ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Хочу всё знать"
методическая разработка (старшая группа)

Стаканова Лилия Игоревна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

Социально - педагогической направленности

 «Хочу всё знать»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx17.89 КБ
Файл kruzhok_2019-2020.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно- эстетическая образовательная ситуация с элементами музыкально-театрализованной деятельности

«Золотая Хохлома».

 (Старший дошкольный возраст)

Программные задачи: Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества  разных жанров.

Цель: Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления с хохломской росписью. Прививать любовь к своему народу, родной природе. Вызвать интерес детей драматизировать р. н. сказки «Жихарка».

Материал: Различные хохломские изделия и мебель. Русские народные музыкальные инструменты. Русские народные мелодии в исполнении оркестра им. Н Осипова (аудиозапись). Слайды с изображением хохломской посуды. Мольберты, краски, кисти, атрибутика и костюмы для р. н. с.

Методы и приёмы: Словесный, наглядно – образный, практический.

Интеграция образовательных областей:

 Социально-коммуникативное развитие – Дети узнают историю создания хохломской росписи.

Познавательное развитие – Ознакомление детей с хохломской росписью, показ слайдов, рассказ об истории возникновения хохломской росписи, загадывание загадок, пословиц и поговорок,  пение русских народных песен.

Речевое развитие: Расширение активного словаря (хохломская посуда, драматизация р. н. сказки «Жихарка»).

Физическое развитие:  Развитие двигательной активности в танцах и играх.

Художественно-эстетическое развитие:  Учить выбирать колорит росписи, развивать чувство цвета, творческую фантазию.

                                  Ход образовательной ситуации

Дети входят в зал под русскую народную мелодию. На столах разложены различные хохломские изделия:  ложки, плошки, вазочки, доски и т. д.

Стоит хохломская мебель: стульчики, столы. Дети под р. н. мелодию входят в музыкальный зал. В «избе» детей и воспитателя приветствует Хозяюшка.

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь. Я

очень рада Вас видеть в своей «избе». Здесь много интересных предметов. Посмотрите, полюбуйтесь на них. Резчики по дереву, столяры, художники, мастера игрушечных дел поработали на славу, людям на радость. Какие пословицы вы знаете  о труде? (Ответ детей).

    Хохлома - русское народное искусство. Посмотрите, как ярок и пышен её узор! Вот, и малиновый листок, и калиновый. (Дети читают стихи). Узоры свои русский народ взял у матушки- природы: у лесов, у полей, у садов. Поэтому они и получились такими весёлыми, радостными, как русская песня.

    Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте песню шуточную, песню шуточную – прибауточную.

                  Дети исполняют хоровод «Ой, сад во дворе».

Хозяюшка  Ай, да молодцы, ребята. как  хорошо поёте.

Воспитатель Теперь, ребята, предлагаю вам сесть на стулья и познакомиться с историей создания хохломской росписи. (Показ слайдов).

       Родина искусства хохломы – лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду. Хохлома – это крупнейшее торговое село и с местом продажи связано и название промысла. Со временем и сами изделия стали называть хохломой.

    - Дети, а вы знаете для кого изначально предназначалась хохломская посуда? ( ответы детей)

    - Правильно, для царского двора и только намного позже, она стала любимой и популярной у простого народа.

    - Кто из вас знает, из какого дерева изготавливали посуду?

    - Правильно из липы.

     - Что дальше происходило с изделием после того как его вытачивали на токарном станке? (ответы детей)

    - Правильно, дерево сушат не менее года, потом обмазывали глиной, потом смазывали маслом льняным и покрывали олифой. Потом, покрывали алюминиевым порошком и только потом расписывали.

    - А кто знает, какими кисточками расписывают хохломские изделия?

    - Кисточки используют только из хвоста белки. Такими кисточками можно

Выполнять и широкие и очень тонкие, узкие мазки.

    - Скажите мне, а какое самое главное отличие Хохломской росписи?

    - Да, вы правы. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастер создаёт новый узор, никогда не повторяя предыдущий орнамент.

    - А какая цветовая гамма используется и почему? А какие цвета не используются?

    - Да, правильно используются чёрная, золотая, жёлтая, красная краски. Не используется синяя, голубая, фиолетовая, потому что мастера очень любили свой богатый растительностью край и рисунок использовали ягодно-растительный. Давайте и мы с вами превратимся в мастеров и распишем разделочные доски Хохломской росписью. Великий русский хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу, это и будет настоящее творчество.

