Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Биккулова Дания Дамировна

Дать детям представление об экологических проблемах в настоящее время и о там как беречь природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologiya.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Биккулова Дания Дамировна,

воспитатель,

МБДОУ № 198, г. Оренбург

Экологическое воспитание дошкольников

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит,

пересесть из него просто некуда. Если у человечества не

найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой,

то на умершей, покрытой пылью безжизненной земле стоило бы,

 пожалуй, установить надгробную плиту с такой

скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя».

Антуан де Сент-Экзюпери

        В настоящее время вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в масштабную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят окружающий мир. Поэтому в обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического воспитания подрастающего поколения. Возникла серьезная потребность воспитания экологически образованных, гуманных людей, которые влaдеют экологическими знаниями, спoсобных к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания.  И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время  знания могут в будущем стать прочными убеждениями. Поэтому экологическое воспитание дошкольников – это важный момент в решении вопроса сохранения природы.

        В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, с помощью взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека и первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.  

        Целью экологического воспитания является формирование положительного отношения к природе.

Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, дать необходимые знания в области экологии – основные задачи экологической работы в ДОУ.

Воспитание экологической культуры включает в себя процесс совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену. Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются: самостоятельные  наблюдения, проведение опытов, чтение рассказов с последующим их обсуждением, выработка определенных навыков в различных видах деятельности (игры, импровизации, уход за животными и растениями).

Для повышения эффективности экологического образования в ДОУ проводятся:

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты, любования, красоты, мышления;

- уроки безопасности;

- игровые обучающие ситуации;

- экологический театр, музей;

- коллекционирование;

- конкурсы, фестивали, праздники, марафоны;

- недели творчества;

- труд в природе;

- экологические проекты, тренинги.

        Наблюдение – это познавательная целенaправленная деятельнoсть, которая проходит при высокой умственной активности детей в естественной среде. Наблюдения организуется воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках. Главное в наблюдении – познание природы, ее очеловечивание (природа живет, меняется, радуется, злиться). Наблюдения на прогулке кратковременные, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.

        Уроки доброты можно проводить индивидуально или с подгруппой детей старшего возраста. Цели: развить интерес к природе; сформировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитать чуткость и сопереживание. Такие уроки можно сочетать с музыкой, восприятием художественной литературы.

        Обсуждение и проигрывание ситуаций закрепляют в сознании детей нормы и правила поведения в природе. Например, дети затоптали клумбу.  Воспитатель на них рассердился. Почему?

         Экологический музей является для ребенка настоящей школой природы. В нем представляют следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); вода, ее использование и охрана; зеленая аптека (лекарственные травы); экологические катастрофы и бедствия (альбомы и иллюстрации).

        Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность наблюдать растения и животных в среде их обитания. Экскурсии развивают у детей наблюдательность, пробуждает  интерес к изучению природы. Красота природы вызывает у деток глубокие переживания, яркие впечатления, у детей формируется любовь к природе, бережное отношение к ней.

        Практическая деятельность детей закрепляет нормы поведения в природе. Обычно дети участвуют в уборке территории, посадке деревьев, кустарников. Oни могут ухaживать за муравейниками, слабыми деревьями, подкармливать птиц, могут расставлять природоохранные знаки.

Воспитатель должен помочь ребенку понять, что по отношению к природе он является сильной стороной, а поэтому должен оберегать и заботиться о ней. И при условии качественного формирования экологической культуры ребенка мы можем быть уверены, что он будет любить и беречь окружающую его природу всю жизнь.

Список литературы:

  1. Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в условиях системных обновлений в образовании. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 188с.
  2. Зебзеева В.А., Моисеева Л.В. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования. – Екатеринбург: ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет, 2008. – 169 с.
  3. Кобзева Т.Г., Холодова И.А. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...