Повторение цифр от «0» до «4» |
| И.П.Афанасьева | Игровое упражнение: «Нарядим елку». | |||
ДЕКАБРЬ | |||||||
1. | Понятия «широкий», «узкий». Соотнесение количества и цифры |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Новогодняя гирлянда». «Лесенка». «Подарки». «Столько же». | |||
2. | Число и цифра «5». |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Найди лишний». «Коробки для подарков». | |||
3. | Закрепление знания цифр. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Обведём цифры». «Собери цифру из частей». | |||
4. | Соотнесение цифр с количеством. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Гости». «Сосчитай и раскрась». | |||
ЯНВАРЬ | |||||||
1. Каникулы. 2. | |||||||
3. | Число и цифра «6». |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Поможем белочкам». «Что не так». «Кто за забором». «Приготовим инвентарь». «Выбери фигуру». | |||
4. | Закрепление навыков счёта и умения соотносить цифры с количеством. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Нарисуй заборчик». «План участка». «Соберём урожай». | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
1. | Закрепление навыков счёта и знания цифр. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Считай – овощи собирай». «Нарисуй и обозначь цифры». | |||
2. | Знакомство с числом и цифрой «7». |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Найди и раскрась». «Разложи по тарелочкам». | |||
3. | Порядковый счёт. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Самый вниматель- ный». «Собери цифру из частей». | |||
4. | Закрепление пройденного материала. |
| И.П.Афанасьева | Игровое упражнение: «Раскрась вазу». | |||
МАРТ | |||||||
1. | Соотнесение цифры и количества. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Яблоньки». «Найди лишнее». | |||
2. | Число и цифра «8». |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «считай – не зевай». «Груши». | |||
3. | Закрепление пройденного материала. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Найди цифры». «Соберём ягоды». «Найди лишнее». «Нарисуй ягодки». | |||
4. | Закрепление пройденного материала. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Заготовки». «Раскрасим банки с вареньем». | |||
АПРЕЛЬ | |||||||
1. | Число и цифра «9». |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Самый внимательный». «Раздели на группы». «Наряди пекаря». «Угости мышек». | |||
2. | Закрепление пройденного материала. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Найди одинаковые». «Покажи маршрут». «Собери цифры». | |||
3. | Число «десять». |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Найди лишнюю». «Разложим булочки». «Зоркий глаз». | |||
4. | Закрепление пройденного материала. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Подарки к школе». «Раскрась карандаши». «Самый внимательный». | |||
МАЙ | |||||||
1. | Геометрические фигуры. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Разделим на группы». «Соедини с фигурой». «Шарики». | |||
2. | Закрепление знаний цифр. |
| И.П.Афанасьева | Игровые упражнения: «Собери цифры». «Найди цифры». «Раскрась машинку». «День и ночь». |
Итого: 30 занятий
Материальное обеспечение
- Игры –головоломки: «Танграм», «Листик», «Колумбово яйцо».
- Дидактические игры: «Сложи узор», «Цветные счетные палочки Кьюзенера», «Волшебный квадрат Воскобовича», Логические блоки Дьенеша».
- Настольно- печатные игры: «Юный математик», «Геометрические формы»
- Математические наборы на каждого ребёнка «Учись считать».
- Плакаты: «Счет от 1 до 10», «Геометрические фигуры плоские и объёмные» «Цвет». Наборы учись считать.
- Мозаика твердая и мягкая.
- 6.Рабочие тетради «Вместе учимся считать» №1, №2, №3, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Хочу все знать!» (подготовительная группа 6-7 лет)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ1. Пояснительная записка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3-51.1. Планируемые результа...
Дополнительная общеразвивающая программа с детьми 3-4 лет Хочу все знать. Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.
Дополнительная общеразвивающая программа с детьми 3-4 лет Хочу все знать....
Дополнительная общеразвивающая программа с детьми 3-4 лет "Хочу все знать".
Дополнительная общеразвивающая программа с детьми 3-4 лет "Хочу все знать"....
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"
Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...
дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...
Дополнительная общеразвивающая программа "Хочу всё знать"
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательной активности и интереса детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами и явлениями окружаю...