    Хозяйка  Молодцы, ребята. В моей деревне народ любит рассказывать сказки. А вы любите сказки?

    Воспитатель Дети не только любят слушать сказки, но и сами их драматизируют. Сейчас мы покажем  р. н. с. сказку «Жихарка».

                                         Р. Н. Сказка «Жихарка»

    Воспитатель А теперь, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим нашу Хозяюшку за гостеприимство. До новых встреч. ( Дети под р. н. м. музыку выходят из зала).

 Воспитатель: Стаканова Лилия Игоревна



Предварительный просмотр:

          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

МО «Славский городской округ»

_____________________________________________________________

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 детский сад «Теремок»

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

от «___» __________201__г

Протокол №___

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

детского сада «Теремок»

___________ Репницина Т.Н.

Приказ № ________________

«____» _____________201__г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

Социально - педагогической направленности

«Хочу всё знать»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации – 1 год

                                                                    Автор составитель:

                                                        Стаканова Лилия Игоревна

                                                      Воспитатель Высшей Кат.

                                                               МБДОУ детский сад «Теремок»

п. Большаково 2019 г.

Пояснительная записка 

Исследования психологов показали, что наилучших успехов в школе добиваются не дети, имеющие большой объём знаний и умений, а дети, проявляющие интеллектуальную активность, умеющие слушать, анализировать, выполнять инструкции педагога, работать в коллективе и самостоятельно, имеющие большое желание думать и узнавать новое.

Поэтому основными целями этой программы являются формирование математических представлений, способствующие всестороннему развитию личности, формирование мотивации обучения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, увеличение объема внимания, памяти и формирование мыслительных процессов. Возрастные особенности детей  требуют использования игровой формы образовательной деятельности, поэтому все задания связаны одной сюжетной линией. В процессе выполнения заданий ребёнок без всякого принуждения познакомиться с цифрами, усвоит их последовательность, образование, научиться соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по величине, узнает о геометрических фигурах. Также в игре ребенок закрепит знания о фруктах, овощах, грибах и ягодах, выучит стихи, научиться писать цифры. В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связаны с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей не выходя из учебной ситуации, что гарантирует хорошую подготовку к освоению более сложного материала.

Новизна заключается в том, что основными целями программы являются формирование первичных математических представлений, способствующее всестороннему развитию личности.

ЗАДАЧИ.

  1. Сформировать у детей основные элементы познавательной деятельности: запас знаний, умений и навыков.
  2. Формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  3. Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
  4. Воспитывать способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.
  5. Формировать умение понимать суть учебной задачи и выполнять её самостоятельно.
  6. Целенаправленно формировать основные мыслительные операции: (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации).
  7. Компенсировать дефицит речевого общения.

Основные направления математического кружка «Хочу всё знать»:

Увеличение объёмов памяти и внимания и формирование мыслительных процессов у дошкольников.

Организация деятельности и режим математического кружка:

Кружок проводится 1 раз в неделю  - вторник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40-16.00 продолжительность 20 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно-образовательной работы в старшей группы с детьми 5-6 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная  программа

Количество занятий в неделю

Количество часов в месяц/год

Форма проведения

Кружок «Хочу всё знать»

1 раз

4 раза

Подгрупповая

Итого в год

30

4.1. Учебно - тематический план

 

№ п/п

Раздел программы

Кол-во

частей  занятия

1.

Количество и счет

17

2.

Величина

4

3.

Форма

4

4.

Ориентировка в пространстве

1

5.

Ориентировка во времени

2

6.

Мониторинг

2

Итого:

30

Рабочая программа

Социально – педагогической направленности

«Хочу всё знать»

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ИСТОЧНИК

ФОРМЫ РАБОТЫ

СЕНТЯБРЬ

1

Диагностика

2

Диагностика

3

Понятия «длинный» и «короткий», «один» и «много»

  • Упражнение детей в сравнении предметов по длине на зрительной основе;
  • закрепление понятий «длинный» и «короткий», «один» и «много»;
  • формирование умения детей определять словом положение предмета.

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Найди нужную дорожку».

«Левая и правая»

4

Круг, овал

  • Закрепление представления детей о геометрических фигурах;
  • развитие умения группировать предметы по форме;
  • закрепление знаний об овале;
  • расширение и активизация словарного запаса по данной теме;
  • обобщение и систематизация знаний по теме «Мебель».

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Подарим шарики», «Раскрась овалы», «Найди лишний».

