Открытое занятие по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Закирова Наталья Анатольевна

 Конспект данного занятия может помочь педагогу познакомить детей с космосом, заинтересовать его новыми знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_kosmos.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного проектно-исследовательского занятия в подготовительной к школе группе «Такой загадочный космос»

Цель: в процессе экспериментальной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о космосе.

Задачи:

- дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах,

- научить проводить эксперимент,

- пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия,

- формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса,

- формировать умение делать выводы по результатам опытов.

Предварительная работа.

  • просмотр документальных фильмов о космосе;
  • беседа «Луна – спутник Земли»;
  • чтение статей в энциклопедии «астрономия»;
  • рассматривание иллюстраций с изображением ракет;
  • подбор художественного слова, иллюстраций, слайдов;

Методы и приёмы:

  • Методы:игровые, сравнительно-поисковые, практические.
  • Приёмы:постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.

Словарная работа: Ввести в словарный запас детей слова: космодром, невесомость, скафандр.

Ход занятия.

– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

– Здравствуйте.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Хорошее, радостное, веселое.

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 Ребята, отгадайте мои загадки.

(Воспитатель загадывает загадки, картинки-отгадки вывешиваю на доску)

  1. Сверкая огромным хвостом в темноте,
    Несется среди ярких звезд в пустоте,
    Она не звезда, не планета,
    Загадка Вселенной…
    (Комета)
  2. Планета голубая,
    Любимая, родная.
    Она твоя, она моя,
    А называется…
    (Земля)
  3. В небе виден желтый круг
    И лучи, как нити.
    Вертится Земля вокруг,
    Словно на магните.
    (Солнце)
  4. Освещает ночью путь,
    Звездам не дает заснуть.
    Пусть все спят, ей не до сна,
    В небе светит нам…
    (Луна)

Воспитатель:

-Что объединяет все эти ответы- картинки? Как это можно назвать одним словом? (Космос, солнечная система).

- Скажите, ребята, а какой недавно праздник отмечала наша страна?

- Наша страна отмечала «День космонавтики».

- Как вы уже знаете,  первый в мире полёт на космическом корабле совершил советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Своим героическим поступком он открыл дорогу в бесконечное пространство.

- Как вы понимаете, что же такое космос?

(Выслушать ответы, уточнить).

- Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом.

- Ребята, а кто из вас хочет прямо сейчас узнать, что же такое космос, далёкий и загадочный, и что в нём происходит? Желающих много! В таком случае, я вам предлагаю прямо сейчас стать учеными – экспериментаторами, чтобы разгадывать загадки космоса, и приглашаю вас в «космическую лабораторию».

Космос называют еще и другим словом - Вселенная. Вселенная - это весь мир. Всё, что окружает нашу планету со всех сторон.

Например, небо, а на небе Солнце. Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Чтобы попытаться представить размеры Солнца проведём опыт.

Опыт № 1 «Солнце и Земля»

Цель: объяснить соотношение размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и маленький шарик, иллюстрация Солнца.

Ход: если бы Солнце уменьшилось до размеров мяча, то наша Земля стала бы размером с этот шарик. Что больше?

Вывод: Солнце намного больше земли.

- Чтобы запомнить, наклейте солнце и землю на своих карточках.

Разгадайте загадку: Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам. (Луна)

Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю, предлагаю провести опыт.

Опыт № 2 «Почему Луна не падает на Землю?»

Цель: объяснить детям, почему Луна не падает на землю.

Оборудование: кольцо спортивное, верёвка, иллюстрация Луны, иллюстрация опыта.

Ход: один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.

Вывод: весь секрет в движении.

- Чтобы запомнить этот закон, приклейте луну на своих карточках.

В безоблачный ясный вечер всё небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Звёзды не светят так ярко, как солнце, но они светятся. Звезды светятся всегда, но днём мы их не видим. Почему?

Опыт № 3 «Дневные звёзды»

Цель: показать, что звёзды светятся всегда.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, иллюстрация звёздного неба.

Ход: в освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.

Вывод: днём звёзды светятся тоже, но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только ночью на тёмном небе.

