Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)
Дать детям представление об экологических проблемах в настоящее время и о там как беречь природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Биккулова Дания Дамировна,
воспитатель,
МБДОУ № 198, г. Оренбург
Экологическое воспитание дошкольников
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит,
пересесть из него просто некуда. Если у человечества не
найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой,
то на умершей, покрытой пылью безжизненной земле стоило бы,
пожалуй, установить надгробную плиту с такой
скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя».
Антуан де Сент-Экзюпери
В настоящее время вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в масштабную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят окружающий мир. Поэтому в обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического воспитания подрастающего поколения. Возникла серьезная потребность воспитания экологически образованных, гуманных людей, которые влaдеют экологическими знаниями, спoсобных к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в будущем стать прочными убеждениями. Поэтому экологическое воспитание дошкольников – это важный момент в решении вопроса сохранения природы.
В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, с помощью взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека и первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.
Целью экологического воспитания является формирование положительного отношения к природе.
Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, дать необходимые знания в области экологии – основные задачи экологической работы в ДОУ.
Воспитание экологической культуры включает в себя процесс совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену. Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются: самостоятельные наблюдения, проведение опытов, чтение рассказов с последующим их обсуждением, выработка определенных навыков в различных видах деятельности (игры, импровизации, уход за животными и растениями).
Для повышения эффективности экологического образования в ДОУ проводятся:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты, любования, красоты, мышления;
- уроки безопасности;
- игровые обучающие ситуации;
- экологический театр, музей;
- коллекционирование;
- конкурсы, фестивали, праздники, марафоны;
- недели творчества;
- труд в природе;
- экологические проекты, тренинги.
Наблюдение – это познавательная целенaправленная деятельнoсть, которая проходит при высокой умственной активности детей в естественной среде. Наблюдения организуется воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках. Главное в наблюдении – познание природы, ее очеловечивание (природа живет, меняется, радуется, злиться). Наблюдения на прогулке кратковременные, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.
Уроки доброты можно проводить индивидуально или с подгруппой детей старшего возраста. Цели: развить интерес к природе; сформировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитать чуткость и сопереживание. Такие уроки можно сочетать с музыкой, восприятием художественной литературы.
Обсуждение и проигрывание ситуаций закрепляют в сознании детей нормы и правила поведения в природе. Например, дети затоптали клумбу. Воспитатель на них рассердился. Почему?
Экологический музей является для ребенка настоящей школой природы. В нем представляют следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); вода, ее использование и охрана; зеленая аптека (лекарственные травы); экологические катастрофы и бедствия (альбомы и иллюстрации).
Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность наблюдать растения и животных в среде их обитания. Экскурсии развивают у детей наблюдательность, пробуждает интерес к изучению природы. Красота природы вызывает у деток глубокие переживания, яркие впечатления, у детей формируется любовь к природе, бережное отношение к ней.
Практическая деятельность детей закрепляет нормы поведения в природе. Обычно дети участвуют в уборке территории, посадке деревьев, кустарников. Oни могут ухaживать за муравейниками, слабыми деревьями, подкармливать птиц, могут расставлять природоохранные знаки.
Воспитатель должен помочь ребенку понять, что по отношению к природе он является сильной стороной, а поэтому должен оберегать и заботиться о ней. И при условии качественного формирования экологической культуры ребенка мы можем быть уверены, что он будет любить и беречь окружающую его природу всю жизнь.
Список литературы:
- Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в условиях системных обновлений в образовании. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 188с.
- Зебзеева В.А., Моисеева Л.В. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования. – Екатеринбург: ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет, 2008. – 169 с.
- Кобзева Т.Г., Холодова И.А. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-67001.jpg)
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-694605-1476639993.jpg)
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-94593-1487409182.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-671980-1663918648.jpg)
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...