ОКТЯБРЬ

1

Числа и цифры «0», «1», «2». Понятия «большой», «маленький»

  • Закрепление навыков счета и умения соотносить цифры с количеством предметов;
  • обучение сравниванию предметов по размеру;
  • формирование обобщающих понятий, расширение знаний о деревьях

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Раскрась одинаковые игрушки», «Листики».

2

«Высокий», «Низкий». Треугольник.

  • Закрепление понятий «высокий», «низкий»;
  • продолжать знакомить с треугольной формой;
  • закрепить образование числа «три» и цифры «3».

И.П.Афанасьева

Игровое упражнение «Грибы».

3

Числа и цифры от «0» до «3»

  • Закрепление навыков

     счета и умения соотносить цифры с количеством;

  • закрепление знаний геометрических фигур;
  • «закрепление понятий большой» и «маленький»

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Елочки», «Сосчитаем цветочки»

4

Числа и цифры от «0» до «3». Понятия «тонкий», «толстый».

  • Закрепление навыков счета и знания цифр;
  • закрепление понятий «толстый», «тонкий».

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «За грибами», «Дубы».

НОЯБРЬ

1

Ориентировка в пространстве

  • Закрепление умения детей ориентироваться в пространстве.
  • обучение группировке предметов по общему признаку, развитие умения выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Найди лишний», «Найди дорожку». «Починим зонтик».

2.

Число и цифра «4»

  • знакомство с образованием числа «четыре»;
  • восприятие цифры «4»;
  • закрепление знания цифр от «1» до «4»

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Раскрасим зонтики».

«Сосчитаем желуди».

«Разложим желуди».

3.

Число и цифра «4». Четырехугольники

  • Знакомство с образованием числа «четыре» и цифрой «4»;
  • закрепление знания цифр от «1» до «4»;
  • закрепление представлений детей о геометрических фигурах

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения:

«Раскрасим квадраты».

«Предметы из фигур».

4.

Времена года. Повторение цифр от «0» до «4»

  • Закрепление знаний о временах года;
  • закрепление знания цифр от «0» до «4»;
  • формирование пространственных представлений

И.П.Афанасьева

Игровое упражнение: «Нарядим елку».

ДЕКАБРЬ

1.

Понятия «широкий», «узкий». Соотнесение количества и цифры

  • Закрепление навыков счёта и умения соотносить цифры с количеством предметов;
  • закрепление понятия «столько же»

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения:

«Новогодняя гирлянда». «Лесенка». «Подарки». «Столько же».

2.

Число и цифра «5».

  • Знакомство с образованием числа «пять» и цифрой «5»;
  • формирование умения находить признаки сходства и различия предметов;
  • формирование навыков порядкового счёта;
  • закрепление навыков сравнения предметов

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Найди лишний». «Коробки для подарков».

3.

Закрепление знания цифр.

  • Закрепление знания цифр;
  • формирование умения находить сходства и различия предметов;
  • развитие целостного восприятия цифр от «0» до «5»

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Обведём цифры».

«Собери цифру из частей».

4.

Соотнесение цифр с количеством.

  • закрепление навыков счёта и умения соотносить цифры с количеством;
  • закрепление знаний о диких животных

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Гости». «Сосчитай и раскрась».

ЯНВАРЬ

    1.        Каникулы.

    2.

3.

Число и цифра «6».

  • Знакомство с числом и цифрой «6»;
  • закрепление навыков счёта;
  • закрепление знаний о предметах садового инвентаря;
  • расширение словарного запаса по данной теме;
  • закрепление знаний геометрических фигур

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Поможем белочкам». «Что не так». «Кто за забором». «Приготовим инвентарь». «Выбери фигуру».

4.

Закрепление навыков счёта и умения соотносить цифры с количеством.

  • Закрепление навыков счёта и умения соотносить цифры с количеством;
  • закрепление знаний геометрических фигур;
  • закрепление знаний об овощах

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Нарисуй заборчик». «План участка». «Соберём урожай».

ФЕВРАЛЬ

1.

Закрепление навыков счёта и знания цифр.

  • Закрепление навыков счёта и умения соотносить цифры с количеством;
  • закрепление понятия «столько же»;
  • закрепление знаний об овощах

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Считай – овощи собирай». «Нарисуй и обозначь цифры».

2.

Знакомство с числом и цифрой «7».

  • Знакомство с образованием числа «семь» и цифрой «7»;
  • закрепление знания цифр»;
  • закрепление знаний о фруктах

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Найди и раскрась». «Разложи по тарелочкам».