- Мы живём на планете Земля. Земля – это огромный твёрдый шар, на котором есть суша и вода. Землю окружает атмосфера. Она защищает планету от палящих лучей солнца и падающих с неба метеоритов. Они сгорают в атмосфере. А что же случается с поверхностью планеты, когда падают метеориты? (Показать иллюстрации метеоритного дождя и метеоритов.)

Опыт № 4 “Метеориты и метеоритные кратеры”

Цель: объяснить детям, что случается с поверхностью планеты, когда падают метеориты.

Оборудование: тарелка с мукой, теннисный шарик.

Ход: Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?

Вывод: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

- Земля это единственная известная нам обитаемая планета. На земле есть вода и воздух. А еще нашу Землю называют Голубой Планетой. Как вы думаете, почему?

Ответить на этот вопрос нам поможет следующий опыт.

Опыт № 5 «Голубое небо»

Цель: установить, почему землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, вода, молоко, ложка, пипетка, фонарик, иллюстрация Земли из космоса.

Ход: наполним стакан водой, добавим в стакан каплю молока и размешаем. Затемним комнату и установим фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Мы увидим, что луч света проходит только через чистую воду, а вода разбавленная молоком имеет голубовато-серый оттенок.

Вывод: в атмосфере находиться кислород, который также как частицы молока выделяет голубой цвет, когда на него падают лучи солнца. От этого с земли небо кажется голубым, а земля кажется голубой из космоса. Если в воздухе много пыли и влаги, то небо кажется серым.

Давным-давно учёные заметили, что на небе есть объекты которые передвигаются, блуждают. Они назвали эти объекты планетами. Планеты ближе к нам, чем другие звёзды. И они также как и наша Земля вращаются вокруг солнца. Все планеты, а их 9, которые вращаются вокруг Солнца, образуют солнечную систему.

Физкультминутка.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

(автор стихотворения - А. Хайт)

Ребята, чем дальше планета находится от Солнца, тем меньше солнечных лучей до неё доходит, тем и греют они планету меньше. Планета Меркурий самая горячая. Самая холодная - Нептун. А на планете Венера очень жарко и на ней много вулканов. Давайте посмотрим, как действует вулкан, и чем он опасен.

Опыт № 6 «Вулкан»

Цель: систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красная гуашь, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода, моющее средство.

Ход: В макет кратера вулкана добавляем соду, лимонную кислоту и постепенно вливаем воду. Для более зрелищной демонстрации эксперимента необходимо заранее в макет добавить красную гуашь и немного моющего средства. Тогда «лава» получится правдоподобной. Дети рассматривают «действие вулкана».

Вывод:Вулкан очень опасен: он все сжигает и сносит на своем пути.

Итог. Сколько загадок космоса мы сегодня попытались с вами разгадать! А как много космических загадок ещё осталось не разгаданными!

- Ребята, давайте вспомним, какие же загадки космоса мы сегодня попытались разгадать?

- Какой закон вас удивил?

- Какой закон оказался для вас самым интересным?

- Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?

Благодарю вас за работу в нашей «космической лаборатории», и горжусь вами, как «маленькими учеными». Вы прекрасно справились с сегодняшней задачей «ученых-экспериментаторов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""

Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию во II логопедической группе компенсирующей направленности (от5 до 6 лет) «Подсолнушки» на тему: «Воздух» (экспериментирование).

Экспериментируя дети расширяют свои представления о воздухе, его свойствах. Ребята учатся самостоятельно проводить опыты с воздухом, делать выводы, получив результаты своей познавательной деятельности...

Тема открытого занятия по познавательному развитию в коррекционных группах ДОУ. «Краснодар – не просто город, Краснодар – любовь моя».

Целью данной непосредственной образовательной деятельности было  равивать  чувство любви и уважения к своей малой родине, к городу Краснодару, развивать интерес к прошлому и настоящему ...

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей «Б» группе «Путешествие Капельки»

Содержание занятия направлено на интеллектуальное развитие детей, формирование познавательных интересов, целостной картины мира исследовательской и продуктивной деятельности....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе " Россия - наша Родина"  Нравственно патриотическое воспитание....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....