3.

Порядковый счёт.

  • Развитие навыков порядкового счёта;
  • закрепление знаний о фруктах;
  • развитие целостного восприятия цифр от «0» до «7»

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Самый вниматель- ный».

«Собери цифру из частей».

4.

Закрепление пройденного материала.

  • Закрепление знания цифр и стихов про них

И.П.Афанасьева

Игровое упражнение: «Раскрась вазу».

МАРТ

1.

Соотнесение цифры и количества.

  • Соотнесение цифры и количества;
  • закрепление знания цифр;
  • закрепление навыков счёта и умения соотносить цифры с количеством;
  • закрепление умений детей ориентироваться в пространстве;
  • обучение детей группировать предметы по общему признаку, развитие умения выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Яблоньки». «Найди лишнее».

2.

Число и цифра «8».

  • Закрепление знания цифр;
  • знакомство с образованием числа «восемь» и цифры «8»;
  • закрепление навыков счёта

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «считай – не зевай». «Груши».

3.

Закрепление пройденного материала.

  • Закрепление навыков счёта и умения соотносить цифры с количеством предметов;
  • закрепление знания цифр;
  • систематизация знаний о ягодах

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Найди цифры». «Соберём ягоды». «Найди лишнее». «Нарисуй ягодки».

4.

Закрепление пройденного материала.

  • Закрепление навыков счёта и знания цифр;
  • систематизация знаний о ягодах, овощах, и фруктах;
  • расширение и активизация словарного запаса

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Заготовки». «Раскрасим банки с вареньем».

АПРЕЛЬ

1.

Число и цифра «9».

  • Закрепление навыков счёта и знания цифр;
  • знакомство с образованием числа «девять» и цифрой «9»;
  • закрепление навыка делить предметы на группы

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Самый внимательный». «Раздели на группы». «Наряди пекаря». «Угости мышек».

2.

Закрепление пройденного материала.

  • Развитие навыков составления числового ряда;
  • зазвитие целостного восприятия цифр от «0» до «9»;
  • закрепление навыков счёта и знания цифр

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Найди одинаковые». «Покажи маршрут». «Собери цифры».

3.

Число «десять».

  • Знакомство с числом «десять» и его обозначением;
  • закрепление навыков счёта и знания цифр;
  • закрепление понятий «большой», «маленький»;
  • закрепление навыков нахождения лишнего

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Найди лишнюю». «Разложим булочки». «Зоркий глаз».

4.

Закрепление пройденного материала.

  • Закрепление навыков счёта и знания цифр;
  • систематизация знаний о школьных принадлежностях;
  • продолжать знакомить с образованием числа «десять» и его обозначением;
  • закрепление знаний цифр

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Подарки к школе». «Раскрась карандаши». «Самый внимательный».

МАЙ

1.

Геометрические фигуры.

  • Закрепление знания геометрических фигур;
  • развивать умение группировать предметы по заданному признаку;
  • развитие умения выделять предмет, отличающийся от остальных;
  • закрепление навыков находить предмет с определёнными свойствами

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Разделим на группы». «Соедини с фигурой». «Шарики».

2.

Закрепление знаний цифр.

  • Закрепление навыков счёта и знания цифр;
  • закрепление навыков порядкового счёта;
  • развитие целостного восприятия цифр

И.П.Афанасьева

Игровые упражнения: «Собери цифры». «Найди цифры». «Раскрась машинку». «День и ночь».

Итого: 30 занятий

Материальное обеспечение

  1. Игры –головоломки: «Танграм», «Листик», «Колумбово яйцо».
  2. Дидактические игры: «Сложи узор», «Цветные счетные палочки Кьюзенера», «Волшебный квадрат Воскобовича», Логические блоки Дьенеша».
  3. Настольно- печатные игры: «Юный математик», «Геометрические формы»
  4. Математические наборы на каждого ребёнка «Учись считать».
  5. Плакаты: «Счет от 1 до 10», «Геометрические фигуры плоские и объёмные» «Цвет». Наборы учись считать.
  6. Мозаика твердая и мягкая.
  7. 6.Рабочие тетради «Вместе учимся считать» №1, №2, №3, №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа с детьми 3-4 лет "Хочу все знать".

Дополнительная общеразвивающая программа с детьми 3-4 лет "Хочу все знать"....

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"

Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Дополнительная общеразвивающая программа "Хочу всё знать"

Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательной активности и интереса детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами и явлениями окружаю...